Эволюция развития налогообложения — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эволюция развития налогообложения

2017-12-21 177
Эволюция развития налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налогов

Государственные финансы и их неотъемлемое звено – налоги участвуют в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости. Государство объективно не может выполнять многочисленные внутренние и внешние функции без изъятия и распределения определенной части национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и группами населения.

Государство прибегает и к другим источникам формирования своих доходов, но основными являются налоги. Налоги – это, прежде всего, экономическая категория, выражающая особые общественные отношения. Производным от налогов является понятие налогообложения. В нем заключена не только экономическая сущность налогов, но и их правовая природа. Поэтому налогообложение следует понимать как совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан.

Налогообложение, как и налоги, находится в постоянном развитии. Однако не следует рассматривать эволюцию налогов вне связи с такой фундаментальной категорией, как финансы, по отношению к последней налоги выступают как категория более низкого порядка.

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, присущие всем финансовым отношениям. Но в то же время они обладают устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и особенностями проявления. Именно это обусловливает их общественное содержание, отличное от общественного содержания других финансовых категорий.

Участвуя в процессе распределения и перераспределения, налоги обеспечивают присвоение государством части новой стоимости в денежной форме. Эта принудительно мобилизованная часть национального дохода формирует государственные денежные фонды. Принудительное отчуждение имеет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству и не сопровождается эквивалентным обменом, что присуще товарно-денежным отношениям. Кроме общественного содержания, налоги имеют материальную основу, ведь отчуждению подлежат денежные доходы, другие материальные ценности.

Таким образом, налоги имеют двойственную природу. С одной стороны, они выступают специфической формой экономических (финансовых) отношений (их общественное содержание), с другой – являются частью стоимости национального дохода в денежной форме (материальное содержание).

Можно выстроить такой логический ряд взаимоотношения налоговых отношений с отношениями, формирующими экономический базис государства (по убывающей):

– налоговые отношения;

– финансовые отношения;

– денежные отношения;

– стоимостные отношения;

– распределительные отношения;

– производственные отношения;– экономические отношения; – общественные отношения.

Юридическая природа налогов обусловлена обязательностью их уплаты. В этой связи между теми, кто уплачивает налоги, и теми, кто их получает, возникают определенные общественные отношения, которые, как и любые другие отношения, нуждаются в правовом оформлении.

Обязательность по уплате налогов возникает вследствие ее законодательного закрепления за налогоплательщиками. Правовую природу налогов и налоговых отношений отличает от правовой природы других экономических отношений, например товарно-денежных, то, что в них обязательно присутствует государство. Оно устанавливает «правила игры» в этих отношениях, претендуя на ту или иную долю доходов предприятий и граждан.

Таким образом, налоги – это обязательные платежи, установленные законом, имеющие индивидуально безвозмездный характер, не являющиеся санкцией, поступающие в доходы государства.

Функции налогов

Внутреннее содержание каждой экономической категории не может быть охарактеризовано и раскрыто кратким определением. Содержание экономических категорий наиболее полно раскрывается через их функции.

Налоги как экономическая категория выражают общие закономерности, присущие финансам. Отсюда происходят попытки присвоить налогам функции, свойственные финансам.

В учебной и научной литературе существуют различные точки зрения относительно функций, присущих налогам как экономической категории. В одном едины все, выделяя фискальную функцию как основную. Называются также экономическая, регулятивная, контрольная, распределительная. Мы считаем необходимым в качестве второй фундаментальной функции, присущей налогам, выделить стимулирующую. Общеизвестна сила налогов как инструмента стимулирования или подавления производственной и предпринимательской активности. В понятие стимулирующей функции вкладывается как положительное, так и отрицательное значение.

Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. В фискальной функции отражается отно шение налогоплательщика к государству, в стимулирующей – государства к налогоплательщику. В фискальной функции заложено противоречие между необходимостью постоянного пополнения доходов государства и ограниченными возможностями предприятий и граждан удовлетворять все возрастающий «налоговый аппетит» государства.

Между фискальной и стимулирующей функциями существует взаимосвязь и известное противоречие. Чрезмерный налоговый пресс приводит к обратным от желаемых результатам. Американский экономист А. Леффер установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как соотношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30 %. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по двум причинам. Во-первых, потому, что снижается активность производителей, во-вторых, у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения.

