Тема 15. Государство и право России в период Первой мировой войны — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 15. Государство и право России в период Первой мировой войны

2017-12-21 382
Тема 15. Государство и право России в период Первой мировой войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 13. Создание советского государства и прав (октябрь 1917 – 1918 гг.).

 

Предпосылки возникновения советского государства. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Изменение общественного строя. Революционный слом старого и создание советского государственного аппарата. Высшие органы власти и управления: съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы.

Роспуск Учредительного собрания. III Всероссийский съезд Советов. Местные органы власти и управления. Объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов.

Создание Красной армии и флота. Добровольный принцип их формирования.

Создание советских правоохранительных органов. Народные суды и революционные трибуналы. Организация ВЧК. Становление советской милиции.

Создание основ социалистической экономики и органов управления народным хозяйством. Рабочий контроль. Высший Совет Народного хозяйства (ВСНХ). Национализация земли, банков, транспорта, связи, крупной промышленности. Монополия внешней торговли. Аннулирование иностранных займов. Декреты о продовольственной диктатуре. Продотряды. Комитеты бедноты.

Национально-государственное строительство. Декларация прав народов России. Признание независимости Финляндии. Образование Украинской ССР. Преобразование Советской России в федеративное государство.

Разработка и принятие первой советской Конституции, ее основные положения.

Создание основ советского права. Источники права. Гражданское право. Государственная социалистическая собственность и пути ее создания. Экспроприация основных средств производства, национализация земли, муниципализация жилищного фонда.

Первые декреты советского государства о браке и семье. Роль декретов в формировании принципов советского семейного права.

Трудовое право. Декреты о 8-часовом рабочем дне, социальном страховании, охране труда, об отпусках, заработной плате и их роль в формировании советского трудового права.

 

Тема 17. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны

(июнь 1941 – 1945 гг.).

Вероломное нападение фашистской Германии на СССР.

Перестройка государственного аппарата на военный лад. Введение военного положения и расширение полномочий военных властей в местностях, объявленных на военном положении. Образование Государственного Комитета Обороны и его компетенция. Местные комитеты обороны. Создание новых наркоматов и центральных ведомств (Центрального совета по эвакуации, Комитета по распределению рабочей силы, Транспортного комитета ГКО, Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, Совинформбюро и др.).

Изменения в организации государственного единства. Расширение прав союзных республик. Необоснованные репрессии против народов СССР и упразднение некоторых национальных автономий.

Строительство Вооруженных Сил. Создание Ставки Верховного Главнокомандующего. Реорганизация Вооруженных Сил. Государственное руководство партизанским движением.

Основные направления развития советского законодательства в годы Великой Отечественной войны. Изменения в гражданском, трудовом, колхозном, семейном, уголовном и процессуальном праве.

 

Источники

1. Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов XV – начала XVII вв. / Т.Н. Алексинская, В.К.Баранов, А.В. Маштафаров [и др.]; отв. ред. В.Д. Назаров. – М.: Ладомир, 1998. – 734с.

2. Отечественное законодательство XI–XX веков: пособие для семина­ров / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юристъ, 1999. – Ч.1. XI–XIX века. – 464с.

3. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. / отв. ред. О.И. Чистяков. – М.: Юрид. лит., 1985. – Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. – 430с.

4. Российское законодательство X–XX веков: в 9 т. / отв. ред. О.И. Чистяков. – М.: Юрид. лит., 1985. – Т.3. Акты земских соборов. – 430с.

5. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век–1917год) / сост. В.А. Томсинов. – М.: Зерцало, 1998. – 382с.

Специальная литература

1. Вернадский Г.В. История права: учеб. пособие для вузов / Г.В. Вернадский. – СПб.: Лань, 1999. – 176с.

2. Кучкин В.А. Судебник 1497г. и договорные грамоты московских князей ХIV–XV веков / В.А. Кучкин // Отечественная история. – 2000. – №1. – С. 101–108.

3. Лешков В.Н. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII века: науч. изд. / сост. И.М. Мушкет; вст. ст. Е.Б. Хохлова. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 562 с.

4. Судебник 1497г. // Российская юстиция. – 2006. – №11. – С. 47–50.

