Тема: Изучение технологии художественной обработки природного материала. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема: Изучение технологии художественной обработки природного материала.

2018-01-03 774
Тема: Изучение технологии художественной обработки природного материала. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разнообразие засушенных цветов и листьев

Специализированные магазины ныне предлагают немало готового засушенного растительного материала: цветы, листья и плоды, головки с семенами и стручки, шишки, мох, лишайники. Иной раз можно встретить в продаже и целые букеты. Приобретать лучше пакеты большого размера, не поврежденные и не смятые. Покупные засушенные растения должны иметь целые стебли, а также хорошее качество цветочных головок. Лепестки цветков, расположенных по краям букета, должны быть того же оттенка, что и цветы в центре.
В книге все время чередуются названия «изделия из сухоцветов» и «изделия из высушенных цветов». Это не случайно: для составления разнообразных букетов, «косичек» и венков в ход идут не только собственно цветы, но и другие части высушенных растений. Важно знать, какие именно части растений можно применять во флористики из сухих цветов.
Природные сухоцветы – это растения, высыхающие естественным образом с течением времени, но сохраняющие свою декоративность. К ним обычно относят гипсофилу, физалис, полынь, вереск, эдельвейс.
Сухие цветы можно использовать при составлении настольных цветочных композиций, а также картин и панно. Здесь хорошо смотрятся особым образом высушенные садовые и полевые растения, не являющиеся сухоцветами. После специальной обработки возможно изготовить даже цветочную композицию, в которой мирно соседствуют настоящие сухоцветы и живые розы, лилии или даже орхидеи.
В композицию можно включать плоды растений, если они хорошо высушиваются и сохраняют свои декоративные свойства, или использовать их при составлении букетов из сухоцветов: засушенные вместе с плодами ветки барбариса, боярышника, рябины, облепихи. Прекрасным материалом для поделок станут всевозможные декоративные луки, злаки, водяные растения (камыш, рогоз).

Сбор природного материала

Намного интересней собирать материал для поделок самостоятельно, ведь он доступен всем: и в парках, и в лесах, и на лугах, по обочинам дорог и даже в городской черте. Во время прогулки можно собрать всевозможные шишки, орехи, плоды, стручки и грибы, они вполне подойдут для оформления композиции. С засушенными цветами прекрасно сочетаются искусственные фрукты и цветы.
Самый благодатный период для сбора природного материала – ранняя осень, когда можно собрать огромное количество разных листочков всех цветов, размеров и форм, не стоит лишь упускать время. Этого запаса должно хватить для изготовления поделок на целый год.

Фонарики физалиса лучше сушить вниз плодами, оборвав все листья. Так они сохранят сочный оранжевый цвет на протяжении всей зимы.

