Рецензент д-р экон . наук, профессор Овчинникова Н.В. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Рецензент д-р экон . наук, профессор Овчинникова Н.В.

2017-12-21 155
Рецензент д-р экон . наук, профессор Овчинникова Н.В. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Настоящая программа предназначена для студентов очной формы обучения 4 курса по направлению «Социально-культурная деятельность» (профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности»).

В ней содержатся указания по прохождению производственной (преддипломной) практики на 4 курсе, основные ее этапы, требованиям к содержанию отчета, порядок оформления документов, процедура защиты отчетов по практике.

В приложениях указаны формы таблиц, необходимых для заполнения, титульного листа, графика прохождения практики и дневника, другие необходимые материалы. Приведен список рекомендованной литературы. Указаны требования к структуре, содержанию и оформлению отчета о практике.

Настоящая программа составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к выпускникам ВУЗов направления подготовки бакалавров «Социально-культурная деятельность (профильный модуль «Менеджмент социально-культурной деятельности»)».

 

 

© Самарский государственный институт

культуры, 2015

 

© С.Ю.Салынина, С.В,Домнина, 2015

 

Содержание

1. Общие положения  
2.Характер и содержание производственной (преддипломной) практики  
3.Оформление результатов практики  
4.Научно-исследовательские технологии, используемые на практике  
5.Материально-техническое обеспечение  
6.Список используемой литературы  
Приложения  

Общие положения

Прозводственная (преддипломная) практика для студентов 4 курса очного отделения Самарского государственного института культуры является важным составным элементом учебного процесса подготовки бакалавров по направлению 071800.62 - «Социально-культурная деятельность», профильный модуль «Менеджмент социально-культурной деятельности». Практика призваны закрепить профессиональные знания и умения, полученные студентами во время аудиторных занятий.

Цель производственной (преддипломной) практики – сбор необходимого материала для выполнения выпускной квалификационной работы.

Для достижения поставленной цела практика как составная часть учебного процесса решает следующие задачи:

· закрепление знаний, приобретенных на лекционных и практических занятиях по специальным дисциплинам;

· ознакомление студентов с современными практиками управленческой и финансово-экономической деятельности организаций;

· овладение содержанием и основными методами управленческой и финансово-экономической деятельности организаций, анализ их организационной структуры;

· осуществление практической деятельности студентов по планам и заданиям каждого этапа прохождения практики.

Процесс прохождения производственной (преддипломной) практики направлен на формирование следующих компетенций:

- быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительской работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);

- быть способным осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);

- быть способным к художественному руководству клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и другими аналогичными организациями (ПК-14);

- быть способным к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16);

- быть готовым к разработке методических пособий, учебных планов и программ, обеспечивающих условия социокультурного развития личности в учреждениях культуры, рекреации и индустрии досуга (ПК-18).

Студенты 4-го курса очного отделения, обучающиеся по направлению «Социально-культурная деятельность» профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности» проходят производственную (преддипломную) практику в 8-м семестре в течение 5 недель.

Базами практики являются организации и учреждения отражающие основные типы организаций социально-культурной сферы, имеющие творческие достижения и развернутую структуру управленческо-экономических связей с организациями различных организационно-правовых форм собственности: государственные и муниципальные учреждения, правительственные и неправительственные организации, учреждения культуры и образования, ассоциации и фонды, коммерческие организации социально-культурной сферы г.о. Самара и Самарской области:

- клубы, дома и дворцы культуры;

- парки культуры и отдыха;

- областная научная библиотека;

- центры детского и юношеского творчества;

- музеи;

- центры внешкольного образования детей и подростков;

- областной центр народного творчества;

- общественные творческие союзы – музыкальное общество, союз театральных деятелей, Самарское отделение союза писателей, всероссийское хоровое общество;

- учреждения искусств, театры, филармонии, Волжский народный хор;

- образовательные учреждения культуры и искусств;

- коммерческие фирмы, специализирующиеся на организации досуга и шоу-программ;

- другие организации социально-культурной сферы.

Студентам предоставляется право прохождения практики как индивидуально (по специальному графику), так и в составе учебных групп.

График и режим работы студентов определяется в соответствии с режимом работы организации (базы прохождения практики) и планом прохождения практики.

