Глава 4. Формирование и управление — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 4. Формирование и управление

2017-12-21 261
Глава 4. Формирование и управление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СПОР­ТИВНОЙ МОТИВАЦИЕЙ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Формирование спортивной мотивации на этапе

Начальной специализации

В формировании мотивации широкое распространение за рубежом получили мотивационные тренинги, используемые в различных сферах деятельности человека (учебе, труде). В работе с юными спортсменами применяются следующие мотивационные тренинги:

1) Тренинг причинных схем. 2) Тренинг личностной причинности. 3) Тренинг внутренней мотивации. 4) Тренинг мотивации достижения.

1. Тренинг причинных схем. Позитивное действие на мотивацию оказывает такая причинная схема, при которой неуспех объясняется недостатками собственных усилий. В этой связи програм­мы тренинга причинных схем ориентированы: 1) на перестройку объяс­нения спортсменами причин неуспеха; 2) на такое изменение объяснений причин неуспеха, при котором любые внешние факторы и внутренний фактор (низкие способности) «заменяются» на внутренний фактор - «недостаточность усилий». Именно эта причинная схема «неуспех - недостаточность усилий» является наилучшей для сохранения и формирова­ния мотивации в ситуациях неуспеха.

Классификация возможных причин действий имеет три измерения:

1) локализация (расположение) причин: внешняя или внутренняя по отношению к человеку как субъекту действия;

2) стабильность причины: является ли причина стабильной по влия­нию или же ее влияние изменяется, варьирует по времени;

3) подконтрольность причины сознанием человека: является ли дейс­твие причины подконтрольным человеку и произвольно регулируемым со стороны субъекта действия.

Программы тренинга мотивации путем изменения причинных схем отдают предпочтение «усилию» как наиболее оптимальной причине, которую можно устранить самому спортсмену. Это единственная причина, которая находится под контролем спортсменов, и, следовательно, она образует един­ственную причинную схему, не формирующую у спортсменов неуверенность в себе, в своих возможностях улучшить собственные результаты.

Программы тренинга мотивации посредством изменения причинных схем преследуют общую цель - так изменить собственные представления спортсменов о причинах своих неуспехов, чтобы любые причинные объя­снения заменить одним - недостаточностью собственных усилий. Очень важным при изменении причинных схем в формировании спор­тивной мотивации является изучение актуализирующихся эмоциональных состоянии (переживаний). Используя ту или иную причинную схему, она показывает нам, что чувствует спортсмен и что переживает, что надо делать дальше. Причинные схемы используются при формировании спортивной мотивации в двух аспектах - в тренировочной и соревнова­тельной деятельности (рис. 11, 12).

2. Тренинг личностной причинности. Сущность этого тренинга мотивации, используемого в зарубежной педагогической психологии (Р.Д.Чармс, 1972; 1984 и др.) основывает­ся на следующем исходном положении: первичная особенность мотивации человека - стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью, стремление изменить ее в желаемом направлении. Иначе говоря, первичное стремление человека - быть эффективной при­чиной происходящего. Развитие мотивации рассматривается в этом слу­чае как развитие ощущения того, что сам человек является причиной своего поведения и всех его последствий.

Личностная причинность представляет собой инициацию индивидом поведения с намерением вызвать изменение в своем окружении. В случае, когда человек начинает целенаправленное поведение, он воспринимает самого себя в качестве субъ­екта своего намерения и своего поведения. Он становится причиной и источником поведения.

С другой стороны, когда что-либо внешнее по отношению к челове­ку вынуждает его к совершению тех или иных действий, человек начина­ет ощущать себя инструментом внешней силы, которая в данном случае выступает как причина поведения.

И поскольку человек побуждается к своему действию извне, он оказывается не столько субъектом действия, сколько объектом манипулирования другими.

Идея тренинга личностной причинности заключается в следующем. Если к человеку относятся как к «источнику», он начинает смотреть на себя как на причину своих действий, становится в большей степени «источником», чем был им до начала. Поведение становится конструктивным, компетентным, стабильным и т.п.

Тренинг личностной причинности следует проводить как тренинг не директивный, т.е. вместо стремления непосредственно изменить по­ведение человека тренер должен стремиться изменить свое отно­шение к занимающимся: он должен научить спортсмена относиться к ним как к «источникам».

