Действенно-динамический блок. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Действенно-динамический блок.

2017-12-21 182
Действенно-динамический блок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

– Чайная церемония с интеллектуальными беседами на фоне музицирования, желательно в авторском исполнении, либо функциональной, нейтральной музыкальной программы;

обмен творческими планами и замыслами;

просмотр «хобби-вернисажа»;

– церемония дегустации чего-либо;

– светская игротека (литературные и интеллектуальные игры, карта, фанты, рулетка, игровые автоматы и пр.);

– церемония закрытия салона: прощание Хозяина, благодарение гостей, приглашение на следующую встречу.

Деление основного и действенно-динамического блока очень условно, они могут проходить одновременно и взаимопроникать. Предпочтительно, чтобы чайная церемония, бар и игровая залы были отдельными помещениями, но все вместе представляли единый салонный комплекс. Перечисленные компоненты содержания салона следует рассматривать как набор вариантов, целесообразных для конкретного случая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений: опыт клуба –салона «Интервал» / А.М. Юсфин. - М.: Профиздат, 1987. – 144 с.

2. Григорович, Д.В. Литературные воспоминания / Д.В. Григорович. – М.: Худ. лит., 1987.

3. Дидро, Д. Сочинения: в 2 т./ Д. Дидро. – М.: Искусство, 1989. – Салоны.- Т.2.

4. 3арин, А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет / А.Е. Зарин. – М.: Межд. фонд истории науки, 1991. – 132 с.

5. Культурно-досуговая деятельность: учебник. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.

6. Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века. – М.‑Л., 1933. – С. 172-173. - (Мемуары П.А. Вяземского).

7. Лотман, Ю.А. Великосветские обеды / Ю.А. Лотман, Е.А. Погосян. – СПБ, 1996.

8. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: избр. Статьи / Ю.М. Лотман. – СПБ, 1994.

9. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. – С.-Петербург, типография В.А. Тиханова, 1889 (Сборник советов и наставлений, репритное издание). – M.: «РИПОЛ», 1991. – 417 с.

10. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи (мемуары современников) – М.: МГУ, 1989. – 446 с.

11. Рябков, В. Н. Антология досуговых форм: в 5 т. - Челябинск, 2006.- Т.2. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII-XX вв.).- 705с.

12. Стрельцов, Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе / Ю.А. Стрельцов. – М.: Просвещение, 1979. – 224 с.

13. Торжества – приемы // «Праздник».-1998. - № 1- С. 5-56.

14. Триодин, В.Е. Клуб и свободное время / В.Е. Триодин. – М.: Профиздат, 1982. – 136 с.

15. Шаронина, М.Г. Массовые формы современной культпросветработы / М.Г. Шаронина. – Челябинск: ЧГИК, 1990. – 90 с.

БАЛЫ

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал,

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет

И радуги на снег наводят…

 

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волосы рукой,

Вошел. Полна народу зала,

Музыка уж греметь устала,

Толпа мазуркой занята,

Кругом и шум и теснота,

Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам,

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И ревом скрипок заглушен

Ревнивый шепот модных жен...


Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма...


Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешенную младость,

и тесноту, и блеск, и радость,

и дам обдуманный наряд...

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

 

Бал как торжественный танцевальный вечер, ставший популярным в XVIII-XIX веках, прочно вошел в придворный быт еще в эпоху Возрождения.

Термин «бал» появился вследствие интереса к танцам в быту в эпоху Возрождения. Многие связывают его с названием танцевальных залов, для которых приспосабливались помещения больших биллиардных (и со словом «балл» – шар). Но более верным принято считать происхождение от французского ballet – «балет» и итальянского ballo – «танец».

Бал как историческое явление уходит своими корнями в бытовые формы народного танца. На определенном этапе расслоения общества на классы появились салонные или бальные танцы. В основу их легли бытовые народные танцы, которые видоизменялись под влиянием норм этикета и уклада жизни привилегированных слоев общества. Первые балы возникают в Европе в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса – расцвета замковой рыцарской культуры. Первые элементы танцев-променадов, танцев-шествий включаются в полуцерковные, полусветские процессии, уличные балеты, популярные на юге Франции, огромные по масштабу и сложные по постановочному замыслу.