5. Тарановский Ф.В. История русского права: науч. изд. / ред., предисл. В.А. Томсинова. – М.: Зерцало, 2004. – 272с.

6. Штамм С.И. Судебник 1497 года: учеб. пособие / С.И. Штамм. – M.:Юрид. лит., 1955. – 112с.

 

Источники

  1. Российское законодательство X - XX веков: Законодательство периода становления абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 4 / отв. ред.: Маньков А.Г.; под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1986. - 512с.

Специальная литература

  1. Законодательство Петра I / отв.ред. А.А.Преображенский, Т.Е.Новицкая. - М.: Юрид. лит., 1997. - 880с.
  2. Кутафин О.Е. Судебная власть в России: история, документы: в 6т. т.1. Начала формирования судебной власти / науч. консультант Е.А. Скрипилев; отв. ред. Н.М. Золотухина. - М.: Мысль, 2003. - 701[1]с.
  3. Кутафин О.Е. Судебная власть в России: история, документы: в 6т. т.2. период абсолютизма / науч. консультант Е.А. Скрипилев; отв. ред. С.А. Колунтаев. - М.: Мысль, 2003. - 848с.
  4. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв. / ред., предисл. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2004. - 576с.
  5. Сизиков М. И. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века [Текст]: учеб. пособие / М. И. Сизиков. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 320с.

 

 

Тема 6. Право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX века)

1. Систематизация законодательства М.М. Сперанского: историческая необходимость, основные этапы и результаты.

2. Характеристика законодательства о крестьянах: Указ 1803 года «О вольных хлебопашцах»; введение инвентарей; Александр I и прибалтийские крестьяне; аграрные мероприятия Киселева - министра министерства государственных имуществ; право на передачу земли крестьянам за определенные повинности (1842 года) и право крестьян на приобретение недвижимого имущества (1848 года.).

3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., выделение общей и особенной частей. Понятие преступления и проступка, стадии совершения преступления, формы вины, виды соучастия, возраст наступления уголовной ответственности, обстоятельства, смягчающие или отягчающие уголовную ответственность. Система и виды преступлений, их характеристика. Система, виды и цели наказаний.

4. Уголовное Уложение 1903 г., краткая характеристика, новеллы.

Методические указания

По первому вопросу обязательно назовите причины, приведшие к началу работы над систематизацией законодательных актов. Обратитесь к теории государства и права и дайте определение понятию систематизации, сравните ее со смежными процессами объединения нормативных актов. Охарактеризуйте поэтапно ход работы над систематизацией законов и ее основные результаты.

Главной проблемой в России того периода продолжал оставаться крестьянский вопрос. Охарактеризуйте предпринятые законодательные меры, направленные на реформирование положения крестьянства.

Дайте характеристику Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Назовите причины его появления. Укажите, что характерно для общей и особенной части Уложения. Обязательно коснитесь следующих вопросов: преступление и проступок, стадии преступления, соучастники преступления, их состав, система и виды наказаний. Обратите внимание на составы должностных преступлений.

Рассмотрите виды доказательств. Объясните, что такое формальная система оценки доказательств (собственное признание, пытка – отмена ее в 1801 г. и фактическое применение). Предварительное следствие: генеральное и специальное.

Дайте общую характеристику Уголовного Уложения от 23 марта 1903 года и назовите причины его разработки, почему оно не было введено полностью. Что нового по сравнению с Уложением о наказаниях появилось в определении вменяемости, необходимой обороны и крайней необходимости. Назовите пережитки феодализма в системе наказаний. В чем проявилось усложнение системы и видов наказаний.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Кодификационная комиссия М.М. Сперанского подготовила два сборника законодательства: Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи. Какая форма систематизации законодательства была применена при их подготовке: инкорпорация или кодификация?

2. В чем состояла роль правовых норм Соборного Уложения 1649 года и Воинского Артикула 1716 года как источников уголовного права до принятия «Уложения о наказании уголовных и исправительных» в 1845 г.?

3. Дайте характеристику Уложения о наказаниях 1845 года как кодекса феодально-крепостнического государства. В чем проявились в нем черты буржуазного права?

4. Как Уголовное Уложение 1903 года определяло систему и виды преступлений?

5. Что нового появилось в Уголовном Уложении 1903 года по вопросу о государственных преступлениях?

