Знакомство с основами знаний о природе и культуре. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Знакомство с основами знаний о природе и культуре.

2017-12-21 261
Знакомство с основами знаний о природе и культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Познавательное развитие ребенка тесно взаимосвязано со всеми другими образовательными областями и реализуется посредством самостоятельной и совместной деятельности детей в продуманной и тщательно выстроенной подготовленной предметной развивающей среде и создания атмосферы исследовательского и творческого поиска, интереса к явлениям окружающей жизни, радости познания, решения поисковых задач.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка является базой формирования представлений об окружающем мире, познавательных процессов, умственного развития, развития навыков самообучения, подготовки к дальнейшим формам учения.

Косвенная цель: подготовка ребенка к переходу на новый абстрактный уровень мышления, развитию речи и математических представлений.

Задачи:

-формировать чувственную базу интеллектуального развития;

-формировать систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии;

- развивать умение сравнивать, анализировать;

-готовить к изучению математики, музыки, других направлений.

Монтессори–материалы, являющиеся материализованными абстракциями разработаны с учетом следующих принципов:

-изоляция свойства

-изоляция ощущений

- изоляция сложности

Основные группы материалов для органов чувств:

- материалы для развития зрения

-материалы для развития осязания

-материалы для развития слуха

-материалы для развития чувства тяжести

-материалы для развития чувства тепла

-материалы для развития обоняния

-материалы для развития вкуса

- материалы для развития «стереогностического чувства»

Сенсорный уголок группы может быть дополнен развивающими сенсорными материалами: матрешки, пирамидки, мозаики, конструкторы и т.д.

Рассмотрим содержание отдельных автодидактических материалов сенсорного уголка, находящихся в свободном доступе детей.

 

Материалы на развитие зрительного восприятия размеров

Цель: развитие зрительного восприятия размеров

 

Материал Задачи Содержание Возраст Самостоятельная и совместная работа Упражнения Словарь
Цилиндры – вкладыши     Блок «В» 1.Визуальное различение размеров 2.Нахождение одинаковых и противоположных по признакам пар 3.Овладение методом сравнения при выстраивании сериационных рядов 4.Создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями размеров 5.Развитие глазомера 6.Развитие моторики, подготовка пальцев к письму 7.Расширение словарного запаса понятий размеров и сравнительных степеней 8. Подготовка к изучению математики. знакомство и закрепление понятий: толстый – тонкий   От 2 – 2,5г.   От 2,5-3,5г. 1) построение сериационного ряда от толстого к тонкому, от тонкого к толстому, от середины до конца ряда 2) работа с завязанными глазами 3) игры на расстоянии самый толстый – самый тонкий; толстый – толще – самый толстый; тонкий – тоньше – самый тонкий; толще, чем – тоньше, чем
Блок «А» знакомство и закрепление понятий: высокий - низкий От 2 – 2,5г.   От 2.5-3.5г. 3-3.5г. 1) построение сериационного ряда от низкого к высокому от высокого к низкому от середины до конца ряда 2) работа с завязанными глазами 3)игры на расстоянии 4)смешивание 2 блоков самый высокий, самый низкий, выше – ниже; выше, чем ниже, чем
Блок «С» знакомство и закрепление понятий: большой - маленький От 2 – 2,5г.     От 2.5-3.5г. От 3 – 4г. 1)построение сериационного ряда от большого к маленькому от маленького к большому от середины до конца ряда 2) работа с завязанными глазами 3) смешивание 3 блоков 4) игры на расстоянии большой, маленький, самый большой, самый маленький, маленький – меньше – больше больше, чем меньше, чем
Блок «Д» знакомство и закрепление понятий: низкий и толстый высокий и тонкий От 2 – 2,5г.   От 2.5-3.5г. 3- 4г. 1) построение сериационных рядов 2) работа с завязанными глазами 3) смешивание 4 блоков самый низкий и самый толстый, самый высокий и самый тонкий выше и тоньше ниже и толще ниже и толще, чем выше и тоньше, чем