Более детальные описания балов итальянских и французских встречаются в исторических трактатах, относящихся к XIV веку. Так, в 1500 г. Людовик XI дает большой бал в Милане, который открывает кардинал. При Людовике XIV балы были более строгими, они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. По указу Людовика в то время вводятся платные общественные балы в здании оперного театра. Первый такой публичный бал состоялся в 1715 г.

Первые теоретические описания бала были сделаны в XVI веке. Так, например, знаменитый французский теоретик Туано Арбо в книге «Opхезография» описывает разные виды танцев XVI века, которые танцевались на балах, в том числе бранлю. Этот любимейший народом танец, значительно стилизованный в аристократических салонах, стал одной из первых форм бальных танцев. Также огромной популярностью пользовалась павана. Ее исполняли с канделябрами или факелами в руках. Паваной открывались балы, этот танец стал также центральным моментом свадебных церемоний.

До XVI века на балах танцевали под музыкальное сопровождение небольшого оркестра: 4 кларнета, тромбон, 2-3 виолончели.

С ростом городов и открытием университетов открывается новая страница искусства средневековья. В этот период окончательно отшлифовываются и танцевальные выразительные средства. На смену бассадан приходят менуэт и ригодон. В танцах появляются легкие прыжки и повороты, их характеризует более быстрый темп и изящество поз.

К концу XVII века во Франции, Англии и Германии на балах начинают танцевать контрданс - несколько чинный и строго симметричный салонный танец. Затем появляются экоссез, гавот и многие другие. В короткое время эти танцы становятся модными во всех странах Европы.

В моду все больше начинают входить балы-маскарады. В них принимает участие не только знать, но и городское население. Родиной балов принято считать Францию.

Танцы были основным структурным элементом дворянского быта. Их роль существенно отличалась от функции танцев в народном быту того времени. Бал являлся, с одной стороны, сферой противоположной службе – областью непринужденного общения и светского отдыха, местом, где граница служебной иерархии ослаблялась. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России, начиная с середины XVIII века, публичного досуга. Внутренняя организация бала делалась задачей исключительной культурной важности, так как была призвана дать благородные формы общения «кавалеров» и «дам», определить тип социального поведения внутри дворянской культуры. Это повлекло за собой ритуаллизацию бала, создание строгой последовательности частей, выделение устойчивых и обязательных элементов. Возникла грамматика бала, а сам он складывается в некоторое целостное театрализованное представление, в котором каждому элементу соответствовали типовые эмоции, фиксированные значения, стили поведения.

Придворные балы в XVIII веке отличались роскошью и изысканностью. Французский король устраивал празднества то в Париже, то в загородных дворцах. Нередко балы устраивались в парках и садах.

В России балы появились благодаря Петру I и сыграли большую роль как в общественно-политической сфере, так и культурно-досуговой.

В конце XX века в России можно было повсеместно устраивать балы в честь юбилеев. Но сам факт того, что балы как форма стали популярны, начали возрождаться и входить в практику современных учреждений досуга – лучшая символическая юбилейная акция.

В настоящее время очень трудно представить, что 280 лет назад мужчины и женщины в России вместе праздников не устраивали. До Петра I все общественные увеселения проходили без участия женщин, которые томились в теремном затворе. А в более просвещенной и цивилизованной Европе женщины уже давно являлись главным украшением праздничных торжеств, олицетворением утонченной изысканности и благотворно воздействовали на проявление благородных чувств окружающих их мужчин.

Балы были введены в России Петром I, по возвращении его из-за границы, в 1717 году. Французский двор и высшее Парижское общество тогда было законодателем моды, вкуса, любезности и светского обращения, – все это стало новостью для русского монарха. Более того, это очевидно поразило великого реформатора. Он сразу понял, какое благотворное влияние окажет на необразованное русское общество и на смягчение грубости тогдашних диких нравов уничтожение затворничества женщин. Желание Петра I выглядеть по-европейски привело к тому, что он, с одной стороны, сделал русскую женщину из теремной затворницы главным украшением царских приемов и светских собраний, а с другой – положил начало эмансипации на Руси. Следствием этого был указ в 1719 году о неслыханных до того времени в России собраниях обоего пола, названных ассамблеями.