6. В чем проявлялись черты феодального права в уголовном законодательстве?

Практические задания:

 

Задание 1. Найдите в тексте «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» статьи, дающие толкование понятий «преступление» и «проступок», и покажите разницу между ними. Насколько четко, на Ваш взгляд, в законе определено различие между этими понятиями?

Задание 2. Третий имам Дагестана и Чечни, руководитель освободительной борьбы кавказских горцев против царских войск в период кавказской войны (1817 – 1864 гг.) Шамиль в 1859 г. попал в плен. Он был вместе с семьей сослан в Калугу, лишен сана имама и отдан под надзор полиции. К какому разряду по лестнице наказаний, установленной «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных», относились виды наказаний, определенные имаму Шамилю? Выделите главные и дополнительные наказания.

 

Источники

1. Российское законодательство X – XX веков. Законодательство первой половины XIX века. / под общ. ред. О.И. Чистякова. - Т. 6. - М.: Юридическая литература, 1993. - 432с.

2. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год) / сост. В.А. Томсинов. – М.: Былина, 1998. - 381с.

Специальная литература

1. Павлов А. Особенности нормативно-правового регулирования борьбы с должностными преступлениями в российском государстве в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных. / А. Павлов // Право и жизнь. - 2008. - № 126 (9). - С. 20.

2. Пашковская А.В. К 150-летию Уложения о наказаниях уголовных и исправительных / А.В. Пашковская // Государство и право. - 1995. - № 11. - С. 126-133.

3. Поцелуев Е.Л. Уголовное уложение 22 марта 1903 года: Причины принятия и история создания / Е.Л. Поцелуев // Правоведение. -2003. - № 3 (248). - С. 183 -193.

4. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. - Т. 1. - Часть Общая. / Н. С. Таганцев. – Тула: Автограф, 2001. - 800с.

 

Тема 7. Буржуазные реформы и контрреформы второй половины XIX века.

1. Буржуазные реформы: историческая необходимость, разработка и проведение в жизнь. Значение реформ.

2. Крестьянская реформа. Манифест 19 февраля 1861 года, Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, другие документы реформы, их характеристика.

3. Губернские и уездные земские учреждения по реформе 1864 года: структура, порядок формирования, основные направления хозяйственной деятельности.

4. Законодательство судебной реформы: Учреждение судебных установлений. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, Уставы гражданского и уголовного судопроизводства.

5. Органы городского самоуправления по Городовому положению 1870 года: структура, порядок формирования и основные направления хозяйственной деятельности.

6. Контрреформы в России, их характеристика.

Методические указания

Прежде всего необходимо перечислить исторические предпосылки реформ 1860-1870 гг., которые были обусловлены кризисом феодально-крепостнической системы и задачами общественно-политического развития страны.

Основное внимание следует уделить при анализе правовых источников освещению содержания проводимых реформ и тех правовых принципов, которые закрепляли новые институты.

При характеристике крестьянской реформы 1861 г. желательно подробно остановиться на правовой стороне изменений в имущественном, гражданском положении крестьянства.

Следует раскрыть сущность реформы системы органов управления, особенно местного (земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г., показать их непоследовательность).

Можно сказать, что основным вопросом семинара является вопрос о судебной реформе 1864 г. Судебная реформа 1864 г. представляла собой мероприятие по реорганизации судебной системы и созданию новых основ судопроизводства. Судебные уставы отражали принципы буржуазного права более последовательно, чем другие отрасли права в пореформенный период. Была учреждена адвокатура, реорганизована прокуратура, в 1862 году создан институт судебных следователей.

Студент должен хорошо знать судоустройство по «Учреждению судебных установлений» и судопроизводство по Уставам уголовного и гражданского судопроизводства.

Надо отметить, что уже в 80-90-х гг. правительство провело ряд контрреформ во всех областях, в том числе и в суде. Примером может служить введение института земских начальников, исполняющих функции как судебные, так и административно-хозяйственные, сужение категории дел, подлежащих рассмотрению судом присяжных, ограничение гласности и состязательности.

Студент должен по итогам семинара дать историческую оценку буржуазным преобразованиям и двойственной политике самодержавия при их проведении.

 

Практическое задание.