 

РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ

 

Общее руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры Менеджмента и экономики культуры СГИК. Преподаватели оказывают консультационную помощь в выполнении заданий и осуществляют контроль за ходом прохождения практики.

Руководителю организации-базы прохождения практики необходимо:

· ознакомить студентов-практикантов с деятельностью организации (базы практики), ее задачами, особенностями работы, материально-технической базой, штатным расписанием, текущими планами работы, системой финансирования и структурой управления;

· оказывать конкретную помощь студентам-практикантам в составлении и выполнении плана прохождения практики в соответствии с полученными ими заданиями, утвердить его и систематически контролировать ход выполнения;

· обеспечить активное участие студентов в конкретных видах деятельности организации (организационных собраниях, служебных совещаниях и массовых мероприятиях), организовать доступ студента к материалам учета и отчетности о работе организации для их изучения и анализа;

· подготовить индивидуальные характеристики студентов, содержащие данные о выполнении ими заданий каждого этапа плана прохождения практики.

В течение всей практики студент обязан:

· выполнять текущую работу в соответствии с планом прохождения практики, в соответствии с распорядком работы организации (базы практики);

· нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты в объёме своего задания;

· полностью выполнить задание, предусмотренное программой прохождения практики.

Индивидуальный план составляется руководителем организации (базы практики) по согласованию с преподавателем-консультантом и самим студентом. Объём заданий, включаемый в план, распределяется равномерно на весь срок прохождения практики.

 

 

2. Характер и содержание производственной (преддипломной) практики

Основными целями производственной (преддипломной) практики являются: приобретение и закрепление студентом профессиональных навыков и способностей к ведению исследовательской работы; решение практических проблем управленческой работы в организации, умение работать в коллективе и адаптироваться к новым требованиям; соблюдать график работ и применять информационные технологии на рабочем месте.

Достижение целей преддипломной практики реализуется посредством решения следующих задач:

- закрепления на практике теоретических знаний, приобретенных студентами в академии;

- приобретения профессиональных навыков работы по специальности;

- выработки умения обобщать изученный материал и формировать практически значимые выводы и предложения;

Достижение целей преддипломной практики реализуется посредством сбора и анализа практического материала для написания выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Содержание производственной (преддипломной) практики предусматривает три блока заданий.

Первый блок носит общий характер и является обязательным для всех студентов независимо от профиля учреждения культурно-досуговой сферы.

Он включает в себя следующие задания.

Задание № 1

I. Проанализировать систему управления учреждением культуры, структуру полномочий и ответственности должностных лиц, порядок распределения функциональных обязанностей, а также направленную деятельность учреждений культурно-досуговой сферы.

В этот этап необходимо изучить:

а) общие сведения об учреждении, его наименование, принадлежность, форму собственности, штатное расписание и кадровый состав, контингент обслуживания в зоне действия (его численность и социально-демографические особенности);

б) систему целей и задач организации социально-культурной сферы, критерии и показатели их достижения, внутреннюю организационную структуру и ее ресурсы (финансовые, материальные, кадровые);

в) материально-техническую базу данного учреждения культуры:

- наличие основных помещений: зрительный, лекционный и танцевальный залы, фойе, комнаты для групповых занятий;

- техническое оснащение организации социально-культурной сферы: киноаппаратные, радиоузлы, осветительная и другая аппаратура;

- обеспечение необходимым комплексом музыкальных инструментов, костюмов, декорации и прочее;

г) организационную среду организации социально-культурной сферы (компетенцию директора, его заместителей, главного бухгалтера, зав. отделами), характер взаимодействия учреждения культуры с вышестоящими организациями и учреждениями, а также потребителями культурных услуг;

д) систему текущего планирования работы учреждения культуры в новых экономических условиях.

Анализ проводится по следующим параметрам:

- виды планов, порядок их объединения, согласования и утверждения;

- ведущие направления деятельности организации социально-культурной сферы;

- основные плановые показатели (показатель дифференциации аудитории, услуг и т.п., сферы влияния, сотрудничества, показатель содержательности и прочее);

- используемые формы работы (общее количество форм и методов, представленных в плане, в том числе массовых, групповых и индивидуальных);

- соотношение платных и бесплатных услуг;

- информационное обеспечение планирования;

- сбалансированность плана работы учреждения культуры с его финансовыми возможностями.