В указе писалось, что «ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать – вольное, в котором доме собрание или съезд делается и не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава. А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.»[7, с. 68].

Далее в указе обозначены пункты, следовать которым необходимо было всем без исключения [18, с. 240 – 264].

1. Желающий иметь у себя ассамблею должен известить о том каждого прибытием к дому билета.

2. Ассамблею начинать не ранее четырех-пяти часов пополудни, а оканчивать не позже десяти.[1]

3. Хозяин не обязан ни встречать, ни провожать гостей, или по чему-либо для них беспокоиться; но должен иметь на чем их посадить, чем их потчевать и чем осветить комнаты.

4. Каждый может приходить в ассамблею в котором часу ему угодно, сидеть, ходить, танцевать или играть.

5. В ассамблеи могут приходить: чиновные особы, все дворяне, известные купцы, корабельные мастера и канцелярские служители с женами и детьми.

6. Слугам отвести в доме особые комнаты, чтобы в покоях ассамблеи было просторно.

7. Преступивший эти правила подвергался наказанию осушить кубок «Большого орла».[2]

На современников этот указ произвел разное впечатление, некоторые считали его крайне развращенным. В первую очередь им обрадовались молодые люди, особенно красавицы, заточенные в теремах, которым запрещалось даже к окнам подходить. С другой стороны, их маменьки, воспитанные в строгости, неохотно повиновались воле Государевой и везде жаловались на развращенное время, в котором девушкам позволялось не только не краснея разговаривать, но даже прыгать с молодыми мужчинами.

Вот как описывали первые ассамблеи составители правил хорошего тона. «Ассамблеи устроены были следующим образом. В одной комнате танцевали; в другой находились шахматы и шашки; в третьей трубки с деревянными спичками для закуривания; табак, рассыпанный на столах и бутылки с вином.

Ассамблеи начинались каждую зиму у Государя, а заканчивались у обер-полицмейстера. Он по списку, составленному самим Государем, извещал за несколько дней особ, у которых надлежало собираться, о наступившей очереди. Хозяин приглашал знатнейших, прочих извещал об этом барабанным боем по городу, или, на перекрестках улиц прибивались к домам приглашения ко всем проходящим, чтоб пожаловали к такому-то попрыгать и повеселиться. В день ассамблеи являлся к хозяину в два часа обер-полицмейстер с пятью канцеляристами, которые записывали приезжающих для того, чтобы потом донести об этом Государю.

В три часа начинали съезжаться. Обыкновенно дамы и мужчины приезжали в самых богатых нарядах; только во время траура при дворе никто, кроме Императрицы, не имел права носить драгоценных камней, золота или серебра. В шесть часов приезжал сам Император, и немного спустя, Государыня с Великими Княжнами: к ней одной хозяин выходил навстречу и ее одну провожал до кареты. Излишняя учтивость к прочим посетителям наказывалась осушением кубка Большого орла. Дам угощали чаем, кофеем, миндальным молоком, медом и вареньями; мужчин пивом, вином и трубками. Лимонад и шоколад считались редкостью, и подавались только на ассамблеях у Герцога Голштинского и министра его Басевича в 1723 году.» [18, с. 240 – 241].

Впоследствии, когда в обществе утвердились любезность и законы приличия, вошел в употребление следующий обычай. Хозяин во время танцев подносил букет цветов даме, которую хотел отличить. Дама эта становилась царицею бала, распоряжалась танцами, и тот же букет торжественно отдавала другому кавалеру, назначая при этом день, в который желала танцевать в его дому. Получивший цветы обязан был слепо повиноваться воле красавицы. Накануне назначенного ею дня кавалер посылал ей веер, пару перчаток и также цветы, с которыми она являлась в собрание, и, как обладательница букета, становилась царицею бала до нового избрания. Этот обычай, напоминающий рыцарские времена, когда красота была душою всего великого, продолжался до царствования Императрицы Екатерины II. [18, с. 240 – 261].

