Тематика семинарских занятий по модулю 2 — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тематика семинарских занятий по модулю 2

2017-12-22 155
Тематика семинарских занятий по модулю 2 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 4. Интересы и приоритеты в социальной работе. Нравственно-личностные качества социального работника.

1. Интересы и приоритеты в социальной работе.

2. Нравственные знания, нравственные убеждения, нравственные потребности. Моральная норма.

3. Нравственно-личностные качества, необходимые социальному работнику.

Понятия:

честность, совесть, объективность, терпеливость, толерантность, тактичность, наблюдательность, внимательность, выдержка, справедливость, доброта, ответственность, адекватность самооценки, оптимизм, коммуникабельность, самосовершенствование, творческое мышление.

Литература:

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. / Г.П.Медведева. - М.: ВЛАДОС, 2002.(с.30 - 36, 60 - 95).

2. Основы социальной работы / П.Д.Павленок – М.: ИНФРА-М, 2003. (Р. 3).

3. Социальная работа: теория и практика. / под ред. Е.И.Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА, 2002.(с.370 - 376).

4. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой – М.: Юристъ, 2001. (гл. 13, 14, 18, 19).

5. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социальной работы. / М.В.Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Фирсов М.В. Теория социальной работы. / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Практические задания (кейсы):

· Составьте шкалу нравственно-личностных качеств, необходимых социальному работнику в его профессиональной деятельности. Обсудите в группе, скорректируйте, представьте.

· Подберите адекватные методики диагностики личностно-нравственных качеств социального работника. Проведите диагностику группы, сделайте выводы.

Занятие 5. Профессионализм социального работника. Профессиограмма.

1. Профессионализм. Уровни профессионального развития.

2. Классификация и типология ролей социального работника в учреждениях социальной сферы.

3. Профессиограмма. Коммуникативная и профессиональная профессиограмма социального работника.

4. Профессиональная «я-концепция» социального работника. Профессиональное призвание и мастерство социального работника.

5. Профессиональная диагностика. Оценочные методы.

Понятия: профессиограмма, профессиональная диагностика, профессионализм, профессиональная компетентность социального работника.

Литература:

1. Основы социальной работы / П.Д.Павленок – М.: ИНФРА-М, 2003. (Р. 3).

2. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. / С.В.Тетерский. – М.: Академический проект, 2001. (с. 17 – 31, 179 – 202).

3. Теория социальной работы / Под ред. Е.И.Холостовой – М.: Юристъ, 2001. (Р. 5).

4. Социальная работа: теория и практика. / под ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.-М.: ИНФРА,2002. (с.361 - 370).

5. Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социальной работы. / М.В.Фирсов. - М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Фирсов М.В. Теория социальной работы. / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. (с. 252 - 271).

Практические задания (кейсы):

o Составить профессиограмму социального работника и дать обоснование (при подготовке используйте «Информационные материалы для самостоятельной работы»).

o Предложить методы оценки профессиональной компетентности социального работника.

Занятие 6. Типичные ситуации в профессиональной деятельности социального работника. Психогигиена.

1. Внешний вид социального работника: манеры, одежда, рабочий стол.

2. Знакомство, повторная встреча с клиентом. Консультирование. Повседневное общение, общение с окружением клиента.

3. Общение с представителями учреждений, общение со спонсорами, разговор по телефону.

4. Профессиональные риски в социальной работе: деформация личности социального работника и синдром «эмоционального сгорания».

5. Психогигиена в социальной работе.

6. Ролевые игры. Анализ коммуникаций.

Практические задания (деловые игры, тренинги):

Задание 1

· Подготовить и разыграть в паре одну из типичных для профессиональной деятельности социального работника ситуаций, проблемную ситуацию, характерную для профессиональной деятельности социального работника и содержащую этическую проблему. Дать оценку коммуникативной компетентности партнеров. Выделить достоинства коммуникации, проблемные моменты, ошибки; предложить пути совершенствования коммуникации:

· внешний вид социального работника: манеры, одежда, рабочий стол

· знакомство

· консультирование

· повторная встреча

· общение с окружением клиента

· общение с представителями учреждений

· общение со спонсорами

· разговор по телефону

Проанализировать ситуацию и поведение партнеров в игре. Дать оценку значимости коммуникативной компетентности, профессионализма, внешнего вида, этичности социального работника.

Задание 2

· Предложите свое видение решения проблемы профессиональной деформации специалистов и методов психогигиены в социальной работе (при подготовке используйте «Информационные материалы для самостоятельной работы»).