По вопросам, подлежащим изучению, составляется подробная справка.

Задание №2

Провести диагностику соответствия учреждения культуры к работе в условиях рыночной экономики.

Для этого необходимо:

- осуществить анализ деятельности учреждения культуры по расширению объема номенклатуры платных услуг, предоставляемых населению. Таким образом, выявить проблемы, связанные с совершенствованием данного направления работы;

- изучить ценовую политику учреждения культуры и методику расчета цен на услуги;

-разработать программу и провести маркетинговое исследование, направленное на определение емкости рынка, исследование поведения потребителя, изучение тактики деятельности конкурентов, выявление "ключевых" факторов успеху и пр.;

- ознакомиться с методами ведения рекламно-информационной деятельности и каналами распространения рекламы.

На основании проделанной работы разработать аналитическую записку с обоснованными предложениями по совершенствованию системы организации платных услуг для населения и бизнес-план, в котором отражается:

а) концепция предпринимательской деятельности;

б) вид услуги, которую необходимо реализовать;

в) рынок и его характеристики;

г) рыночная стратегия;

д) производственный план (план действия с необходимой детализацией и
конкретными сроками исполнения);

е) финансовый план, включающий определение объема ресурсов, необходимого для проведения всех плановых мероприятий и заданий.

Второй блок заданий носит специфический характер в зависимости от профильности учреждения культуры и включает в себя сбор, первичную обработку и обобщение материалов по одному из выбранных студентом направлений управленческой деятельности.

По согласованию с руководителями базы практики студент может детально изучить:

в области хозяйственного содержания:

- материально-техническую базу учреждения культуры (структуру основных фондов, источники пополнения оборотных средств);

- систему организации текущего и капитального ремонта (источники и порядок их финансирования, составление дефектных ведомостей и смет);

- порядок сдачи помещений в аренду (материальная ответственность арендатора, санкции при нарушении договорных обязательств и прочее);

- учет и сохранность имущества организации социально-культурной сферы, порядок проведения инвентаризации материально-имущественные ценностей и их списания;

- порядок оплаты расходов по отоплению, освещению, приобретению инвентаря и оборудования;

в области финансирования:

- учетную политику учреждения культуры, включая метод определения финансовых результатов;

- систему ведения бухгалтерского учета, применяемую в учреждении культурно-досуговой сферы;

- порядок использования специальных средств и фондов предприятия;

- структуру и содержание смет (статьи доходов и расходов), порядок составления и утверждения, а также методику анализа исполнения сметы;

- основные финансово-банковские операции;

в области оплаты труда:

- методику расчета фонда заработной платы штатного и нештатного персонала;

- формы оплаты труда, включая организацию бригадного подряда в сфере платных услуг населению, аренду, договорные формы оплаты труда и пр.;

- систему материального поощрения работников, включая премии, надбавки, доплаты за совмещение профессий и пр.;

в сфере технологии управления трудовым коллективом:

- технику получения сведений о результатах проделанной работы, способы поощрения и наказания;

- внутриколлективные регуляторы поведения: групповое сознание, общественное мнение и установки, традиции и обычаи данного трудового коллектива;

- методы делегирования полномочий и оказания влияния на трудовой коллектив;

- порядок проведения деловых совещаний и умение руководителя выступать публично;

- технику консультирования и ведения индивидуальных бесед руководителей учреждения культуры.

Задание № 3.

Провести сбор необходимого материла для выполнения выпускной квалификационной работы. Содержание задания определяется руководителем практики от института индивидуально для каждого студента с учетом темы выпускной квалификационной работы и специфики деятельности организации – базы практики.

Руководитель (куратор) преддипломной практики, назначенный в организации, учреждении (на предприятии), где студент проходит практику, обеспечивает предоставление студенту необходимой информации и условий для исследования, а также устанавливает регламент работы.

Распределение видов деятельности в ходе прохождения производственной (преддипломной) практики представлено в таблице 1.