Главным увеселением на ассамблеях были танцы, которые открывали хозяин или хозяйка или кто-нибудь из домашних. Так как на ассамблеях царило полное равенство, то каждый мог пригласить на танец не только самую знатную даму или девицу, но и государыню, и ее дочерей.

«Иногда Петр I становил в ряды танцующих самых дряхлых стариков, дав им в партнерши молодых дам, и сам становился в первой паре. Все танцующие кавалеры обязаны были в точности выделывать ногами то же самое, что и государь. А в танцах он оказывался большим затейником и мастером своего дела… царь выделывал ногами такие «капиоли», которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени», набранные же им старые танцоры насилу двигали ногами. Царь со свойственной ему настойчивостью принимался обучать танцоров и объяснял им, что скоро их выучит. Как ни бился государь – дело не шло на лад: ученики его чуть держались на ногах, а царь прискакивал и вертелся перед ними без устали. Старики путались, задыхались, кряхтели…». [7, с. 69-70]. Помучав с час старых танцоров, царь отпускал их и принимался танцевать с молодыми. Как отмечают историки, развлечения со старыми танцорами долгое время были одной из популярных забав на ассамблеях.

Первое время участники ассамблей плохо и неуклюже держались в непривычных костюмах. Дамы, затянутые в крепкие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких (в полтора вершка) каблуках, с пышно расчесанною, и большей частью, напудренною прическою, с длинными «шляпами» – или шлейфами, не умели не только легко и грациозно вертеться в танцах, но даже не знали, как им стать и сесть. Кавалеров тоже сначала крайне стесняли их шитые кафтаны с твердыми, как железные листы, фалдами узкие панталоны, туго натянутые чулки с подвязками, тяжелые башмаки, висевшие у бока шпаги, перчатки и так называемые «аллонжеловые» парики с длинными, завитыми в букли, волосами. Но мало-помалу все привыкли к новым костюмам, и петровские ассамблеи довольно скоро утратили первоначальный натянутый и принужденный вид.

Танцы на ассамблеях делились на церемониальные и английские. Церемониальными считались «польский» и «минуэт, английскими «англэз», «аллеманд», «контрданс» и др. Первыми учителями русских дам и кавалеров были пленные шведские офицеры, они же долгое время были единственными танцорами на ассамблеях.

По окончании ассамблеи у богатых людей подавался ужин, и за столом дамы обязательно сидели вперемежку с кавалерами.

Сначала музыка на ассамблеях была духовая: трубы, фаготы, гобои, литавры, но в 1721 году герцог Голштинский привез с собою небольшой струнный оркестр, понравившийся до такой степени, что его наперебой каждый вечер куда-нибудь приглашали.

Конечно же, ассамблеи Петра I не отличались утонченностью обстановки. В той же комнате, где обедали и ужинали, слуги, убрав столы, подметали пол вениками, раскрывали зимой окна, чтобы проветрить помещение, пропитанное запахом кушанья и прокопченное табаком, и затем в той же самой комнате разодетые дамы и кавалеры принимались за танцы. Петербургские дома того времени были очень тесны. Гости делились на две группы: когда одна ужинала, другая танцевала.

В обществе Петр был весел, обходителен, разговорчив. Он любил веселую беседу, непринужденную и умную. Ссор и брани он не терпел, и виновного в нарушении приятельской беседы, того, кто «лишнее врал и других задирал», заставлял всегда пить штраф – кубка три-четыре вина, или одного «орла» – большой ковш такой же вместимости.

Мода к танцам очень быстро распространилась при дворе русского Императора. При Екатерине I незнание танцев считалось уже в девице недостатком воспитания. Вскоре двору не было надобности приказывать ассамблеи: они вскоре и совсем уничтожились; зато частные балы не прекращались. Примечательно, что в это же время в русское общество были введены карты. Петр I не любил карточной игры и предпочитал им шашки, особенно шахматы, игру особенно им любимую и в которой ему не было равных. Императрица Анна Иоанновна, придавшая много великолепия двору, любила веселость. В ее царствование балы сделались пышнее и приобрели европейский вид. Табачный дым и стук шашек уже более не тревожил танцующих, и, наконец, совершенно уничтожилось наказание осушать кубок Большого орла.