 

Материал   Задачи Содержание Воз раст Упражнения Словарь
Розовая башня 1. Построение башни соответственно уменьшению размеров, кубов 2.Визуальное различение размеров 3.Нахождение одинаковых и противоположных по признакам пар 4.Овладение методом сравнения 5.Создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «большой - маленький» 5.Развитие глазомера 6.Расширение словарного запаса –понятий размеров и сравнительных степеней 7. Подготовка к изучению математики. Построение башни соответственно уменьшению размеров кубов 2,5 – 3г     3 -4 г. 1) построение с другим взаимным расположением кубов 2) построение «лестницы» 3) построение кубов «наискосок», в виде круга, спирали. 4) игры на расстоянии 5) соотнесение кубов с проекциями 6)групповые игры 7) комбинации с красными штангами, коричневой лестницей, цилиндрами - вкладышами большой маленький самый большой самый маленький больше меньше больше, чем меньше, чем
Коричневая лестница 1. Построение лестницы соответственно уменьшению толщины призм 2.Визуальное различение размеров 3.Нахождение одинаковых и противоположных по признакам пар 4.Овладение методом сравнения 5.Создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «толстый - тонкий» 5.Развитие глазомера 6.Расширение словарного запаса –понятий размеров и сравнительных степеней 7. Подготовка к изучению математики. Построение лестницы в соответствии с изменением толщины призм 2,5 – 3 г.     3 -4 г. 1)построить «стенку», кладя призмы друг на друга, на боковую грань 2) высокая башня 3) «забор» 4) «елка» 5) лестница от самого тонкого бруска; со среднего по толщине. 6) игры на расстоянии 7) групповые игры 8) комбинации с розовой башней, цилиндрами – вкладышами красными штангами толстый тонкий самый толстый самый тонкий тоньше толще толще, чем тоньше, чем
Красные штанги 1. Построение «длинной лестницы» соответственно уменьшению длины штанг 2.Визуальное различение размеров 3.Нахождение одинаковых и противоположных по признакам пар 4.Овладение методом сравнения 5.Создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятиями «длинный -короткий» 5.Развитие глазомера 6.Расширение словарного запаса –понятий размеров и сравнительных степеней 7. Подготовка к изучению математики Построение лестницы в соответствии с изменением длин штанг 3г-4г. 1) вертикальная «стенка», выкладывая штанги друг на друга 2) «елочка» (штанги под прямым углом друг на друга) 3) спиральный «лабиринт» 4) «лестница» от самой короткой штанги 5) лестница от штанги промежуточной длины 6)составление штанги из 2 меньших 7) сравнение штанг 8) игры на расстоянии 9) комбинации с другими материалами длинный короткий самый длинный самый короткий короче длиннее короче, чем длиннее, чем  

 

Материалы на развитие восприятия цвета

Цель: развитие цветового восприятия

 

Материалы   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Цветные таблички Ящик № 1 1.Знакомство с основными монохроматическими цветами; 2.Подбор пар одинаковых по цвету Нахождение пар табличек одинакового цвета 2,5-3г 1) повторение работы, показанной на презентации –подбор пар одинаковых по цвету 2) игры на расстоянии (ребенок приносит табличку названного цвета) 3)нахождение в окружающей среде предметов основных цветов 4) рисование красками основных цветов 5)смешивание основных цветов красный желтый синий
Цветные таблички Ящик № 2 1.Знакомство с основными монохроматическими цветами; 2.Подбор пар одинаковых по цвету Нахождение пар табличек одинакового цвета 2.5-3.5 г. 1) повторение работы, показанной на презентации –подбор пар одинаковых по цвету 2) игры на расстоянии (ребенок приносит табличку названного цвета) 3)нахождение в окружающей среде предметов определенного цвета 4) рисование красками 5)смешивание красок оранжевый белый черный зеленый фиолетовый малиновый розовый коричневый серый
Цветные таблички Ящик № 3 1.Различение оттенков одного и того же цвета; 2. Освоение метода сравнения при подборе оттенков Построение сериационного ряда в зависимости от изменения тона с 3,5 лет 1) построение цветового ряда, начиная с самой светлой- по нарастанию интенсивности 2)выстраивания цветового ряда по принципу убывания интенсивности 3) построение цветового ряда начиная с промежуточного тона в обе стороны 4) выкладывание нескольких цветовых рядов друг под другом 5) выстраивание «солнышка» из цветовых рядов 6) нахождение предметов в окружающей среде такого цвета 7) игры на расстоянии 8) групповые игры темный светлый самый тонкий самый светлый темнее светлее темнее, чем светлее, чем