 

Оформите таблицу.

 

Реформы Александра II Реформы Александра III
Реформа Год Закон Содержание реформы Реформа Год Закон Содержание реформы Оценка-сравнение
                 

Источники

  1. Российское законодательство X - XX веков: Документы крестьянской реформы. В 9-ти томах. Т. 7 / отв. ред.: Чистяков О.И. (под общ. ред.) - М.: Юрид. лит., 1989. - 432c.
  2. Российское законодательство X - XX веков: Судебная реформа. В 9-ти томах. Т. 8 / отв. ред.: Виленский Б.В.; под общ. ред.: Чистяков О.И. - М.: Юрид. лит., 1991. - 496c.
  3. Российское законодательство X - XX веков: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. В 9-ти томах. Т. 9 / отв. ред.: Чистяков О.И. (под общ. ред.) - М.: Юрид. лит., 1994. - 352c.

 

Специальная литература

1. Герасименко Г.А. Крах земского самоуправления в России / Г.А. Герасименко // История СССР. - 1989. - №1. – С. 14-21.

2. Еремян В.В. Муниципальная история России (от Киевской Руси до начала ХХ века: учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2003. – 528с.

3. Кутафин О.Е. Судебная власть в России: история, документы: в 6т. т.3. От свода законов к судебной реформе 1864г. / науч. консультант Е.А. Скрипилев; отв. ред. А.В. Наумов. - М.: Мысль, 2003. - 829[1]с.

4. Лаптева Л.Е., Ефремова Н.Н. Организация и практика земских учреждений России // Государство и право. -1993. - № 2. – С. 132-134.

 

Методические указания

Начните осмысление темы с понятия «революция», вспомните основные политические, экономические, социальные причины революции.

Дайте оценку «Манифеста» от 17 октября 1905 года. Объясните, какая роль отводилась в нем Государственной Думе.

Охарактеризуйте Свод Основных государственных законов (1906 г., апреля 23). Выделите принципиально важные изменения, произошедшие в государственном механизме.

Третий и четвертый вопросы необходимо раскрывать, начиная с характеристики исторической обстановки, в которой проходило учреждение данных органов. Затем только следует перейти к освещению вопросов порядка формирования и полномочий Государственной Думы и Государственного Совета. Проведите параллели с современностью.

 

Вопросы на обсуждение:

1. Каковы причины, вынудившие самодержавие пойти на создание Государственной Думы?

2. Каков статус Государственной Думы? Была ли Дума парламентом европейского типа?

3. Проанализируйте Указ от 20 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного Совета». Как изменился его статус по сравнению с 1810 г.?

4. Как реформа Государственного Совета изменила полномочия Государственной Думы?

5. Каково содержание Манифеста от 19 октября 1905 года? Как изменился статус и полномочия Совета Министров?

6. Что нового появилось в законодательном определении статуса монарха по Своду основных законов Российской империи (новой редакции) от 23 апреля 1906 года?

7. Как в Основных законах отразились изменения в системе высших органов власти империи?

8. Опираясь на статьи Свода законов Российской империи (новой редакции) от 23 апреля 1906 года, проанализируйте изменения в правовом статусе подданных. Какие новые гражданские права и свободы появились в результате революции?

9. На какие территории Российской империи не распространялся Свод законов?

10. В чем проявлялось неравноправие подданных по национальному, религиозному, социальному признакам? Неравноправие мужчины и женщины.

Студент должен знать содержание понятий: Государственная Дума, избирательное право, легитимность, курия, манифест, ограниченная монархия, отруб, парламент, революция, Совет министров, советы, третьеиюньская политическая система, хутор.

Источники

1. Российское законодательство X - XX веков: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. В 9-ти томах. Т. 9 / отв. ред.: Чистяков О.И. (под общ. ред.) - М.: Юрид. лит., 1994. - 352c.

Специальная литература

1. Майков П. М. О Своде законов Российской империи [Текст] / П. М. Майков; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак; под ред. и с предисл. д. юрид. н. В. А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2006. - 293 [3]с.

 

СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

 

Методические указания

Необходимо выяснить, в чем состояла необхо­димость кодификации советского права с переходом к но­вой экономической политике, на чем концентрировались проблемы укрепления революционной законности и право­вых гарантий, направленных против «злоупотребления НЭПом».

