Тема 1.1. Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 1.1. Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций

2017-12-21 236
Тема 1.1. Введение в предмет. Экономические структуры ранних цивилизаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Задания для самостоятельной работы [1]

1*. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2*. Дать определение следующим терминам (понятиям): «неолитическая революция», «плодородный полумесяц», азиатский способ производства, города-государства, храмовые города, ирригационное земледелие, полис, трапезиты, «золотой век» Афин, реформы Диоклетиана, латифундии, виллы, эргастерии, колонат, караванная торговля, «Великий шелковый путь».

3*. Провести сравнительный анализ речных цивилизаций (в терминологии русско-французского географа и социолога Л.И. Мечникова), а именно шумерской, египетской, индийской, китайской.

4. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Гуляев В.И. Становой хребет месопотамской цивилизации (С.23-27); Дьяконов И.М. Имперская древность (С.28-38).

5. Подготовить реферат на тему: «Происхождение и эволюция монетных денег».

II. План семинарского занятия

1. Основные черты экономического развития Древней Греции. Эволюция земельной собственности и рабовладения в греческих полисах.

2. Развитие экономики Древнего Рима. Хозяйство римской империи. Замена рабства наемным трудом.

3. Особенности экономического строя Восточной Римской империи. Константинополь как центр евразийской торговли.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Изучение данной темы следует начать с выявления общих закономерностей экономического развития стран Древнего Востока. В этой связи особое внимание следует уделить проработке понятия «азиатский способ производства». Для уяснения особенностей экономического развития древневосточных государств необходимо заполнить таблицу 1 в письменной форме (задание № 3).

Таблица 1.

Сравнительный анализ речных цивилизаций

Название цивилизации Особенности экономического развития Особенности политического развития Достижения
Междуречье      
Египет      
Китай      
Индия      

 

Большая роль при освоении данного курса отводится проработке текстов, содержащихся в хрестоматии по экономической истории, изданной ГУ-ВШЭ. При изучении данной темы необходимо сделать краткий конспект указанных статей.

Семинарское занятие посвящено особенностям экономического развития античного мира – Древней Греции и Древнего Рима. Следует помнить, что развитие этих государств шло иным путем, отличным от развития стран Древнего Востока.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен экономическому развитию Древней Греции. Необходимо охарактеризовать, выделить специфические особенности экономического развития в крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды. Изучите устройство полисов, законы Драконта, реформы Солона, особенности афинского и спартанского социально-экономического развития, «Великую греческую колонизацию». Особое внимание при изучении классического периода древнегреческой истории следует уделить, во-первых, развитию ремесленного производства, торговли, кредитно-финансовых институтов, во-вторых, причинам и последствиям социально-экономического кризиса IV в. до н.э.

Второй вопрос семинарского занятия посвящен изучению экономики Древнего Рима. Историю Древнего Рима можно рассматривать как классический образец зарождения, расцвета и гибели рабовладельческого общества. Охарактеризуйте особенности экономического развития Древнего Рима в царский (VIII - VI вв. до н.э.), республиканский (510 – 27 гг. до н.э.) периоды и в период Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г.). Уясните, когда патриархальное рабство превращается в классическое, когда начинается кризис рабовладения, каковы были его последствия. Особое внимание следует уделить развитию ремесла, сельского хозяйства, торговли, бюджету, денежному обращению.

Третий вопрос семинара посвящен особенностям экономического развития Византии в V - X вв. Поскольку значительное место в курсе отводится проблемам международной торговли, то акцент при изучении данного вопроса следует сделать на господствующее положение Константинополя в бассейне Средиземного моря.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.1.

2. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб.-М.,2007.

3.Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.17-50.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.2, 4.

2. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине «История экономики». Р-н-Д, 2007.

3. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.