Выбор природных материалов всегда определяет фантазия мастера. В работе над поделками пригодятся и дикорастущие, и культурные растения. Невзрачный на вид сорняк иногда в композиции смотрится выигрышнее своего пышного декоративного собрата лишь по одной причине – в плоских букетах из засушенных трав очень важна форма каждой детали. Всякое растение обладает определенным своеобразием внешнего вида: формой листьев, их окраской, фактурой поверхности. Все это своеобразие следует учитывать в работе с природным материалом. При сборе лучше брать побеги, цветки и листья необычно окрашенные или ажурные. Так, листья зонтичных растений, похожие на папоротник, в разгар лета окрашены от белого до фиолетово-зеленого цвета. Разнообразие оттенков расширит палитру, придаст объем композиции. Растения нужно брать без пятен, постороннего налета, дырочек и иных повреждений. Цветы и травы следует собирать все лето и первую половину осени (с мая по август).
Сбор любых природных материалов для поделок не должен стать бездумным уничтожением природы. Не следует вырывать цветы и травы с корнем, их лучше аккуратно срезать на нужную длину стеблей, оставляя корень в земле. Дикорастущие растения можно собирать лишь в местах массового кучного цветения, прореживая заросли, но срывая в одном месте не более 3–4-х цветков каждого вида. Нельзя рвать редкие травы и цветы, занесенные в Красную книгу.
Сбором растений нужно заниматься в сухую теплую солнечную погоду. Влага от дождя или росы портит растения, делая их ломкими, поскольку они неравномерно сохнут, быстро деформируются и теряют свой вид еще до начала работы.
Цветы следует брать в первую неделю после распускания. В возрасте 1–2-х дней у них устойчивая окраска, лепестки крепко держатся, не осыпаются в процессе подготовки растения к сушке. Собранные в конце цветения, цветы при сушке распадаются, теряют лепестки, их окраска тускнеет.
Дикорастущие растения лучше собирать ранней весной, а в начале лета запасти пух тополей, пушицы, иван-чая, мать-и-мачехи, одуванчика или осота, который служит во флористических композициях белой краской.
В разгар лета можно собирать лесные цветы и травы, лепестки садовых цветов и бутоны всех размеров и на разной стадии развития. Для некоторых сортов и видов имеются исключения, их нужно собирать в строго определенное время. Соцветия большинства однолетних растений положено срезать в сухую погоду, когда они наполовину распустились.
Поставщиком материала для картины могут послужить садовые декоративные растения: амарант, василек, щитковидные белые и розовые соцветия гипсофилы изящной, махровые и простые соцветия календулы, соцветия и плоды льна, укроп, циннии и другие.
От некоторых растений можно использовать стебли и другие их части:
– чеснок осенней посадки дает стрелки, которым придают форму перед высушиванием;
– стебель лунника срезают в конце лета вместе с овальными стручками;
– у тысячелистника срезают стебли нужной длины после вегетации;
– со стеблями нужно брать соцветия гвоздики, сухие цветочные корзинки девясила, соцветия синеголовника;
– от ворсовальной шишки берут (в хлопковых садовых перчатках) колючий стебель нужной длины с шишкой;
– декоративный лук срезают, когда слегка желтеют стебли; его коробочки с семенами подсыхают и хорошо сохраняют цвет и форму.
Не стоит отказываться от сбора увядших цветов, в засушенном виде они придают композиции графичность и живописность. Прежде чем выбрасывать увядшие букеты, стоит посмотреть, что можно взять для будущих панно.
Яркие осенние листья нужно собрать своевременно, лишь только они приобретут красивый цвет. Для работы брать листья различного размера, формы и цвета, отбирая сухие, не испачканные грязью экземпляры. Листья декоративных кустарников, серебристого тополя, ясеня и малины можно засушивать с лета.
Зима – прекрасное время для сбора семян деревьев:
– семена липы похожи на маленькие коричневые груши;
– коричневые семена ольхи имеют вид прочных небольших розочек;
– семена клена и ясеня имеют вид крылышек-крылаток.
Ветки кустов и деревьев – превосходный материал для составления оригинальных композиций. Простая коряга необычной формы может стать прекрасным фоном для букета из сухоцветов. Украшая дом к Новому году, легко сделать это с помощью гирлянд из еловых ветвей, падуба или шишек – еловых, сосновых, лиственничных.
Древесный материал – корни, ветки, сучки, кору и прочие одеревеневшие части растений – несложно найти в лесу. Но не следует при сборе срезать живые ветки, чтобы не приносить вред дереву. В лесу всегда достаточно сухого валежника и деревьев, срубленных лесниками при чистке и прореживании лесного массива.
При сборе древесного материала нужно иметь садовый либо перочинный нож или маленькую ножовку, уложенную в чехол из плотной материи.
Для сбора растений вдали от дома можно изготовить экскурсионную гербарную папку из двух листов картона или фанеры формата А3. Листы картона нужно сложить вместе и проделать в углах прорези. В прорези продеть толстые шнурки или широкую тесьму, с помощью которой папку завязывают и носят через плечо. Когда шнурки затянуты и завязаны, получается временный пресс для собранных растений. Внутрь папки надо положить старые газеты. Укладывая листья, травы и цветы между газетами, следует аккуратно расправить все органы растения. Между сложными листьями проложить прослойки из сушильной бумаги, чтобы в процессе сушки листья не почернели. Такие высокие растения с узкими листьями, как злаки, можно перегнуть и уложить в «рубашку» зигзагом.
Каждое растение следует снабдить бумажной этикеткой с указанием его названия, места и времени сборки. Точное знание поможет в дальнейшем правильно провести процесс сушки растения.
Для камыша нужно склеить из картона коробку примерно метровой длины, что позволит уберечь листья от повреждений и смятия при транспортировке.
Дома необходимо сразу же вынуть все растения из папки и подготовить их к сушке. Оставленные в папке, они начнут подсыхать, и тогда будет сложно придать им нужный вид. Листья и цветы следует сразу же высушивать и складывать для хранения. Осенние листья перед закладкой на сушку очистить от пыли и грязи влажной мягкой тряпочкой. Лепестки, листья и стебли положено сушить по отдельности. Если же нет времени на их обработку и укладку для засушивания, то цветы и другие растения лучше всего поставить в воду – это задержит процесс увядания. На следующий день заняться их обработкой и засушиванием. В воду нужно поставить и цветы, сорванные после дождя, дождаться, когда они высохнут, а затем засушивать.