Во время балов затевались и веселые игры, из которых первое место занимала игра в «фанты». Играли и в старинную «Барыня прислала сто рублей денег...», играли в «уголки», а после разыгрывали фанты и придумывали самые забавные присуждения. Позднее стали играть в «живые картинки» и «флирт цветов». Анна Иоанновна очень любила русскую пляску, и без этого не обходился ни один бал. Бал оканчивался пышным ужином, за которым больше ели, чем пили, так как Анна Иоанновна не любила людей пьющих и не терпела вина.

Во времена Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали минуэта с большей выразительностью и приличием как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно, и особенно отличалась в минуэте и русской пляске. При ней же завелись и маскарадные балы. В Новый год все мужчины являлись на бал в женском платье, а женщины в мужском и без масок.

На балах Елизаветы Петровны была введена крайняя простота в обращении. Сам хозяин не вставал, никого не провожал и не встречал даже Императрицу.

У самой государыни маскарады устраивались два раза в неделю. На эти маскарады разрешалось приезжать всем придворным и военным чинам не ниже полковника, но иногда государыня разрешала приезд всем дворянам и даже именитому купечеству. На таких маскарадах случалось, что собиралось до 800 человек.

Роскошны были балы и маскарады при дворе Анны Иоанновны, еще роскошнее они были при дворе Елизаветы Петровны, но Императрица Екатерина II затмила их роскошь, доведя блеск своего двора до высшего предела.

Балы, маскарады, иллюминация – все поражало красотой и величием, огромностью затрат при дворе Екатерины II. Императрица являлась всегда во всей пышности своего высокого положения и была прозвана в Европе «Северною Семирамидою». Даже французы, видевшие блеск версальского двора, бывали поражены великолепию двора Екатерины II.

В царствовании Екатерины II в Петербурге открылись первые клубы, или общественные собрания, где веселились люди всех сословий. В общественных собраниях происходила игра в карты, устраивались балы, давались маскарады и царило веселье. На балы и маскарады в клубы съезжались и знатные люди, высокие чинами и титулами придворные. Здесь же бывали небогатые дворяне и именитое купечество.

Вечера с балами и маскарадами начинались обычно в восемь часов и оканчивались в три часа ночи. Государыня сама езжала в такие маскарады, замаскированная, причем отправлялась в чужой карете, но полиция тотчас же узнавала Императрицу по походке и по сопутствующей ей свите.

В своих увеселениях Екатерина была всегда остроумна и изобретательна. Иногда она заказывала «мещанский бал», и все должны были являться одетыми в простые платья и камзолы, но это не исключало роскошного угощения за ужином.

На таких балах танцы обычно начинались минуэтом. В моду уже входили гaлoп и круглый вальс. Императрица очень любила «русскую», и не один бал не проходил без этого танца. На маскарадах же «русскую» танцевали в костюмах. Сама Императрица танцевала только первые годы царствования, а затем только смотрела на танцующих.

Направляющийся на бал человек должен был быть одет торжественно и изысканно, демонстрировать роскошь и богатство, все самое лучшее. Заимствованные у французов ассамблеи диктовали и особые туалеты. У каждой дамы непременно должно быть в гардеробе бальное платье, и не одно. Правила приличия не позволяли появляться в свете в одном и том же бальном платье. Но тем не менее, даже состоятельные дамы переделывали свои платья, добавляя новые детали и украшения и тем самым использовали его неоднократно. Появились особые портные, умеющие изменить платье до неузнавания.

В многочисленных правилах хорошего тона и рекомендациях светского поведения в XIX веке подчеркивалось, что следует различать танцевальный вечер от бала, так как между ними существует различие. «Танцевальный вечер не требует особой изысканности в костюмах и не отличается таким многолюдством, как бал. Кроме того, нужно заметить, что бал немыслим в небольшой заурядной квартире, – для бала прежде всего необходим приличных размеров зал и затем ряд комнат, в которых могли бы быть устроены дамская уборная, комната для курящих, буфет и прочее. На балу не танцуют под рояль, но непременно под оркестр. Десерт и ужин должны отличаться роскошью. Вообще бал требует несравненно больше хлопот и материальных затрат. Балы не начинаются раньше половины десятого – или десяти часов.» [18, с. 249].

