Организация практики на кафедре — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация практики на кафедре

2017-12-21 2297
Организация практики на кафедре 4.50 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Непосредственное учебно-методическое и организационное руководство практикой на кафедрах осуществляют заведующие выпускающих кафедр. Основные обязанности заведующих выпускающих кафедр закреплены в Положении об организации практики.

 

Содержание основных функций заведующих кафедрами:

 

1. Обеспечивают разработку кафедральных методических указаний по практике, программ практики в соответствии с направлением и специальностью кафедры, предоставляют их для утверждения на научно-методическом совете факультета

Программы практики должны учитывать направление бакалаврской подготовки студентов и профиль будущей работы выпускников. Основой для их разработки являются Положение об организации практики и данные методические рекомендации по организации и проведению практики студентов.

2. Проводят по согласованию с деканатами организационные собрания студентов (см. стр.9).

3. Проводят совместно с деканатами конференции на факультете по итогам практики.

4. Формируют комиссии по защите отчётов студентов по результатам практики и организуют их работу.

5. По завершении практики представляют на утверждение декану факультета отчёты по итогам практики.

6. Обеспечивают размещение на кафедрах стендов по вопросам практики.

 

На стендах должна быть размещена следующая информация:

- ФИО ответственных за практику и график консультаций;

- образцы заполнения документов;

- темы выпускных квалификационных работ;

- распределение студентов по руководителям практики от кафедры;

- требования к местам практики;

- места, предоставленные кафедрой, деканатом, Центром занятости;

- права и обязанности студентов.

 

7. Обеспечивают взаимосвязь аналитических результатов практики с бакалаврской и дипломной работой; организуют использование результатов практики в учебном процессе с применением активных методов обучения.

8. Назначают преподавателей - руководителей практики и выпускных квалификационных работ студентов; проводят собрания руководителей практики с целью разъяснения основных этапов практики, ее модулей, сроков и содержания, основных требований и условий прохождения практики.

9. Назначают ответственных за организацию и проведение практики на кафедре и предоставляют списки ответственных в Центр занятости.

10. Разрабатывают и согласовывают с учебно-методическим управлением университета, а также доводят до студентов графики:

a) проведения консультаций преподавателей-руководителей

по вопросам практики и написания выпускных

квалификационных работ;

б) приема отчетов по итогам практики;

в) проведения семинаров, «круглых столов», конференций с

докладами студентов о результатах практики.

 

Содержание основных функций ответственных за проведение и организацию практики [1]:

 

1. Координируют организационные и методические вопросы практики с методической комиссией кафедры и методическим советом факультета; осуществляют взаимодействие с Центром занятости; работают со студентами и преподавателями – руководителями практики от кафедры.

2. Осуществляют учебно-методическое руководство практикой в соответствии с Положением и методическими рекомендациями по организации и проведению производственной и преддипломной практики.

3. Участвуют в проведении организационных собраний по практике (см. организацию собраний на стр. 9), где доводят до студентов информацию о наличии мест практики, требования к содержанию и срокам практики, к структуре отчета и порядку его защиты.

4. Обеспечивают студентов и преподавателей - руководителей практики от кафедры необходимой документацией по практике (программой, бланками направлений на практику, индивидуальных заданий, личных листков и др.).

5. Выполняют текущую работу по организации практики, разъясняют порядок заполнения документов, оформляют стенд по практике.

6. Предоставляют в установленные сроки в центр занятости информацию о наличии у студентов IV и V курсов мест практики.

7. Участвуют в разработке программы практики и методических указаний по ее выполнению в составе методической комиссии кафедры.

8. Предоставляют необходимую промежуточную и отчетную информацию о прохождении практики студентами IV и V курсов декану факультета, заведующему кафедрой, методическому совету факультета, Центру занятости в установленные сроки.

9. Контролируют соответствие мест практики направлению подготовки бакалавров и специалистов.

10. Собирают информацию о распределении студентов по местам и преподавателям - руководителям практики.

11. Участвуют в работе кафедральной комиссии по приему отчетов по практике.

12. Представляют декану списки студентов, не приступивших к прохождению практики в установленные сроки и/или получивших неудовлетворительную оценку по итогам практики.

13. Предлагают рекомендации и предложения по улучшению организации практики, повышению качества подготовки выпускников.

