Философские учения о религии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Философские учения о религии

2017-12-21 226
Философские учения о религии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деизм. Причина зарождения деизма: обмирщение сознания и рационализм. История и представители деизма. Сущность учения: сотворив мир, Бог предоставил ему независимое бытие по естественным законам. Антихристианская направленность деизма: отрицание Церкви, таинств, молитвенно-религиозной жизни. Внутреннее логическое противоречие деизма и его неспособность объяснить цели бытия мира, смысла человеческой жизни. Материализм как порождение деизма. Пантеизм. Разнообразие пантеистических учений: неоплатонический имманентизм, пантеизм восточных религий, Б.Спиноза, пантеистические тенденции в немецкой философии Нового времени, романтический пантеизм. Сущность пантеистических идей. Пантеизм идеалистический и натуралистический. Ложные тенденции пантеизма: умаление Бога, материализация Его и идеализация мира, наделение его чертами божественного. Теизм. Признание бытия личного Бога и утверждение возможности и необходимости Божественного Откровения и Промысла о мире. Бог одновременно трансцендентен и имманентен миру. Признание свободы воли и возможности общения человека с Богом. Религиозный характер теизма и теистичность религии. И.Кант о религии. Особенности философии Канта. Смысл аналитической критики. Гносеология Канта и проблема Богопознания. Автономизм этики Канта. Учение свв. отцов о внутреннем нравственном законе и категорический императив. Нравственное обоснование истин бытия Божия и бессмертия души. Понятие высшего блага, по Канту. Религиозные истины как постулаты практического разума. Деизм Канта. Подмена религии нравственным учением. Учение Ф.Шлейермахера о религии. Преодоления деизма и религиозного рационализма в работах Шлейермахера. Чувство как источник религиозности. Место знания и деятельности в религиозной жизни. Религия - жизнь в бесконечности целого. Чувство зависимости от всеобщего. Связь единичного и всеобщего, конечного и бесконечного. Пантеизм Шлейермахера. Попытки преодоления. Обедненно-узкий взгляд Шлейермахера на христианство. Потеря идеи личностного Бога. Субъективизация религиозной жизни. Душевность вместо истинной духовности. Принцип религиозного плюрализма. Г.Гегель о религии. Особенности его философской системы. Панлогизм как предельное выражение европейского рационализма. Триада. Три фазы и конечная цель развития Абсолютной идеи. Субъективный, объективный и абсолютный дух. Искусство, религия и философия - ступени самопознания Абсолютного духа через посредство конечного (человеческого) духа. Отношение религии и философии в системе Гегеля. Рационалистический пантеизм. Внутренние логические противоречия системы Гегеля. Искусственность построений. Ложный взгляд на религию.

Основные истины религии

Доказательства бытия Божия.

Логика как установленные Богом всеобщие законы деятельности разума. Понятие доказательства. Узкое и широкое значение данного слова. Виды доказательств. Логическое построение его. Обоснование истины в религии. Значение и границы разума в духовной жизни. Апологетические аспекты доказательств от разума религиозных истин. Космологический аргумент. История разработки. Логические основания аргумента: закон причинности и закон достаточного основания. Космос (тварный мир) и его границы. Применение закона причинности как к отдельным частям мира, так и в целом. Мир не обладает самобытностью и не имеет причины в самом себе. Факт бытия мира требует признания всемогущей творческой причины. Идея сотворения мира из ничего и космологический аргумент. Возражения И.Канта. Апологетическое значение космологического аргумента. Телеологический аргумент. Творец и творение: библейское понимание. Святые отцы о познании Бога из творения. Логическая сущность аргумента. Разумно-целесообразное и гармонически-упорядоченное строение мира как произведение разумного Творца, обладающего всемогуществом и всесовершенством. Формально-логический анализ телеологического аргумента. Утверждение его в многообразии человеческого опыта. Свидетельства математики, биологии, экологии и др. наук. Антропный принцип. Апологетическое значение данного аргумента. Онтологический аргумент. Этимология названия. Разработка данного аргумента архиеп. Ансельмом Кентерберийским. Представление о Всесовершенном. Уникальность понятия о Нем. Логическая сущность аргумента. Формулировка онтологического аргумента Т.Декартом. Происхождение различных понятий. Споры вокруг онтологического аргумента. Психологический аргумент. Связь этого аргумента с онтологическим. Доказательства бытия Божия на основе надличностного источника идеи о Боге в древности (Цицерон, блаж. Августин). Разработка психологического аргумента Р.Декартом. Развитие Картезианской версии психологического аргумента В.Кудрявцевым - Платоновым. Нравственное доказательство бытия Божия. Кантовская форма нравственного аргумента. Нравственный закон в человеке. Свв. отцы о его сущности и происхождении. Понятие о совести. Универсальный общечеловеческий характер нравственного закона. Кантовская разработка нравственного аргумента. Различные гипотезы о нравственном законе (биологическая, социальная, автономная). Нравственный аргумент в разработке В.Кудрявцева-Платонова. Абсолютное совершенство как конечная нравственная цель человека. Признаки совершенства. Только признание бытия Бога как Всемогущей и Всеблагой Личности наполняет смыслом высшие нравственные устремления человека. Исторический аргумент. Основания аргумента: всеобщность религии в человеческом роде и необъяснимость этого универсального феномена конечными, относительными факторами человеческой истории. Данные истории, археологии, этнологии, в пользу исторического аргумента. Недостаток формально-логической строгости. Сила его как косвенного аргумента. Апологетическое значение его в современных условиях. Религиозно-опытный аргумент. Значение опыта в установлении и подтверждении истины. Религия как живая связь человека с Богом. Бытие Бога - факт многообразного и многократно подтверждаемого опыта людей. Независимость и универсальность этого опыта от преходящих и относительных культурно-исторических и индивидуально-бытовых условий. Полное соответствие богословско-теоретического знания о путях Богопознания и практики религиозной жизни. Проверяемость и повторяемость духовно-опытных свидетельств о бытии Бога. Строгое соответствие религиозных истин критериям доказательности.

Откровение Божие.

Откровение как раскрытие Богом людям спасительных истин. Невозможность существования религии как духовно-нравственного союза человека с Богом без Откровения. Виды откровения: естественное и сверхъестественное. Познание Бога через творение - внешняя форма естественного Откровения. Образ и подобие Божие в человеке как начатки врожденного Боговедения. Значение естественного Откровения для принятия сверхъестественных Богооткровенных истин. Сверхъестественное Откровение. Понятие о нем. Виды сверхъестественного Откровения: общее и индивидуальное. Формы его проявления. Признаки истинности Откровения: высота духовно-нравственного учения (сверхразумность, премирность); соответствие Священному Писанию к общему учению Православной Церкви; пророчества и их исполнение; чудеса и знамения; духовные последствия (любовь, смирение, нравственное совершенствование). Индивидуальное откровение и вопросы православной аскетики. Соотношение между сверхъестественным Откровением и естественным богопознанием.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.