 

Материалы на развитие восприятия формы

Цель: развитие восприятия формы

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Геометрический комод 1.Знакомство с геометрическими фигурами 2.Различение геометрических форм и размеров 3.Развитие зрительного восприятия 4.Подготовка к изучению математики Подбор фигур, соответствующих форме и размеру и отверстий с 3 лет 1) работа с изображениями геометрических фигур 2) игры на расстоянии 3) групповые игры 4) построение сериационного ряда 5) связь с реальной жизнью (нахождение в окружающей среде знакомых геометрических форм) названия геометрических фигур
Биологический комод 1.Различение разнообразных форм 2.Развитие зрительного восприятия; 3.Знакомство с различными формами листьев; 4.Подготовка к изучению биологии, 5.Подготовка к письму. Подбор форм листьев, соответствующих форме и размеру и отверстий с 3лет 1) сравнение листьев деревьев и других растений с листьями – вкладышами 2) обведение листьев- вкладышей карандашом (раскрасить, подписать названия) 3) работа с наборами карт 4) с помощью листьев – вкладышей найти листья разных деревьев 5) изготовление листьев для осеннего, экологического праздника 6) изучение различных частей дерева, цветка, других растений. названия листьев деревьев
Конструктивные треугольники   Прямоугольный ящик № 1 1.Визуальное различение геометрических фигур; 2.Повторение и запоминание их названий 3. Составление фигур из частей. 4.Подготовка к изучению математики 5.Составление геометрических узоров. Построение основных геометрических фигур; квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограммов трапеции, повторение названий геометрических фигур. с 3,5 лет 1) самостоятельное повторении презентации 2) построение других геометрических фигур 3) повторение составления геометрических фигур из бумаги составить квадрат, прямоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция
Прямоугольный ящик № 2 1.Визуальное различение геометрических фигур; 2.Повторение и запоминание их названий 3. Составление фигур из частей. 4.Подготовка к изучению математики 5.Составление геометрических узоров. Построение из треугольников без маркировочных линий новых геометрических фигур; преобразование прямоугольника, квадрата в параллелограмм. с 3.5 лет 1) самостоятельное повторение презентации 2) сравнение получившихся фигур с фигурами из прямоугольного ящика № 1 3) работа с двумя ящиками № 1,2 4) накладывание разноцветных фигур на голубые 5) построение новых фигур 6) обводить треугольник простым карандашом, вырезать, выкладывать фигуры. названия основных геометрических фигур
Треугольный ящик № 3 1.Составление равнобедренного треугольника из 2-х, 3-х, 4-х треугольников 2.Формирование представления о равных фигурах 3.Создание сенсорной базы для последующего введения понятий «высота», «средняя линия треугольника», «биссектрисы углов треугольника» Построение треугольника из двух, трех, четырех конгруэнтных треугольников. с 3.5 лет 1) самостоятельное повторение презентации 2) наложение треугольника на другой 3) обвести простым карандашом треугольник, вырезать из бумаги, раскрашивать в разные цвета, составление геометрических фигур. 4) выкладывание более сложных геометрических фигур. 5) сложить из частей целый треугольник с завязанными глазами. названия основных геометрических фигур; многоугольник.
Малый шестиугольный ящик Подготовка к изучению математики Построение правильного шестиугольника из двух трапеции, шести равносторонних треугольников, шести равнобедренных треугольных треугольников или из трех ромбов. с 4 лет 1. самостоятельное повторение презентации 2. построение более сложных геометрических фигур шестиугольник, трапеция, ромб, многоугольник.
Большой шестиугольный ящик 1.Подготовка к изучению математики; 2.Подготовка к нахождению площадей. Построение правильного шестиугольника из двух больших равносторонних треугольников или трех параллелограммов. с 4 лет 1. самостоятельное повторение презентации. 2. преобразование одних фигур в другие тупоугольный треугольник, шестиугольник, параллелограмм и т. д; названия геометрических фигур и названия основных линий в треугольнике.
Накладывающиеся геометрические фигуры 1.Подготовка к изучению геометрии 2.Развитие эстетического вкуса Построение сериационных рядов и комбинаций фигур таким образом, чтобы было ясно видно соотношение их размеров. с 3,5 лет 1) повторение работы показанной на презентации 2) разложение друг под другом 3 сер. рядов 3) выкладывание фигур друг на друга с чередованием цвета 4) выкладывание в виде спирали 5) построение из фигур различных цветов сюжетных картинок названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник названия цветов: желтый, красный, синий.