Покраска

Не секрет, что при сушке растение немного теряет свой первоначальный цвет. В первую очередь бледнеют или меняют свой тон красный и синий цвета, дольше других держатся желтые. Меняют при многолетнем хранении свой цвет листья и стебли, становясь из зеленых коричневато-бурыми. Поэтому изделия из сухоцветов будут выглядеть намного оригинальнее и интереснее, если высушенные растения покрасить.
Дизайнеры-флористы, как правило, применяют акварель либо специальные спреи. Используя акварельные краски, несложно подобрать нужный тон, подкрасить тонкой кисточкой лепестки и зеленые части сухого растения, восстанавливая естественный цвет. Если краска не пристает (сползает) к воскообразному налету, покрывающему поверхность растений, то нужно предварительно нанести на нее кисточкой тонкий слой разогретого желатина.
Сохранение яркости натуральной окраски растения вполне достижимо в том случае, если непосредственно перед сушкой обработать его одним из предложенных ниже средств.
Сохранить яркость и насыщенность натурального желтого цвета поможет отвар из цветков календулы: 500 г сырых (свежесорванных) цветков залить 1 л кипятка, после чего поставить на огонь и кипятить в течение 15 мин. Отваром обработать цветки растений перед сушкой. Высохнув, они останутся ярко-желтыми.
Сохранить яркость натурального синего цвета можно с помощью уксусной кислоты. Уксусную кислоту развести до 6–7 %-ной крепости, осторожно опрыскать чашечки цветков, после чего высушить растение так, как это будет для него предпочтительнее.
Натуральную яркость розового цвета поможет сохранить и даже усилить экстракт липы, в котором вымачивают цветки с розовыми лепестками. Свежие (свежесобранные) цветки липы поместить в мягкую воду и вымачивать их в течение 2–3-х суток. Затем жидкость процедить. Полученный настой будет тем эффективнее, чем мягче вода. Мягкая вода – та, в которой мало солей и минералов. Но воду, которая течет дома из крана, мягкой назвать невозможно. Выход есть: использовать талую воду (но поскольку цветки липы собирают летом, можно вместо снега растопить наледь из морозилки). Для этой же цели подойдет и дождевая вода. Но лучше всего приобрести домой хороший фильтр, что автоматически решит проблему получения мягкой воды.
Особый эффект придает флористической композиции окрашивание растений в другой цвет. Используя органические красители, можно получить краски следующих цветов.
Натуральный зеленый цвет всех оттенков растение-сухоцвет приобретет, если перед сушкой его обработать в отваре свежей картофельной ботвы. Для получения более насыщенного зеленого цвета добавить в отвар немного медного купороса (примерно 5–10 г на 10 л воды).
Различные оттенки синего цвета получают в том случае, если растения перед сушкой замочить в отваре цветков полевого василька (300 г сырого материала на 1 л воды). Цветки залить кипятком, поставить на огонь и кипятить в течение 15 мин. В полученный отвар добавить уксусную эссенцию в количестве 1 ст. л. на 10 л воды.
Что потребуется для сбора растений:
– инструменты для их срезания или выкапывания;
– бумага (газетные листы) для сушки;
– пресс для высушивания и придания формы;
– папки для хранения гербарных листов;
– справочник для определения растений;
– этикетки для названий и клей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 