14. Готовят итоговый отчет о прохождении практики студентами кафедры и представляют его в Центр занятости и деканат до 1 июня (бланк отчета на стр.39).

 

Непосредственное руководство практикой студентов осуществляют преподаватели - руководители практики от кафедр.

Руководителем практики, как правило, назначается преподаватель кафедры, по статусу являющийся одновременно и руководителем выпускной квалификационной работы. В случае несовпадения этого статуса студент получает консультации по прохождению практики у преподавателя - руководителя практики, а все вопросы по написанию выпускной квалификационной работы согласовывает с руководителем бакалаврской или дипломной работы.

 

Содержание основных функций преподавателей - руководителей практики от кафедры:

 

1. Разрабатывают для студентов индивидуальное задание, которое содержит вопросы, подлежащие изучению и отражению в отчете; задание согласовывается с руководителем практики от организации до начала практики.

 

Требования к содержанию индивидуального задания по практике (образец заполнения индивидуального задания см. на стр.33 - 34):

а) содержит тему выпускной квалификационной работы и задания на подготовку и написание отчета в виде отдельных модулей;

б) выполнение отдельных модулей задания в виде промежуточного письменного отчета:

- общий модуль – выполнение общего задания (в соответствии с кафедральными методическими указаниями по организации и проведению практики, программой практики);

- специальный модуль – выполнение индивидуального задания (в т. ч. по НИР) кафедры;

- специализированный модуль – выполнение специализированного индивидуального задания руководителя практики от кафедры и руководителя практики от предприятия (учреждения, организации), индивидуальный график прохождения практики с указанием сроков и форм исполнения и представления результатов.

 

2. Согласуют индивидуальное задание с учетом профиля деятельности организации - места практики, особенностей хозяйствующего субъекта и его возможностей обеспечить студента необходимой информацией.

3. Обеспечивают связь индивидуального задания по практике с темой выпускной квалификационной работы. Тема выпускной работы должна быть определена до начала практики; собранные аналитические материалы должны быть представлены в отчете по практике и в аналитической главе выпускной квалификационной работы.

4. Доводят до студентов календарные сроки поэтапного сбора информации; порядок предоставления отчета по практике; требования к содержанию промежуточного отчета по каждому этапу (модулю) практики; содержание возможного научного доклада (выступления) на семинаре, научно-практической конференции по результатам практики.

5. Обеспечивают студентов IV курса тестовыми вопросами, которые позволяют на различных модулях (этапах) практики оценить степень выполнения студентом индивидуального задания по практике.

6. Отслеживают своевременное прибытие студентов на места практики; осуществляют контроль за ходом практики, используя различные его формы (посещение мест практики, телефонные контакты с руководителем практики от организации и пр.).

7. Проводят по графику обязательные консультации по вопросам практики, обработку собранного материала в рамках модуля, его использование в отчете и выпускной квалификационной работе. Целью консультаций является контроль за ходом практики и ее промежуточными модульными результатами.

8. Предоставляют сведения ответственным за практику на кафедре обо всех изменениях, связанных с практикой студентов (смене места практики, смене руководителя от организации, форс-мажорных обстоятельствах).

9. Принимают в установленные сроки отчет студента по практике.

10. Оценивают участие в семинарах, конференциях в целях выявления наиболее значимых и интересных результатов студенческой практики, их использования в активных методах обучения.

11. Оценивают на основании представленных отчетов результаты практики, аттестуют студентов и выставляют оценку в зачетную книжку.

Интегральная (итоговая) оценка по практике складывается из следующих элементов:

а) дифференцированная оценка прохождения практики, учитывающая:

- характеристику студента, данную руководителем практики от организации;

- полноту и своевременность выполнения программы практики, календарного плана и индивидуального задания.

б) дифференцированная оценка за отчет по практике и его защиту:

- оценка содержания и оформления отчета;

- оценка выступления студента на семинаре, «круглом столе», конференции по результатам практики;

- защита отчета по практике на кафедральной комиссии (оценка степени овладения студентом навыками практической работы).

12. Сдают отчеты студентов по практике ответственным за организацию практики на кафедре; отчеты хранятся на кафедре в течение трех лет (в электронном виде) и один год в бумажном.

 

Содержание основных функции руководителей практики от предприятия (организации, учреждения)

 

1. Знакомятся со студентами и определяют им рабочее место, обязанности и круг выполняемых в период практики работ в соответствии с программой.