Выполнение фискальной функции налогов должно соответствовать нескольким критериям. Во-первых, налоги должны платить все субъекты экономической деятельности независимо от форм собственности, а также физические лица, в т. ч. иностранные, по доходам, получаемым из источников в стране своего пребывания. Во-вторых, налоги должны распределяться в равной мере между всеми налогоплательщиками. В-третьих, налоги должны быть достаточно просты, чтобы порядок их исчисления и уплаты был доступен не только специалистам. В-четвертых, налоги не должны приводить к резким колебаниям в доходной части бюджета. В-пятых, все налогоплательщики при желании могут получить информацию о том, на какие цели использованы правительством налоговые поступления.

Фискальную функцию можно измерять, для этого используется такой показатель, как налоговый гнет или налоговое бремя. Он определяется как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Этот показатель характеризует долю финансовых ресурсов государства, «перекачиваемых» через государственные денежные фонды, прежде всего бюджет.

Обратимся к послевоенному опыту промышленно развитых стран. Специалисты отмечают, что каждые десять лет налоговые доходы этих стран увеличивались в среднем в полтора раза. Причем происходило не только абсолютное, но и относительное увеличение налоговых доходов, т.е. их доли в ВВП. Однако такая тенденция наблюдалась до 80-х годов. В силу того, что многие налоги являются ценообразующими факторами, это привело к увеличению издержек производства и цены товаров и продукции. Вследствие этого многие производители столкнулись с проблемой реализации продукции. Практически все промышленно развитые страны провели в 80–90-е годы основательные налоговые реформы.

Фискальная функция, посредством которой происходит огосударствление определенной части национального дохода в денежной форме, создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономику. Из этого следует, что фискальная функция в значительной мере обусловливает стимулирующую функцию налогов.

Реализация стимулирующей функции налогов зависит от целого ряда обстоятельств и по-разному проявляется в конкретных экономических и политических условиях.

Стимулирующая функция означает создание материальных условий для участия государства в воспроизводственном процессе не в форме директивного вмешательства, а посредством управления инвестициями, усиления или ослабления процессов накопления капитала в отдельных отраслях экономики, расширения или сужения платежеспособного спроса населения. Стимулирующая функция реализуется как на макроэкономическом уровне, так и в микроэкономике.

Стимулирующая функция неотделима от фискальной и находится в тесной взаимосвязи с ней. Обусловленная внутренними потребностями развития производства, стимулирующая функция, как и фискальная, отражает сущностную сторону налогов, является их объективным свойством, формой бытия.

Фискальная и стимулирующая функции налогов – это единство противоположностей. Фискальная функция появилась вместе свозникновением налогов, но из этого не следует ее преимущественное положение по сравнению со стимулирующей. Последняя при разумном ее использовании ускоряет темпы экономического роста, т.е. создает базу для увеличения размеров налоговых поступлений государства, более полной реализации фискальной функции.

Следовательно, функции налогов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Задача, таким образом, состоит в том, чтобы при разработке налоговых законов законодатель учитывал эту объективную реальность. Устранить противоречие между фискальной и стимулирующей функциями невозможно, его (противоречие) можно смягчить путем квалифицированного управления налоговыми отношениями.

Налоговая система

Налоговые системы современных государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, т.к. нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, – международная торговля и движение капиталов требуют если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.

Следующие общие характеристики налоговой системы выделяет экономическая и юридическая наука: порядок установления и ввода в действие налогов; виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией; порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы; налоговые органы; права и обязанности налогоплательщиков; права и обязанности налоговых органов; ответственность участников налоговых отношений; защита прав и интересов налогоплательщиков; налоговое законодательство.

Общим правилом для всех современных государств, независимо от государственного устройства, является прерогатива органов представительной власти на установление и введение в действие налогов. Делается это посредством законов или иных законодательных актов. В Республике Беларусь государственные налоги устанавливаются законами, а поскольку Конституция приравнивает Декреты Президента к законам, то налоги могут устанавливаться и указанными актами главы белорусского государства. Местные налоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов.

Следует различать с точки зрения юридической техники установление и введение налогов. Установление налога – это своего рода законодательное провозглашение налога как обязательного платежа. Введение налога означает определение существенных и факультативных условий по конкретному налогу.

