Какие реки русский географ и социолог Л.И. Мечников называл «великими историческими реками»? Объясните почему. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Какие реки русский географ и социолог Л.И. Мечников называл «великими историческими реками»? Объясните почему.

2017-12-21 238
Какие реки русский географ и социолог Л.И. Мечников называл «великими историческими реками»? Объясните почему. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Как происходила финикийская и греческая колонизация Средиземноморья (VIII-VI вв. до н.э.)? В чем состояло отличие финикийской колонизации от греческой?

3. Какие основные реформы провел Солон?

4. В чем заключается отличие экономического и политического развития Афин и Спарты?

5. Какое значение в экономике Афин играли Лаврионские рудники?

6. Каковы причины кризиса древнегреческого полиса?

7. Каковы особенности внутренней и внешней торговли в Древнем Риме?

Тема 1.2. Стабильность и перемены

На средневековом Западе (VI-XIV вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучить рекомендуемую литературу по указанной теме.

2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): феодализм, феодальная рента, бенефиций, вассалитет, феод, оммаж, «типичный манор», «великая распашка», ордена, трехполье, реконкиста, колонисты, Священная римская империя, миссионеры, Крестовые походы, коммунальные революции, города-коммуны, шедевр, Ганза, ярмарки, переводные векселя, авантюры, партнерства, компании на доверии, флорин, цеха, гильдии, книгопечатание, черная смерть, двойная бухгалтерия.

3. Прореферировать статью Криничанского К. «Генезис института векселя: функциональный аспект» (Вопросы экономики-2009-№ 8).

4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику следующим историческим личностям: Карл Великий, Карл Мартелл, Марко Поло.

5*. Развитие феодализма во Франции, Англии, Германии: общее и особенное.

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.

Изучение данной темы следует начать с уяснения основных признаков и этапов развития феодальной экономики стран Западной Европы. По книге Р. Камерона (глава III) познакомьтесь с функционированием манориальной системы, с устройством манора, особенностями социального развития феодального общества.

Далее выявите общее и особенное в развитии феодализма во Франции, Англии, Германии. Важно понять, почему именно Франция являлась страной классического феодализма.

Следующим шагом должно стать уяснение причин, которые привели к экономическому возрождению европейских городов с конца XI века. В связи с этим особое внимание уделите роли Крестовых походов. Разберитесь с такими понятиями как «коммунальные революции» и Магдебургское право, охарактеризуйте цеховую систему организации ремесла.

В заключение, сосредоточьте внимание на Ганзейском и Левантийском кругах торговли, ярмарках Шампани, методах торговли. В обязательном порядке проработайте статью Е.А. Зайцева «Развитие техники в средневековой Европе» из хрестоматии по экономической истории (С.60-71).

 

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл. 2.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.51-77.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 3.

2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга I, II. Челябинск, 2004. С.215-412.

3. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

4. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине «История экономики». Р-н-Д, 2007.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Как формировалась французская сеньория? Что такое вассальная иерархия?

2. Как сформировался Ганзейский союз?

3. Как происходил процесс становления городов в Западной Европе?

4. Объясните смысл следующего выражения «городской воздух делает человека свободным».

5. В чем заключалась сущность цеховой системы организации ремесленного производства в средневековой Европе?

6. Как развивалось денежное обращение в Западной Европе? Что такое сеньораж?

7. В чем состояли особенности экономического развития «лотарингской оси»?

 

Тема 1.3. Образование мирового рынка и системы международного разделения труда (XV-XVI вв.)

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): мануфактура, абсолютная монархия, каравелла, «революция цен», колониальные товары, Тордесильясский договор, «острова пряностей», Ост-Индские компании, асьенто, акционерные компании, биржи, Московская компания, «Индийский дом», «Безансонская» биржа, фольварк, мир-экономика.

3*. Составить опорный конспект фрагмента книги Броделя Ф., представителя влиятельнейшей в мировой историографии XX века школы «Анналов», «Динамика капитализма» (хрестоматия по экономической истории, С. 121-132). Зафиксировать признаки и структуру мир-экономики.

4. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дать характеристику предпринимательской династии Фуггеров.

II. План семинарского занятия

1. Технологические инновации в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие ремесла в Италии, Германии, Фландрии.

2. Великие географические открытия: причины, последствия. «Революция цен». «Второе издание крепостничества».

3. Становление мировой торговли и институциональные инновации.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий), научных статей.

Изучая первый вопрос семинарского занятия, обратите внимание на достижения технического прогресса (усовершенствование ветряного двигателя, появление доменных печей, водоотливных насосов, нового способа книгопечатания, самопрялки с колесом и т.д.). Следует понимать, что все эти и подобные технические нововведения привели к кардинальным переменам в социально-экономических отношениях и методах организации труда. Далее перейдите к изучению мануфактурного производства и изменений в сельском хозяйстве. В заключение разберитесь как происходило формирование сильных абсолютистских монархий в Европе, какова роль абсолютизма в разложении феодального строя.

Второй вопрос семинарского занятия посвящен Великим географическим открытиям. Важно четко уяснить их причины и последствия. Уясните, как «революция цен» повлияла на экономику всех европейских стран.

При подготовке третьего вопроса в обязательном порядке проработайте статьи из третьей книги И.М. Кулишера «История экономического быта Западной Европы»: «Старые и новые торговые центры» (С.235-265), «Специализация в области торговли» (С.284-316), «Торговые компании». Далее проработайте вопросы, связанные с возникновением и развитием бирж и перемещением торговых путей.

Семинарское занятие предполагает обсуждение докладов по вопросу № 1 по теме: «Экономическое развитие Флоренции» и вопросу № 3 по теме: «Ост-Индские торговые компании: становление, развитие, итоги деятельности». Основные требования к докладу:

1) тема доклада;

2) введение в проблематику доклада;

3) доклад проводится в виде презентации при помощи программного продукта Microsoft Power Point либо с использованием раздаточных и иных наглядных материалов (плакатов, рисунков и т.д.);

4) продолжительность доклада не превышает 8-10 мин.;

5) подводятся итоги выступления в сжатом виде.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл. 3.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

3. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С. 113- 132.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл. 5.

2. Кулишер И.М. Экономическая история быта Западной Европы. Книга III. Челябинск, 2004. С.201- 422.

3. Фурсов К.А. Европейские Ост-Индские компании: двигатель и тормоз капитализма// X Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 3 кн./ отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн.2. М., 2010. С.165-171.

4. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова структура и признаки мир-экономики, согласно концепции Ф. Броделя?

2. Как происходило формирование мануфактурного производства в Западной Европе?

3. Какими методами пользовались европейские страны при колониальных захватах?

4. Какое влияние имели Великие географические открытия на экономическое развитие Европы?

5. Какие последствия имело перемещение торговых путей из бассейна Средиземного моря в Атлантический и Индийский океаны?


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.