Итак, бал – это торжественный, изысканный прием с танцами и угощением для избранной и приглашенной публики. В XIX веке балы стали неотъемлемой частью общественной жизни. Бал требует публики, его нельзя устраивать в узком кругу, и он немыслим без многочисленных гостей. На бал принято съезжаться. Поэтому в частных домах балы устраивали лишь те, кто смотрел на свою личную жизнь как на исполнение общественного долга. В России, как отмечают историки, кроме коронованных особ, чьи дворцы вряд ли можно считать вполне частными домами, в бальном деле по большей части были отмечены лица влиятельные, «при должностях» – от губернаторских и городских голов и предводителей дворянства, до московского генерал-губернатора Растопчина, чьи балы так обильно описаны в отечественной литературе. Можно вспомнить и знаменитые балы елизаветинского канцлера графа Бестужева, которому по должности вменялось в обязанность давать балы для иностранных министров (на этих балах посуда и провиант были казенными). А в шереметьевском Останкино до сих пор существует один из самых знаменитых бальных залов той поры – тот самый, что с помощью немудреных механизмов можно было трансформировать в театр. В архитектурных проектах появились пометки – «зала для танцев».

На балах знакомились, беседовали о делах и политике, здесь же выступали приглашенные знаменитости: актеры, певцы, танцоры, музыканты, поэты, известные литераторы. Посещали балы послы, ученые и политики. Сформировалось такое понятие, как «светское общество». Оно резко отличается от современного толкования. Под словом «свет» понимали интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество. По мнению авторов различных правил хорошего тона, «свет» состоял из людей, отличающихся ученостью, талантом, вежливостью и приличием. Где же еще, как не на балу, можно было все это продемонстрировать.

Существовала целая наука о том, что, как и когда говорить на балу. Кавалер, приглашавший даму на танец, подходил и, изящно ей поклонившись, делал приглашение в самой вежливой и деликатной форме, в виде комплимента, например: «...позвольте узнать, которую кадриль могу я надеяться иметь честь танцевать с вами», или «...позвольте мне иметь честь (удовольствие) пригласить вас на первую кадриль», или «...могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами мазурку». Если же приглашаемая была хорошо знакома, то можно было обратиться просто: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами» [18, с. 251-261]. Дама назначала ту кадриль, которая у нее свободна и записывала приглашение в особую книжечку. Такие книжечки назывались «агендами», именно в них записывали имена и очередь танцев.

Ни одна дама не могла отказывать танцевать приглашающему ее мужчине, если только она не обещала танец другому. Маменьки должны были следить, чтобы дочь не обещала танцев впустую, если ее «агендами» уже расписано. Если же девица, без всякого дурного умысла, сбивалась с очереди и назначала двум кавалерам один и тот же танец, то она во избежание неприятных последствий, должна вовсе не танцевать этого танца, оговорившись перед обеими кавалерами желанием отдохнуть, нездоровьем и т.п.[18, с. 261].

Перечень требований к юноше и девушке, выходившим в «свет», составлял множество страниц. Первым таким выходом в «свет» и был бал. Мужчина того времени мог получить хорошую репутацию, находясь на службе в армии или на государственной службе. Женщина же могла продемонстрировать свои достоинства «свету» только на балу. Бал являлся как бы общественными смотринами. От ее успеха в «свете» зависели и дальнейшее замужество, и репутация. В художественной литературе, как правило, не описываются впечатления мужчин, и балы прошлого столетия мы «видим» глазами героинь Пушкина, Толстого, Тургенева, Лермонтова, Чехова и др.

Бал в жизни человека прошлых столетий был не только торжественным вечером с танцами, он был одновременно и конкурсом красоты, красноречия и таланта, презентацией и деловой встречей, развлечением и очередным шагом в карьере, и первым свиданием с будущим спутником жизни, и источником информации по всем интересующим «свет» вопросам [1; 2; 3; 4; 8].

