Тема 2. Организация общественного производства и ее исторические типы. Экономическая система — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 2. Организация общественного производства и ее исторические типы. Экономическая система

2017-12-21 286
Тема 2. Организация общественного производства и ее исторические типы. Экономическая система 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

I. Задания для самостоятельной работы

 

1. Определить следующие понятия: общественное разделение труда, воспроизводство, ресурсы производства, факторы производства, продукт труда, товар, общественное благо, коллективное благо, индивидуальное благо, экономическая система, традиционное общество, административно-командная система, рыночная экономика, смешанная экономика.

2. Раскрыть содержание характеристик «функционирования» и характеристик «развития» производства.

3. Провести сравнительный анализ внеэкономического и экономического типов организации общественного производства. Внести данные в таблицу «Сравнительный анализ экономических систем».

4. Провести сравнительный анализ особенностей функционирования смешанной экономики в развитых странах современного мира. Внести данные в таблицу «Модели смешанной экономики».

6. Подготовиться к ролевой игре «Командно-административная, рыночная и смешанная экономики: плюсы и минусы систем».

 

 

II. План семинарского занятия

 

1. Производство и его объективные характеристики. Понятие «ресурсов» и «факторов» производства

2. Воспроизводство. Фазы воспроизводства. Обмен как универсальный механизм соизмерения затрат и результатов производства.

3. Традиционное общество и командная система как внеэкономический тип организации общественного производства

4. Экономический тип организации общественного производства: рыночная и смешанная экономики. Модели смешанной экономики.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

К семинарскому занятию

 

При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:

- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий;

- обратите внимание на условность разграничения характеристик «функционирования» и «развития», так как производство является непрерывно изменяющимся процессом. Покажите роль общественного разделения труда в развитии производства, превращении индивидуального производства в общественное производство. Анализируя взаимосвязь и особенности простого и расширенного воспроизводства, обоснуйте возможные способы реализации расширенного воспроизводства. Внесите в словарь-справочник определения экстенсивного и интенсивного форм расширенного воспроизводства, способов укрупнения и разукрупнения производства (концентрация, интеграция, диверсификация, деконцентрация, дезинтеграция);

- при проведении сравнительного анализа внеэкономического и экономического типов организации общественного производства важно руководствоваться критерием: роль отношений распределения (обмена) во взаимосвязи производства и потребления. В таблицу «Сравнительный анализ экономических систем» необходимо внести содержательные характеристики традиционного общества, командно-административной, рыночной и смешанной экономик в соответствии со следующими критериями: а) тип собственности (частная, общественная); б) способ распределения ресурсов; в) способ принятия экономических решений: «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить; г) наличие личной экономической свободы непосредственного производителя; д) способ распределения полученного дохода.

- используйте при составлении таблицы «Модели смешанной экономики» следующие критерии для сравнительного анализа европейской, азиатской и англо-американской моделей смешанной экономики: а) роль государственной собственности в экономике; б) роль государственного программирования экономики; в) наличие и механизм решения социальных проблем. При заполнении таблицы можно воспользоваться статистическими данными;

- при подготовке к ролевой игре составьте развернутый план или конспект, в которых раскрываются: механизм функционирования систем, наличие (отсутствие) стимулов к высокоэффективному труду и производству, экономические характеристики систем, исходя из практики их функционирования (политика в области доходов, проблемы бедности, предоставление общественных благ);

- используя данные таблиц, важно в логически последовательной форме и аргументировано изложить положительные стороны и недостатки исторически сложившихся экономических систем.

 

 

IV. Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001. - Гл. 2.

2. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- 5-е изд. Доп. и перераб.: Киров: «АСА», 2003. - Гл. 3, §1,2,3; Гл. 4.

3. Сажина М.И., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.:Норма-Инфра-М, 2001. - Гл. 1; Гл. 2, §6.

4. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.- лекция 3.

5. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 1, §1,2; Гл. 2, §5.

6. Экономическая теория. Учебник для вузов. 9-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 2,3.

 

Дополнительная литература:

1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.

2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. - М.: Инфра-М, 2002. Гл. XXXVI.

3. Основы экономической теории. Политэкономический аспект. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /Отв. ред. Г.Н. Климко. - Киев: Знамя. Прес, 2001.

4. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

5. Экономика. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. /Под ред. А.И. Архипова, А.Н, Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2001.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.