Культуросообразный контекст воспитания личности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Культуросообразный контекст воспитания личности.

2017-12-21 444
Культуросообразный контекст воспитания личности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Положение о ведущей роли культурного контекста в развитии человека предполагает учёт в становлении личности конкретных реалий, значимости отношений с людьми, к тем или иным культурным ценностям. С учётом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую стратегию воспитания и образования. Обращение к культуре, содержащей ценности и составляющей основу образования, может открыть перспективы для воспитания принципиально нового философского, культурно-исторического, научно-педагогического обоснования процесса воспитания в одном взятом образовательном учреждении и в государстве в целом. Провозглашенные, в свое время, гуманные принципы и ценности культуры и жизни в работах зарубежных ученых Дж.Дьюи, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Р.Штайнером, К.Ясперсом; а также в трудах отечественных ученых - Н.А.Бердяевым, В.И.Вернадским, В.В.Розановым, Л.Н.Толстым, могут быть воплощены в процесс воспитания личности.

Интеграция ценности всемирной культуры, мировых цивилизаций, правоведения и т.п. в содержание педагогического образования позволяет избежать замыкания на своей собственной культуре и истории, снимает неприятие другой культуры, обеспечивает организацию диалога культур различных эпох, связывает исторический опыт с деятельностью современного человека культуры с актуальными проблемами современности. Это позволяет студентам осознать понятие свободы как ценности и как условия самореализации личности, воспитывает чувство личного достоинства, уважение прав и достоинства людей независимо от национальности, расы, вероисповедания. В связи с тем, что вопросы воспитания рассматриваются нами в поликультурном пространстве, хотелось бы заметить, что культура в диалоге выступает как один из факторов сближения людей, освоения уникальности самобытности культур и условием цивилизованного способа развития отношений.

Ценности культуры, выступающие как составляющая педагогического образования, обеспечивают возможность личности расширить свои компетенции о многообразии связей человека и общества, мира культуры и личности, искусства, морали, науки, содействовать пониманию различия и общности национальных культур, осознанию этнических и национальных ценностей искусства как части мировой художественной культуры.

Педагогическое образование, обращенное к культурам разных народов мира, вносит вклад в воспитание всеобщего сотрудничества и многократно умножает духовные способности личности. Этому служит эволюция культуры и науки. Культура и история народа помогают новым поколениям лучше понять современность. В них каждый находит для себя ответы на поставленные вопросы о смысле жизни, собственном назначении, о законах мира, о драме людей и идей, о причинах успехов и поражений человечества и человека. Взгляд на воспитание в аксиологическом аспекте позволяет усилить вопрос о развитии культуры отношений личности, что приобретает особую значимость в поликультурном пространстве жизнедеятельности. В исследованиях Н.А.Асташковой, А.Г.Здравомыслова, М.С.Кагана, В.П.Тугаринова и др. анализировались сущность аксиологии, понятие о ценностных ориентациях, их структура и классификации, возможные пути развития аксиосферы личности и социальных групп. Выше указанные авторы выявились специфику функций ценностей: смыслообразующая; оценивающая; функция ориентации; нормативная; регулирующая; контролирующая. В настоящее время можно выделить ряд принципов,на основе которых функционируют ценности: гуманизма, адекватности, динамизма, эмоциональной открытости, включенности, иерархичности, нелинейности.

Вопросы введения понятий культуры в гуманитарные исследования и проектирование воспитательных систем в новой социально-педагогической ситуации нашли разработку в публикациях Г.Н.Волкова, Б.Л.Вульфсона, В.В.Краевского, Н.Д.Никандрова, Л.И.Новиковой, В.А.Разумовского, В.С.Селиванова, И.Н.Сиземской, И.Ф.Харламова и др. Авторы утверждают, что воспитание позволяет приумножить духовную культуру личности, приобщить обучающихся к социальным реалиям народа и человечества, гуманитарному и информационно-технологическому процессу. Культура, по мнению многих отечественных и зарубежных учёных, - есть совокупность реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды (Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский, И.А.Ильин, Ю.М.Лотман; М.Мид, В.В.Розанов, Тейяр де Шарден, А.Швейцер и др.). Всё, что создано в культуре руками и мыслью человека, по мнению М.Мид, имеет магическое воплощение и способно «создавать, воссоздавать, пересоздавать человека», приводить в действие его планетарно значимые институты: общество, государство, традиции, социальную среду, ноосферу.

Основным направлением в развитии научных исследований в области педагогического образования, проводимых в рамках деятельности Южного отделения Российской академии образования, выступает культурологический подход. Данный подход предусматривает видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку – его развитию, самоопределению, самореализации. Компонентами культурологического подхода выступают: понимание ребёнка как субъекта жизни; обеспечение условий для его социализации и культурной идентификации; оказание педагогической помощи и поддержки; отношение к педагогу как посреднику между ребёнком и культурой, способному ввести его в мир общечеловеческой и национальной культуры и оказывать помощь в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; рассмотрение образования как культурного процесса, движущими силами которого являются личностные смыслы, диалог и сотрудничество в достижении целей культурного саморазвития (В.П.Борисенков, Е.В.Бондаревская, А.А.Греков). Важно, чтобы личность в период получения образования могла узнавать помимо своей культуры и мировую межнациональную культуру, к которой относятся высокая художественная культура, наука (как сумма знаний и мировоззрение), международное право, нормы социального поведения, семейно-брачные отношения. В культуросообразной концепции Е.В.Бондаревской ядром личности человека культуры, обеспечивающей её целостность, является её субъектность. По утверждению автора, человеком культуры возможно стать при условии воспитания духовной личности, которая складывается благодаря становлению способностей, культурной идентификации, выбору культуросообразного образа жизни. Национальная культура, по её мнению, отражает образ гражданина той нации и той культуры, которой принадлежит человек. Задачи воспитания она видит в создании культурной среды развития личности и оказания ему помощи в самоопределении.

Культуросообразные концепции на современном этапе развития образования являются определяющими и эффективными в воспитании подрастающего поколения в силу их гуманного характера и ценностной ориентации. В этом процессе возникает проблема становления концепций воспитания в национальных регионах, отражающих культурные и национальные традиций и ценности и интеграции их в общечеловеческие, российские ценности. Ценность как норма усиливает процессы упорядоченности социальных взаимодействий. Ценностные ориентации отражают конкретные образцы поведения и определяют идеальный образ человека. Воспитанию предстоит оказать помощь молодежи в становлении целей жизни, мировоззренческой культуры, межнациональных отношений.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.