Некоторые исследователи современных ретро-форм, и мы к ним присоединяемся, отмечают, что основной причиной, по которой не совсем удается реставрация балов, является то, что пропала основа бала – общение. «Они превратились в обычный театр... малознакомые люди не могли полноценно общаться друг с другом, тем более мало кто брал на себя труд представить их друг другу... с танцами было совсем плохо, поэтому для фона пришлось нанимать профессиональных танцоров, чтобы они изображали бал..., а посетить буфет или бар, поиграть в бильярд или карты можно и в казино. Пропала основа бала – общение, взаимный интерес друг к другу приглашенных людей, которые именно из этого интереса друг к другу и решили потанцевать, поиграть, пошутить. Упрекать в неудачной реставрации балов их устроителей не приходится. Ведь для того, чтобы возродить этот элегантный праздник, надо воспитать новое поколение благовоспитанных людей, знающих в совершенстве родной язык, уважающих старших, умеющих со вкусом одеваться, с изяществом танцевать, умеющих слушать и говорить комплименты, оказывать внимание дамам независимо от их возраста. Дамы же, в свою очередь, не должны говорить прокуренным голосом, должны уметь просто и изысканно одеваться, должны быть воспитаны, естественны, искренни и пр.» [5, с. 33 – 36].

Но тем не менее, как бы ни отличались современные люди, их воспитание и нравы, – балы в России не исчезли. Они устраиваются и в настоящее время. Другое дело, что они проходят спонтанно, без учета особенностей формы, без должной торжественности и возвышенности, в малоприспособленных помещениях (актовые залы, спортзалы, столовые комнаты и пр.). Да и нынешнее поколение никто не учит манерам «выхода в современный свет».

В практике культурно-досуговых учреждений последних семидесяти лет мы чаще встречаем форму – танцевальный вечер, который считается одной из самых популярных массовых форм организации отдыха и развлечений, проводится как в клубном помещении, так и на открытом воздухе. Танцевальные вечера рассматриваются и как самостоятельная форма, так и как составная часть тематического вечера, праздника, торжества. Также отмечается, что танцы в клубе – существенная часть праздничного веселья, субботнего и воскресного отдыха и почти любого вечера молодежи. В учебно-методической литературе подчеркивалось, что танцевальные вечера должны способствовать эстетическому воспитанию молодежи, вносить навыки социалистического этикета в отношения между юношами и девушками, учить изяществу, побуждать внимательно относиться к своей осанке, одежде, манере держаться в обществе [6; 9; 10; 11; 15].

Бал как форма, отмечают авторы учебно-методических пособий, – более сложная форма танцевального вечера. «Бал – распространенная форма массового отдыха и культурных развлечений, отличающаяся разнообразием средств идейно-эмоционального воздействия и большой вариантивностью композиционного построения... Дошедшая до нас форма претерпела существенное изменение. Современные балы отличаются общедоступностью, естественностью поведения отдыхающих, разнообразием способов построения программ, оригинальностью и яркостью сценографических решений, большим видовым разнообразием. В качестве традиционных компонентов в программы балов включаются танцы, музыка, пение, шутки, розыгрыши, конкурсы, викторины, просмотр мультфильмов, показательные выступления исполнителей бального танца и пр.[12; 19].

В практику культурно-досуговых учреждений вошли и получили распространение молодежные балы, выпускные, новогодние, балы-маскарады, весенние и осенние балы, ситцевые, благотворительные, а в последнее время – кремлевские, рождественские, офицерские, демидовские, губернаторские, а также балы дворянских собраний.

Организация и проведение балов в советских клубах также была подвергнута идеологической обработке. Так, в «Книге клубного работника» (1973 г.) при составлении танцевальной программы отмечалось, что «лучше руководствоваться списком танцев, рекомендованным для исполнения на Всесоюзном и Всероссийском конкурсах 1972 года… Все танцы, вошедшие в него, можно разделить на три группы [11].

Старинные танцы, большинство которых поставлено русскими балетмейстерами на движениях классического или народного танца: вальс, краковяк, полька, «Конькобежец» и др.

Танцы советских авторов: сударушка, русский лирический, фигурный вальс, русский бальный вальс, вальс-гавот и др.

Танцы международного репертуара: фокстрот, танго, медленный вальс, ча-ча-ча и др.