· Групповые тренинги и психотехники: работа в парах; невербальное общение; «преодоление преграды», аутотренинг, ребефинг, визуализация;

· Рисуночные тесты: «Рисунок на двоих», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

Понятия: психогигиена, «синдром эмоционального выгорания личности», профессиональная деформация личности.

Литература:

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы. / Г.П.Медведева. - М.: ВЛАДОС, 2002.(с.168 - 179).

2. Психология социальной работы / Под ред. М.А.Гулиной – СПб.: Питер, 2002.

3. Социальная работа: теория и практика. / под ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.- М.: ИНФРА, 2002. (с.361 - 378).

4. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. / С.В.Тетерский. – М.: Академический проект, 2001. (с. 138 - 145).

5. Технологии социальной работы. / под ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА, 2002. (гл. 8, 9, 15).

6. Фирсов М.В. Теория социальной работы. / М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. (с.261 - 288).

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К МОДУЛЮ 2

Информационные материалы для самостоятельной работы студентов могут использоваться студентами при подготовке семинарских занятий и в процессе подготовки к экзамену. Информационные материалы представлены тематическими подборками:

1. Коммуникативная профессиограмма социального работника

2. Профессиограмма профессии

3. Профессиональные риски и психогигиена в социальной работе

4. Методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального выгорания

КОММУНИКАТИВНАЯ ПРОФЕССИОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.). Общение — это прежде всего взаимодействие, взаимоотношение, сторонами которого являются люди, субъекты общения (В.И.Курбатов, И.Ф.Поручник).

Процесс общения включает в себя:

— формирование и развитие личности (социализацию инди­вида);

— развитие общества и общественных отношений;

— обмен результатами деятельности;

— создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;

— социально-психологическую адаптацию людей;

— обмен эмоциями;

— обучение, передачу умений и навыков;

— обмен информацией;

— обмен деятельностью;

— формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.

Общение выражается во взаимоотношениях типа:

1) «Я — Я» (индивидуально-личностный тип общения);

2) «Я — Мы» (индивидуально-коллективный тип);

3) «Мы — Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения характеризуется своими чертами, спе­цифической лексикой, имеет свои цели и задачи. Содержательный характер общения определяется предметом общения. Этим объясняется многообразие видов общения, каждому из которых присущи пластичность, способность модифицироваться и переходить в другой тип общения.

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе такой деятельности лежит коммуникативная тех­ника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техники, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Коммуникативная профессиограмма социального работника включает следующие знания и умения:

— знать речевой этикет и уметь его использовать;

— уметь формулировать цели и задачи делового общения;

— организовывать общение и управлять им;

— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

— владеть навыками и приемами делового общения, его так­тикой и стратегией;

— уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

— иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

— владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

— уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Таким образом, задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

Для закрепления материала приложения рекомендуется выполнить предлагаемые задания:

1. Разработайте мероприятие в форме индивидуальной или групповой беседы, лекции, игры, дискуссии, статьи в СМИ для освещения и разрешения проблемы различных категорий клиентов: ребенка-инвалида, безработного, бездомного, дезадаптированного подростка, подростка с делинкввентным поведением, одинокого пожилого человека.

2. Оцените собственную разработку по критериям коммуникативной профессиограммы социального работника (насколько грамотно сформулированы цели и задачи общения; адекватно ли выбрана форма; проанализирован ли предмет общения, насколько адекватно владение навыками и приемами делового общения, его так­тикой и стратегией; как умело используется доказательство и обоснование, аргументирование и убеждение, критика и опровержение, насколько возможно достичь соглашения и решения, компромисса или конвенции; каков уровень владения техникой речи, риторическими приемами и фи­гурами, правильно ли построена речь; можете ли с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс).

 

ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИИ

Профессиограмма профессии складывается из ряда компонентов:

1. Характеристика профессии и специализаций (где, кем работает, чем занимается).

2. Социологическое значение профессии, социально-психологическая характеристика (социальный престиж, межличностные взаимодействия).

3. Экономическое значение профессии.

4. Перечень объема знаний, умений, навыков, необходимых для успешного профессионального выполнения работы с особым выделением критериев профессионального мастерства; сроки подготовки и перспективы продвижения.

5. Гигиенические факторы, условия труда, профессиональная вредность.

6. Перечень физиологических требований, медицинских противопоказаний.

7. Психограмма (требования к психике, эмоционально-волевой сфере).

8. Коммуникативная и личностная профессиограмма.

Для закрепления материала приложения рекомендуется выполнить предлагаемые задания:

1. Оцените профессию социального работника в соответствии с критериями профессиограммы профессии.