Покажите ход разра­ботки и принятия Гражданского кодекса. На основе анализа текста, следует рас­крыть основные институты и особенности гражданского права: формы собственности, положение государственной собственности, ограничение частной собственности, а также принципы реализации частного предпринимательства. В заключение следует охарактеризовать значение Гра­жданского кодекса 1922 г. для развития советского права, отметить, до какого времени он сохранял силу.

Покажите ход разработки и принятия Уголовного ко­декса 1922 г. На основе анализа текста следует рас­крыть основные институты и особенности уголовного права: понятие преступления, состав преступления, принципы на­значения наказания, виды преступлений и наказаний. Осо­бое внимание следует уделить хозяйственным преступлени­ям, нарушениям законности в частнопредпринимательской деятельности. В заключение следует охарактеризовать значение Уго­ловного кодекса 1922 г. для развития советского права, от­метить, до какого времени он сохранял силу.

По такой же схеме проанализируйте и другие, выносимые на изучение, законодательные акты.

 

Практические задания:

 

Задание 1. Найдите в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. статьи, регулировавшие использование земель сельскохозяйственного назначения, и покажите, каким из них отдавалось предпочтение. Допускалась ли аренда земли и использование наемного труда в земледельческих хозяйствах? На решение, каких задач было направлено аграрное законодательство 1920-х гг.?

Задание 2. Сопоставьте Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 г. с аналогичным Кодексом 1918 г., проанализируйте его содержание и раскройте суть его новых положений.

Задание 3. Задачи по тексту Уголовного кодекса РСФСР (26 мая 1922 г.):

Задача 1. Гражданин Ивашкин случайно увидел, как его сосед Мирный выронил ключи от квартиры и подобрал их, решив вечером вернуть владельцу. Однако из-за любопытства Ивашкин проник в квартиру Мирного. Не удержавшись от соблазна, он взял золотые часы и десять рублей. Через час мучений совести он вернул все вещи обратно в квартиру, а ключи отдал соседу. Можно ли квалифицировать действия Мирного как преступные?

Задача 2. Уезжая в командировку, Фролов попросил Никитина присматривать за автомобилем в гараже, тем более, что сам гараж очень старый и требует капитального ремонта. После отъезда Фролова, Никитин перегнал машину в свой гараж для большей безопасности. Наутро оказалось, что гараж обокрали. Вернувшись, Фролов обвинил Никитина в незаконном использовании автомобиля, и в том, что гараж обокрали из-за плохого присмотра. Согласится ли суд с подобной квалификацией действий Никитина?

Задача 3. Галкина решением суда признали причастным к организации банды, орудовавшей в селе Сосновка. Банда совершала неоднократные разбойные нападения на дома жителей села. Суд постановил выслать Галкина из Сосновки сроком на 5 лет с конфискацией имущества как социально опасного для этой местности элемента. Правомерно ли решение суда?

Задача 4. Став случайной свидетельницей разговора возле кабинета начальника оборонного завода, Сушкина, даже не подозревая, что эти сведения являются государственной тайной, за ужином рассказала о них соседке. Определите, есть ли в действиях Сушкиной состав преступления?

Задача 5. Миша Сомов на войне потерял отца и остался сиротой. Чтобы выжить, он прибился к группе людей, которая нарушала движение поездов. Миша неоднократно с приятелями разбирал железнодорожные пути, останавливал поезда, что приводило к тяжелым последствиям. К какому наказанию приговорит суд Мишу Сомова?

Задача 6. Гражданин Краскин, портной, в приближении майских праздников решил сшить себе красивую рубашку. Подходящей материи для этого не нашлось, и Краскин использовал флаг РСФСР. Можно ли усмотреть состав преступления в его действиях?

Задача 7. Андреев попросил своего знакомого художника Соснова нарисовать «из интереса» несколько денежных знаков государственного образца. Потом Андреев отпечатал их на работе другого своего знакомого – Голубева. Этими банкнотами он расплатился за обед в ресторане. Работники ресторана обратились в милицию. Кто и в какой мере понесет наказание за изготовление фальшивых денежных знаков?