Обрамление картин и панно

Флористический коллаж можно оформить в паспарту или раму – удачно выбранные, они подчеркнут достоинства созданного произведения, усилят впечатление от него.
Сочетание коллажа с паспарту или рамой должно быть безупречным Паспарту можно приобрести в багетной мастерской или сделать своими руками.
Рамы бывают из дерева, металла, пластика или иных материалов. Чаще всего для их изготовления используют багет, чей выбор должен соответствовать общему замыслу.

КОЛЛЕКЦИЯ ПОДЕЛОК

Открытки

Волшебная открытка поможет вернуться в состояние счастья, царившего на прошедшем празднике. Но открытка должна быть не простая, а та, что несет в себе улыбку и нежность дарителя. Обычные открытки уже давно утратили свой статус заветного послания или оригинального подарка, превратившись в творение полиграфического искусства. Однако эту тенденцию можно изменить, если дополнить подарок собственным произведением искусства – оригинальной открыткой ручной работы. Она сделает подарок индивидуальным и незабываемым. Но уникальные, изготовленные вручную открытки, отличающиеся оригинальностью и стилем, стоят достаточно дорого. Так почему бы не создать интересную открытку своими руками? Миниатюра из засушенных растений может стать достойным украшением письма или карточки, приложенной к подарку или букету цветов. Флористическая открытка – это результат индивидуальной и творческой работы, именно поэтому даже у одного мастера никогда не получится двух одинаковых цветочных открыток. Для декора открытки возможно украсить засушенными цветами, ленточками, сеткой или тканью, бисером и другими красивыми материалами. Сделав изысканные открытки своими собственными руками, можно заслуженно получить звание самого оригинального, заботливого и душевного гостя мероприятия.
Для каждого именинника, родившего в тот или иной месяц, предназначен свой цветок. Изготавливая именную поздравительную открытку, следует украсить ее соответствующим засушенным цветком – на счастье имениннику. У родившихся в январе это будут астры, в феврале – петуния, мартовских именинников можно поздравить открыткой с цинниями. Далее цветы распределяются по весенним и летним месяцам так:
– апрелю соответствует левкой;
– маю – хризантема;
– июню – анютины глазки;
– июлю – пуансетия;
– августу – мак.
Цветок сентября – это гвоздика, тем, кто родился в октябре, нужно дарить царицу цветов – розу, в ноябре – гладиолус, и наконец, в декабре – гортензию.
Определенные цветы соответствуют и знакам Зодиака:
– Овену – красная роза и ракитник;
– Тельцу – ландыш и примула;
– Близнецам – клевер и лаванда;
– Раку – лилия и белая роза;
– Льву – подсолнухи и ноготки;
– Деве – василек и дельфиниум;
– Весам – нарциссы и люпин;
– Скорпиону – красная герань и, как ни странно, чертополох;
– Стрельцу – одуванчик и гвоздика;
– Козерогу – плющ и анютины глазки;
– Водолею – гортензия и изысканная орхидея;
– Рыбам – папоротник и все та же орхидея.
Дополните коллекцию своими работами или работами детей!

Практические задания:

1. Аппликация из засушенных листьев.

2. Выполнение аппликации из соломки или поделки из мочала.

3. Конструирование объёмных поделок из природного материала: «Лесная скульптура».

 

 

Тема: Изучение технологии художественной обработки природного материала.

