Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы.

2017-12-21 1505
Произносительная сторона речи: интонация и её элементы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1 Техника речи.

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм. темп, тембр речи и логическое ударение.

Мелодика речи - повы­шение и понижение голоса для утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп -скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном теме речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформирован-ностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания.

Тембр -эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения

.Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса: сила и высота;

речевое дыхание — его длительность и интенсивность.

2.Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосово­го аппарата.

Существует два основных термина для обозначения па­тологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса;

дисфония (дис. и греч. phone) — частичные нарушения вы­соты, силы и тембра.

Таким образом, нарушения голоса (согласно классификации речевых нарушений относятся к расстройствам фонационного оформления речевого высказывания.

Голос в нормальных условиях его развития— это совокупность разнообразных по своим характеристикамзвуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространя­ющих в виде волн сгущения и раздражения.

Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Частота основного тона измеряется в герцах и может из­меняться в обычной разговорной речи у мужчин в преде­лах от 85 до 200 Гц, у женщин — от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Периферические органы речи.

Исполнительными приборами звуковой речи, деятельность которых регулирует мозг, являются:

1) воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения;


 

Рис.1.Речевой аппарат.

2) звукопроизводящие органы: дыхательные мышцы живота и грудной клетки, диафрагма, легкие, гортань, мягкое нёбо с язычком, полости рта и носа, язык, зубы и губы (рис. 1).

В произношении важную роль играет чувство движе­ния органов, производящих звук (особенно языка), а в некоторой степени и осязание. Чем чаще и лучше рабо­тают эти органы, тем больше под влиянием Поступаю­щих с них раздражений развивается самый мозг и точ­нее управляет ими.

Особо следует отметить чрезвычайную роль слуха в звуковой речи: ребенок, лишенный слуха с раннего воз­раста, без специального обучения не может подражать речи взрослых и поэтому остается немым, для общения же пользуется примитивным средством — жестом и ми­микой1.

Какие же у человека периферические органы речи?

Аппарат дыхания (рис. 1 и 2).

а) Легкие, которые представляют как бы меха, на­полненные воздухом и состоящие из отдельных эласти­ческих сообщающихся пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения.

б) Грудная клетка, к стенкам которой плотно при­мыкают легкие. Сокращением сильных наружных меж­реберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких, отчасти сокращения более слабых внутренних межреберных мышц она спадается и сжимает легкие (при выдохе).

в) Диафрагма — мощная плоская мышца, отделяю­щая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется;и, опускаясь вниз, освооождаег месш дли легких и тем самым увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них воздух (выдох).

г) Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник! и через него на диафрагму — содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыханий вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе.

Дыхание, осуществляемое движениями грудной клет­ки, называется грудным; производимое при помощи ди­афрагмы и брюшных мышц — диафрагмальным, или брюшным. Дети пользуются комбинированным грудоб­рюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким,: экономным,плавным, и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается (верхнегруд­ное, или ключичное дыхание (при нем поднимают пле­чи, а воздух попадает преимущественно в верхушки лег­ких). Этот тип дыхания вреден для здоровья, от него надо отучить детей.

 


 

 

Рис. 2. Схема дыхания.

.а— грудная клетка; бдиафрагма; --- положение двигательного механизма при вдохе; = =при выдохе.

Вдох требует значительно больших усилий, чем вы­дох, при котором грудная клетка спадается под действи­ем собственной тяжести, а легкие сами стремятся к сжа­тию. Об этом надо помнить при всякого рода играх и упражнениях для развития дыхания.

2. Гортань (рис. 3, 4, 5). Этот голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц. Главной частью ее являются голосовые связки — две мышечные эластические складки, выпячи­вающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовид­ных хрящей. Спереди хрящи сходятся под острым углом (кадык). Сзади связки прикреплены к двум подвижным хрящикам, которые, сходясь и расходясь, то раздвига­ют, то смыкают их (голосовая щель то раскрывается, то закрывается). Кроме того, голосовые связки, сокраща­ясь, могут сами по себе сближаться одна с другой. В движении связок участвуют и другие мышцы гортани.

При обыкновенном дыхании голосовая щель раскры­та, и воздух свободно проходит через нее. Голос же образуется так. Струя воздуха, поступающая из легких, наталкивается на замкнутые голосовые связки и с усили­ем, мелкими толчками прорывается между ними. Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (виб­рируют), — получается музыкальный звук,; который на­зывается первичным тоном. Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающих­ся с полостью гортани (подсвязочное и надсвязочное пространство — глотка, рот, нос и др.). А в них образуются основной для каждого звука речи и дополнитель­ные тоны (обертоны), которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук человеческого голоса. Действие гортани подобно действию язычковой органной трубы (рис. 5): язычки под действием струи воздуха и пружинок быстро и ритмично смыкаются и размыкаются, в результате чего образуется звук.