Тренинг личностной причинности предполагает оказание помощи занимающимся в следующем:

- в постановке перед собой целей реально достижимых: правильно соразмерять цели со своими возможностями;

- выяснить свои сильные и слабые стороны, заняться самоанализом;

- определить конкретные действия, которые можно сделать в насто­ящее время, чтобы со временем добиться поставленных перед собой це­лей, т.е. наметить для себя ближайшую перспективу поведения;

- научиться понимать, действительно ли поведение приближает к цели, обладают ли их действия желаемыми последствиями.

 

 

 
 

1.

 

 

2.

3.

4.

5.

 

6.

 

7.

 

 

8.

9.

10.

11.

 

 

12.

 


 

Рис.11. Причинные схемы, объясняющие мотивацию

 

 

13.
 
 

14.

 

15.

16.

17.

18.

 

19.

20.

 

 

21.

 

 

22.

 


Рис.12. Причинные схемы, объясняющие мотивацию.

Такое содержание тренинга личностной причинности направлено на развитие у занимающихся способностей к целеобразованию, планирова­нию своего поведения и самоанализу.

3. Тренинг внутренней мотивации.

Внутреннюю мотивацию составляют следующие особенности субъективных состояний:

- сконцентрированность внимания, мыслей, чувств на занятиях спортом, исключающая появление посторонних мыслей, чувств, отвлекаю­щих от деятельности;

- ощущение полной (физической и интеллектуальной) включенности в спортивную деятельность, в то, что в данный момент делаешь (на тренировках, соревнованиях, вне занятий;

- ощущение того, что четко знаешь последовательность своей дея­тельности, ясное осознание ее целей и задач, полное выполнение тре­бований деятельности;

- осознание правильности выполнения того, что делаешь;

- отсутствие тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполне­нием деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

- утрата обычного чувства четкого осознания себя, своего окруже­ния – «растворение» в своем деле;

- ощущение замедления субъективного времени.

Характерно, что эти характеристики субъективного состояния вну­тренней мотивации наблюдаются у лиц различного возраста и в различ­ных видах деятельности. Данное сос­тояние называется «ощущением потока». Подобное ощущение потока возникает в тех случаях, когда в деятельности человека сбалансированы «надо» и «могу» когда приведено в гармонию то, что должно быть сделано (требования деятельности) и то, что человек может сделать (наличие определенных способностей). При наличии в восприятии человека бала­нса этих двух параметров деятельности создаются необходимые условия возникновения и развития внутренней мотивации.

В случае, когда развитие способностей будет совпадать с нараста­нием требований занятий спортом, то занимающиеся будут развиваться в благоприятном режиме, испытывая удовольствие от спортивных заня­тий с увлечением выполняя задания тренера. Таким образом, данный путь формирования и сохранения мотивации заключает­ся в оптимизации требований спортивной деятельности.

Второй путь формирования мотивации занятий спортом заключается в воздействии тренера на занимающихся личным примером. Если тренер далек от своего вида спорта, не любит его, халатно относится к своей работе, то занимающиеся это очень тонко чувствуют, что приводит их к отчуждению от него и от спорта.

4. Тренинг мотивации достижения.

Мотив достижения складывается из двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи. Ключевым моментом в формировании мотивации достижения у детей оказывается характер взаимодействий между ребенком и взрослым. Высокая мотивация достиже­ния формируется у детей, чьи родители постоянно повышают уровень сво­их требований и умело оказывали им помощь, проявляя в то же вре­мя мягкость и теплоту в общении с ними. Низкий уровень мотивации дос­тижения формируется у тех детей, чьи родители осуществляли слишком жесткий надзор, директивную опеку над ними, либо были безразличны к ним.

Формирование мотивации достижения у юных спортсменов будет осуществляться при соблюдении следующего:

- формирование синдрома достижения, т.е. преобла­дания стремления к успеху над стремлением избегания неудачи;

- самоанализ результатов своей деятельности;

- выработка оптимальной тактики целеобразования в занятиях боксом;

- межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе.

Каждое из этих направлений предполагает использование конкретных средств, приемов, используемых в педагогических целях. Так, для формирования синдрома достижения рекомендуется следующее:

- обучение способам создания проективных рассказов (по картин­кам теста TAT) с ярко выраженной темой достижения;

- обучение способам поведения типичным для человека с высоко раз­витой мотивацией достижения (предпочтение реально достижимых целей; предпочтение ситуаций, предполагающих личную ответственность за ус­пех дела, и избегание случайных ситуаций, а также ситуаций, где цель задается другими людьми; предпочтение ситуаций с обратной связью о результатах деятельности и т.п.);

- изучение конкретных примеров из своей повседневной жизни, а также из жизни людей, обладающих, высокоразвитой мотивацией достиже­ния.