Каждое государство имеет свою систему налогов или перечень законодательно установленных налогов. Их количество варьируется в зависимости от многих обстоятельств экономического и исторического характера. В Республике Беларусь перечень республиканских и местных налогов содержится в общей части Налогового кодекса. За последние годы в него внесен ряд изменений. Так, в 2009 г. были отменены: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местный налог с продаж в розничной торговле; налог на приобретение автотранспортных средств; местный сбор за парковку автотранспортных средств. В 2011 г. реформировано налогообложение, связанное с охраной окружающей среды, в частности платежи за переработку нефти, за перемещение транзитом нефти и нефтепродуктов, за производство и импорт товаров, содержащих летучие органические соединения, включены в состав экологического налога.

Распределение налогов между звеньями бюджетной системы выходит за рамки распределительных отношений внутри бюджетной системы. Это проблема государственного значения, т.к. налоги являются преобладающим источником доходов бюджетов всех уровней. А последние являются материальной основой самостоятельности как государства в целом, так и административно-территориальных единиц.

В налоговых отношениях присутствуют две стороны: налогоплательщики и государство. Интересы последнего проводят и защищают государственные налоговые органы. Они могут существовать как самостоятельные органы государственного управления либо как структуры в составе, как правило, Министерства финансов.

Участники любых отношений, в том числе и налоговых, наделяются государством определенным объемом прав и обязанностей. Они закрепляются налоговым законодательством. В Республике Беларусь права и обязанности налогоплательщиков, а также налоговых органов и их должностных лиц содержатся в Налоговом кодексе Республике Беларусь.

Что касается защиты прав и интересов налогоплательщиков, то этот сложный вопрос регулируется нормами гражданского, уголовного, административного и финансового законодательства.

И последний элемент налоговой системы – налоговое законодательство. Общепризнанно, что налоговое законодательство во всех без исключения странах является самым сложным. Оно представлено законами, иными нормативными правовыми актами. В Беларуси налоговое законодательство развивается исключительно дина мично, его структурообразующими актами является Налоговый кодекс (Общая и Особенная части, введенные в действие соответственно в 2004 и 2010 годах), а также широкий перечень подзаконных актов.

7. Принципы построения эффективной

Налоговой системы

Объективная логика налогообложения должна основываться на объективных законах экономики. Последним не должны противоречить правовые принципы, цементирующие налоговую систему и делающие ее управляемой и предсказуемой. Правовые принципы должны учитывать экономические механизмы и утилитарное поведение человека как объективные закономерности налогообложения.

В настоящее время в литературе принято выделять следующие принципы эффективного налогообложения:

1. Экономическая обусловленность. Налоговая система не должна противоречить интересам стабильной и самовозрастающей экономики.

2. Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов – относительно дешевой.

3. Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.

4. Определенность. Плательщики должны знать, сколько, каких, когда и на каких условиях они будут платить налогов в течение определенного периода времени в будущем.

5. Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам.

В приведенном перечне отсутствует принцип равенства, который Адам Смит называл первым в своей системе принципов еще в 1776 г. Равенство и справедливость как этические категории имеют идентичное содержание. Принцип налоговой справедливости основывается на конституционном принципе равенства. Не случайно в англоязычном написании эти слова близки: equality – равенство, equity – справедливость. По поводу реализации принципа справедливости в налоговых отношениях в литературе высказываются различные точки зрения. Есть мнение под налоговой справедливостью понимать политику максимального сочетания в законодательстве интересов налогоплательщиков и государства. В Налоговом кодексе Республики Беларусь этот принцип интерпретируется как всеобщность и равенство налогообложения.

Как с экономической, так и с юридической точки зрения распределение не имеет ничего общего с эффективной налоговой системой. Это, во-первых, а во-вторых, распределение консервирует бедность, а не способствует ее преодолению. Нерациональная с точки зрения реализации всех остальных фундаментальных принципов налогообложения налоговая система «гасит» предпринимательскую и производственную активность тех производителей и предпринимателей, которые только и могут увеличить национальное богатство.

Однако налогообложение неизбежно должно следовать в той или иной мере принципу государственной социальной справедливости. Распределение органически присуще социальной рыночной экономике. Вопрос, таким образом, в дозировке справедливости, нахождении тех инструментов реализации этого принципа, которые минимизируют его отрицательное влияние на создание эффективной налоговой системы.

Виды налогов

Налоги, входящие в налоговую систему, могут быть сгруппированы, количество группировок достаточно велико. Основания для группировки могут быть как экономического, так и юридического характера. Общепринято начинать классификацию налогов с подразделения их на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену. По прямым налогам юридический и фактический плательщик совпадают, по косвенным такого совпадения нет.

