Философия истории и культуры Гегеля — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Философия истории и культуры Гегеля

2017-12-21 237
Философия истории и культуры Гегеля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Креационизм и европейская философия XVII века (субстанционализм). Гегелевское понимание философии истории как осмысление временных форм духа. Патриархальное и теоретическое начало китайской цивилизации. Индия как царство религий с отсутствием единой государственной машины. Монархия как законность в Персии. Культура Греции как выработка реального индивидуализма. Субъективность внутреннего мира культуры Рима. Германский культурный мир и оценка Гегелем прусского государства.

Марксистская трактовка культурно-исторического процесса

Производственные отношения и производительные силы. Способ производства (экономическая структура, «базис»). Понятие надстройки. Причины социальных революций. Экономические типы культур (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический). Признание линейного хода истории.

 

Табуированная культура и ее предназначение в трактовке

Зигмунда Фрейда

Культура как система принуждений и запретов в работах З. Фрейда «Тотем и табу» и «Будущее одной иллюзии». Основные характеристики культуры по З. Фрейду. Функции культуры. Проблема «сублимирования», «проекции» и «вытеснения» как механизмы превращения инстинктивной энергии в культурные формы.

 

Теория «идеальных типов» Макса Вебера

Понятие «идеального типа» культуры в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Влияние религиозно-нравственного начала на хозяйственную деятельность общества. Традиционный (патриархальный) тип культуры. Рациональный тип культуры. Харизматический тип культуры.

Теория «осевого времени» Карла Ясперса

К. Ясперс и его работа «Истоки истории и ее цель». Понятие «осевого времени» и его хронологические рамки. Мировоззрение человека эпохи «осевого времени». Становление личности. Основные идеи «осевого времени».

 

Концепция «локальных культур»

Освальда Шпенглера

Личность О. Шпенглера и его труд «Закат Европы». Первофеномен - органическая жизнь – витальный цикл. Культура как живой организм («растительное бытие сплотившегося в народ коллектива»). Культура как локальный феномен. Восемь культур: египетская, индийская, китайская, вавилонская, греко-римская («аполлоническая»), византийско-арабская («магическая»), германо-романская («фаустовская»), культура народов майя. Продолжительность существования культур. Цивилизация как «смерть культуры», «мертвая протяженность». Критика О. Шпенглером массового общества.

Концепция «локальных цивилизаций»

Арнольда Тойнби

А. Тойнби и его труд «Постижение истории». Архаическое общество и цивилизация. Понятие «мимесиса». Принцип «Вызова-и-Ответа». Природный и расовый элемент в формировании цивилизаций. Типы цивилизаций. Принцип «Ухода-и-Возврата». Период «Раскола-и-Палингенеза» (внутреннее возрождение). Универсальные государства и вселенская церковь. Причины гибели цивилизаций.

Альберт Швейцер о враждебных культуре социальных

Факторах

Личность В. Швейцера и его труд «Культура и этика». Духовная и материальная сторона культуры, их диспропорция в современном мире. Личность в условиях кризиса культуры Запада (ограниченность, негуманность, несвобода). Причины внешней зависимости человека. Проблема «личность – общество». Человек и культура в дальнейшей перспективе развития мирового сообщества в трактовке А. Швейцера.

 

Одномерное общество и одномерный человек в концепции

Герберта Маркузе

Репрессивный характер современной индустриальной цивилизации. Тотальный контроль над человеком. Тоталитарность экономического координирования. Формирование стандартных ложных потребностей. Формирование модели одномерного мышления и поведения. Паралич критики («общество без оппозиции»).

Исторический проект современной индустриальной цивилизации (технологическая рациональность). Катастрофичность прогресса.

А. Печчеи о путях выхода из кризиса культуры

Общественная деятельность А. Печчеи. Создание Римского клуба (1968 год). Работа А. Печчеи «Человеческие качества». Изменившаяся роль человека на Земле. Кризис в системе «природа – человек – общество –техника». Глобальные проблемы, стоящие перед современным человечеством. Пути выхода из кризиса по А. Поччеи. Стартовые цели человечества.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.