 

 

Материалы для развития осязания

Цель: развитие и утончение чувства осязания

Материал   Задачи содержание Возраст Упражнения Словарь
Шершавые доски 1.Развитие осязания 2.Сенсорная база для введения понятий «гладкий - шершавый» 3.Подготовка руки к письму Ощущение пальцами различия м/у гладкой и шершавой поверхностями с 3 лет 1) повторение работы показанной на презентации. 2) работа с доской, повернутой на 90 градусов. 3) поочередное проведение по гладким и шершавым поверхностям всей ладонью, ребром ладони, локтем, ощущение различий щекой, пальцами ног. 4) работа с досками с завязанными глазами. 5) определение гладкими или шершавыми являются предметы из окружающей среды 6). поиск в окружающей среде поверхности разной степени шершавости и попытки упорядочивания их по этому принципу. гладкий, шершавый
Шершавые таблички 1.Развитие и утончение осязания; 2.Подготовка к письму Нахождение пар табличек, одинаковых на ощупь с 3 лет 1) повторение работы показанной на презентации для закрепления 2) нахождение пары табличек с завязанными глазами 3) построение сериационного ряда 4) связь с реальной жизнью шершавый, более шершавый, самый шершавый
Ткани 1.Развитие осязания, восприятия порядка 2.Знакомство с видами тканей Составление пар одинаковых на ощупь тканей с 3,5 лет 1) многократное повторение работы, показ на презентации с другими тканями; увеличение числа пар 2) повтор презентации с кусочками других материалов: мех, махровая ткань. 3) определение одинаковых на ощупь тканей с завязанными глазами 4) связь с реальной жизнью (нахождение в окружающей среде знакомых тканей) в форме трехступенчатого урока вводятся названия тканей и материалов

 

Материалы для развития слуха

Цель: развитие и утончение слуха

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Шумящие коробочки 1.Развитие слухового восприятия 2.Пробуждение акустического внимания 3.Подготовка к музыкальным занятиям Составление пар одинаковых шумов 3-3,5 лет 1) повторение работы, показанной на презентации, для закрепления пройденного 2)нахождение пар одинаковых шумов с завязанными глазами 3) построение сериационного ряда 4) игры на расстоянии 5) групповые игры 6) определение направления звука 7)связь с реальной жизнью громкий – тихий громкий – громче самый громкий тихий – тише – самый тихий самый громкий самый тихий громче, чем тише, чем
Звоночки Развитие музыкального слуха, подготовка к музыкальным занятиям. Различение звука и тишины, звуков, соответствующих нотам; нахождение пар одинаковых звуков с 3 лет 1) самостоятельное повторение презентации 2) построение сериационного ряда по принципу повышения звука 3) групповые игры 4) сыграть на звоночках несколько нот или простейшую мелодию 5) игра на металлофоне 6) пение и музыкальные занятия в д/с 7) нахождение соответствующей клавиши на фортепьяно звоночку высокий – низкий (звук) высокий – выше – самый высокий низкий – ниже – самый низкий выше, чем ниже, чем названия нот