Задача 8. Заключенный Зыкин совершил побег из тюрьмы, взломав замок и задушив при этом охранника. Через месяц Зыкина поймали. Какое наказание его ждет?

Задача 9. Матушкин, позарившись на добро скрипача Петрова, который проживал возле мельницы, убил его. У Петрова остался сын Арсений. Опасаясь Матушкина, мальчик сбежал в город и через неделю вернулся с группой товарищей, решив отомстить. Они стали играть на скрипке по ночам возле мельницы, чем ввергали в суеверный ужас жителей окрестных деревень. Можно ли усмотреть в действиях детей состав преступления?

Задача 10. Доктор Семенов поругался со своим соседом Пуховым. Через некоторое время доктор был вызван для оказания помощи жене Пухова, но отказался лечить больную, ссылаясь на ссору. В результате жена Пухова скончалась. Какое наказание понесет Семенов?

Задача 11. Гражданин Рыков, в результате драки искалечивший своего товарища, на суде утверждал, что его не должны подвергнуть наказанию, так как из-за состояния опьянения он не мог отдавать отчет в своих действиях, что по данному УК является причиной освобождения от наказания. Согласится ли с его доводом суд?

Задача 12. В 1924 г. случайно выяснилось, что в 1921 г. лошадь, пропавшая из хозяйства крестьянина Сидоркина, была украдена гражданином Фединым. Федин факт кражи не отрицал, но заявлял, что за давностью, за преступление наказан судом не будет. Прав ли он?

Задача 13. Гражданка Борина, которую регулярно избивал муж, задумала наказать его. Однажды он вернулся пьяным, оскорбил ее и лег спать, а она несколько раз ударила спящего мужа скалкой, в результате чего у того оказалось сотрясение мозга. Борин требовал строго наказать супругу, а дети считали, что мать следует оправдать. Какое решение может принять суд?

Задача 14. Гражданин Кукин, приговоренный к денежному штрафу, в течении 3-х месяцев его не выплачивал, заявляя, что с суммой штрафа он не согласен. Своим друзьям он регулярно рассказывал, что за неуплату штрафа ему ничего не будет. Суд, вернувшись к этому делу, в назидание другим и за отказ от выплаты штрафа заменил Кукину наказание на 6 месяцев лишения свободы. Кукин с данным решением не согласился. Как должно решиться это дело?

Задача 15. Торговец Милов с целью получения большей прибыли при продаже семенного зерна смешивал его с негодным семенным материалом. Осенью преступление Милова открылось. Какое основное и дополнительное наказание определит ему суд?

Задача 16. Крестьянин Рыбкин, узнав, что он должен выполнить перевозку бойцов Красной Армии на своей лошади в соседний населенный пункт категорически отказался это делать, мотивируя свой отказ уборочными работами. Суд приговорил Рыбкина к лишению свободы сроком на 6 месяцев. Рыбкин начал приговор оспаривать. Прав ли он?

Задача 17. Крестьянин Нуйкин на базарной площади при односельчанах начал оскорблять милиционера Шубина, наблюдающего за соблюдением правил торговли. При попытке арестовать Нуйкина тот оказал сопротивление, несколько раз милиционера ударив. По каким статьям будет определяться наказание Нуйкину, какова продолжительность срока наказания?

Задача 18. Гражданин Цыпин сообщил, что он дал взятку милиционеру Котову, чтобы последний отпустил из-под стражи его брата. Котов брата отпустил, но потребовал у Цыпина еще денег. Какое наказание понесут взяткодатель и взяточник?

Задача 19. Крестьянин Сомов, осужденный за кражу скота у частного лица, за примерное поведение через год был досрочно освобожден и вернулся в сове село. Через 2 месяца он был пойман при попытке кражи лошади. Какой срок наказания определит ему суд?

Задача 20. Гражданин Ревякин считал, что жена ему изменяет, не имея к этому никаких доказательств. В результате он убил супругу, заявив на суде, что сделал это в состоянии крайнего душевного волнения. Какое решение примет суд?

Задача 21. Гражданин Диков, возвращаясь поздно вечером домой увидел, что двое неизвестных избивают его соседа. Подбежав к месту драки Диков нанес одному из них удар по затылку железным прутом, от чего тот скончался. Какое решение примет суд?