Рис. 3. Внутренний вид передней части гортани. 1щитовидный хрящ; 2 — перстне-видный хрящ;3надгортанник; 4 — разрез подъязычной кости; 5 — трахея;

6 — морганиев желудочек; 7 — ложная голосовая связка;8истиная голосовая связка.

Чем сильнее напор воздуха на голосовые связки (по­лучается большой

размах их колебаний), чем больше резонирующие полости, тем сильнее голос. Высота же голоса зависит от количества колебаний голосовых связок в секунду.

Чем больше гортань, тем длиннее голосо­вые связки и, значит, меньше колебаний, а следователь­но, тем ниже тон голоса. У детей голосовые связки короче, чем у взрослых, поэтому детский голос выше голоса взрослых.

В зависимости от соотношения времени выдыхатель-но струи воздуха и сближения голосовых связок различаются три типа голосообразования, или приступа (ата­ки, голосоначала): твердый, мягкий и придыхательный.

Твердый приступ чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций (гнева, злобы, раздра­жения). Твердый приступ получается потому, что воз­дух подходит к голосовым связкам в момент, когда они успевают уже напряженно сблизиться. От прорыва их воздухом и слышится резкое, напряженное для слуха начало голоса, например: "Ах, как жарко!" или раздраженно: "Катя, сядь на стул". Кричать и говорить напря­женно, раздраженно, браниться вредно для голоса.

 

Рис. 4. Вид гортани сверху: голосовая щель.

а — открытая голосовая щель при дыхании; б — при звучании голоса; впри шепоте; гпри фальцете.

Мягкий приступ образуется постепенным сближени­ем связок уже в момент прохождения воздуха — слы­шится приятный, мягкий голос. Например: "Ах, какой красивый цветок!", "Оля, поцелуй меня".

Придыхательный же приступ вызывается прохожде­нием воздуха до начала сближения голосовых связок, поэтому перед голосом слышится легкий выдох, вроде немецкого звука h.

Практическое занятие №1.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1). Как известно, голос характеризуется с разных аспектов: с точки зрения силы, высоты, тембра, диапазона. Раскройте содержание этих терминов. От чего зависит сила, высота и тембр голоса? Приведите примеры.

2). Расскажите, какую роль играет голос в вашей речи.

3). Раскройте значение слуха в процессе формирования голоса. Как снижение слуха отражается на качествах голоса? Рассмотрите эту проблему с учетом возраста ребенка.

4). Раскройте механизмы голосообразования (роль центрального отдела нервной системы центрального отдела речедвигательного анализатора и периферического отдела). Раскройте значение струи выдыхаемого воздуха в процессе голосообразования. Данный материал можно офор­мить в виде! сообщения в группе (доклада).

5). Расскажите, какие требования предъявляются к «раз­говорному» голосу. Обоснуйте эти требования.

6). Детский голос отличается от голоса взрослого по всем своим параметрам. Дайте характеристику детского голоса и раскройте его отличия от голоса взрослого.

7). Расскажите, в каком возрасте происходит резкое изменение голоса ребенка. Объясните причины.

б) практические:

1). Ответьте на следующие вопросы: если ребенок родился глухим, будет ли у него голос во время гуления, лепета? Рассмотрите и другой вариант: человек оглох в воз­расте двух лет (в пять-шесть лет, в одиннадцать-пятнад-цать лет, в зрелом возрасте). Как глухота будет отражаться на его речи, в частности, на состоянии голоса? Какие качества голоса будут страдать в первую очередь?

2).Чем различаются голоса слышащего и слабослышащего ребенка? Понаблюдайте в детском саду за детьми с нормальным слухом и слабослышащими, сделайте за­ключение, по каким параметрам страдает голос при снижении слуха.

Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).

3.Методические рекомендации для самостоятельной работы студента.

1.В специальном детском саду послушайте речь (голосовое оформление речи) детей с разной степенью снижения слуха. Сделайте выводы о состоянии их голосовой функции. Проследите, как снижение слуха влияет на голос и на всю: речь в целом в разные возрастные периоды. Результаты наблюдений обсудите в группе.

2. Проверьте состояние дыхательной функции у ребен­ка с нарушением голоса. На основе обследования сделайте выводы о взаимосвязи голоса и дыхания.