2. Взаимодействуют с руководителем практики от кафедры: согласуют программу практики и индивидуальное задание.

3. До начала практики утверждают индивидуальное задание студента.

4. Обеспечивают студентам возможность ознакомления с внутренней структурой организации, сферами ее деятельности, а также с экономической документацией и материалами (Уставом организации, планами и отчетами о деятельности, стратегическими программами развития), которые могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

5. Консультируют студентов по вопросам работы с экономической документацией, поясняют используемые на практике приемы ее анализа, обобщения и выработки управленческих решений.

6. Помогают закрепить полученные в период прохождения практики навыки работы.

7. Осуществляют контроль за прохождением основных этапов (модулей) практики и за работой студента.

8. Выдают по окончании практики характеристику на студента, в которой подводятся итоги прохождения практики и содержится оценка его работы, деловых и личностных качеств.

 

 

Требования к содержанию характеристики студента:

 

Характеристика заполняется на специальном бланке (обратная сторона личного листка) и имеет следующую структуру (образец заполнения характеристики см. на стр.36):

1. Подтверждение факта прохождения практики в организации, включая полное наименование организации, должность (если была), период, за который характеризуется студент.

2. Краткая характеристика работы студента (достигнутые результаты, как себя зарекомендовал):

– приобретенные практические навыки и умения в профессиональной сфере;

– описание характера и содержания работы, проводимые студентом по поручению руководителя, в том числе в рамках направления на IV курсе и по специальности и специализации на V курсе;

– перечень подразделений организации, в которых студент работал;

– отношение студента к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий.

3. Характеристика личных и деловых качеств студента

(компетенций):

– личные и деловые качества, которые проявил студент во время практики (например, аналитические способности, работоспособность, ответственность, внимательность), характеристика профессиональной компетентности студента (проявление им теоретических знаний, их глубина, умение применять их на практике);

– умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации.

4. Характеристика качества подготовленного отчета:

– Наиболее важные результаты проведенного исследования: выявленные проблемы; предложения и рекомендации по их решению; практические выводы и рекомендации.

5. Рекомендации:

– Краткая общая характеристика. Рекомендации о дальнейшей работе. Предложение пройти преддипломную практику для студентов IV курса или предложение постоянной работы в организации.

6. Итоговая оценка прохождения практики по пятибалльной системе.

7. Дата составления характеристики, подпись руководителя практики от организации (с указанием Ф.И.О., должности, структурного подразделения, контактного телефона), заверенная печатью организации.


ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ

 

Студенты имеют право:

1. Самостоятельно осуществлять поиск предприятия или организации, в которой они будут проходить практику, либо использовать в качестве места практики организацию, в которой они уже работают на условиях частичной занятости. В этом случае в установленный срок им необходимо представить ответственному по практике на кафедре гарантийное письмо, подписанное руководителем этой организации и заверенное печатью, с согласием обеспечить возможность прохождения практики.

2. Обращаться за помощью с целью содействия в поиске места практики в деканат, на кафедры, в Центр занятости в случае отсутствия в установленный срок подходящего места практики.

Распределение студентов по местам практики производится с учетом имеющихся возможностей и требований конкретных предприятий, организаций, учреждений к уровню профессиональной подготовки студентов (например, знание иностранных языков, владение компьютером, умение адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и т.д.).

3. Получать консультации по вопросам практики у ответственных за практику на кафедрах, у преподавателей - руководителей практики, руководителей выпускных квалификационных работ.

4. Выбирать тему предстоящей выпускной квалификационной работы с учетом предполагаемого места практики.

5. Получать направления от имени университета на практику и стажировку.

 

В отличие от практики стажировка не предполагает написание работы и может проходить на любом курсе.

Цель стажировки – приобрести реальные практические навыки (опыт работы) и зарекомендовать себя на предприятии или организации. Стажировки, как правило, проходят во время студенческих каникул, но могут проходить также и в течение учебного года на условиях частичной занятости.

Стажировка может быть зачтена как практика, если сроки стажировки совпадают со сроками прохождения практики, при условии выполнения студентом программы практики и индивидуального задания по направлению на IV курсе, специальности и специализации на V курсе. Стажировка может быть оплачиваемой; это зависит от возможностей предприятия и личных усилий студента.

