Раздел 4. Основы макроэкономики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Раздел 4. Основы макроэкономики

2017-12-21 202
Раздел 4. Основы макроэкономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема 4.1.Введение в макроэкономику

 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Объяснить сущность макроэкономического кругооборота.

2. Рассмотреть принципы построения СНС.

3. Раскрыть основные методы расчета ВВП.

4.*Охарактеризовать отраслевую и секторальную структуры национальной экономики.

5. *Изучить основные макроэкономические тождества.

6. *Рассмотреть ценовые индексы.

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Макроэкономический кругооборот.

2. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный доход (ВНД).

3. Система взаимосвязанных макроэкономических показателей.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

 

Изучение темы целесообразно начать с уяснения того, что макроэкономическая теория оперирует важнейшими агрегированными показателями. Важно понять сущность макроэкономического кругооборота. Рассмотрите развитие системы макроэкономических показателей, начиная с первой макроэкономической модели Ф.Кенэ (XVIII в.). После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, в 1953 г. Был разработан первый стандарт Системы национальных счетов СНС ООН. СНС – это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов.

В ходе подготовки второго вопроса семинарского занятия необходимо изучить основной показатель СНС – валовой внутренний продукт. Уясните три метода расчета ВВП – производственный, суммирования доходов и суммирования расходов. Следует охарактеризовать показатель ВНД, сравнить его с ВВП. При рассмотрении факторов экономического роста покажите значение ресурсной базы воспроизводственного процесса. Для обоснования возрастающего значения интеллектуального, предпринимательского и информационного ресурсов в обеспечении экономического роста используйте примеры из хозяйственной практики России и стран, обладающих значительным опытом государственного регулирования экономики (США, ФРГ, Япония и др.)

Изучая третий вопрос семинарского занятия, обратите внимание на то, что СНС отражает взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей: ВВП, чистого внутреннего продукта (ЧВП), национального дохода (НД), личного дохода (ЛД), располагаемого дохода (РД) и др.

При подготовке первого вопроса практического занятия важно понять, что в ВВП, измеренном в текущих ценах, не всегда точно отражается рост валового продукта в физическом выражении. Поэтому ВВП необходимо рассчитывать не только в текущих, но и в базисных ценах. Следует уяснить понятия номинального и реального ВВП, сущность индекса дефлятора, процессов инфлирования и дефлирования. Обратите внимание, что для населения больший интерес представляет индекс потребительских цен (ИПЦ). Изучите расчет ИПЦ по методу Ласпейреса и по методу Пааше.

При подготовке второго вопроса практического занятия рассмотрите важные макроэкономические тождества. Центральное место занимает основное макроэкономическое тождество, с которым вы уже знакомы по второму вопросу семинарского занятия. Уясните тождество сбережений и инвестиций. Важно обратить внимание, что совокупные сбережения делятся на частные, государственные и сбережения остального мира. Далее выясните специфику каждого из составляющих совокупных сбережений. Следует учесть, что вышеуказанные тождества широко применяются в макроэкономике.

Подчеркивая значение показателей ВВП, ВНД, НД для анализа экономического состояния государства, следует обратить внимание на то, что они не являются полной характеристикой реального благосостояния общества. Рассмотрите национальное богатство, обратите внимание на проблемы его исчисления. Уясните сущность показателя чистого экономического благосостояния (ЧЭБ). В заключение следует охарактеризовать современный процесс корректировки СНС в условиях развивающейся глобализации.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории:

учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 16

 

 

Дополнительная литература

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

4. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое национальное богатство?

2. В чем различие категорий ВВП и ВНД?

3. Чем характеризуется прогрессивная структура национальной экономики?

4. Что представляют собой категории инфлирования и дефлирования?

5. Что отражает основное макроэкономическое тождество?

Тема 4.2.Основные макроэкономические показатели

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Изучить особенности анализа общественного производства, взятого в целом.

2. Охарактеризовать формы ко­нечного общественного продукта: ВВП и ВНП.

3. *Методы исчисления валового (национального) внутреннего

продукта.

4. Национальный доход: валовой и чистый и их составляющие.

5.*Учет изменения цен при определении валового (национально­го) внутреннего продукта.

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

 

1. Макроэкономический кругооборот.

2. Валовой внутренний продукт: содержание и способы измерения.

3. Измерение уровня цен.

 

План практического занятия

(для очной формы обучения)

1. Индексы цен.

2. Важные макроэкономические тождества.

3. ВВП и экономическое благосостояние.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

В рамках данной темы национальная экономика рассматривается на основе системы показателей, которые наиболее адекватно отража­ют главные стороны хозяйственной деятельности в масштабе всей страны. Ведущая роль среди них принадлежит произведенному обще­ственному продукту.

Наиболее общей и самой абстрактной категорией оценки разви­тия экономики является совокупный общественный продукт (СОП), величина которого зависит от метода его расчета в таких показателях, как валовой общественный продукт (ВОП), или валовая продукция, и конечный общественный продукт (КОП). Для понимания этих ка­тегорий необходимо уяснить понятия «добавленная стоимость» и «промежуточный продукт».

КОП выступает в двух формах: как валовой внутренний продукт (ВВП) и как валовой национальный продукт (ВНП). Оба эти показа­теля отвечают требованиям функционирования рыночной экономи­ки. Они исчисляются на основе рыночных цен конечных товаров и услуг. Необходимо обратить внимание на различие их величин.

