Успешное обучение невозможно без познавательного интереса. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Успешное обучение невозможно без познавательного интереса.

2017-12-21 3130
Успешное обучение невозможно без познавательного интереса. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы ни пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет делать по-своему). Переучивать не нужно.

У каждого человека есть потребность - иметь жизненные ценности. Они у всех разные (например: жизнь; здоровье; общество; дети; работа; карьера и т.д.).

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНА.

Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения; содержание должно быть доступным, последовательным, интересным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения (семья, друзья, общество).

2) Разнообразием форм обучения:

- лекция;

- деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры);

- проблемный метод;

- беседа и т.д.

Для достижения желаемого результата, обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:

- отзывчивость и сердечность;

- способность понять проблемы пациента;

- высокий профессионализм, грамотная речь;

- умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

- умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

- умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

- мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учебного процесса.

СПОСОБНОСТЬ - это психологическая особенность человека, от которой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для определенного рода деятельности.

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ - способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

КОНСТРУКТИВНОСТЬ - проявляется в умении проектировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал, в каком объеме?).

ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

- педагогический такт

- внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)

- интеллектуальный уровень

- самостоятельность в действиях

- наблюдательность

- общительность

- настойчивость

- самообладание

- активность

- высокая профессиональная подготовка

- целеустремленность

- трудолюбие

- доброта

- отзывчивость

- ответственность

- терпимость

- чувство юмора

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, создавать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

> состояния здоровья;

> состояния сознания;

> умственных способностей (интеллекта);

> возраста пациента.

Итак, осуществляя процесс обучения на I-м этапе сестринского процесса (сестринское обследование) медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте должна:

> заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация).

> определить, чему учить, как учить, зачем учить.

Это возможно только в том случае, если медсестра правильно определила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента. Задачи обучения и применяемые способы различны для разных этапов сестринского процесса.

I-й этап сестринского процесса - обследование пациента и сбор информации.

II-й этап сестринского процесса - это определение проблем (диагностика).

Например: не знает, как самостоятельно измерять и контролировать АД.

Нет достаточной мотивации к обучению.

Если у пациента есть такие проблемы, как например острая боль; голод; жажда; высокое АД; резкое ослабление и т.д., тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, с их мастерством и искусством, даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с пациентом, обучат его и снимут проблему. Пример: предупреждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.

III-й этап сестринского процесса - планирование.

Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе, заручиться его поддержкой, сотрудничать.

Постановка целей обязательна по двум причинам:

> дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;

> используется для определения результатов обучения.

Цели должны быть: конкретны, реальны, достижимы.

IV- й этап сестринского процесса - реализация намеченного плана.

Сотрудничество медсестры и пациента - залог успеха в обучении.

Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учитывать окружающую обстановку - это важное условие для успешного обучения. Прежде всего необходимо определиться, как проводить обучение: группой, малой группой (парой), индивидуально

Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от количества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых возможностей ЛПУ и пациента. Лучше всего обучение проводить индивидуально, но это, как правило, не всегда удается. Имеет значение комфорт во время обучения (наличие удобной аудитории, свежий воздух, нормальная температура в помещении, вентиляция, мебель, освещение и т.д.).

ПОМНИТЕ! ПОНИМАНИЕ И УСВОЕНИЕ ТРЕБУЕТ ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ

Обучение всегда начинают с более простых навыков (например, умывание, одевание, прием пищи, пользование мочеприемником - повседневные навыки), а затем переходят к более сложным (например - пользование инвалидной коляской и техника измерения АД).

При обучении могут быть новые термины, непонятные для пациентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика: термин - и его значение.

Например:

поручни - приспособления для самостоятельного передвижения пациента;

тонометр - прибор для измерения давления; гипертония - высокое АД и т.д.

ШИРОКО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЕ АТЛАСЫ, ПАМЯТКИ, КАЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И Т.Д.

Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым языком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов. ВНИМАНИЕ!

• При обучении избегайте сложных медицинских терминов.

• Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием).

• Используйте большое количество примеров.

• Соблюдайте последовательность в обучении.

Схема обучения пациента:

1. Расскажите, что необходимо изучить.

2. Попросите все повторить.

3. Покажите все, что необходимо.

4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту

- выполните, по возможности, вместе.

5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.

Стремитесь при обучении от передачи знаний переходить к умению и навыку.

В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показатели своего здоровья (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки - попросите отмечать их на календарике.

ЗАПОМНИТЕ! ПАЦИЕНТ УСВАИВАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА ОНА ЕМУ НУЖНА, БЛИЗКА ЕМУ, ПЕРСОНАЛЬНО ВАЖНА ДЛЯ НЕГО

V- й этап сестринского процесса - оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении с поставленной целью.

В конце процесса обучения по конкретной проблеме медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:

> адекватная (совпадает с мнением медсестры);

> неадекватная (завышенная или заниженная);

> нестабильная (сегодня доволен, завтра - нет).

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА

I этап - сбор информации.

Пациент, Иван Петрович, по профессии инженер по сельхозтехнике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается и пациент сразу выписывается, ссылаясь на очень большую занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать лекарства для поддержания необходимого уровня артериального давления не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120 мм рт. ст., Р = 100 уд. в мин. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего артериальное давление быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется артериальное давление ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр... Оказалось, он и его родственники не умеют измерять артериальное давление.