Студенты обязаны:

 

  1. До начала практики установить связь с руководителями практики от предприятия или организации, являющихся их местом практики.
  2. Пройти практику в указанные учебным графиком сроки в соответствии с приказом ректора;
  3. Своевременно, точно и полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики и индивидуальное задание по практике.
  4. Выполнять поручения руководителя практики по месту ее прохождения, подчиняться действующим в организации правилам внутреннего распорядка, техники безопасности, требованиям охраны труда, правилам эксплуатации оборудования и другим условиям работы.
  5. Соблюдать режим работы организации, являющейся местом практики, либо график, установленный руководителем практики от предприятия или организации.
  6. Ознакомиться с организацией и ее структурными подразделениями, с видами деятельности; экономической документацией и экономическими показателями, характеризующими деятельность организации или ее отдельных структурных единиц.
  7. Своевременно представлять руководителям практики от кафедры промежуточные письменные отчёты о выполнении всех заданий в рамках модулей по установленной форме, выполняя индивидуальное задание.
  8. Собрать необходимые материалы для написания отчета по практике; подготовить отчет к окончанию срока прохождения практики.
  9. После завершения практики представить на кафедру по утвержденной форме отчет и характеристику, подтверждающую прохождение практики за подписью руководителя практики от предприятия. Отчет сдается в течение 5 дней после окончания практикив бумажном и в электронном виде.

 

 

Требования к структуре и содержанию отчета по практике:

 

Отчет по практике строится в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием студента. В отчете должны найти отражение ответы на все поставленные в индивидуальном задании вопросы.

 

Отчет состоит из:

 

- отчета по первому, общему модулю: название предприятия, история развития предприятия, характеристика (краткое описание) организации, структура и органы управления, виды выпускаемой продукции (работ, услуг), основные источники доходов и направления расходования средств, положение, занимаемое предприятием в отрасли и т.д.;

 

- отчета по второму, специальному модулю: описание структурного подразделения организации, служившего местом практики (его положение в организации, сфера деятельности, результаты работы); изучение документации, нормативной базы предприятия в зависимости от специальности, система основных показателей деятельности предприятия. Характеристика материалов и общий анализ экономических показателей деятельности как всей организации в целом, так и конкретного подразделения, где работал студент;

 

- отчета по третьему, специализированному модулю: заключительные выводы, предложения и рекомендации, сделанные студентом по результатам проведенного анализа экономических показателей деятельности организации или отдельного подразделения в соответствии с тематикой дипломной или бакалаврской работы.

 

К отчету прилагаются макеты документов, расчеты и таблицы, подготовленные с использованием собранных на месте практики материалов, с которыми работал студент в период практики, заполненные реальными или примерными показателями и использованные им для анализа деятельности организации или ее подразделения - места практики.

По своему содержанию отчет должен быть приближен к теме дипломной и бакалаврской работы. Отчет сдается на кафедру вместе с характеристикой от организации. После проверки и предварительной оценки руководителя отчет защищается на кафедре перед кафедральной комиссией.

 

Требования к оформлению отчета по практике:

– объем отчета — 20–30 страниц компьютерного текста без учета приложений;

– текст печатается шрифтом «Times New Roman» размером 12 через 2 интервала или размером 14 через 1,5 интервала;

– формат бумаги А 4, поля сверху и снизу — 2 см, справа — 1 см, слева 3 см;

– отчет подшивается в папку;

– бланк титульного листа отчета по практике см. на стр.38.

 

  1. По окончании практики получить от руководства организации характеристику с оценкой, подписанную руководителем организации и заверенную печатью.

Организация, которая выдает характеристику студенту, должна соответствовать месту практики по приказу о распределении студентов на практику. В случае несовпадения (если студент представляет характеристику и отчет не из той организации, которая закреплена как место практики по приказу), прохождение практики не засчитывается. Вопросы прохождения практики и дальнейшего пребывания студента в университете решаются деканом факультета.


ЭТАПЫ ПРАКТИКИ

 

Процесс организации и проведения производственной и преддипломной практики состоит из 3 этапов:

 

I. Подготовительный

II. Основной (рабочий)

III. Заключительный

На первом, подготовительном, этапе осуществляется поиск предприятий – мест практики; определяется тематика предстоящей выпускной квалификационной работы; разрабатывается и утверждается индивидуальное задание по практике.

