Психолого-педагогическая готовность к школе — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психолого-педагогическая готовность к школе

2017-12-20 278
Психолого-педагогическая готовность к школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психолого-педагогическая готовность к школе

При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи -согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к предметам, используемым для предъявления заданий (кубикам, картинкам и т.д.), либо к познавательным задачам. Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Наиболее примитивным способом является “действие силой” или хаотичное действие без учета свойств и качеств предмета. Диагностическое обучение. Многие задания в данной программе предлагаются детям в виде обучающего эксперимента, то есть ребенка обучают выполнению задания, а затем проверяется усвоение способа решения на новой сходной задаче. Отношение ребенка к результатам своей деятельности.

Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.

Помощь в процессе обследования

В процессе диагностики детям предлагаются следующие виды помощи:

- организующая помощь (О) – подумай еще; не торопись; “думай глазками – руки за спину”;

- обучающая помощь (У) – объяснение, выполнение действий по подражанию; с использованием указательных жестов и речевой инструкцией);

- эмоциональная поддержка (Э) - “ молодец”, “у тебя все получится” и пр.

 

Требования к методикам

Задания и методики в данную программу отбирались последующим критериям:

  • надежность;
  • краткость;
  • простота обработки результатов;
  • вариативность, т.е. наличие нескольких равнозначных вариантов заданий, для исключения “натаскивания” родителями в условиях поточного проведения обследования и наличие нескольких видов заданий разных по уровню сложности;
  • понятность заданий родителям и педагогам;
  • возможность на их основе дать прогноз развития.

Порядок проведение диагностики

Порядок проведения задания и методики описаны в протоколе

1. Беседа проводится по вопросам, указанным в протоколе.

Необходимо обращать внимание на точность ответов на вопросы. Отвечает ребенок полным ответом или односложно, охотно или ответы приходится вытягивать, фиксируются ошибки в речи. Анализируется также содержание ответов и поведение ребенка в ситуации обследования, для определения мотивационной готовности (игровая или учебная) и личностных особенностей ребенка.

Задание на умение считать.

Счет в прямом порядке не оценивается, задание включено для создания у ребенка ощущения успешности и снятия тревожности.

Счет в обратном порядке оценивается по темпу, наличию ошибок.

Счет в заданных границах оценивается по следующим параметрам: результат, с какой попытки может выполнить задание, как использует помощь, может ли повторить задание.

Если ребенок не держит границы интервала, это свидетельствует о низкой произвольной памяти ребенка.

Если повторяет задание с искажением - о непонимании инструкции, снижении понимания обращенной речи.

Задание на определение левой и правой руки.

Оценивается результат, устойчивость выполнения задания, чем объясняет свой выбор.

Задача.

При выполнении оценивается: результат, понимание инструкции, возможность повторить задание, сразу говорит ответ или считает пальцем (глазами) кубики; обучаемость (с какой попытки выполнил задание, какие виды помощи использовались, эффективность помощи, устойчивость результата).

Материал к заданию: 10 маленьких кубиков или кружочков или др. маленьких фигурок.

Слоговая структура.

Проводится, если при выполнении предыдущих заданий были выявлены ошибки в звукопроизношении, отмечено искажение структуры слов или нарушение согласований. Повторить нужно несколько слов 3-5. Оценивается правильность произношения, темп, возможность повторить по слогам.

Звуковой синтез.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Если нарушений нет, начинаем с 4-х звуков, норма 4-5 звуков. Обязательно используется диагностическое обучение.

Звуковой анализ.

Проводится по всем подпунктам, если есть нарушения в речи. Обязательно используется диагностическое обучение, если ребенок не посещал детский сад и его к школе не готовили

Оценка выполнения заданий

При выполнении заданий ребенком педагог или психолог проводит качественную и количественную оценку выполнения каждого задания. Качественная оценка осуществляется по параметрам указанным в предыдущем разделе и по тем критериям, которые указаны в протоколе. Соответствующее выполнение подчеркиваются или обводятся в нем ручкой. При необходимости замечания дописываются на полях.

