П П : В Рентабельность продаж — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

П П : В Рентабельность продаж

2017-12-20 373
П П : В Рентабельность продаж 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

R = ------- = ------------- = --------------------------------------------

А А: В Капиталоёмкость продукции

4. Смешанные модели (комбинированные) — это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей

a + b a a х b

Y = --------; Y = ---------- Y = -------- и т.д.

c b + c c

Например: модель прибыли: П = VРП x (Ц – С)

Таким образом, процесс моделирования факторных систем — сложный и ответственный момент в АХД.От того, насколько реально и точно созданные модели отражают связь между исследуемыми показателями, зависят конечные результаты анализа.

 

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Дайте определение и характеристику детерминированного факторного анализа.

2. В чем различие между детерминированным и стохастическим анализом?

3. Дайте характеристику анализа: а) по степени детализации факторов, б) по признаку времени.

4. Дайте классификацию факторов в АХД.

5. Охарактеризуйте мультипликативную модель, приведите примеры.

6. Охарактеризуйте аддитивную модель, приведите примеры.

7. Охарактеризуйте кратную модель, приведите примеры.

8. Охарактеризуйте смешанную модель, приведите примеры.

 

3. Способы обработки экономической информации в АХД

 

Вопросы:

  1. Способ сравнения в АХД.
  2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.
  3. Использование относительных и средних величин в АХД.
  4. Способы группировки информации в АХД.
  5. Балансовый способ в АХД.
  6. Способы табличного и графического представления аналитических данных.

 

Литература: № 1 стр. 39-52; № 2 стр. 66-95.

 

Вопрос № 1. Способ сравнения в АХД.

Сравнение как один из научных способов познания широко используется в АХД. Его сущность — сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними.

В АХД используются следующие типы сравнений:

1. Сравнение фактических показателей с плановыми, оно необходимо для оценки выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.

2. Сравнение фактических результатов с утвержденными нормами расхода ресурсо в (материалов, топлива, энергии, воды и т. д.), проводится для контроля за экономным использованием ресурсов.

3. Сравнение фактических показателей с данными прошлых периодов, оно необходимо для установления тенденций (трендов) и темпов развития предприятий.

4. Сравнение показателей анализируемого предприятия с показателями лучших предприятий отрасли, для выявления резервов улучшения его деятельности.

5. Сравнение показателей анализируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, д ля определения рейтинга предприятия среди предприятий отрасли.

6. Сравнение параллельных и динамических рядов. Для определения формы и направления связи между разными показателями. Для этого, числа, характеризующие один из показателей, располагают (ранжируют) в возрастающем или убывающем порядке и отслеживают, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают или убывают. Например, приводятся ранжированные данные об уровне урожайности зерновых культур и плодородии земли по хозяйствам района. Изучение данных показывает наличие тесной связи между рассматриваемыми показателями: при повышении качества земли урожайность зерновых культур как правило возрастает, и наоборот.

7. Сравнение темпов роста различных показателей за исследуемый период времени. Используется для изучения характера проявления экономических законов в конкретных условиях. Например, закон опережающего роста производительности труда требует, чтобы темпы роста производительности труда были выше темпов роста заработной платы.

8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и определении величины резервов. При проведении АХД сельскохозяйственных предприятий широко и постоянно используются все эти типы сравнений.

Вопрос № 2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

При проведении АХД важнейшее условие, это обеспечение сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана: разным уровнем цен, разным объемом производства, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми временными периодами и другими факторами.

Сравнение несопоставимых показателей приведёт к ошибочным выводам, поэтому необходимо привести исследуемые показатели в сопоставимый вид.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем цен при стоимостной оценке, то для нейтрализации этого фактора показатели выражают в одних и тех же ценах (их называют сопоставимые цены).

К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции за 2 года без учёта ценового фактора, ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

Sg1p0

IВП = --------------

Sg0p0

где, IВП - индекс изменения физического объёма ВП;

g1 и g0 — физический объем производства i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах;

p0 — цена i-го вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели несопоставимы из-за изменения объёмов деятельности предприятия. Например, если сравнивать сумму затрат отчетного года (S g1b1 + а1) с затратами базисного периода (S g0b0 + а0), то разность этих показателей будет обусловлена не только изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы привести затраты в сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода (S g1b0 + а0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода.

Sg1b1 + а1

I = -----------------

Sg1b0 + а0

где,

b —переменные затраты на единицу продукции i-го вида;

а —постоянные затраты на весь выпуск продукции в исследуемом периоде, не зависящие от его объема.

 

Для нейтрализации воздействия качественного фактора объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, уменьшая или увеличивая его количество.

Пример: Если сравнивается молоко имеющее разную жирность, то для объективного сопоставления молоко пересчитывается по базисной жирности, т.е. по 3,6%.

 

Сопоставимость показателей также достигается применением средних или относительных величин вместо абсолютных. Нельзя сравнивать такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д. без учета производственной базы предприятия (площадь с/х угодий, количество работников, поголовье скота и т.д.).

Но если вместо абсолютных показателей взять относительные: производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны.

Внимательным нужно быть в отношении методического несоответствия показателей. Оно может не только исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл.

Например, фондообеспеченность, фондоотдача могут быть исчислены по всей сумме основных средств, по основным средствам производственного назначения или только по активной их части. Поэтому, чтобы обеспечить объективность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.

 

Вопрос № 3. Использование относительных и средних величин в АХД.

Экономические явления и процессы выражаются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютные показателиэто количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д.

Относительные показателиэто соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо явления или с величиной этого же явления, но взятой за другой период времени или по другому объекту.

Относительные показатели — результат деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В АХД используются следующие виды относительных величин:

1. Относительная величина пространственного сравнения — сопоставление показателей, относящихся к различным объектам (хозяйствам), взятым за один и тот же период времени.

2. Относительная величина планового задания — отношение планового показателя текущего периода к фактическому его уровню в предшествующем периоде или к среднему уровню за несколько предыдущих периодов.

3. Относительная величина выполнения плана — отношение между фактическим и плановым показателями отчетного периода, выраженное в процентах.

4. Относительные величины динамики характеризуют изменения показателей за промежуток времени. Их определяют делением показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются в процентах или коэффициентах.

Относительные величины динамики подразделяются на:

- базисные — каждый следующий показатель динамического ряда сравнивается с одним базисным показателем;

- цепные — каждый следующий показатель соотносится с предыдущим.

5. Показатель структуры это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах: удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади и т.д.

6. Относительные величины эффективности — это соотношение эффекта с ресурсами или затратами: прибыль на рубль затрат, на рубль выручки, на рубль вложенного капитала и т.д.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.