Тема 8. Динамика науки как смена концептуальных каркасов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 8. Динамика науки как смена концептуальных каркасов

2017-12-21 224
Тема 8. Динамика науки как смена концептуальных каркасов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8.1. Рост и развитие научного знания. Основные идеи классического идеала научности: фундаментализм, редукционизм, универсализм. Кумулятивная модель науки. Факторы научной динамики, учитываемые в кумулятивной модели науки. Социокультурная обусловленность научного познания. Интернализм и экстернализм как два альтернативных подхода к исследованию исторического развития науки. Интерналистские исследования содержания научного знания, истории научных идей, концептуального аппарата науки. Концепции объективного роста знания К. Поппера, И. Лакатоса, С. Тулмина. Экстерналистские исследования социальных факторов развития науки, поведения ученых, коммуникативных стратегий (Р. Мертон, Т. Кун) Научные традиции и научные революции.

8.2. Философия науки о динамике научной рациональности. Критерии различения классической, неклассической, постнеклассической научной рациональности. Квантово-релятивистская физика как неклассический тип рациональности. Неклассическая парадигма научности. Онтология квантово-волнового дуализма. «Наблюдаемое – наблюдатель» как познавательное отношение в неклассической науке. Проблема физической реальности, проблема детерминизма как важнейшие философские проблемы физики микромира. Макроприбор и принцип суперпозиции. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Принцип дополнительности Нильса Бора и его общенаучный характер. Интерпретации квантовой механики как проблема философии науки. Копенгагенская интерпретация ее феноменологический характер.

8.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки. Постнеклассический этап в развитии науки. Компьютеризация науки, рост междисциплинарных исследований, гуманизация научных исследований. Саморазвивающиеся системы как объект постнеклассической науки. Идея глобального эволюционизма и идея системности как фундаментальные идеи оснований постнеклассической науки. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки. Эволюционная эпистемология как когнитивная практика адекватная в познании объектов постнеклассической науки. Специфика постнеклассической рациональности. Трансформация концепта «знание» в постнеклассической науке.

 

Литература к теме 8

Обязательная литература:

1. Ильин В.В. Классика - неклассика - неоклассика: три этапа в развитии науки // Вопросы философии. 1989. № 10. С.3-18.

2. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.331-354.

3. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. С. 239-374.

4. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. М. Академический проект. 2004. С. 78-129.

5. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. С. 154-235.

6. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011. С. 102-176.

Дополнительная литература:

1. На пути к неклассической эпистемологии. М. ИФ РАН. 2009.237 с.

2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. Эдиториал УРСС. 2001. 256 с.

3. Философия науки в историческом контексте. СПб. 2003.

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

Темы коллоквиумов

1. Концептуальная модель современной философии науки

2. Образы науки

3. Типы научной рациональности

4. История и методология классической науки

5. История и методология неклассической науки

6. История и методология постнеклассической науки

7. Классический позитивизм о науке

8. Физический позитивизм о науке

9. Логический позитивизм о науке

Примерные темы эссе и докладов

  1. Образы науки.
  2. Соотношение философии и истории науки.
  3. Научное познание в зеркале философской рефлексии.
  4. Понятие технонауки.
  5. Позитивизм и философия науки.
  6. Эссе по работе: Д. Дэвидсон. «Общение и конвенциональность».
  7. Эссе по работе: Мах Э. Механика: Историко-критический очерк ее развития.
  8. Эссе по работе: Карнап Р. «Философские основания физики».
  9. Эссе по работе: Рассел Б. «Человеческое познание: его сферы и границы».
  10. Эссе по работе: Фреге Г. «Смысл и значение».
  11. Эссе по работе: Мах Э. «Познание и заблуждение».
  12. Эссе по работе: Пуанкаре А. Наука и гипотеза».

Темы курсовых работ

1. Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира.

2. Становление субъекта научной деятельности (эпоха реформации).

3. Образы природы от Античности до современности.