2. Оцените собственные перспективы реализации в профессии с учетом профессиограммы профессии.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ И ПСИХОГИГИЕНА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Профессиональная деятельность социального работника относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентами, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиентов, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

Возникает так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при эмоционально насыщенной работе с людьми.Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». У социальных работников с высоким уровнем «выгорания» имеет место тенденция негативного отношения к клиентам и к себе. Высокий уровень эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности социальных работников может способствовать проявлению таких негативных черт личности как высокий уровень тревожности, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неудовлетворенность собой, низкая стрессоустойчивость.

Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, перспективу совершенствования. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста и требует адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания».

Понятие эмоционального «выгорания»

В общественном сознании и в научной литературе акцент делается на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Но совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса. Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб. Работники социальных служб, имея профессиональное образование и специальную подготовку в области психологии и социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обя­занностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена « эмоционального выгорания ».

Термин «эмоциональное сгорание (выгорание)» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для харак­теристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Синдром «эмоционального сгорания» определяется как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому «сгоранию» подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию). В результате появляются беспокойство, тревога, раз­дражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушения сна. Как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сго­рания», охватывает значительный круг профессий.

Факторы, вызывающие синдром эмоционального «выгорания»

После того как учеными была определена сущность синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей. При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П.Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, социальное происхождение. Однако оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, ис­пытывающих недостаток самостоятельности. Исследователь К.Кондо особо важное значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Он считает наиболее уязвимыми тех, кто реагирует на стрессы агрессивно, несдержанно, поддаваясь соперничеству. Стрессогенный фактор вызывает у таких людей, как правило, чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, чего хотелось достичь. К.Кондо относит к типу «сгорающих» также и «трудоголиков». Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания».

Существенную роль в «эмоциональном сгорании» играет ролевой фактор. Учеными были проведены исследования и получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». Они выявили, что это особенно проявляется в тех профессиональных ситуациях, в которых общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, тогда как результат труда зависит от слаженности и скоординированности действий. Анализ уровней «сгорания», проведенный в двух различных группах, показал, что распределение ответственности и коллегиальность в работе ограничивает развитие синдрома «сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше обычной. Таким образом, появлению синдрома «сгорания» способствует наличие ролевого конфликта в деятельности со­циального работника. На развитие синдрома «сгорания» оказывает воздействие и организационный фактор. Его влияние связано с тем, что рабо­та может быть сложной по содержанию, но недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, характер человека может не соответствовать содержанию работы, стрессогеном может стать невозможность профессионального роста, отсутствие творческой автономии, сверхконтроль со стороны руководства, несовершенство управления и т.д. Распространению синдрома также способствует неопределенность функций или недостаток ответственности. Смягчить развитие процесса «сгорания» могут различные виды стимулирования труда, обеспечение возможности профессионального роста, четкое распределение обязанностей, продуманные должностные инструкции, здоровый микроклимат в коллективе.

Симптомы эмоционального «выгорания»

В 1983 г. Е.Махер обобщил перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотиками); отсутствие аппетита или, наоборот, переедание; негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, перевозбуждение, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины. Симптомы синдрома "сгорания" не отличаются строгой специфичностью и могут варьировать от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психических расстройств. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом эмоционального «выгорания». Депрессия (от лат. depressio подавление) — это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека или его близких. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающееся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, приводит к пассивному поведению, безынициативности.

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «выгоранием». Среди них есть такие, которые связаны с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). Исследователь К.Кондо особое значение придает разрешению стрессовых ситуаций. Экстремальные ситуации часто сопровождаются стрессом, когда у социального работника возникает острый внутренний конфликт между жесткими требованиями, которые налагает на него ответственность, и объективная невозможность выполнить их. Стресс как состояние психической напряженности, вызванное трудностями, опасностями, в целом мобилизует человека на их преодоление. Однако если стресс превышает критический уровень, то он превращается в дистресс, снижающий результаты труда, подрывающий здоровье человека. Различают стрессы профессиональные, личностные, стрессы ответственности и т.д.

К профессиональным стрессам можно отнести вхождение в новую профессиональную среду; ситуацию нововведений и конфликтов в этой сфере; ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов; ситуации, связанные с профессиональным ростом, с карьерой и др. Так, ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере может способствовать появлению у человека таких стрессовых проявлений, как беспомощность, подверженность конфликтам, эмоциональная напряженность, снижение работоспособности, уровня самокритичности. В условиях нашей социокультурной системы стрессы формируют вредоносные эффекты, создающие барьеры в профессиональной деятельности социального работника. И, естественно, блокируют его коммуникативную активность в системе переподготовки и повышения квалификации, что создает субъективно-объективный стресс - эмоциональное напряжение, которое в результате повышает риск развития эмоционального «выгорания».

