Тема 1: Введение в менеджмент. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 1: Введение в менеджмент.

2017-12-21 220
Тема 1: Введение в менеджмент. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы менеджмента

Полякова Ольга Николаевна

Курс

Тема 1: Введение в менеджмент.

Вопросы:

Сущность менеджмента

Менеджмент как вид деятельности

Менеджмент как наука и искусство. Основные категории и виды менеджмента.

Менеджмент как аппарат управления. Уровни управления.

Роли менеджера в организации. Компетенции менеджера.

Вопрос 1.

Менеджмент = управлению.

«Управление» применимо для системы.

Управление – целенаправленная деятельность человека, влекущая упорядочение, регулирующие взаимодействие и создание условий для функционирования и развития различных систем (биологических, социальных, технических и др.)

Менеджмент – управление, реализуемое в социально-экономических системах. Это управление отношениями между людьми в процессе их совместной деятельности в рамках организации.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения ее целей. Группа людей – 2 человека и более. Организация представляет собой открытую систему и имеет следующие родовые характеристики:

1. Цель объединения

2. Наличие зависимости от внешней среды (экономических условий, потребителей, профсоюзов, правительственных актов, законодательства, конкурирующих организаций, системных ценностей в обществе, политической ситуации, развития техники, техники, технологий и др.) и тесную взаимосвязь с ней.

3. Организационную культуру – коллективное сознание членов организации (система базовых предложений, ценностей, верований, принципов поведения, разделяемых членами организации). Организационная культура присуща всем организациям.

4. Ресурсы – материальные, финансовые, человеческие, информационные, технологические, используемые для достижения целей.

5. Организационную структуру – являющуюся следствием горизонтального и вертикального разделения труда; форма в которой существует организация.

Сложные организации (характеризующиеся системой взаимосвязанных целей) имеет четкое горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений (производственных: цех, бизнес-единица; отделов маркетинга; финансов и др.) выполняющих специфические конкретные цели и задания.

Вертикальное разделение труда – причина выделения деятельности по управлению в отдельную функцию и образование уровней управления.

Организационная структура – логическая совокупность взаимосвязанных между собой уровней управления и подразделения для достижения целей организации (это форма, в которой реализуются цели организации).

Рисунок 1 Внешняя окружающая среда.

Менеджмент появился на стыке 18 века.

Жизнедеятельность организации как открытой системы состоит из 3 основополагающих процессов:

1. Получение ресурсов из внешнего окружения

2. Изготовление продукта

3. Передача продукта во внешнюю среду

Реализация этих процессов осуществляется посредством обособленного вида деятельности – менеджмента.

Сущность менеджмента проявляется в его функциях (основные, базовые, главные)

Основные функции менеджмента:

1. Планирование

2. Организация

3. Мотивация

4. Контроль

Планирование – определение целей, ожидаемых результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.

Организация – создание структуры для реализации целей организации. Организация включает принятие решений по определению конкретных исполнителей (подразделений, работников), их рабочих задач и распределению ресурсов между ними.

Мотивация – побуждение работников к достижению личных и организационных целей.

Контроль – наблюдение за действиями работников (подразделений и организации в целом) в соответствии с плановыми обязательствами и корректировкой возможных отклонений от них.

Связующие функции (процессы):

а) Принятие решений

б) Коммуникации

Принятие решений – выбор к исполнению одной из возможных альтернатив в области планирования, организации, мотивации, контроля.

Управленческие решения – результаты работы менеджера.

Для принятия решений менеджер использует информацию (предмет труда руководителя).

Процесс обмена информацией между двумя или более людьми называется коммуникацией.

Менеджмент – вид деятельности, направленный на достижение целей организации посредством процесса планирования, организации, мотивации и контроля.

 

 


 

Рис.2 Процесс менеджмента.

Корпоративные стратегии.

Стратегии бизнес-единиц.

Вопрос 1. Цели и планирование. Миссия организации.

Цель – осознанный мотив к действию для достижения желаемого результата.

«Цель – то ради чего» /Аристотель/.

Цель – желаемое состояние / ожидаемый результат, которого стремится достичь организация.