В зависимости от характера налоговых ставок налоги можно подразделить на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна и не зависит от величины дохода или масштаба объекта налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество). При прогрессивном налоге ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. К регрессивным относятся такие налоги, ставки по которым уменьшаются по мере увеличения размера объекта налогообложения.

Важным принципом классификации налогов является оценка влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика. С этой точки зрения налоги можно подразделить на две группы. К первой из них относятся фиксированные налоги, т.е. не зависящие напрямую от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налоги на имущество, земельный налог).

Вторая группа – перераспределительные налоги, они напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. Платежи по ним тем выше, чем эффективнее работает предприятие. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы.

Исходя из того, как распределяются налоги между бюджетами, различают закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленными называются налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Регулирующие налоги используются для сбалансирования бюджетов в данном году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно при утверждении бюджета.

В налогообложении существует общее правило – налоги не являются источником финансирования конкретных расходов. Налоги поступают в бюджет, из которого производятся расходы на самые разнообразные цели. Однако из этого правило есть исключения. Отдельные налоги вводятся с целью финансирования определенных расходов. Поэтому налоги можно подразделить на общие и целевые.

В зависимости от органов, которые реализуют предоставленное им право на установление налогов, их подразделяют на государственные и местные. Именно это обстоятельство, а не то, в какой бюджет поступают налоги, является основой данной классификации. Государственные налоги устанавливаются высшими органами представительной власти, а местные – местными законодательными органами.

Интеграционные процессы, приводящие к образованию экономических сообществ, в состав которых входят различные страны, предопределяют возникновение межгосударственных или наднациональных налогов. И хотя, как показывает опыт западноевропейской интеграции, бюджет Евросоюза образуется преимущественно за счет отчислений от бюджетов стран, входящих в эту структуру, тем не менее в странах ЕС действует налог на импортную продукцию сельскохозяйственного назначения.

С учетом принятой Международным валютным фондом статистики государственных финансов налоги могут быть классифицированы исходя из отражения в бюджетной классификации.

Доходы бюджетов в Республике Беларусь делятся на две основные категории: текущие и капитальные. Текущие доходы в свою очередь подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы.

Текущие и капитальные налоговые доходы подразделяются на: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; налоги на собственность; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций; прочие налоги, сборы и пошлины.

Льготы в налогообложении

Наличие стимулирующей функции налогов обусловливает избирательный характер налогообложения по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков и объектам обложения. Льготы в налогообложении, как показывает теория и практика, – один из самых острых и спорных вопросов.

Все налоговые льготы преследуют одну цель: освободить полностью от уплаты налогов или сократить размер налогового обязательства. Может преследоваться и другая цель: отложить исполнение налогового обязательства на определенный срок. Однако по механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота, они могут быть разделены на три группы: изъятия, скидки и налоговый кредит. Изъятие – это налоговая льгота, направленная на освобождение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Данный вид льгот персонифицирован по каждому из налогов.

Скидки – это льготы, направленные на уменьшение размера налоговой базы. По налогу на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, которому предоставлено право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму фактических производственных расходов на определенные цели.

Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Понятие «кредит» в данном случае условно, т.к. он не имеет ничего общего с банковским кредитом.

В налоговой практике некоторых стран допускается, что в определенных случаях налоговые кредиты могут превышать налоговые обязательства и разница в этом случае выплачивается налогоплательщику.

В исключительных случаях взамен уплаты налога в денежной форме налогоплательщик может выполнить свое налоговое обязательство в натуральной форме, т.е. выполнить какую-то работу и т. д. Это так называемый целевой налоговый кредит. В Беларуси он применяется при уплате платежей в дорожные фонды.

Гибкость в вопросах налогообложения со стороны государства проявляется в предоставлении налогоплательщику возможности уплаты налога не в установленный срок, а в отнесении его на более отдаленный период, но в пределах одного календарного года. Такой механизм называется отсрочкой или рассрочкой. В данном случае устанавливаются условия, на основании которых может быть предоставлена отсрочка. Налоговый орган, принимающий такое решение, исходит из индивидуального подхода к налогоплательщикам. Между налоговыми органами и налогоплательщиками заключаются соответствующие договоры.

Как один из видов льгот можно рассматривать освобождение налогоплательщика полностью или частично от уплаты суммы финансовых санкций. Такое освобождение называется налоговой амнистией.