II-й этап - постановка сестринских проблем.

Приоритетная проблема: дефицит знаний по технике измерения АД.

III- й этап - планирование.

Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно научиться измерять АД в течение 2 дней.

Долгосрочная цель: пациент будет уметь самостоятельно измерять АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.

План:

1) Медсестра будет беседовать с пациентом по 10 минут в течение 2 дней с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно.

2) Медсестра расскажет пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД.

3) Медсестра поинтересуется финансовыми возможностями пациента и его семьи и даст совет, какой аппарат лучше приобрести для измерения АД (электронный, не нужен фонендоскоп).

4) Медсестра расскажет о технике проведения измерения АД и сама ее продемонстрирует, предложит все записать.

5) Медсестра предложит пациенту самому все рассказать.

6) Медсестра попросит пациента продемонстрировать технику измерения АД самому себе.

7) Медсестра вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день будет измерять АД, отвечая при этом на все возникающие вопросы, и будет поощрять успехи пациента.

8) Медсестра предложит пациенту через 10 дней продемонстрировать самостоятельно измерение АД, оценить результаты.

IV- й этап - реализация.

Медсестра реализует выше составленный план, согласованный с пациентом.

V этап - оценка.

Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно и правильно оценивает результаты измерения.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Наука, изучающая процессы воспитания и обучения - __________.

2. Передача знаний и навыков медсестрой и усвоение их пациентом называется__________ педагогика.

Установите соответствие.

Методы обучения:Действия медсестры:

1) словесныйA. Демонстрация слайдов, медицинских атласов

2) наглядныйБ. Набор дозы пенициллина в шприц

3) практическийB. Изложение материала в виде беседы

Г. Беседа с демонстрацией видеофильма

 

4. Готовность пациента к усвоению информации зависит от состояния здоровья, умственных способностей, состояния сознания и_________пациента.

Установите соответствие.

Вид способности:Проявление способности:

1) организаторскиеA.Умение находить взаимоотношение с пациентом,

2) коммуникабельностьучитывая его индивидуальные особенности

3) экспрессивностьБ. Умение выразить свои чувства, мысли

4) конструктивность B. Умение проектировать развитие обучающего процесса,

как преподнести тот или иной материал

Г. Стремление к лидерству, умение выделить цели, задачи

6. Обучение в сестринском деле - это двусторонний процесс целенаправленной деятельности____________и медсестры.

7. Необходимые личностные черты медсестры в процессе обучения:

а)расчетливость

б)самозабвенность

в) психологический такт

г) деспотизм

8. Умение выразить свои чувства, мысли или скрыть их выражается в способностях______.

9. Демонстрация лекарственных препаратов относится к ______методу обучения.

10. Медсестре лучше обучать пациентов:

а) индивидуально

б)группой

в) малой группой

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Участковая медсестра посетила на дому пациентку Н., 75 лет, с резким понижением зрения, страдающую хроническим тяжелым заболеванием бронхолегочной системы. В семье пациентки проживает ее внучка, учащаяся 10 класса. Пациентка предъявляет жалобы на слабость, одышку, кашель с трудно отделяемой мокротой и ей кажется, что по вечерам у нее повышается температура тела, а иногда и днем познабливает.

Медсестра осмотрела пациентку: кожные покровы на ощупь несколько горячее, чем в норме. Дыхание 18 в мин, пациентка во время осмотра кашляет, кашель влажный, пульс 90 в мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст. Медсестра посоветовала измерять температуру тела каждые 3 часа, обещала навестить ее снова через пару дней и прислать участкового врача, на что пациентка отвечает: "Да я не запомню, какая температура утром и вечером, а Вы говорите каждые 3 часа. Сама не смогу, плохо вижу. Мне внучка поможет".

Задача 2

Пациентка Н., 40 лет, прикована к инвалидной коляске в результате тяжелой травмы поясничного отдела позвоночника, которую она получила много лет назад во время выполнения прыжка с брусьев и неудачного приземления. Долго и упорно лечилась, перенесла несколько операций, но инвалидная коляска теперь ее средство передвижения как по дому, так и вне дома. Пациентка примирилась, научилась хорошо справляться с коляской, адаптировалась к новому способу удовлетворения потребности ДВИГАТЬСЯ. Но в последнее время очень поправилась, с трудом помещается в коляске, и постоянно беспокоят перебои в области сердца, слабость, чувство нехватки воздуха, страх. При осмотре: пациентка повышенного питания. Кожные покровы бледные, дыхание 18 в мин, пульс 102 уд. в минуту аритмичный, АД 120/75 мм рт. ст. Врач назначил лечение и сказал: "Принимайте лекарство под контролем частоты пульса". При повторном посещении пациентки на дому медсестра выяснила, что лекарства пациентка приобрела, а как контролировать свой пульс, не знает.

Задачи 1 и 2 разберите по предложенному выше образцу.

ГЛОССАРИЙ

ВОСПРИЯТИЕ - наблюдение.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ -способность к общению, общительность.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

МОТИВ - побудительный эффект.

ПЕДАГОГИКА - наука о воспитании и обучении человека.

ПОЛИМОТИВАЦИЯ - несколько побудительных мотивов.

ПРИЕМ - совокупность действий.

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА - передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры к пациенту или его окружению.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 10


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.