Синдром эмоционального «выгорания» рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи рассматривают «эмоциональное выгорание» как результат влияния различных стрессогенных факторов. Эффекты, возникающие под влиянием стресса сходны с эффектами «выгорания». Но, несмотря на схожесть эффектов выгорания и профессиональных стрессов, не следует отождествлять их. Синдром эмоционального «выгорания» скорее является не разновидностью стресса, а следствием влияния комплекса стрессовых факторов. Существуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые различают два вида таких состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжением как нормальным состоянием и эмоциональной напряженностью как предпаталогическим состоянием.

Бойко В.В. рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Бойко В.В. описывает различные симптомы «выгорания».

Симптом «эмоционального дефицита»

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это ничто иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму, все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом «эмоционального дефицита»

Симптом «эмоциональной отстраненности»

Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Человек постепенно научается работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию «ненавижу», «презираю», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана социальная профессиональная деятельность. Но, увы, они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров и аттестации.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений»

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляются с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Итак, выгорание должно рассматриваться как особое состояние человека, являющееся следствием профессиональных стрессов. “Синдром выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми. В сущности, происхождение «выгорания», видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений и его профессиональной и рабочей ситуации.

Для закрепления материала приложения рекомендуется выполнить предлагаемые задания:

1. Что такое профессиональные риски в социальной работе?

2. Что такое «синдром эмоционального выгорания» и каковы его причины?

3. Каковы признаки, симптомы синдрома?

3. Какие категории людей могут стать жертвами синдрома в первую очередь и почему?

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

И ПРОФИЛАКТИКИ

СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

Психогигиена — это отрасль психологии, изучающая факторы и условия окружающей среды, образ жизни, благотворно влияющий на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья. Предупреждение болезненных психических реакций социального работника в процессе профессионального общения — серьезная задача психогигиены.

Профессиональная помощь при «эмоциональном сгорании», по мнению К. Кондо, может осуществляться с помощью двух видов терапии: работе с лицами, подверженными «сгоранию», и смягчение действия организационного фактора. Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.

Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала. Для кадров социальной работы, как и для персонала других сфер деятельности, важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и психическое), компетентность и профессионализм. Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инва­лидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, безза­щитностью, болезнями, причудами, жестокостью и др. Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Чрезвычайно важным для социального работника является навык само­обладания, который рассматривается в психологии как пока­затель социальной и эмоциональной зрелости личности.

Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами. На практике для поддержания и укрепления здоровья персонала используются (хотя явно не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы.

Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:

1. Развитие знаний, навыков и умений

2. Система улучшения психологического климата в кол­лективе

3. Развитие содержания труда

4. Развитие средств труда

5. Развитие мотивации

6. Изменение оплаты труда

7. Социальная защита самих «защищающих»

8. Система психологической разгрузки, снятия напряжения
после рабочего дня

9. Улучшение условий труда и отдыха

Доминирующими направлениями сохранения психического здоровья и профессионального развития персонала в структурах социальной защиты и помощи являются первое, второе и третье. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, в последнее время появились большие возможности для получения высшего образования (в том числе и второго), повышения квалификации. Во-вторых, содержание труда, выполняемого различными работниками системы соцзащиты, более или менее устоялось в связи со становлением самой системы как сферы трудовой занятости. Однако наряду с этим общим процессом существуют типичные проблемы, которые требуют решений: более точное распределение должностных задач, обязан­ностей и прав; исключение дублирования при выполнении функций; усталость, наступающая от физических и психологических нагрузок, и др. В-третьих, интересной оказалась проблема улучшения психологического климата в коллективе. Большинство работающих в системе социальной за­щиты – женщины; они аккумулируют в себе все происшедшее за рабочий день, и приносят психологическое напряжение в свою семью, которая в данном отношении выполняет роль «психоразрядника», «психо­отстойника». В некоторых местах уже предприняты организационные и профессиональные усилия по решению этой весьма значимой проблемы, переводу ее в одну из систем развития персонала. Но это только начало. И поэтому она остается в числе весьма неблагополучных. В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями социальной деятельности.

Существует также немало конкретных способов преградить путь ”синдрому сгорания”:

— культивирование других интересов, не связанных с консультированием, наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей

— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций

— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации

— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс

— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности

— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих

— открытость новому опыту ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228268']=__lxGc__['s']['_228268']||{'b':{}})['b']['_697691']={'i':__lxGc__.b++};


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.