3. Послушайте в детском саду речь (голос) детей из разных возрастных групп. Проанализируйте свои наблюдения и сделайте выводы об изменении голоса ребенка в период с трех до семи лет. Во время наблюдений в разных группах дошкольного учреждения обратите внимание на силу, высоту, тембр и диапазон голоса детей. Свои наблюдения оформите письменно.

Раздел 2.

Практическое занятие №2

1.Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1.Назовите известные вам нарушения голоса.

2.Причины нарушения голоса делят на две группы: функциональные и органические. Назовите причины, вызывающие органические нарушения голоса и функциональные. Всегда ли можно четко разграничить их?

3. Что понимается под органическими нарушениями голоса периферического характера? Приведите примеры.

4. Назовите дефекты речи, при которых будет наблю­даться нарушение голоса (как один из симптомов).

5. Раскройте содержание понятий «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горло­вой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающий­ся», «назализованный», «сиплый», «квакающий», «монотон­ный». Назовите причины этих нарушений.

б) практические:

1. Если у ребенка сильный насморк, как будет нару­шаться его голос? Как вы будете классифицировать это нарушение голоса? По каким параметрам будет нарушен голос?

2.Если учитель (воспитатель) много и громко говорит в тече­ние длительного времени, может ли у него появиться на­рушение голоса? Какое? В чем оно будет проявляться?

3.Объясните, какие нарушения голоса могут встре­чаться у детей дошкольного возраста. Каковы их причи­ны?

2.Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).

3.Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Составьте со­общение (реферат) на тему «Нарушения голоса у детей: дошкольного возраста».

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1).В комплексный метод исправления дефектов голоса включена артикуляционная гимнастика. Назовите ее це­ли, виды, особенности использования.

2). Нужно ли при нарушениях голоса работать над ды­хательной функцией ребенка? Какая дыхательная гимнас­тика применяется — статическая или динамическая? Если используются оба вида гимнастики, объясните, почему они необходимы.

3). Объясните, из каких разделов состоит работа по восстановлению голоса при различных видах его патоло­гии. Перечислите, над какими качествами голоса необхо­димо работать при той или иной голосовой патологии. Обо­снуйте свои выводы.

4). Назовите задачи, стоящие перед логопедом на каж­дом этапе работы над голосом при его нарушениях.

5). Назовите основные направления работы над голо­сом детей в дошкольном учреждении. Чем отличается ра­бота над; развитием голоса от работы при его нарушениях?

6). Вспомните условия гигиены детского голоса. Мож­но ли предлагать ребенку петь не в диапазоне его голоса? Перечислите профилактические меры по предупреждению расстройства голоса, применяемые в детских учреждениях

б) практические

1). Составьте список упражнений пассивной артикуля­ционной гимнастики. Поупражняйтесь в проведении ее на товарищах по группе (проиграйте ситуацию «ребенок — логопед», меняясь ролями), Объясните, почему при нару­шениях голоса полезно использовать пассивную артикуля­ционную; гимнастику.

2). Какие упражнения артикуляционной гимнастики и в каких случаях можно использовать? Назовите эти упраж­нения, запишите их в рабочую тетрадь. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений.

3). Как проводится работа над. высотой голоса? Под­берите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в детском саду. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)

4). Вспомните, что такое тембр голоса. Подберите уп­ражнения для работы над тембром голоса при его нару­шении. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Перечислите задачи, которые стоят перед логопе­дом при работе над тембром голоса.

5). Как при нарушениях голоса проводится работа над интонацией? Известно, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семан­тическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содер­жание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение. Подберите необходимый дидак­тический материал. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

6). Одной из составных частей комплексного метода кор­рекции нарушений голоса является психотерапия. Раскрой­те содержание этого понятия. Расскажите, какие виды психотерапии применяются при коррекции нарушений го­лоса. Какова цель применения психотерапевтического воз­действия? В течение, какого времени оно применяется?

Выполнение практических упражнений артикуляционной гимнастики и интонационного развития речи. (Приложение).

 

3.Методические указания для самостоятельной работы студента

1). Подберите из приложения или приду­майте сами упражнения статической и динамической ды­хательной гимнастики и запишите. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Поупражняйтесь в ее проведении в своей группе.

2). Какие условия необходимо соблюдать при проведе­нии дыхательных упражнений с детьми, имеющими нару­шения голоса? Перечислите эти условия и запишите.

3). Используется ли при нарушениях голоса лечебная гимнастика? Перечислите и запишите упражнения лечебной гимнасти­ки, применяемые при голосовой патологии. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

План занятий.

1. Вступительная беседа.

2. Гимнастика артикуляционного аппарата.

3. Дыхание.

4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных со­гласных (ф, с, ш, х).

