Концепция Тулмина в кратчайшем изложении — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Концепция Тулмина в кратчайшем изложении

2017-12-21 413
Концепция Тулмина в кратчайшем изложении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В кратчайшем изложении концепция Тулмина может быть классифицирована как социобиологическая эволюционная эпистемология. Суть такая: научное исследование коллективно, и научное знание так же коллективно; это обстоятельство вместе с идеалами объяснения, которые составляют основу человеческого понимания, опирающегося на популяции понятий, определяет преемственность в единой системе “популяция идей — популяция ученых”.

Если представить содержание его книги одной короткой фразой, то она будет выглядеть следующим образом: научные понятия есть дело коллективное.

 

Глава 9. П.Фейерабенд. “Против методологического принуждения: очерк анархистской теории познания”

Предисловие к работе П.Фейерабенда начинается словами: “Критическое исследование науки должно ответить на два вопроса:

1) Что есть наука, как она действует, каковы ее результаты?

2) В чем состоит ценность науки? Действительно ли она лучше, чем космология хопи, наука и философия Аристотеля, учение о дао? Или наука — один из многих мифов, возникших при определенных исторических условиях?” [Фейерабенд, 1986, с.126—127].

Следует сразу сказать, что в работе Фейерабенда много гуманистического и гражданского пафоса.

В самом начале он замечает, что государство тратит огромные деньги на науку [Фейерабенд, 1986, с.128], а в конце книги призывает отделить науку от государства, как религию.

Критика сложившейся науки

Фейерабенд заявляет: “Научные идеи проясняют наш дух и улучшают нашу жизнь. В то же время наука вытесняет позитивные достижения более ранних эпох и вследствие этого лишает нашу жизнь многих возможностей” [Фейерабенд, 1986, с.138].

Уже здесь просматривается ядро концепции Фейерабенда: есть традиционная наука, но неверно принимать ее как единственный путь познания мира; есть и другие пути, в том числе и те, которые сложившейся наукой подавляются.

В современной философии науки, надо заметить, это дело развивается, в частности, феминистской философией науки (моей хорошей знакомой Л.Нельсон и другими авторами).

Если представлять работу Фейерабенда в кратчайшем изложении, то и говорить более ничего не нужно — все остальное — детализация данной позиции.

При этом необходимо высказать только одну важную характеристику работы Фейерабенда. Фейерабенд в своих научных трудах в немалой степени стилист и мастер художественного слова. Он любит гротеск, что выражается и в его центральном термине “анархистская эпистемология”; он любит гротеск в сочетании с юмором, что выражается, например, в именовании Лакатоса “другом-анархистом”.

Если этого не учитывать, то концепция Фейерабенда будет восприниматься и излагаться односторонне и даже неверно, что и имеет место в ряде трудов, в которых его “эпистемологический анархизм” представляется как вульгарный некритический анархизм (с толку сбивает, в частности, часто повторяемый Фейерабендом лозунг “допустимо все”). Словом, труд Фейерабенда особенно наглядно показывает, что не следует пользоваться вторичными источниками — в них все главное может быть представлено в весьма искаженном виде (тогда, конечно, приводимые здесь комментарии следует рассматривать прежде всего как приглашение к чтению первоисточника).

Фейерабенд особо выделяет среди философов науки Лакатоса, он пишет о нем: “Это единственный из современных теоретиков науки, к которому можно относиться серьезно. Его работы отчетливо показали мне все убожество теории науки. Правда, это не входило в его намерения, ибо он надеялся придать философии, и прежде всего критической философии, новый блеск” [Фейерабенд, 1986, с.141].

Методологический принцип анархистской эпистемологии — “допустимо все”

Резюме работы Фейерабенда написать легко, поскольку он сам это сделал в разделе “Аналитический указатель. Набросок основных рассуждений” [Фейерабенд, 1986, с.142—146]. Приведем его в сокращенном варианте:

“Наука представляет по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок” [Фейерабенд, 1986, с.142].

“Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все” [там же, с.142].

“Можно развивать науку, действуя контриндуктивно (т.е. вопреки эмпирическим фактам; не путать “контриндукцию” с разрабатываемым мной принципом “контрредукции”. — В.К.)” [Фейерабенд, 1986, с.142].

“Гипотезы, противоречащие подтвержденным теориям, доставляют нам свидетельства, которые не могут быть получены никаким другим способом. Пролиферация теорий (неограниченное размножение теорий, в том числе в отношении к познанию одного и того же объекта. — В.К.) благотворна для науки, в то время как их единообразие ослабляет ее критическую силу. Кроме того, единообразие подвергает опасности свободное развитие индивида (курсив мой; здесь выступают характерные для Фейерабенда воспитательный и образовательный аспекты научного метода. — В.К.)”.

“Не существует идеи, сколь бы устаревшей и абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание” [там же, с.143].

“Ни одна теория никогда не согласуется со всеми известными в своей области фактами, однако не всегда следует порицать ее за это. Факты формируются прежней идеологией (т.е. направление поиска и интерпретации фактов тенденциозны. — В.К.) …” [Фейерабенд, 1986, с.143].

“Полученные результаты (результаты работы самого Фейерабенда. — В.К.) заставляют отказаться от разделения контекста открытия и контекста оправдания и устранить связанное с этим различие между терминами наблюдения и теоретическими терминами. В научной практике это различие не играет никакой роли, а попытка закрепить их имела бы гибельные последствия” [там же, с.145].

“Но если наука существует, разум не может быть универсальным и неразумность исключить невозможно. Эта характерная черта науки и требует анархистской эпистемологии (курсив мой. — В.К.). Осознание того, что наука не священна и что спор между наукой и мифом не принес победы ни одной из сторон, только усиливает позиции анархизма” [Фейерабенд, 1986, с.145].

“Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует представлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки — этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение — наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали” [там же, с.146].

Приведу три ключевых термина концепции Фейерабенда: “анархистская эпистемология”, “контриндукция и пролиферация научных теорий”.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.