Цели классифицируются согласно следующим признакам:

1. По масштабу: общие, локальные;

2. По актуальности: актуальные (первоочередные) и неактуальные;

3. По временному фактору: стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные) и операционные/оперативные (краткосрочные).

4. По функциям управления: организации, планирования, контроля и др.

5. По подсистемам организации: экономические, технические, технологические, социальные, производственные, коммерческие и т.д.

6. По субъектам организации: цели организации, группы и личные.

План – определенные действия или шаги, которые предпринимает организация для достижения своих целей, включающие схемы распределения ресурсов, календарные графики, промежуточные задачи.

Планирование – процесс распределения целей организации и методов их достижения (т.е. синтез целей и планов).

Значение целей и планов: обоснование смысла существования организации; руководство к действию; источник мотивации персонала; основа для принятия решений, разработки стандартов деятельности (результатов труда и рабочего поведения).

 
 


 


Особенности иерархического построения целей организации:

1. Цели более высокого уровня имеют более широкий обобщенный характер и долгосрочный временной интервал достижения;

2. Цели более низкого уровня носят более конкретный характер и являются средствами для достижения верхнего уровня.

Примеры стратегических целей: расширение доли рынка с 15% до 20% за ближайшие 3 года; войти в пятерку лидеров на рынке к 2013 г. и др.

Примеры стратегических планов: 1) выделение ресурсов на разработку новых, конкурентоспособных продуктов с высоким потенциалом роста; 2) модернизация методов работы с клиентами и др.

Миссия – генеральная цель организации, ее идея, смысл существования, мировоззрение и философия.

Функции миссии:

1. Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о философии и предназначении организации; средствах, которые она использует в своей деятельности, ресурсах, которыми располагает, имидже, который формирует, нравственности, которой придерживается и др.

2. Внутренняя функция мисси - состоит в единении и сплоченности сотрудников, сопряжении целей предприятия с целями работников, повышения степени лояльности организации, формирование стандартов совершенства, высоких идеалов, благоприятного организационного климата, создании образа будущего, который лучше настоящего и др.

Ряд требований, учитываемый при формировании миссии:

1. Миссия должна соответствовать духу времени, отражать социально-перспективные потребности общества и отвечать ожидания населения;

2. Миссия должна быть сформулирована предельно ясно как для субъектов, так и для ее членов, исключать разнотолки;

3. Миссия должна вдохновлять, мотивировать работников;

4. Формулировка миссии должна показывать отличительные стратегические преимущества организации, особенности ее философии, ценностей, этических принципов, отношений к работникам, характеризующие уникальность компании и выделяющие ее из множества других фирм.

Современные организации формируют комплексные миссии, являющиеся сочетанием различных видов миссий.

«Совершенствование организации. Достижение нашей стратегической цели требует высокого и постоянно улучшающегося качества работы в каждой сфере деятельности и на каждом уровне организации.

Основные ценности:

1. Стремление к успеху. Мы намерены достичь самых высоких стандартов во всех областях нашей деятельности. Мы стремимся постоянно превосходить ожидания внешних и внутренних клиентов.

2. Порядочность. Взаимное уважение и этическое поведение являются основой наших отношений с клиентами и обществом, в котором мы работаем. Порядочность – определяющий принцип компании.

3. Сотрудничество. Во всем мире мы работаем единой командой для того, чтобы каждый день улучшать наши методы ведения бизнеса. Мы открыты в общении и устанавливаем четкую ответственность за принятие решений, определение проблем и способов их разрешения и за максимальное использование возможностей бизнеса».

Уровни стратегии.

1. Корпоративный уровень – стратегия организации в целом. Например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение бизнес-единиц, заводов, товарных линий, а также глобальные стратегии (стратегия глобализации, мультирегиональная, транснациональная), стратегии партнерства (стратегические альянсы), объединение организаций и др.);

2. Стратегия на уровне бизнес-единицы, включающая стратегии в сферах бизнеса, по продуктовым линиям, приемы и методы борьбы за рынки покупателей (конкурентные стратегии); создание новых продуктов, отчисления за рекламу, НИОКР и др.

3. Стратегия функционального уровня – этостратегии подразделений, поддерживающих реализацию стратегии бизнес-единиц: стратегии в области финансов, маркетинга, производства и управления человеческими ресурсами.

Портфельная стратегия.