Задача 22. Скончался долго и тяжело болевший гражданин Петровский, а через некоторое время выяснилось, что его отравила медицинская сестра, пожалевшая мучившегося больного и выполняя его просьбу. Жена Петровского требовала сурово наказать медсестру. Какое решение примет суд?

Задача 23. Трое друзей договорились совершить кражу инструментов со склада государственного предприятия, но были пойманы. При вынесении приговора они начали оспаривать отнесение их деяния к квалифицированной краже. Почему суд определил кражу как квалифицированную и какая мера наказания будет определена?

Задача 24. Рядовой Красной Армии Игумнов, узнав о болезни жены, покинул часть и поехал в свое село. Командир потребовал для Игумнова наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет. Прав ли он?

 

Задание 4. Задачи по тексту Гражданского кодекса РСФСР (31 октября 1922 г.):

Задача 1. 20 мая 1919 года гражданин Иванов заключил договор на изготовление и последующую покупку стульев у столяра Морозова. Стулья должны были быть готовы через 2 месяца, но обязательства не были исполнены должным образом из-за пожара в мастерской. Имеют ли стороны право на защиту своих прав?

Задача 2. Гражданин Смирнов вынудил гражданку Звереву путем угроз продать ему дом с примыкающими постройками. Сделка состоялась, а через месяц Зверева обратилась в суд с требованием признать сделку недействительной. Какое решение примет суд?

Задача 3. 1 июля 1925 года между коммунальным отделом и гражданами Петровым, Власовым и Сомовым был заключен договор о праве застройки подсобными помещениями прилегающего к территории коммунального отдела пустыря. В сентябре 1926 года застройщики к работе еще не приступили, ссылаясь на то, что в договоре не установлено ни срока приступа к постройке, ни срока окончания работ. Как разрешит это дело суд?

Задача 4. Гражданин Волков взял в долг деньги у Мальцева под залог своего дома, но отдать нужную сумму он не смог, вследствие чего были назначены публичные торги. Однако вырученная путем публичной продажи сумма оказалась недостаточна для покрытия требования. Сможет ли Мальцев вернуть свои деньги? Если да, то каким образом?

Задача 5. Коньков подарил своему родственнику Федорову старинные часы работы известного мастера. Будет ли эта сделка действительной, если учесть, стоимость таких часов составляет 1500 рублей золотом?

Задача 6. Гражданка Пронина сдала половину своего дома Самойлову, инвалиду войны с двумя детьми, через 2 года Пронина внезапно отказалась сдавать помещение, ссылаясь на скорый приезд родственников. Самойлов обратился в суд с требованием не допустить выселение. Как решит дело суд? Изменится ли ситуация, если причина для выселения заключалась в систематическом нарушении порядка уплаты за пользование жилым помещением со стороны нанимателя?

Задача 7. Три друга – Иванов, Петров и Сидоров заключили договор товарищества с различными видами вкладов. Иванов вложил деньги, Петров – имущество, а Сидоров – услуги. В договоре не было оговорено процентное разделение вкладов. При получении прибыли встал вопрос о ее разделении. Иванов потребовал себе больший процент, на том основании, что он вносил деньги, которые стали основой договора. В связи с этим Петров и Сидоров обратились в суд с иском о разделении доходов поровну между всеми участниками товарищества. Какое решение примет суд?

Задача 8. Умер Веткин. У него осталась беременная жена. Все наследство было разделено на 3 части – жене, престарелой матери и нетрудоспособному брату умершего, длительное время находящегося на иждивении Веткина. Когда родился ребенок, вдова Веткина потребовала передела наследства. Имеет ли она на это право?

 

Источники

1. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991 гг.) / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Зерцало, 1997. – 592с.

2. Активно используйте материалы справочной системы Консультант Плюс (http//www/vrn/ru/ic/syst/html Общероссийская сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс»).

 

Специальная литература

  1. История государства и права СССР / под ред. О.И. Чистякова, Ю.С. Кукушкина. – М.: Юридическая литература, 1971. – 432с.
  2. История государства и права СССР. Т I / под ред. Калинина, Гончарова. – М.: Юридическая литература, 1971. – 430с.
  3. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. – М.: Норма, 2001. – 384с.
  4. Нечаева А.М. Семейное право. – М.: Юристъ, 2005. – 336с.
  5. Сырых В.М. История государства и права: советский период. – М.: Юристъ, 1999. – 488с.