В России используется показатель ВВП, поэтому в дальнейшем мы будем ограничиваться в основном данным показателем. Наиболее полное постижение показателя ВВП и его роли в экономике достига­ется уяснением трех методов его расчета: производственного, распре­делительного и конечного использования. Следующий шаг в понима­нии содержания ВВП — уяснение расчета показателя «национальный доход», который имеет две разновидности: валовой национальный доход (ВНД) и чистый национальный доход (ЧНД). Эти показатели корреспондируют соответственно с валовым национальным продук­том (ВНП) и чистым национальным продуктом (ЧНП).

Одновременно необходимо уяснить такие понятия, как первич­ные доходы, располагаемые доходы и скорректированные распола­гаемые доходы. Для их разграничения необходимо раскрыть эконо­мическое содержание трансфертов (денежных и натуральных).

В завершение следует изучить способы, с помощью которых обес­печивается сопоставимость величин ВВП (ВНП) разных периодов при меняющихся ценах.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 16

 

Дополнительная литература

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

4. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.

 

Тема 4.3.Модели макроравновесия

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Охарактеризуйте классическую модель макроэкономического равновесия.

2. Изучите совокупный спрос и совокупное предложение.

3. Рассмотрите макроэкономическое равновесие.

4. Выясните основные положения кейнсианской теории.

5. *Рассмотрите функции потребления и сбережения.

6. *Охарактеризуйте парадокс бережливости.

 

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная и заочная)

1. Совокупный спрос (АD), ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса.

2. Совокупное предложение (АS). Кривая совокупного предложения.

3. Макроэкономическое равновесие в модели АD- АS.

 

План практических занятий

(Форма обучения: очная)

1.Ценовые и неценовые факторы, влияющие.на изменение совокупного спроса Кривая совокупного спроса.

2.Кривая совокупного спроса.

3. Совокупное предложение и факторы, влияющие на его изменение

4.Кривая совокупного предложения

5. Макроэкономическое равновесие в модели АD- АS.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

 

Изучение темы целесообразно начать с постановки вопроса: «Обладает ли рыночный механизм способностью обеспечивать равенство совокупного спроса и предложения при полной занятости?». Обратите внимание, что классическая, а также неоклассическая теории, с одной стороны, и кейнсианская – с другой, по-разному отвечают на этот вопрос. Рассмотрите классическую модель макроравновесия, закон Сэя.

Изучая первый вопрос семинарского занятия, рассмотрите кривую АD, причины ее отрицательного наклона, ценовые и неценовые факторы. При подготовке второго вопроса семинарского занятия рассмотрите совокупное предложение, особенности кривой АS, ценовые и неценовые факторы. Третий вопрос семинарского занятия предполагает уяснение сущности макроравновесия государства, его специфики в модели «АD –АS». В данной модели рассматриваются варианты макроравновесия и в условиях неполной занятости, и в условиях инфляции в зависимости от того, на каком участке «синтетической «кривой совокупного предложения пересекает ее кривая совокупного спроса.

Вопросы практического занятия раскрывают особенности макроэкономического равновесия в модели «совокупные доходы – совокупные расходы» или кейнсианский крест. Начать изучение нужно с выявления основных положений кейнсианской теории, которые произвели переворот в экономической науке в середине 1930-х гг. и дали толчок развитию макроэкономики как науки. Рассмотрите основные допущения в модели, затем перейдите к изучению кейнсианских трактовок функций потребления и сбережения, уясните категории предельной склонности к потреблению и к сбережению. Постройте модель «кейнсианского креста» в простейшем варианте, обратите внимание, что макроэкономическое равновесие в этой модели может не совпадать с уровнем потенциального ВВП. Рассмотрите автономные компоненты совокупных расходов. Проанализируйте макроэкономическое равновесие в модели с учетом государственных расходов и чистого экспорта. Изучите альтернативное изображение модели «кейнсианский крест»: «сбережения-инвестиции».

Подготовку второго вопроса практического занятия целесообразно начать с выяснения сущности мультипликатора эффекта мультипликатора. Принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Р.Каном в 1931г. Следует рассмотреть влияние автономных инвестиций на рост национального дохода. Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов. Мультипликатор может действовать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения выпуска. Обратите внимание, что теоретически концепция мультипликатора помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к двум ситуациям: инфляционному и дефляционному разрыву. При изучении третьего вопроса практического занятия следует рассмотреть парадокс бережливости, обратив внимание на то, что эта ситуация возможна только в условиях неполного использования ресурсов. В заключение отметим, что следующим шагом в познании макроэкономической теории должно стать выяснение причин и форм проявления макроэкономической нестабильности.

 

IV. Рекомендуемые источники

 

Основная литература

 

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 16

 

Дополнительная литература

 

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

4. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какую функциональную зависимость выражает кривая спроса?

2. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос?

3. В чем заключаются специфика кривой совокупного предложения?

4. В каких пределах может меняться объем реального ВВП на каждом из отрезков кривой совокупного предложения?

5. В чем принципиальное отличие кейнсианской модели экономического развития от классической?

6. Что такое рецессионный и инфляционный разрывы?

7. Что характеризуют средние и предельные склонности к потреблению и сбережению и как они влияют на совокупный спрос?

8. Что представляет собой модель равновесия, базирующаяся на методе изъятий-инъекций?

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.