Тема 3.3. Экономические системы во второй половине XX в — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 3.3. Экономические системы во второй половине XX в

2017-12-21 399
Тема 3.3. Экономические системы во второй половине XX в 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): Атлантическая хартия, МВФ, МБРР, ГАТТ, «холодная война», Программа восстановления Европы (ERP), Администрация экономического сотрудничества (ECA), ОЕЭС, Потсдамская конференция, дойчмарки, «Бизония», ЕПС, Бреттон-Вудская конференция, золотодолларовый стандарт, евродоллары (рынок евродолларов), рынок евродевизов, механизм «наверстывания», индикативное планирование, дирижизм, «большие проекты», план Доджа, «японское экономическое чудо», бум корейской войны, проточная экономика, программа «импортозамещающей индустриализации», ОПЕК, кейнсианство, «стагфляция», «семь сестер».

3. Существует тезис: «История современной экономики написана нефтью». Подтвердите или опровергните данный тезис, ответ аргументируйте.

4. Составить тезисы фрагмента книги Ван дер Вее Германа «История мировой экономики: 1945-1990» (С. 459-460, хрестоматия по экономической истории).

II. План семинарского занятия

1. Создание основ послевоенной экономики. План Маршалла.

2. Варианты экономического чуда в послевоенной Западной Европе: факторы успешного развития.

3. Неоконсерватизм в экономической политике: «рейганомика» в США и «тэтчеризм» в Великобритании.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Первый вопрос семинарского занятия посвящен созданию основ послевоенной экономики. Для начала проанализируйте экономические последствия Второй мировой войны. Следует отметить, что государства западной демократии усвоили уроки Первой мировой войны и уже в ходе Второй мировой войны начали планирование послевоенного устройства мира на международном уровне (Атлантическая хартия, 1941 г.). Далее рассмотрите итоги Бреттон-Вудской международной конференции и Программы восстановления Европы (план Маршалла). В обязательном порядке ознакомьтесь со статьей Ведута Е.Н. «Бреттон-Вудская валютно-кредтная система и восстановление конвертируемости валют стран западной Европы» (С.459-463, хрестоматия по экономической истории).

Изучение второго вопроса целесообразно начать с общей характеристики экономического развития капиталистических стран в 1950- 1960-е гг.

Уясните, что максимизация экономического роста и общественный консенсус за счет полной занятости, повышения уровня массового потребления, гарантий социального обеспечения, развития сотрудничества между предпринимателями и рабочими, «демократизация капитала» стали главными приоритетами модели смешанной экономики в ее различных вариантах. Далее изучите модель социального рыночного хозяйства в ФРГ, модернизацию французской экономики, японское «экономическое чудо», особенности экономического развития Италии.

При подготовке третьего вопроса семинарского занятия сконцентрируйте внимание на следующей проблематике: нефтяные шоки 1973 и 1979 гг., структурные кризисы 1970-х гг.; ограничения индустриального роста и становление постиндустриальной экономики; монетаризм и неоконсерватизм в экономической политике.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.177-198), гл.5 (С.240-250), гл.6 (303-320), Гл.8 (С.438-457).

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.459-493, 513-521.

Дополнительная литература

1. Зуйков Р. Вестфальская система межгосударственных отношений: критерии трансформации. МЭиМО, 2010. № 3.

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 15.

3. Симония Н. Глобальный финансовый кризис и мировой нефтегазовый сектор. МЭиМО, 2009, № 4.

4. Соколов В. Распад Британской империи как перестройка геоэкономической системы (1947 – 1972). Вопросы экономики, 2009. № 8.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что Вам известно о гипотезе «наверстывания»?

2. В чем заключались хозяйственные реформы Л. Эрхарда? Что такое социальное рыночное хозяйство?

3. Каковы основные итоги «немецкого экономического чуда»?

4. Почему экономическая политика голлизма получила название индустриального императива?

5. Как в послевоенной Японии сочетались политическое реформирование и экономическое развитие?

6. Как изменилась хозяйственная структура Японии в 1950-1970-х гг.?

7. Почему 1950-е гг. называют «золотыми годами нефтяных компаний», 1960-е – «золотыми годами потребителей нефти»? Как, в этой связи, называют 1980-е – 1990-е гг.?

8. Что являлось теоретической основой «рейганомики» и «тэтчеризма?

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.