На втором, рабочем, этапе студенты проходят практику в установленные сроки на выбранных предприятиях (в организациях, учреждениях) с представлением окончательных и полных итоговых отчётов руководителям практики от кафедр.

На третьем, заключительном, этапе студенты защищают выполненные отчёты перед комиссиями кафедр по приему отчетов по практике.

Подготовительный этап практикипроходит с 1 сентября до дня выхода студентов на практику и завершается следующими результатами:

- выбором студентами и утверждением кафедрами тем выпускных квалификационных работ;

- определением студентами и утверждением кафедрами конкретных мест практики;

- знакомством студентов с местами практики, руководителями практики от предприятия со студентами;

- распределением студентов по преподавателям - руководителям практики;

- разработкой кафедрами (в лице преподавателей - руководителей) комплексных индивидуальных заданий по прохождению рабочего этапа практики и их утверждением заведующими кафедр и руководителем практики от предприятия.

Основной (рабочий) этап проходит с января по май на V курсе и с марта по апрель на IV курсе. В этот период студенты выполняют свои обязанности, определенные Положением об организации практики, данными методическими рекомендациями по организации и проведению практики и соответствующими инструкциями предприятий и организаций. Результатом основного этапа является выполнение студентами программы практики и индивидуальных заданий.

Основной этап включает в себя следующие модули (этапы выполнения индивидуального задания ) и их результаты:

Общий модуль предусматривает ознакомление студента с общей характеристикой организации, областью ее деятельности, внутренней организационной структурой; знакомство с историей предприятия, технологией производства; изучение системы управления и перспектив развития предприятия. Результатом первого этапа является написание соответствующего раздела отчета по практике.

Специальный модуль предусматривает определение места специальности в организационной структуре и содержательной деятельности фирмы, анализ должностных (функциональных) обязанностей работников конкретной специальности или их разработка, выполнение индивидуального задания, сбор необходимой информации, расчетная и аналитическая часть задания. Результатом второго этапа является написание соответствующего раздела отчета по практике.

Специализированный предусматривает разработку выводов предложений и рекомендаций по результатам практики, сбор и анализ эмпирических данных, которые являются практической главой квалификационной работы. Результатом этого этапа является завершение отчета по практике с использованием материалов общего и специального модуля.

В процессе прохождения студентами рабочего этапа практики, предусматриваются индивидуальные консультации и следующие виды контроля:

- наличия студентов на местах практики;

- контроль своевременного выполнения индивидуального задания по каждому модулю и отчёта по практике.

 

Заключительный этап завершает практику и проводится в течение 2 недель после официального срока окончания практики.

Основанием для завершающего этапа являются своевременно представленные отчёты о практике (в течение 5 дней после официальной даты ее окончания) и положительные отзывы руководителей с места практики и руководителя практики от кафедры.

 

Результатом заключительного этапа является:

- защита отчета перед комиссией на кафедре в назначенные сроки, в процессе которой оценивается степень подготовки студента к самостоятельной работе;

- по результатам защиты выставляется общая оценка, в которой отражается качество представленного отчета, уровень теоретической и практической подготовки студента. Отчет и характеристика сдаются на кафедру, процесс защиты предполагает определение уровня овладения студентом практическими навыками работы и степени применения на практике полученных в период обучения в университете теоретических знаний;

- окончанием практики считается положительный результат защиты отчета, зафиксированный в ведомости и зачетной книжке студента.

Студентам IV курса, не выполнившим программу практики по уважительной причине, предоставляется возможность пройти практику вторично в свободное от учебы время по индивидуальным графикам и формам контроля.

При не выполнении программы практики по уважительной причине студентами V курса, проблема с возникшей задолженностью рассматривается индивидуально деканом факультета.

Студенты IV курса, не прошедшие практику и не предоставившие отчет в установленные сроки без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку за практику,признаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче сессии с последующим отчислением из университета.

Студенты V курса, не прошедшие практику и не предоставившие отчет в установленные сроки без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку за практику, признаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к ГАКу и защите выпускной квалификационной работы с последующим отчислением из университета.

Сданный на кафедру отчет и результат защиты, зафиксированный в ведомости и зачетной книжке студента, служат свидетельством успешного окончания практики.

Содержание и результаты основных этапов организации и проведения практики, а также ответственные за их исполнение отражены в таблице1.

 

 

Таблица 1

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.