Следующее направление по формированию спортивной мотивации на этапе начальной специализации сводится к удовлетворению потребностей:

1) физиологических;

2) в безопасности;

3) в социальных связях;

4) в уважении;

5) самоактуализации.

1. Физиологические потребности (потребности спортсменов в движении, отдыхе, рациональном питании, воде).

Потребности в движении. Особое внимание, при удовлетворении потребности в движении во время учебно-тренировочных занятий, необходимо уделять нормированию физических нагрузок.

Нормирование физических нагрузок, определение оптимальных их величин, должны быть основаны на результатах комплексного изучения реакции организма спортсмена на дозированную физическую нагрузку. Тренировочная нагрузка характеризуется объемом и интенсивностью ее выполнения. Они должны быть оптимальными и увеличиваться по мере развития тренированности.

Одним из возможных средств, позволяющих оценить допустимость объема, характера и интенсивности физических нагрузок юных спортсменов, может быть оценка внешних признаков утомления. Данная оценка дает возможность определить индивидуальное состояние каждого спортсмена исходя из признаков утомления после физической нагрузки.

На начальном этапе учебно-тренировочных занятий рекомендуется так дозировать объем, характер и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление юных спортсменов не превышало легкой степени. Абсолютные величины нагрузок зависят от квалификации и состояния спортсмена.

Потребность в отдыхе. Другой не мало важной потребностью, на удовлетворение которой стоит обратить особое внимание, является потребность в отдыхе, которая особенно явно проявляется при первых занятиях спортом и является одной из основных причин ухода из спорта юных спортсменов.

Для удовлетворения потребности в отдыхе необходимо четко дозировать объем и интенсивность нагрузок с интервалами отдыха, как между отдельными тренировочными занятиями, так и между упражнениями в процессе тренировки. В занятиях с новичками перерывы между упражнениями должны быть продолжительными и уменьшаться по мере роста тренированности.

При планировании тренировки необходимо также предусмотреть и восстановительные мероприятия, позволяющие предупредить избыточное утомление спортсмена (специальные дыхательные упражнения, баню, массаж, гидропроцедуры, активный отдых и т.д.).

После соревнований, после каждого тренировочного занятия и в процессе занятия необходим достаточный отдых. Отдых между тренировочными занятиями не должен быть слишком длительным, чтобы не препятствовать закреплению положительных сдвигов, достигнутых в предшествующих тренировках. Продолжительность оптимальных интервалов отдыха между тренировочными занятиями может быть различной, однако не должна превышать 48 час.

В подготовительном периоде в занятиях с новичками и спортсменами младших разрядов целесообразно проводить не более 3 тренировок в неделю продолжительностью 1,5 – 2 ч, в соревновательном периоде – не более 4 тренировок продолжительностью 2 – 2,5 ч.

Потребность в рациональном питании. На этапе начальной спортивной специализации данная потребность выражена незначительно, однако с возрастом и повышением спортивной квалификации боксера, она становится наиболее актуальной и является одной из важнейших в сохранении здоровья, повышения работоспособности и достижении высоких спортивных результатов.

Основное требование при удовлетворении в питании – соответствие количества и качества пищи потребностям организма. Количественная сторона питания определяется запросами в энергии. При этом энергетическая стоимость пищевого рациона спортсмена определяется в зависимости и от решаемых им задач удержания, снижения или увеличения массы тела. В первом случае он должен быть равен энерготратам, во втором – ниже, в третьем – выше их. Для контроля за количественной полноценностью питания необходимо сравнивать две величины – суточный расход энергии и калорийность пищи. Суточный расход энергии определяется, как правило, хронометражно-табличным методом. Калорийность пищи вычисляется по меню-раскладке.

Качественная полноценность пищевого рациона достигается прежде всего правильным соотношением основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов.

Специфика спортивной деятельности и особенности обмена веществ обусловливают повышенную потребность организма юных спортсменов в витаминах. Таким образом, пища должна содержать достаточное количество витаминов, особенно витамина «С» и витаминов группы «В», потребность в которых возрастает от усиленной спортивной работы. В суточном рационе юных спортсменов должно быть достаточное количество продуктов, богатых фосфором и кальцием.

Функциональное состояние организма спортсмена, уровень его умственной и физической работоспособности во многом зависят не только от общей калорийности дневного рациона, но и от рационального распорядка приема пищи в течение суток. Для спортсменов предпочтителен четырехразовый (завтрак, второй завтрак или полдник, обед и ужин) прием пищи. Оптимально следующее примерное распределение калоража суточного рациона: завтрак - 25 – 30%, второй завтрак или полдник – 15%, обед - 30 – 35%, ужин - 25 – 30%. Причем завтраки должны иметь углеводную ориентацию, обеды – белковую.