 

 

Материалы для развития чувства тяжести

 

Цель: развитие и утончение чувства тяжести

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Весовые таблички 1.Развитие чувства тяжести 2. Подготовка к работе с весами Составление пар из табличек, одинаковых по весу с 3,5 лет 1) многократное самостоятельное повторение работы 2) сортировка табличек из двух ящиков с завязанными глазами 3) работа с тремя ящиками одновременно 4) сортировка табличек из трех ящиков с завязанными глазами 5) связь с реальной жизнью тяжелый – легкий; самый легкий самый тяжелый легче, чем тяжелее, чем

 

 

Материалы для развития восприятия тепла

 

Цель: развитие и утончение восприятия тепловых ощущений

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Тепловые бутылочки 1.Развитие теплового восприятия 2.Восприятие порядка 3.Приобщение к осторожному обращению с горячими предметами. Нахождение пар одинаковых по температуре бутылочек с 3,5 лет 1) повторение работы показанной на презентации 2) построение сериационного ряда 3) связь с реальной жизнью холодный – прохладный теплый – горячий теплее, чем холоднее, чем
Тепловые таблички 1.Развитие теплового восприятия 2.Восприятие порядка Составление пар табличек, одинаковых по тепловым ощущениям с 3 лет 1) повторение презентации 2) нахождение пар табличек с завязанными глазами 3) построение сериационного ряда 4) связь с реальной жизнью теплый, прохладный, холодный

 

Материал для развития обоняния

 

Цель: развитие и утончение чувства обоняния

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Коробочки с запахами 1.Развитие обоняния 2.Различение запахов специй 3.Развитие внимания при приготовлении пищи; 4.Развитие способности различать запахи духов, масел, различных сортов мыла 5.Формировать осторожность при хранении продуктов, при проведении химических опытов, при пользовании газовой плитой. Нахождение пар одинаковых запахов с 3 лет 1) многократное самостоятельное повторение работы показанной на презентации. 2) нахождение пар одинаковых запахов с завязанными глазами 3) работа с другими наборами коробочек, в которых находятся запахи духов, одеколонов, аромат масел (разные сорта чая) 4) связь с реальной жизнью названия специй, духов, сортов чая, масел

 

Материалы для развития чувства вкуса

Цель: развитие и утончение чувства вкуса

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Вкусовые банночки 1.Развития вкуса 2.Осторожное обращение с солью, сахаром, специями при приготовлении еды 3.Осторожность при употреблении продуктов питания Нахождение пар одинаковых на вкус жидкостей с 3,5 лет 1) повторение работы показанной на презентации 2) та же работа, что и при презентации, но с другими жидкостями 3) игры на расстоянии 4) построение сериационного ряда 5) связь с реальной жизнью названия вкусовых ощущений и продуктов питания

 

 

Материалы для развития стереогностического чувства

Цель: развитие и утончение чувства осязания объемных тел

 