5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных (в, з, ж, м, н, л, р), т.е. постепенное включение голоса.

6. Гласные.

7. Развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и тембра.

8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной речи и пении.

Содержание занятий составляют следующие упраж­нения:

1. Гимнастика артикуляционного аппарата:

челюсти:

а) опускание челюсти,

б) движение челюсти вправо — влево,

в) движение челюсти вперед;

губы:

а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,

б) подтягивание верхней губы («пф»),

в) опускание нижней губы («вы-вы»),

г) натягивание губ на зубы при открытом рте;

язык:

а) высовывание языка,

б) движение языка вперед и вниз за зубами,

в) движение языка вверх и вниз на губах,

г) круговое движение языка под губами,

д) укладывание языка «чашечкой»,

е) дутье на кончик языка,

ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,

з) промазывание широким языком нёба и др.

Речевое дыхание.

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так назы­ваемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упо­рядочению дыхания.

Вот несколько первых упражнений.

1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не на­стаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому челове­ку свойственен индивидуальный тип дыхания.

2. Вдох — небольшая задержка (1—2 сек.) — выдох.

3. Вдох через нос — задержка (1—2 сек.) — выдох через рот (слегка приоткрытый).

4. Комбинированный вдох — задержка, выдох через нос.

5. Комбинированный вдох — задержка, выдох через рот (слег­ка приоткрытый).

Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиня­ется. Например, на «раз» — вдох, на «раз-два» — задержка, на «раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет ло­гопед.

Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям:

1. Укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).

2. Укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).

3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука).

4. Последовательные, движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк ...

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х, сначала отдель­но на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь воз­можны различные вариации:

1) слоги со взрывными (пап, пат, пак),

2) слоги с проторными (фас, фаш, фак),

3) слоги смешанные (паф, фап, cam ).

Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Например, вдох, на выдохе пап, вдох, на выдохе пап-пап; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т.д. Гласные берутся только артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.

Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кот, ток, пакт, паук, кушак, фактам т. д.

Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.

Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н. м.

Для закрепления длительности звучания даются слоговые -упражнения:

1.Ав ов ув ы в      
2. Аз оз уз ы з      
3Аж ож уж и т.д.      
4Пав паз паж   пал пар пан пам
пов поз пож   пол пор пон пом
пув пуз пуж   пул пур пун пум
пыв пыз пыж   пыл пыр пын пым
пив пиз пиж   пил пир пин пим
пев пез пеж   пел пер пен пем

и другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных прибав­ляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражне­ния в усилении и ослаблении:

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осто­рожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.

Вот целый ряд таких упражнений:

 

вув вов вэв выв вив вав
вуз воз вэз выз виз ваз
вуж вож вэж выж виж важ
вул вол вэл выл вил вал
вур вор вэр выр вир вар
вун вон вэн вын вин ван
вум вом вэм вым вим вам
           

В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем переходим к длительности гласных. Вышеуказанные уп­ражнения берутся уже в такой вариации:

Ву___в, во__в, вы__в, ви__в,ва__в и т.д.

Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации. Дальше укрепляются гласные» без согласных в различных со­четаниях:

2. уо уэ уы уи уа
оу оэ оы ои оа
эу эо эы эй эа
ыу ыо ые ыи ыа
иу ио иэ иы иа
ау ао аэ аы аи
3. уоэ уоы уои уоа
уэо уэы уэи уэа
>ио уиэ уиы уиа
уыо уыэ уыи уыа
уао уаэ уаы Уаи
4. уоэиа и т. д.    

Потом берутся упражнения для развития силы голоса на гласных:

у______у_________у----о______о______о-----э_____э______э

 

В дальнейшем после упражнений на чистых гласных переходим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработанным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «оз­вончаем» их и вводим новые слова и фразы.

Следующей идет работа по развитию гибкости голоса— упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ — голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.

Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желатель­но с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.

Заключительные занятия:

а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление, испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого явля­ются басни;

б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);

в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (ма­жор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор); «Анчар» Пушкина (минор);

г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);

д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пе­нии.

Сроки занятий варьируются и индивидуализируются в зави­симости от тяжести заболевания и культурного уровня пациента от 1 до 8—9 мес. Конечно, при расстройствах голоса типа задер­жавшихся мутаций так называемых функциональных возможно­стей для развития голоса больше, чем, например, при афониях после трахеотомии. В таких случаях приходится довольствовать­ся иногда ложносвязочной грубой фонацией с тщательной про­работкой дыхания и артикуляции.

Рекомендации:

1. При некоторых формах расстройства голоса необходимы, наряду с лечебными мероприятиями, логопедические занятия.