Общим правилом является то, что льготы являются неотъемлемым элементом закона о налоге. Однако из этого правила возможны исключения. Право предоставления дополнительных льгот может быть предоставлено высшим органам представительной и исполнительной власти. Между ними может быть разграничена компетенция в этой области. Местные органы власти правомочны устанавливать льготы по местным налогам и сборам. В Республике Беларусь право предоставления индивидуальных налоговых льгот относится к компетенции Главы государства.

Широкое применение льгот дискредитирует основной принцип налогообложения – равенство. Поэтому общей тенденцией является сокращение количества льгот по отдельным налогам.

Однако, как показывает отечественный и зарубежный опыт, полностью исключить льготы невозможно, так как перестает реализовываться стимулирующая функция. Налоги являются мощным инструментом государственного вмешательства в экономику и социальную сферу. Вопрос, таким образом, заключается в разумной дозировке льгот применительно к конкретным налогам и налогоплательщикам.

В первую очередь льготированию подлежат те доходы, которые могут быть направлены на инвестирование. Льготирование целесообразно и в отношении доходов граждан с целью создания среднего класса – основы экономической и политической стабильности в государстве.

13. Налоговое планирование (оптимизация налогового обязательства)

Желание налогоплательщиков смягчить налоговое бремя – явление такое же древнее, как и сами налоги. Это вполне нормальная реакция на действия государства, изымающего у собственника часть его дохода. Такое стремление особенно понятно, если налоги неразумны и несправедливы.

Оптимизация налогового обязательства является законным правом любого субъекта предпринимательской деятельности. Предприятие вправе выбрать из всех возможных в рамках закона именно тот вариант хозяйственной деятельности, который позволит ему максимально использовать налоговые льготы.

Налоговое планирование основано не на игнорировании законов, а на правильном понимании их содержания и применении только правомерных приемов оптимизации налогового обязательства. Собственно налоговое планирование можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговое обязательство на стабильный период без нарушения духа и буквы закона.

Законодательство предоставляет налогоплательщикам определенные возможности для оптимизации значительной части причитающихся с них платежей. Предпосылки для этого создаются прежде всего существованием налоговых льгот, в ряде случаев – различных ставок по одному и тому же налогу.

Следует отличать понятия «уклонение от налогов», «обход налогов» и «налоговое планирование». Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется посредством незаконного использования предприятием налоговых льгот, сокрытия доходов, несвоевременной уплаты налогов, непредставления отчетности налоговым органам.

Обход налогов заключается в том, что предприятие или физическое лицо не являются налогоплательщиками либо в силу того, что их деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо потому, что их доходы не облагаются налогами.

Одной из целей налогового планирования является предупреждение налоговых правонарушений путем заблаговременного определения пределов правомерного поведения, чтобы не допустить действий, чреватых серьезными неприятностями.

Налоговое планирование не сводится только к их минимизации. Нередки ситуации, когда уменьшение одного платежа автоматически приводит к увеличению платежей по другим налогам. Налоговое планирование предполагает предварительный расчет сумм всех налогов, подлежащих уплате в связи с планируемой сделкой или деятельностью.

Налоговое планирование состоит из нескольких этапов. На первом этапе принимается решение о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения самого предприятия и его руководящих органов. При этом надо иметь в виду не только налоговый режим, предоставляемый законодательством данной страны, но и аналогичные режимы по законодательству других стран. Второй этап заключается в выборе оптимальной организационно-правовой формы предприятия. Сущность третьего этапа состоит в полном и правильном использовании льгот. Четвертый этап заключается в учете договоров об избежании двойного налогообложения.

Налоговое планирование – работа коллективная, в ней должны принимать участие юристы, хорошо владеющие вопросами материального и процессуального права, бухгалтеры, менеджеры и другие специалисты, поскольку это комплексная проблема, находящаяся на стыке экономики, юриспруденции, бухгалтерского учета, организации производства, управления финансами предприятия.

В налоговом планировании нет места шаблонам. Одни приемы хороши для инвестиционной деятельности, другие – для торговых операций. Каждая ситуация требует комплексного научно-практического анализа и индивидуального подхода. В условиях нестабильного законодательства и непоследовательной практики его применения при оптимизации налогообложения предприятия должны учитывать свой налоговый статус, особенности объекта обложения, способы исчисления и порядок уплаты налогов.

В налоговом планировании, связанном с внешнеэкономической деятельностью, следует принимать во внимание также юридический статус иностранного контрагента или инвестора, место его нахождения, характер сделок, а также наличие или отсутствие соглашения об избежании двойного налогообложения.