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
  Геометрические тела 1.Развитие стереогонстического восприятия 2.Подготовка к изучению математики Знакомство с геометрическими телами с 3 лет 1) игра с угадыванием геометрических тел под платком с привлечением всех тел, известных ребенку 2) поставить тела друг на друга и убедиться, что некоторые из них имеют конгруэнтные основания или боковые грани 3) рассортировать тела а) катаются б) не могут кататься в) могут кататься и опрокидываться 4) работа с табличками – проекциями 5) связь с реальной жизнью 6) обвести простым карандашом, вырезать и склеить из бумаги названия геометрических тел
Сортировка 1.Развитие стереогностического восприятия в связи с визуальными представлениями 2. Подготовка к изучению математики путем развития пространственного воображения Сортировка предметов одинаковых по признакам (форма, размер, цвет) с 3 лет 1) повторение работы, показанной на презентации, для закрепления 2) сортировка с завязанными глазами 3) сортировка других предметов по форме и размерам 4) сортировка этих же предметов с завязанными глазами названия орехов и других использованных предметов
Волшебный мешочек 1.Развитие стереогностического восприятия 2.расширение словарного запаса за счет запоминания названий предметов из окружающей среды Определение предметов на ощупь с 3 лет 1) повторение презентации с набором сначала тех же, а затем и других предметов 2) два одинаковых мешочка с одинаковым набором предметов; уч. и реб. находят два одинаковых предмета на ощупь 3) групповые игры 4) самостоятельное нахождение пар 5) игры на расстоянии названия предметов

 

 

Другие сенсорные материалы

 

Материал   Задачи Содержание Возраст Упражнения Словарь
Цветные цилиндры Подготовка к изучению математики Сопоставление величине построение сериац. рядов; экспериментирование с 3-3,5 лет 1) повторение работы показанной на презентации 2) построение башни 3) различные вариантов по образцу 4) групповая игра: построение ряда из цилиндров 5) комбинации цилиндров из нескольких ящиков 6) комбинации цветных цилиндров с другими материалами закрепление понятий различных величин
Биноминальный и триноминальный кубы Подготовка к изучению математики к знакомству с формулами квадрата и куба бинома и тринома; к знакомству с операцией возведения двух и трехзначных чисел в квадрат и куб, а также для вычисления квадратных и кубических корней. Построение биноминального и триноминального кубов на сенсорном уровне с 4-4,5лет 1) повторение работы показанной на презентации 2) разбирать куб, класть детали вперемешку, рассортировать по слоям 3) построить куб на крышке ящика 4) построить без помощи рисунка на ящике 5)сложить куб - красный куб обложить тремя призмами – красными и черными гранями; затем – призмами с гол. и черн. гранями добавить голубой призмы, кубы
Деканомический квадрат или таблица Пифагора 1.Подготовка к изучению арифметики и алгебры 2.Подготовка к изучению таблицы умножения и алгебраических формул квадрата суммы двух, трех … десяти чисел. Построение на сенсорном уровне квадрата, соответствующего как таблице умножения чисел от 1x 1 до 10x10 так и ряду алгебраических формул с 4,5 лет 1) повторение работы показанной на презентации 2) заменить прямоугольники и квадраты соответствующими стержнями с цв. бусинами и квадратами из цветных бусин  
Географические карты - вкладыши Подготовка к изучению географии Знакомство на сенсорном уровне с формой и расположением на карте континентов и стран с 3,5-4 лет 1)вынуть все континенты – вкладыши, перемешать их и вставить в соответствующие углубления 2) проделать упражнение № 1 с завязанными глазами 3) сопоставить континенты на карте и на глобусе 4. с помощью трех – ступенчатого урока ввести названия континентов 5) обвести континент на листе бумаги, раскрасить подписать. 6) сравнить континент вкладыш с континентом на географической карте. 7) скопировать карту на бумагу; нарисовать карту мира названия континентов, стран

 

 