4. Формирование научного метода (Г. Галилей. Ф. Бэкон. Р. Декарт. И Ньютон)

5. Становление европейской науки

6. Научные программы античности

7. Научные и вненаучные формы познания

 

6.5 Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

Примерные вопросы к экзамену

 

1.Предмет философии науки, функции, место в системе знания.

2.Критический рационализм К. Поппера.

3.Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

4.Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.

5.Генезис науки Нового времени, становление объекта классической науки.

6.Т. Кун о развитии науки и научных революциях.

7.Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

8.Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.

9.Роль метода в науке. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.

10. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.

11. Логический позитивизм о науке.

  1. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).

13. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

14. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.

15. Законы науки, основные трактовки.

16. Типы научной рациональности, ее исторические формы.

17. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.

18. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).

19. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

20. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.

21. Понятие НКМ и научной парадигмы.

22. Основные черты классической науки. Понятия универсализма, фундаментализма, редукционизма

23. Стандартная концепция науки.

24. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.

25. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).

26. Неклассическая наука. Принципы дополнительности.

27. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.

28. Наука как социальный институт. Этика науки.

29. Объяснение и понимание в научном познании.

30. Кумулятивная модель науки. Экстернализм и интернализм о развитии науки. Критерии научности.

31. Границы науки. Критерии научности.

32. Парадигма неклассической науки, проблема реальности, принцип суперпозиции.

33. Динамика науки в культуре, основные этапы развития, характеристика парадигм научности.

34. Концепция постнеклассической науки, ее основные признаки.

35. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

36. Проблема взаимоотношения философии и науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного познания.

37. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)

38. Становление научного метода (Г. Галлилей, И. Кеплер).

39. Понятие метода. Роль метода в познании.

40. Когнитивные практики как основание научных парадигм

  1. Характеристика научного знания, способы его проверки.
  2. Рациональность как философская проблема, соотношение с научной рациональностью.
  3. Природа научного знания. Образы науки.
  4. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта.
  5. Концептуальная модель современной философии науки
  6. Позитивистская модель науки, основные характеристики.

Форма итогового контроля

Экзамен

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.331-354.

2. Микешина Л.А. Философия науки. М. Прогресс-Традиция. 2005.464 c.

3. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. Дом интеллектуальной книги. 1998.

4. Философия для аспирантов // Кохановский В.Г. Золотухина Е.В. Лешкевич Т.Г. Фахти Т.Б. Ростов/Д: 2002. Феникс. 2005. 516 с.

5. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2011. 384 с.

6. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.

7. ЧерниковаИ.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.

8. В. Г. Горохов. Технические науки: история и теория история науки с философской точки зрения [монография] Москва: Логос 2012. 511 с.

9. Розов М.А. Философия науки в новом видении М. Новый хронограф. 2012

10. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.

  1. Философия и естествознание./ По страницам журнала «Познание» М.: Канон+. 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.

2. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.

3. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.

4. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.

5. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.

6. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.

9. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.

7. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.

8. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.

9. Философия науки. Словарь основных терминов. М. 2004.

10. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева/. М. Академический проект. 2004.736 с.

11. Философия современного естествознания/под ред. С.А. Лебедева/. М. Фаир-Пресс. 2004. 304 с.

12. Философия. Методология. Наука. М. Прометей. 2005. 608 с.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Электронная презентация лекций дисциплины «Философия и история науки»

2. Электронная версия учебника Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. 2001.

3. Электронные программы по истории конкретно-научных дисциплин со списком литературы и предлагаемыми темами рефератов

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины используются видеофильмы и видеолекции по отдельным разделам дисциплины, компьютерные классы ФсФ ТГУ с доступом к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, в том числе отечественным и зарубежным периодическим изданиям, и интернета.

Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:

1.Электронный учебник Черникова И.В. Философия и история науки: http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm

2.Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

3.Философский портал: http://www.philosophy.ru

4.Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru

5.Britannica- www.britannica.com

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Философия»

 

Автор: Черникова Ирина Васильевна –доктор философских наук, профессор,

 

Программа одобрена на заседании УМК философского факультета ТГУ

 

от 11.10.2014 года, протокол № 2.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.