Таблица 1

План производственной (преддипломной) практики

Разделы (этапы) практики Количество часов Форма контроля
Организационная работа
1. Посещение организационного собрания (лекции)   Ведомость инструктажа
2. Знакомство с учреждением-базой практики, его организационной структурой, видами деятельности     Отчет по практике
Разделы (этапы) практики Количество часов Форма контроля
4. Сбор и изучение материала для написания выпускной квалификационной работы в соответствии с заданием руководителя практики от института   Отчет по практике
Научно-исследовательская работа
5. Изучение специальной литературы   График практики
6. Работа над индивидуальным заданием   Отчет по практике
7. Подготовка отчета по практике   Отчет по практике
8. Подготовка к защите практики   Зачетная ведомость
Итого    

 

 

Защита практики проходит в 2 этапа.

Первый этап - защита на местах (с представлением всех материалов практики) в присутствии комиссии, сформированной администрацией учреждения культуры с участием педагога-консультанта от академии.

Второй этап - утверждение результатов практики в присутствии комиссии, сформированной распоряжением заведующего кафедрой менеджмента и экономики культуры.

Студент в индивидуальном порядке отчитывается перед комиссией, которая выставляет по итогам производственной (преддипломной) практики-стажировки соответствующую оценку и решает вопрос о допуске студента к государственным экзаменам.

В институт для защиты практики студент должен представить:

1) отзыв- характеристику, подписанную и заверенную руководителем базы практики;

2) собственно отчет о выполнении программы практики в целом (с приложением всех материалов в соответствии с индивидуальным планом прохождения практики).

 

Оформление результатов практики

По завершении практики студенты в недельный срок предоставляют руководителю практики:

- отчет по практике, включающий материалы, отражающие выполнение заданий, перечисленных в разделах 3-5 данной программы;

- заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руково­дителями практики от предприятия (для концентрированной учебной практики);

- отзыв-характеристику руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности вы­полнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п. (для концентрированной учебной практики);

- отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графические ма­териалы, отражающие решение предусмотренных программой практики задач (для концентрированной учебной практики).

Отчет о практике должен включать в себя:

– Титульный лист отчета о прохождении практики (приложение 1).

- График прохождения практики (Приложение 2);

- Дневник прохождения практики (Приложение 3)

– Отзыв - характеристику студента, подписанную и заверенную руководителем базы практики (приложение 4).

– Содержание.

– Введение (указывается вид, цель, задачи, база практики, срок ее прохождения).

– Основную часть работы, разделенную по смыслу на пункты (не менее 15 стр);.

– Заключение (указываются основные результаты практики).

– Библиографический список - не менее 20 источников, для производственной (учебной) практики – список нормативно-правовых актов.

– Приложения (документы организации–базы практики, определяются видом практики и заданием руководителя практики от СГИК).

Дневник по практике является основным отчетным документом, характери­зующим и подтверждающим прохождение студентом концентрированной учебной практи­ки, в котором отражается его текущая работа. В ходе концентрированной учебной практики студенты ведут дневник с обязательной еже­дневной записью о проделанной работе. В конце практики днев­ник заверяется руководителем практики от организации СКС (подпись, печать).

В отчете студент должен обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался на практике. Отчет включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана практики. По возможно­сти, включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих ис­следований определяется заранее, согласовывается с руководителем и увязыва­ется с общим направлением работ данного отдела. В отчете приводятся общие выводы и предложения, а также краткое описание проделанной работы и даются практические рекомендации.

Оформление отчета о прохождении практик должно соответствовать ГОСТ 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам».

Текстовые документы выполняются на листах бумаги формата А4 (210 297) без рамки на одной стороне листа с применением печатающих и графических устройств вывода ПЭВМ.

Рекомендуется использовать размер шрифта 14 Times New Roman Cyr, через полуторный компьютерный интервал и размер шрифта не менее чем 12 Times New Roman Cyr – при оформлении таблиц.

Размеры полей должны быть следующими: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры, что позволяет выделять визуально наиболее важные моменты в тексте. При выполнении текстового документа необходимо соблюдать равномерную плотность расположения текста на листе, контрастность и четкость изображения по всему текстовому документу.

Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять с помощью корректора (белой краской) с нанесением на том же месте исправленного текста (графика) машинописным способом или рукописным способом черными чернилами. Такие исправления должны носить единичный характер и присутствовать в работе в исключительных случаях.