Математическое развитие

Концепция математического развития в детском саду по системе Монтессори строится по законам естественного развития мышления человека. То есть математическое мышление рассматривается как возникающее спонтанно, а не через специально выстроенное взаимодействие взрослых и детей. В то же время математическое мышление дошкольников развертывается в процессе их жизнедеятельности в специально подготовленной предметно-пространственной среде, которая позволяет каждому ребенку двигаться в развитии мышления в индивидуальном темпе. Помощь ему осуществляется через систему дидактических материалов, которые упорядочены по степени сложности и обладают свойством изоморфности. То есть структура каждого математического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает его как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка. Начиная на сенсорном уровне целенаправленно ставить один на другой кубики Розовой башни, трехлетний ребенок незаметно для себя самого сравнивает величины и выстраивает строгую последовательность из десяти кубов, которая впоследствии ляжет в основу его представлений о десятичной системе счисления. Самостоятельная и концентрированная работа детей с любыми Монтессори-материалами (бытовыми, сенсорными, математическими, языковыми, естественно-научными) предоставляет ребенку возможность спонтанно сравнивать, синтезировать, анализировать, выстраивать сериационные ряды, последовательности, измерять и структуировать. Это как раз те важные процессы мышления, которые с возрастом естественным образом формируют математическое мышление человека.

Специальные математические материалы Монтессори являются «материализованными абстракциями», то есть многие абстрактные математические понятия не доступные детям дошкольного возраста, обладающих пока лишь конкретно-деятельностным мышлением, представлены в виде конкретных бусин, кубиков, стержней, штанг и табличек. Но эти материализованные абстракции созданы так, что через них ребенку приоткрывается вся основная математика в связях арифметики, геометрии, стереометрии и конструирования. С помощью специальных математических материалов происходит:

· Знакомство с целыми числами и количествами

· Введение в мир чисел и их цифровых символов;

· Знакомство на конкретном уровне с основными арифметическими действиями и, как следствие, глубокое понимание их сути

· Решение простейших математических задач.

Цель: предоставить детям возможность освоения первичных математических знаний в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития каждого ребенка. Дети учатся выделять и различать признаки предметов, сравнивать и упорядочивать их по величине, числу, форме, по длине, массе. Уделяется внимание развитию элементарной ориентировке детей в пространстве и во времени.

Математическое пространство группы имеет продуманную структуру, оно обеспечено материалами, которые позволяют детям, работая с конкретными предметами, бусинами, осваивать счет, понимать суть арифметических действий, практиковаться в их выполнении, запоминать названия чисел, осваивать состав числа. При этом у детей развиваются и учебные навыки, познавательные процессы, логическое мышление.

Все материалы математического уголка разбиваются на три группы – 1 группа материалов позволяет детям освоить счет в пределах десяти, что позволяет начать работать с материалами следующих групп. Вторая группа материалов является базовой в формировании у детей представления о десятичной системе и понимании сути арифметических действий. Работая с третьей группой материалов, дети осваивают названия чисел в пределах 1000. Четвертая группа помогает детям практиковаться в выполнении арифметических действий с однозначными числами и запоминать табличное сложение, вычитание, умножение, деление. В работе с математическими материалами педагоги опираются на три главных принципа:

1. освоение нового навыка, знания от простого к сложному

2. движение ребенка в познании от конкретного к абстрактному

3. введение количеств, а затем введение символов.

Работа ребенка в уголке математики может начинаться с 3.5-4 лет после того, как он поработал с сенсорными материалами, особенно красными штангами, которые являются аналогами красно-синих математических штанг, и работа с ними является базой для освоения счета целых чисел. Работа с другими математическими материалами помогает детям «проживать» отдельные математические понятия называть их научными терминами. Организация работы с математическими материалами Монтессори подчиняется тем же принципам и правилам, которые реализуются в других пространствах группы. Дети самостоятельно выбирают материал, который им индивидуально или в группе презентует педагог. Они могут работать самостоятельно, в паре, малыми группами. Превалирует самостоятельная работа детей с материалами. Но педагоги проводят индивидуальные презентации в соответствии с индивидуальными планами, а также проводят упражнения с одним ребенком или группой детей. Могут быть и общие групповые занятия, на которых используются коллективные упражнения с материалом, но они происходят значительно реже, так как дети находятся на разном уровне освоения счета и имеют разные математические представления. Тем не менее, общие занятия детей разного возраста позволяют старшим детям повторить то, что они уже освоили, дать младшим пример, рассмотреть содержание отдельных автодидактических материалов математического уголка, находящихся в свободном доступе детей. Поощряется и поддерживается обучение младших детей старшими. Педагог, наблюдая за работой детей, определяет зону ближайшего развития ребенка и планирует его дальнейший маршрут в освоении математики. Дважды в год результаты, которых достигли дети, работая с математическими материалами, регистрируются в диагностических таблицах.