Матрица BCG.

Стратегии бизнес-единиц

(Раздатка)


 

Уровень интеллекта (IQ)

Локус контроля

Уровень макиавеллизма

Уровень авторитаризма

Тип личности согласно индикатору «Майерс-Бригтс» (МПВ) или опроснику Кирси

Организационные факторы

2.1. Проектирование работ

2.2. Система вознаграждений

2.3. Организационная структура

2.4. Организационная культура

2.5. Организационные ожидания в отношении индивида

2.6. Доминирующий стиль управления

2.7. Групповые нормы и социальная структура коллектива.

Личные факторы

3.1. Возраст

3.2. Пол

3.3. Национальность

3.4. Образование

3.5. Система ценностей

3.6. Способности, склонности

3.7. Эмоции

3.8. Психический портрет личности, тип личности

3.9. Социальные роли индивида

3.10. Состояние здоровья.

 

Типы людей

Типология Карла Юнга

Типы людей по К. Юнгу определяются исходя из двух личностных установок: экстраверсии (Е) и интроверсии (I), - и четырех функций сознания (мышление (Т), чувства (F), ощущения (S) и интуиция (N),одна из которых является у индивида доминирующей). В результате получаются 8 типов личности:

1. Экстраверт мыслительный (ET);

2. Экстраверт чувствующий (EF);

3. Экстраверт ощущающий (ES);

4. Экстраверт интуитивный (EN);

5. Интроверт мыслительный (IT);

6. Интроверт чувствующий (IF);

7. Интроверт ощущающий (IS);

8. Интроверт интуитивный (IN).

(……………………………………………………………………………….)

· Эффект «проекции». Влияние личных качеств оценщика, прошедших событий, прошлого опыта (их перенос) на восприятие и оценку поведения людей, их действия.

· Эффект «предупреждений». Формирование суждения о поведении без выяснения обстоятельств. Предвзятость в восприятии и оценивании других индивидов зачастую вызвана историей взаимоотношений между оценщиком и оцениваемым, предубеждениями в отношении расовых, этнических, возрастных групп, ролевыми и другими стереотипами.

· Стереотипы. Распространение на оцениваемого устойчивого мнения (клише), сопряженного с той или иной социальной группой.

· Эффект «контраста». Неосознанное вовлечение в процесс сравнения подчиненных вследствие оценивания большего количества людей в течение кроткого интервала жизни

· Фундаментальная ошибка атрибуции. Искажения в оценках зачастую вызваны ошибками атрибуции. Чаще всего первопричину хорошей или плохой работы оценщики видят только в личных характеристиках работников и упускают на поля зрения ситуационные факторы.

· Эффект «новизны». Искажение, связанное с большим влиянием последних событий и наблюдений за поведением работника, которые вплотную предшествовали оценке и ясно запечатлены в памяти оценщика.

· Эффект Кулешова. Одинаковое поведение может иметь диаметрально противоположные оценки исходя из внешних условий. Зачастую искажения провоцируются поведением, не соответствующим внешним обстоятельствам.

 

 

Теории содержания мотивации

Теории процесса мотивации

Вопрос 1.

Эффективность деятельности = f (M;C;K;B), где:

M – мотивация

С – способности

К – компетентность

В – возможности выполнения работы в рамках трудовой ситуации.

Мотивация персонала – побуждения к действиям для достижения личных целей и целей организации.

Мотив – внутреннее побуждение к действиям, феномен сознания человека, причина его поведения.

«Мотив – душа поступка» (Гегель).

Поскольку трудовая мотивация связанна с наличием определенного элемента причинности, т.е. имеет волевой характер, при ее рассмотрении исключается бессознательные, подсознательные побуждения.

 

                   
 
Научный менеджмент (материальное стимулирование
 
Школа человеческих отношений (социальный контроль, социальное стимулирование)
 
Модели содержания мотивации (теории Маслоу, Альдерфера, МакКлеланда, Херцберга)
 
Модели процесса мотивации
 
   
Теория мотиваци

 


(пропустила…………………………………………………………………………………….)

 

Основы менеджмента

Полякова Ольга Николаевна

Курс

Тема 1: Введение в менеджмент.

Вопросы:

Сущность менеджмента


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.