В программе не обойтись и без так называемых «модных танцев», – отмечали авторы инструкций, – но при этом важно помнить, что мода на них должна идти от организатора вечера. Конечно, при этом учитываются запросы и интересы публики.» [11, с. 215].

При рекомендациях по проведению молодежных вечеров танцев и балов в советских клубах встречались предостережения – опасаться чуждого, буржуазного влияния массовой культуры и пропаганды «западного образа жизни». Безусловно, время все поставило на свои места и сделало поправки. Балы объявляются, на них съезжаются. Они снова начинают отличаться от простых танцевальных вечеров своей исключительностью, элитарностью, особой торжественностью. В современной практике учреждений досуга не может быть много балов. Бал дается в исключительных случаях. Конечно же, современные участники балов существенно отличаются от публики XVII-XIX вв. Понятие «свет» как собрание избранных людей в настоящее время изменилось и заменилось представительством «своего круга». Представители одного «круга» – люди одной профессии или сферы деятельности (фирма, офицеры, студенты, работники культуры и образования и т.п.) или ситуативной общности (туристы, отдыхающие, путешествующие и пр.).

Определение «общедоступная форма» не совсем подходит к практике организации балов. Должно оставаться одно правило, которое пришло к нам из глубины веков – «ты избран и приглашен». Это необходимое условие для организаторов полноценной программы общения, которое возможно только при ситуативной общности, возникающей, в свою очередь, от события, всех объединяющего. Более того, сама процедура «избрания-приглашения» дает основу организаторам бала для программирования ситуации общения и взаимодействия его участников.

Можно выделить события, которые могут стать основой для объявления бала: открытие фестиваля, спортивной олимпиады, праздника города, дня Победы, встречи Нового года; по случаю праздников: дня Святого Валентина, Рождества, юморины; начала курортного сезона, весны, зимы, лета и т.д. Бал, как правило, дается в честь кого-либо: победителей, участников войн, ветеранов, офицеров, спортсменов, выпускников учебного заведения, поклонников театра, спонсоров, отдыхающих, участников круиза и пр.

Итак, о чем должен помнить прежде всего организатор современного бала:

– определить повод, событие, по которому дается бал (юбилей, праздничная дата календаря, начало природного цикла, награждение кого-либо, открытие чего-то и пр.) и выделить его как исключительное, особенно важное и значительное;

– наметить круг участников бала, которые причастны к событию и объединены общностью интересов, направления деятельности, ситуативным обстоятельством (выпускники, отдыхающие, участники круиза и пр.);

– отобрать конкретную личность на роль Хозяина или Хозяйки бала, которые должны не только знать многих приглашенных гостей, но и представлять их друг другу, помочь им найти нужную тему для беседы, и только после этого заняться другими гостями;

– подготовить место проведения бала. Это должно быть обширное помещение и эстетически оформленная архитектурно-про-странственная среда. Место проведения бала выбирается при условии наличия танцевального зала, который может находится в Доме культуры, театре, филармонии, музее. Танцевальный зал может быть и трансформирован, например, из фойе театра, концертного зала, музея. Организаторам бала необходимо помнить о многофункциональности этой формы и наличия вариативности, одновременно работающих программ, услуг и пр. Это значит, что наряду с танцевальным залом должно быть несколько помещений для салонного общения, отдыха, игр, буфета, зрелищных программ. Эта рекомендация имеет свой возраст – 280 лет и дана была еще Петром I;

– пригласить оркестр, под исполнение которого будет проходить основная танцевальная программа. В современных условиях бал может быть организован и под фонограмму, при наличии высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры. Но игра оркестра на блок церемониальных танцев бала в самом его начале – обязательна.

Если же приглашенным на бал удастся не только потанцевать, но и пообщаться с интересными людьми, узнать полезную информацию, принять участие в конкурсах и благотворительных акциях, продемонстрировать свои способности, выразить свое мнение, оказаться в центре внимания, получить наслаждение от созерцания произведения искусства, продемонстрировать свой вечерний туалет и быть замеченным, обзавестись полезными связями и пр. – то ваш бал не останется незамеченным. Вам будут благодарны, у организаторов могут появиться спонсоры, эта акция может стать популярной и престижной и, как следствие, – возникнут полезные «с


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.