Тема 14. «Просвещенный абсолютизм» в политике русского самодержавия — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 14. «Просвещенный абсолютизм» в политике русского самодержавия

2017-12-21 480
Тема 14. «Просвещенный абсолютизм» в политике русского самодержавия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4 ч.

Учебные вопросы:

1. «Просвещенный абсолютизм» и русское дворянство во второй половине XVIII века.

2. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.

3. Административные реформы и сословная политика Екатерины II в последней четверти XVIII века.

 

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представление об идеологии «просвещенного абсолютизма» и ее влияние на политику Екатерины II, о важнейших этапах реформирования системы государственного управления и изменениях в социально-экономической жизни в хронологический период.

ü Знать эволюцию государственно-политического устройства Российской империи, сословную систему организации общества, принципы политики «просвещенного абсолютизма» и программу деятельности Екатерины II.

ü Уметь логически мыслить, вести научную дискуссию, анализировать исторические источники – законодательные, делопроизводственные, мемуарную литературу, выступать публично и формировать собственную позицию, быть способным к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке целей и определению путей из решения.

ü Владеть навыками критического анализа различных типов источников, осмысливать процессы, события и явления позднефеодального периода истории России в их динамике и взаимосвязи.

Методические рекомендации по изучению темы:

При изучении данной темы обратите внимание на использование термина «Новое время» по отношению к истории России XVIII века. В европейской истории этот термин начинает употребляться раньше. Постарайтесь определить содержание этого термина и границы его применения в европейской и российской истории. В центре внимания окажутся задачи, которые вынуждены были решать все европейские государства: модернизация экономики, глубокое реформирование административной системы, выстраивание общественных отношений на гражданских основаниях и др. Постарайтесь выделить специфику ответов на эти «вызовы истории» в России второй половины XVIII столетия.

В отличии от своих предшественников, Екатерина II вступила на престол, имея вполне определенное и ясное представление о тех принципах, которыми она собиралась руководствоваться в управлении страной. Постарайтесь уяснить принципы «просвященного абсолютизма» и программу Екатерины II, в основу которой эти принципы были положены.

Проанализируйте ряд последовательных реформ, направленных на создание единообразной системы управления на территории всей Империи – реформа Сената, губернская реформа, организация городского «самоуправления». Подумайте, почему такая система управления просуществовала без особых изменений до начала XX столетия.

Обратите внимание на то, как отечественные исследователи оценивают итоги и значение реформ Екатерины II. Согласны ли вы с точкой зрения, что постепенность, последовательность и плановость – важнейшие черты преобразовательной деятельности императрицы, которая была одним из самых удачливых русских реформаторов.

Обратите внимание на новые понятия: «купеческие гильдии», «дворянские собрания», «теория естественного права», «теория общественного договора», «фаворитизм», «секуляризация».

 

Контрольные вопросы:

1. Какое влияние оказывали личность монарха и его мировоззрение на управление государством в условиях «просвященного абсолютизма»?

2. В чем сущность реформирования высших и центральных органов управления?

3. Дайте характеристику системы местного управления после реформы 1775 года?

4. В чем состояли противоречия политики «просвященного абсолютизма»?

5. В чем проявлялась социальная поляризация и усиление обособленности сословий на протяжении XVIII века?

 

Тесты:

1. Отходниками в XVIII в. называли:

1) паломников, отошедших от мирских дел ради посещения религиозных святынь

2) отошедших от веры (вероотступники)

3) крепостных, отпущенных помещиком на заработки

4) монахов, ушедших от мирской суеты

5) рабочих-лесорубов

 

2. К концу XVIII в. увеличивается доля вольнонаемных рабочих на мануфактурах. Больше всего их было:

1) на лесозаготовках

2) на шахтах

3) в металлургии

4) в текстильной промышленности

5) в судостроении

 

3. Земли и крестьян у церкви изъяли в... году:

1) 1724

2) 1734

3) 1764

4) 1784

5) 1800

 

4. Изъятие у церкви земель вместе с живущими на них крестьянами свидетельствовало о:

1) росте антицерковных настроений в обществе

2) дальнейшем усилении абсолютизма в стране

3) вступлении феодальной системы в стадию своего упадка

4) стремлении дворянства получить новые земли за счет изъятых у церкви

5) превращении церкви в чисто идеологическую структуру, лишенную былой экономической мощи

 

5. В XVIII в. в процессе расслоения деревни стали появляться «капиталистые крестьяне». Так называли крестьян:

1) занимавшихся кустарным промыслом, в том числе и для поставки изделий на рынок

2) отходников

3) плативших денежный оброк

4) имевших капиталы, мануфактуры, собственную торговлю

5) выкупившихся на волю

 

6. Указ «О вольности дворянской», освободивший дворян от обязательной военной и государственной службы, был издан в... году:

1) 1762

2) 1763

3) 1764

4) 1765

5) 1766

 

7. Крепостное крестьянство во второй половине XVIII в. было низведено до положения рабов. Об этом свидетельствуют указы:

1) о праве помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь

2) разрешавшие отправлять крестьян на каторжные работы

3) о запрете крестьянам жаловаться на господ

4) верно все указанное

5) верно лишь 1 и 2

 

8. Кому принадлежат слова: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения»:

1) К. А. Булавину

2) Е. И. Пугачеву

3) А. Н. Радищеву

4) Н. И. Новикову

5) С. Т. Разину

 

9. В 1775 г. для укрепления местного аппарата власти правительство разделило страну на губернии и уезды с примерно равным числом мужских душ (300—400 тыс. и 30 тыс. душ соответственно). Число губерний было доведено до:

1) 50

2) 40

3) 30

4) 20

5) 25

 

10. Правительство Екатерины II издало «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» в... году:

1) 1762

2) 1765

3) 1775

4) 1785

5) 1767

 

11. Для подчинения дворянскому контролю всех дел местного самоуправления были введены должности выборных предводителей дворянства в губернии и уезде в... году:

1) 1765

2) 1775

3) 1785

4) 1790

5) 1800

 

12. Жалованная грамота городам, где купеческая верхушка получила большой доступ к городскому самоуправлению, освобождению от подушной подати и рекрутской повинности, появилась в... году:

1) 1767

2) 1785

3) 1775

4) 1773

5) 1776

 

13. В 1767 г. была созвана «Комиссия для сочинения проекта нового Уложения» из представителей свободных сословий (ее распустили с началом русско-турецкой войны). Один из членов комиссии разработал проект, в котором были заложены идеи правового государства (равенство всех перед законом, разделение административной и судебной власти, отмена сословных привилегий и т. п.). Автор этого проекта:

1) С. Е. Десницкий

2) Н. И. Панин

3) М. М. Щербатов

4) Н. И. Новиков

5) А. Н. Радищев

.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.