 

Первая группа математических материалов

Цель: освоение счета в пределах 10

 

Материал Задачи Возраст Содержание работы Словарь
Красно- синие математические штанги Представление о целом числе. Знакомство со счетом до 10 в прямой и обратной последовательности   3,5 - 4,5 лет Выстраивание красно – синих штанг «лесенкой», пересчет делений каждой штанги, запоминание названий целых чисел от 1 до 10 Игры на расстоянии (на расстояние принести штангу 6, затем 3 и т.п.) Работа с малыми штангами. Названия количеств от 1 до 10
Сравнение количеств в пределах десяти   3,5 - 4,5 лет Сравнение штанг методом прикладывания Игры на расстоянии (н-р, принести штангу на два больше этой) Больше, меньше; больше, чем; меньше, чем
Подготовка к запоминанию состава чисел от 2 до 10 3,5 - 4,5 лет Составление штанги из двух меньших, начиная со штанги 10. Составление всех остальных штанг от 9 до 2 Составление штанги из нескольких меньших.  
Шершавые цифры Введение образа символов, обводка шершавых цифр, написание цифр пальцем, карандашом 3,5 - 4,5 лет Запоминание образа цифр через трехступенчатый урок, обводка пальцами, письмо символа на песке пальцем, письмо палочкой на песке, письмо символа мелом на доске, карандашом на бумаге Названия цифр от 1 до 9
Красно-синие штанги и числа Сопоставление количества и символов 3,5 - 4,5 лет Раскладывание чисел от 1 до 10 к соответствующим штангам. Разные варианты от упорядоченного расположения до произвольного. Штанги – к карточкам. Игры на расстоянии, групповые игры по подбору соответствующей числу штанги. Работа с малыми штангами. Работа в листах с изображением штанг. Названия количеств и чисел от 1 до 10
«Веретена» или счетные палочки Закрепление счета в пределах 10, сопоставления количеств и символов 3,5 - 4,5 лет Раскладывание необходимого количества веретен в ячейки с числами Совмещение красных штанг и веретен. Совмещение с другим счетным материалом. Введение числа 0. Работа в листах с изображениями веретен. Названия количеств и чисел от 1 до 10
Сравнение количеств. Введение символов = > < 4-5 лет Сопоставление разного и равного количества веретен. Выполнение упражнений со знаками сравнения и равенства. Работа в листах на сравнение количеств. Больше меньше, равно, одинаково
Чипсы Проверка умения раскладывать числа по порядку, сопоставлять числа и количества. Косвенная подготовка к введению понимания четных чисел 4-5лет Выкладывание чисел по порядку, выкладывание соответствующего количества чипсов (кружков) под числами парами. Работа в листах с изображением чипсов и чисел. Названия количеств и чисел от 1 до 10
Игра на запоминание Закрепление умения считать в пределах 10 и соотносить количества с числами 3,5-5 лет Игра с группой детей по выполнению задания – набрать количество счетного материала, соответствующего числу в карточке. Повторение игры с разными предметами, проведение детьми самостоятельно. Названия количеств и чисел от 1 до 10

 

Вторая группа математических материалов

 

Цель: составление представления о десятичной системе, о сути действий сложение, вычитание, умножение, деление

 

Материал Задачи Возраст Содержание работы Словарь
Вводный поднос – введение количеств Введение названий количеств 1 единица, 1 десяток, 1 сотня, 1 тысяча 4-6 лет Трехступенчатый индивидуа

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.