Сокращение русских слов и словосочетаний в тестовых документах должно быть общепринятым и соответствовать ГОСТ 7.12-93.

Нумерация страниц текста работы и приложений должна быть сквозной, включая титульный лист. На титульном листе, дневнике, ежедневных записях и отзыве от организации номера страниц не проставляются. На странице, где находится «Содержание» работы ставится номер страницы – 6. Номера страниц проставляют в правом верхнем углу листа без точки в конце.

Оформление списка литературы должно соответствовать ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» (ГОСТ 7.80-2000 не распространяется на библиографические ссылки).

Сокращение русских слов и словосочетаний в тестовых документах должно быть общепринятым и соответствовать ГОСТ 7.12-93.

Основную часть работы разделяют на части. При делении текста документа на необходимо, чтобы каждая часть содержала законченную информацию.

Части должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего документа, иметь обозначение арабскими цифрами. Заголовки частей следует печатать по центру с заглавной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Внутри частей могут быть применены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис (для визуализации допускается использовать графический знак - кружок или квадратик) или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, использовать арабские цифры или строчные (или прописные) буквы, после которых ставится скобка (или точка).

Нумерация страниц текста работы и приложений должна быть сквозной, включая титульный лист. На титульном листе номер страницы не проставляется, а на следующей странице, где находится «Содержание» работы ставится номер страницы – два. Номера страниц проставляют в правом верхнем углу листа без точки в конце.

Текст отчета по прохождению практики должен быть кратким, четким и ясным.

Для пояснения излагаемого материала в текстовых документах необходимо приводить иллюстрации, такие как чертежи, схемы, графики, диаграммы, фотоснимки и т.п.

Иллюстрации следует размещать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте отчета по практике. Не следует оформлять ссылки как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в названии иллюстрации. По тексту, связанному с иллюстрацией, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рисунок 3)», либо в виде оборота типа: «… как это видно на рисунке 3» или «… в соответствии с рисунком 3».

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всему тексту отчета.

Образец оформления рисунков (схем, диаграмм, графиков, фотографий и др.) приведен в приложении 5. Обратите внимание, что подписи к рисункам делаются внизу рисунка по центру. При этом слово рисунок пишется сокращенно: «Рис. 1.». Слова «диаграмма», «схема», «график», «фотография» пишутся полностью. После них пишется номер, ставится точка и далее с большой буквы – название.

Пример.

Рис. 1. Название

Приложения к текстовому документу помещают после текста. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его порядковым номером. Приложения следует обозначать арабскими цифрами. Допускается оформлять приложения на листах формата А3 (297 420).

Если в документе содержится одно приложение, оно обозначается «Приложение 1».

Таблицы применяются в отчете для большей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором текстовой или цифровой материалы группируются в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, а в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Оформление таблиц должно соответствовать ГОСТ 2.105.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте документа, где следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Кроме того, таблица должна иметь название. Название таблицы отражает ее содержание и должно быть точным и кратким с указанием конкретного объекта, по которому приведен текстовый или цифровой материал; периода и ссылки на источник информации, который может быть представлен в библиографическом списке документа или в приложении. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру.

Таблица должна содержать не менее трех строк. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф записываются параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой номера соответствующего приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица 1.1», если она приведена, например, в приложении 1.

 

ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

 

Все документы, свидетельствующие о прохождении практики студентом, должны быть аккуратно оформлены и собраны в отдельную папку.

Руководитель практики от кафедры в течение недели обеспечивает организацию ее защиты в форме дифференцированного зачета. По итогам защиты практики выставляется оценка, о чем делаются соответствующие записи в зачетной ведомости и зачетной книжке.

Отчёты студентов, выполненные в соответствии со всеми требованиями, оцениваются комиссией, в которую привлекаются преподаватели кафедры МЭК. При защите практики учитывается объем выполнения программы практики, правильность оформления документов, содержание отзыва-характеристики; правильность ответов на заданные руководителем практики вопросы.

Материалы практики (отчет, характеристика, и др.) после ее защиты хранятся на кафедре МЭК.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время, в т.ч. и в период каникул. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие отрицательную оценку, как правило, отчисляются из академии, как имеющие академическую задолженность.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.