Республики Беларусь

Налоговое право является одним из наиболее динамично развивающихся институтов в системе права Республики Беларусь. Система права – это объективное, обусловленное общественными отношениями внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности норм права на определенные части, называемые отраслями права и институтами права. Крупные по объему и сложные по структуре отрасли подразделяются на подотрасли права.

В современной литературе налоговое право рассматривается преимущественно как подотрасль финансового права, причем в целом структурообразующие институты налогового права более развиты, чем в той отрасли, к которой оно относится. Налоговое право и финансовое право соотносятся как часть и целое.

Следует отметить, что наиболее крупные подразделения системы права – отрасли права имеют только им присущие предмет, метод и специфический режим правового регулирования (особый юридический режим). Институт права, в том числе и подотрасль права, регулирует определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений и имеет особый режим регулирования, которому свойственны общие положения, принципы, специфические юридические понятия. Структурная единица системы права (переходная между отраслью и институтом) – подотрасль права представляет собой цельное по составу и предмету регулирования образование, регламентирующее особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса той или иной отрасли, чем институт права.

Финансовое право, будучи публичной правовой отраслью, равно как и входящие в него институты, в том числе налоговое право, тесно соприкасаются с другими публичными правовыми образованиями. Однако наиболее тесные связи существуют внутри институтов финансового права. Налоговое право, как система норм, регулирует, прежде всего отношения, связанные с формированием доходов бюджета. Потому у этих подотраслей финансового права много общего.

Государственное (конституционное) право является основой для всех отраслей права, поэтому взаимосвязь между государственным правом и налоговым правом не может быть сведена только к упоминанию в ст. 50 Конституции Республики Беларусь обязанности граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Эта связь гораздо глубже. Для целей налогообложения имеют важное значение и положения основного закона о государственном суверенитете, единстве экономического пространства, правовом государстве и некоторые другие. Эти положения находят отражение в налоговом кодексе (НК РБ).

Так, статья 2 (п. 4) НК РБ является убедительным подтверждением сказанному: «Не допускается устанавливать налоги, сборы, пошлины и льготы по их уплате, наносящие ущерб суверенитету Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающие единое экономическое пространство и единую налоговую систему Республики Беларусь, ограничивающие свободное перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) или денежных средств в пределах территории Республики Беларусь, либо создающие в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней Законодательных актов иные ограничения для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц кроме запрещенных законом».

Достаточно тесно налоговое право соприкасается с административным правом. Прежде всего это касается метода того и другого институтов. Это метод властных предписаний. Практически одни и те же производства и процедуры присутствуют в юрисдикционном, административном и налоговом процессах.

Гражданские правоотношения, связанные с экономической деятельностью, являются своего рода предпосылкой возникновения налоговых правоотношений. Объектом тех и других отношений является имущество, в том числе в виде денежных средств. Этим обусловлено проникновение элементов диспозитивности, присущей гражданскому праву, в преобладающий в налоговом праве метод государственных властных предписаний.

Осуществление субъектами налоговых правоотношений их субъективных прав и юридических обязанностей связано с их правоспособностью и дееспособностью, которые регулируются гражданским правом, равно как имеющие важное значение для налогового контроля такие гражданско-правовые конструкции, как притворные сделки, взаимозависимые лица, представительство.

Однако налоговое право является особым правовым образованием со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Об этом говорит п. 2 статьи 1 Общей части Налогового кодекса. Он касается использования в Налоговом кодексе (налоговом праве) институтов, понятий и терминов гражданского и других отраслей права. При этом, учитывая, что Налоговый кодекс является одной из составляющих системы законодательства Республики Беларусь, установлено единство значений, институтов, понятий и терминов иных отраслей права в случае их использования для регулирования налоговых отношений. Однако, учитывая особенности налоговых отношений, данным пунктом предусмотрена возможность определенного применения значений данных категорий в случаях, установленных Налоговым кодексом.

Налогово-правовая норма

Исходным элементов налогового права является налогово-правовая норма, под которой следует понимать установленную и охраняемую государством модель правомерного поведения участников налоговых правоотношений. Налогово-правовые нормы, являясь разновидностью правовых норм, наряду с присущими им общими признаками, имеют особые родовые признаки. Метод правового регулирования позволяет выделить в качестве главного признака налоговоправовой нормы государственно-повели<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.