2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь свое­образным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок.

3. Переход к фонации должен быть осторожным, после доста­точной тренировки всего речевого аппарата.

4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене голоса у педагогов и лиц других профессий, связанных с постоянным пользованием громкой речью.

5. В целях профилактики специалистам по речи нужно вклю­чаться в работу по охране детского голоса.

Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так на­зываемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1). Ответьте, какие специалисты участвуют в обследо­вании лиц с нарушениями голоса. Как реализуется при об­следовании принцип комплексности? Какова функция каж­дого специалиста?

2). Раскройте влияние органических нарушений голоса на речевое развитие детей, особенно если нарушение го­лоса возникло в раннем возрасте. Может ли в таких слу­чаях наблюдаться задержка речевого развития?

3). Как влияют нарушения голоса на психическое развитие ребенка, на формирование эмоционально-волевой сфе­ры?

б) практические

1).Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.

2).Перечислите упражнения для активизации нёбной занавески. Запишите их. Потре­нируйтесь в их выполнении. Составьте план занятия по активизации нёбной и глоточной мускулатуры.

3).Составьте конспект занятия по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. Подберите упражнения, развивающие модуляции, тембр, диапазон голоса. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Проведите такое занятие сначала в своей группе, а потом на практике.

Выполнение практических упражнений по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. (Приложение).

3.Методические указания для самостоятельной работы студента

1). Подберите и запишите упражне­ния для развития силы голоса. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.

Практическое занятие №5

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1.Какие условия необходимо соблюдать при проведе­нии дыхательных упражнений с детьми, имеющими нару­шения голоса? Перечислите эти условия и запишите их в рабочую тетрадь.

2.Используется ли при нарушениях голоса лечебная гимнастика? Перечислите упражнения лечебной гимнасти­ки, применяемые при голосовой патологии.

3.Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.

б) практические

1.Подберите и запишите в рабочую тетрадь упражне­ния для развития силы голоса. Потренируйтесь в проведе­нии этих упражнений в своей группе. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.

2.Как проводится работа над. высотой голоса? Под­берите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в группе детей. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)

3.Вспомните, что такое тембр голоса. Перечислите задачи, которые стоят перед логопе­дом при работе над тембром голоса. Подберите уп­ражнения для работы над тембром голоса при его нару­шении. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

Выполнение практических диалоговых упражнений по развитию выразительного чтения и нормы литературного произношения. (Приложение).

3.Методические указания для самостоятельной работы студентов

1.Раскройте положение о том, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семан­тическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содер­жание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение

2.Составьте план, как при нарушениях голоса проводится работа над интонацией?

3.Подберите необходимый дидак­тический материал для работы с дошкольниками по выразительному чтению. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

 

Методические рекомендации по организации контроля

Формы и виды контроля

Формой итогового контроля является устный зачет.

 

2. Перечень примерных вопросов для зачета

1.Что составляет предмет фонопедии, его предмет и задачи.

2.От каких факторов зависит становление речи ребенка.

3.Как развивается речь ребенка.

4.Определите значение интонации.

5.Как образуются звуки речи.

6.Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения

7.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики.

8.Какими упражнениями вы владеете для выработка направленной воздушной струи.

9.Какие звуки называются опорными.

10.Назовите цель и содержание работы по постановке голоса и выразительности чтения.

11.Какие основные способы постановки силы звука вы знаете

12.Как проводиться автоматизация звуков в словах.

13.Какие упражнения используются для автоматизации звука во фразовой речи.

14.В чем выражается интонационное логическое выделение слова.

15. Что составляет систему техники речи.

 

Основная литература

1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. Логопсихология.-М.Академия.2008

2. Лохов М.И. Заикание:неврология или логопедия. /М.И.Лохов. Заикание:неврология или логопедия. -СПб. «Элби-СПб».2005.

3.Жукова Н.С.Логопедия. /Н.С.Жукова. Логопедия. -Екатеринбург.2005.

4. Фомичева М.Ф..Воспитание у детей правильной речи. /М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильной речи.- Просвещение.1989.

 

Приложение.

СЧИТАЛКИ

Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего:

Клен, клен, выйди вон!

Плач, плач, галка, Мне тебя не жалко!

Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост.!

Бена-бена-барбарис,

Два мальчишки подрались,!

Кады-дады,

Налей воды коров поить,

Тебе водить!

***

Научились мы считать

Раз, два, три, четыре, пять.

Заяц белый и русак

Танцевали краковяк

***

Раз, два, три, четыре, пять — в прятки мы хотим играть.

Да и нет не говорить, Все р


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.186 с.