 

 

Тема 12. Образование СССР и его последующее конституирование.

1. Взаимоотношения независимых советских республик до образования СССР. Создание союзного государства.

2. Разработка, принятие, введение в действие и утверждение Конституции СССР 1924 г. Закрепление основ союзного государства.

3. Конституция СССР 1936 г.:

А) Форма правления и механизм государства;

Б) Права и обязанности граждан по Конституции 1936 г.;

В) Избирательное право;

Г) Верховный Суд и прокуратура.

4. Конституция СССР 1977 г.:

А) Политическая система и общественный строй по Конституции 1977 г.;

Б) Демократические права и свободы;

В) Изменения в механизме государства. Избирательное право.

Г) Судебная система.

 

Методические указания

Изучение этого вопроса начните с выяснения основ национально-государственной политики Советского государства, сформулированных в «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 года. Дальнейшее развитие проблем государственного единства в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и Конституции РСФСР 1918 года. Расскажите об образование в годы гражданской войны независимых социалистических республик и других национально-государственных образований на территории бывшей Российской империи. Их взаимоотношение с РСФСР.

Раскройте предпосылки и причины образования СССР. Сущность дискуссий в РКП (б) о форме национально-государственного единства.

Раскройте основные этапы и ход объединения советских республик в союзное государство. Охарактеризуйте содержание Декларации и Договора об образовании СССР, принятых I Всесоюзным съездом Советов. Значение образования СССР. Разъясните в чем, выражалась необходимость принятия Конституции СССР 1924 года, роль Декларации и Договора об образовании СССР (1922 г.) в создании Конституции СССР. Найдите в специальной литературе информацию о проходимых дискуссиях, связанных с устройством высших органов власти СССР. Расскажите о деятельности Конституционной комиссии, ее составе. Далее переходите к структуре Конституции. Охарактеризуйте структуру и компетенцию государственных органов власти и управления по Конституции СССР 1924 года. Высшие органы: Всесоюзный съезд Советов, ЦИК Союза, его конструкция, Президиум ЦИК, Совет Народных Комиссаров Союза, наркоматы: общесоюзные, объединенные и республиканские; цель подразделения наркоматов. Органы власти и управления союзных республик, их структура. Верховный суд Союза, его основные функции. Прокуратура Верховного Суда, ОГПУ. Разберитесь в понятии «суверенитет». Как решалась проблема суверенитета в Конституции СССР 1924 года? Отразите в своем ответе: субъекты суверенитета в Основном законе, разграничение компетенций Союза и республик, гарантии суверенных прав СССР и союзных республик.

Расскажите о принятии Конституции СССР VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 года. Дайте ее общую характеристику. Объясните ее отличие от Конституции СССР 1924 года. В докладе постарайтесь дать ответы на следующие вопросы: Какие изменения в экономике, культуре, социальном строе СССР произошли к середине 30-х годов. Что характерно для политического строя? Направления и сущность изменений? Насколько правомерно называть ее сталинской? Как Конституция 1936 года определяла политическую основу СССР? Назовите экономическую основу СССР? В каких формах существовала социалистическая собственность в СССР; личная собственность? Как в Конституции 1936 года решались вопросы национально-государственного единства? Раскройте изменения состава СССР и статуса союзных республик. Найдите особенности статуса автономии. Опираясь на статьи Конституции (гл. Х), проанализируйте основные права и обязанности граждан СССР. На основании статей Конституции 1936 года (гл. 3) раскройте государственный механизм Союза ССР. Дайте характеристику местных органов власти. Расскажите о судебных органах и прокуратуре.

По такой же схеме охарактеризуйте Конституцию СССР 1977 г.

Общее требование: возьмите текст Конституций РСФСР и параллельно ведите сравнительно-правовой анализ.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Каковы причины образования СССР?

2. Укажите, ссылаясь на нормы Конституции СССР 1924 г., какие полно­мочия принадлежали исключительного высшему органу власти СССР.

3. Какие гарантии суверенных прав союза СССР предусматривались Ко


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.