Режим питания согласуется с планом тренировок. Время приема пищи должно быть постоянным. Спортивные занятия должны начинаться не менее чем через 2 ч после приема пищи, соревнования - через 3,5 ч. После окончания тренировочных занятий пищу следует принимать спустя 30 – 40 мин. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 6 ч.

Потребность в воде. Потребность спортсмена в питьевой воде зависит в основном от внешних метеорологических условий, длительности и интенсивности работы, индивидуальных особенностей (возраста, стажа занятий). У спортсменов нет универсальной схемы питьевого режима. Наиболее оптимальным питьевым режимом считается такой, когда ее выпивают в достаточном объеме, небольшими порциями, с соблюдением определенного временного режима в течение тренировки, в соответствии с внешними условиями и характером физической нагрузки.

2. Потребности в безопасности (включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны спортсменов, тренера). Для удовлетворения потребности в безопасности предлагаются следующие направления:

1) добиться, чтобы спортсмены доверяли и постоянно оказывали помощь друг другу во время упражнений;

2) создать условия способствующие отсутствию тревоги, беспокойства, неуверенности перед выполнением деятельности, перед возможными ошибками, неуспехом;

3) обеспечить психическую и техническую подготовленность юных спортсменов к соревнованиям;

4) заявлять спортсмена для участия в соревнованиях лишь после того, как он достигнет необходимого уровня тренированности;

5) обеспечить психологическую поддержку перед выступлением в соревнованиях.

3. Потребности в социальных связях (включают чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки). Для удовлетворения потребностей в социальных связях представляется возможным использовать следующие способы:

1) учитывая важность общения для подросткового возраста, необходимо формировать благоприятные межличностные отношения в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером;

2) не разрушать возникшие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба в организации и управлении учебно-тренировочным процессом, а также способствовать слиянию их с другими членами группы, с целью создания единого, сплоченного спортивного коллектива со своими традициями, уставами;

3) обеспечивать положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях (межличностная поддержка со стороны тренера, товарищей по группе);

4) предотвращать возникновение у юных спортсменов неблагоприятных психических состояний;

5) создавать условия для социальной активности членов группы вне ее рамок (принимать участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, экскурсиях, туристических походах).

4. Потребности в уважении (включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании, одобрении, авторитете). Для удовлетворения потребности в уважении рекомендуется следующее:

1) относиться к спортсмену как к равноправному союзнику в достижении спортивного мастерства;

2) обеспечивать положительную обратную связь с достигнутыми спортивными результатами (использовать систему поощрений, стимулирований);

3) делегировать спортсменам дополнительные права и полномочия в принятии важных и ответственных решений, а также привлекать их к выработке этих решений;

4) обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволяют повышать уровень их компетентности в данной деятельности;

5) развивать у юных спортсменов результативность деятельности как качества личности;

6) учитывать интересы и предложения спортсменов при организации учебно-тренировочных занятий;

7) создавать ситуации свободного выбора (предоставлять занимающимся возможность выбора в процессе тренировок);

8) давать возможность исполнять лидерские функции тем спортсменам, которые испытывают в этом необходимость.

5. Потребности в самоактуализации (включают потребности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, целей, и росте как личности). Для удовлетворения потребности в самоактуализации предлагаются следующие направления:

1) творчески проводить занятия, ставя каждый раз разные задачи, избегая стандарта и однообразия;

2) обеспечивать спортсменов знаниями, которые позволили бы им полностью использовать свой потенциал в данной деятельности;

3) давать спортсменам сложные и важные упражнения и задания, требующие от них полной самоотдачи;

4) поощрять и развивать у спортсменов творческие способности во время учебно-тренировочных занятий;

5) ставить перед спортсменами реально достижимые цели и обучать самостоятельной их постановки: правильно соразмеряя цели со своими возможностями;

6) формировать у юных спортсменов личностный смысл в занятиях спортом через осознание значимости этих занятий в личной жизни;

7) отводить время (во время или после занятий) для личного совершенствования спортсменов;

8) оказывать помощь спортсменам в выявлении их сильных и слабых сторон, а также в проведении ими самоанализа;

9) вместе со спортсменами определить конкретные действия, чтобы со временем добиться поставленных целей, т.е. наметить ближайшую перспективу поведения.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.