Количественная оценка:

0 баллов ставятся, если ребенок отказывается выполнять задание и его никак не удается уговорить.

1 балл - ребенок приступает к выполнению задания, но не понимает условий задачи даже после обучения; ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели.

2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;

3 балла - ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;

4 балла - ребенок сразу понимает и принимает условия задачи, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентирования при его выполнении, стремится к положительному результату.

Высокий уровень - задания выполняются на 3-4.

Средний уровень - задания выполняются на 2-3.

Низкий уровень - задания выполняются на 1-2.

После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе.

Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин. Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторных обследований. Данная методика использовалась мною в течение 15 лет для формирования разноуровневых классов.

Беседа

- Назови свою фамилию, имя, отчество.

- Когда у тебя день рождения?

Фамилия_________________________

Имя_________________

Отчество_________________________

Дата рождения________

- Ходил ли ты в детский сад______________________

- Что нравилось в детском саду?___________________

- Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______

- Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение;односложные ответы; мотивация.

Задание на умение считать

- Умеешь ли ты считать?

- Посчитай:

от 1 до 10.

от 10 до 1

от 3 до 7 1); 2); 3); 4)

от 9 до 4 1); 2); 3); 4)

Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание.



Задание на определение левой и правой руки

Покажи:

(подними) левую руку.

левой рукой правый глаз

правой рукой левое ухо

левую руку у меня

Задача.

Инструкция.

- Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего?

- Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик.

- Где больше?

- На сколько больше?

1); 2); 3); 4).

Слоговая структура

- Повтори трудные слова:

норма искаж. по слогам никак

- сковорода,

- транспорт,

- милиционер,

- аквалангист,

- термометр.

Звуковой синтез

- Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* - дом; М*А*К - мак. Слово произносится по звукам.

Р*О*Т 1) 2)      
У*Р*О*К 1) 2)      
С*Т*О*Л 1) 2) 3)    
Т*А*Н*К 1) 2) 3)    
С*О*С*Н*А 1) 2) 3) 4) 5)

Отмечаются: с какой попытки правильно выполнил задание

Звуковой анализ

- А теперь ты мне скажи по звукам. Пример: НОС - Н*О*С*; СТОЛ - С*Т*О*Л*

СОК, РАК

ПАУК, АИСТ,

УТКА, УКОЛ, УЗОР

ДИВАН, САПОГ, РУЧКА

Отмечаются пропуски, перестановки, с какой попытки правильно выполнил задание.

Задание.

- Я выбираю вот эту фигуру, а ты выбери из оставшихся фигуру самую непохожую на мою.

1.

2.

3.

4.

- Скажи, чем они непохожи?

1.

2.

3.

4.

Если ребенок быстро и легко справился с предыдущим заданием, ему предлагаются задания 8* и 8**. Если при обучении возникло много трудностей сразу переходим к выполнению задания 10.

8*. - Выбери 2 фигуры, которые непохожи (у них разный) только:

- цветом,

- размером,

- формой.

8**. - Выбери 2 фигуры, которые похожи (у них одинаковый) только:

- цветом,

- размером,

- формой.


Психолого-педагогическая готовность к школе

При выполнении диагностических заданий ребенком в первую очередь отмечается принятие задания: способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.

Принятие задачи -согласие ребенка выполнять предложенное задания независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к предметам, используемым для предъявления заданий (кубикам, картинкам и т.д.), либо к познавательным задачам. Способы выполнения задания: хаотические действия; метод практической ориентировки – “метод проб и ошибок”, метод практического примеривания; метод зрительной ориентировки.

Наиболее примитивным способом является “действие силой” или хаотичное действие без учета свойств и качеств предмета. Диагностическое обучение. Многие задания в данной программе предлагаются детям в виде обучающего эксперимента, то есть ребенка обучают выполнению задания, а затем проверяется усвоение способа решения на новой сходной задаче. Отношение ребенка к результатам своей деятельности.

Подавляющее большинство нормально развивающихся детей проявляют активный интерес к предложенным заданиям и конечному результату. Для детей с нарушениями интеллекта, как правило, характерно безразличное отношение к заданиям и полученному результату.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.