Природный материал и его виды. Заготовка, подготовка к работе и хранение разнообразного природного материала. Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее часто используемого для различных поделок в детском саду. Шишки. Плоды хвойных деревьев — шишки — пре­красный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека. Шишки хорошо склеиваются, они разнообразны по форме, величине и виду: кедровые, кипарисовые, пихтовые, еловые, сосновые. Для из­готовления поделок лучше использовать нераскрывшиеся шишки, так как с ними легче работать. Собирать шишки (особенно сосновые) желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки. Хвоя. Для поделки игрушек, например, ежа, лапок паука и когот­ков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года. Хвоинок бывает много в тех местах, где растут сосны, ели, кедры. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою. Орехи. В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные, грецкие, земляные и кедровые орехи, фиста­шки. Лесные орехи распространены в лесах средней полосы. Их используют в качестве материала для изготовления головок игру­шечных человечков (например, «веселый человечек»), животных (го­лова петушка, зайца и т.д.). Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую также можно при­менять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках, хранят в коробочках. Скорлупа лесных орехов твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать. Кедровые орехи могут пригодиться как дополнительный ма­териал при изготовлении лапок зверьков, кулачков лесных человеч­ков; они легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются. Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) использу­ется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе поло­винки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы деда-мороза. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком. Чтобы при этом орех не прыгал и не выскакивал, его необходимо зажать в маленьких тисках или с помощью плоскогубцев. Эту работу нужно делать только воспи­тателю. Земляные орехи очень удобны в работе по изготовлению игрушек; они легко прокалываются, режутся, так как скорлупа у них тонкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки жи­вотных (собачка, кошка). Хранить орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании. Каштан. Плоды каштана являются хорошим материалом для изготовления простейших игрушек. Они имеют красивую бле­стящую поверхность и ярко-коричневую окраску. Оболочка свежего каштана тонкая, легко прокалывается шилом. Целые плоды каштана можно использовать для изготовления головы и туловища кукол. Хра­нить каштаны желательно в прохладном месте. Желуди. Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся ча­шечкой - плюской. Желуди созревают осенью, в сентябре - октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Для изготовления игрушек из желудей их не следует соби­рать прелыми или загнившими. Одновременно с желудями собирают и их чашечки (плюски), на которых они держатся. Плюски очень хо­роший материал в дополнение к желудю, их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и форме. Для изготовления игрушек желательно использовать свежие желуди, так как они дольше сохраняются и с ними легче работать (высохшие желуди легко раскалываются при обработке). Желуди очень удобны для изготовления фигурок забавных человечков, животных, различных деталей к игрушкам из другого природ­ного материала. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку - из маленького, круглого. При изготовлении забавных человечков плюски можно использовать в каче­стве шапочек для них. Желуди хранят в прохладном и влажном месте. Кора. Она различается по внешнему виду (цвету, тол­щине, характеру поверхности). Кора сосновая, дубовая, березовая (средней толщины) используется для подставок при изготовлении раз­личных сценок и отдельных игрушек из природного материала. По­мимо этого, она может использоваться как дополнительный материал при поделке игрушек. Из нее можно сделать пенек для балалаечника, крышу и подвесные вагончики для карусели, простые лодочки-плоскодонки. Подставки и игрушки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, так как в этом случае коричневый цвет коры приобретает осо­бенно красивый оттенок. Березовая кора — береста, один из самых кра­сивых и прочных материалов для изготовления игрушек. В народном творчестве России издавна славились изделия из бересты. Для работы целесообразно использовать кору берез, выросших на сухих почвах, так как она более плотная, крепкая и гибкая. Собирать бересту желательно весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Снимают бересту так: делают надрез вдоль ветки или ствола и по окружности, полоска шириной 20—25 см. Снятую кору очищают от грязи, мха, протирают с внутренней стороны влажной тряпкой, а наружную сторону чистят шкуркой. Береста со свежих (спиленных лесорубами или поваленных бурей) деревьев легко расслаивается и поддается обработке, особенно если ее поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полос­ки бересты необходимо положить под доску с грузом, она будет ровной. Хранится береста в сухом и прохладном месте, так как от солнца она быстро теряет гибкость, скручивается. Это свойство бересты можно использовать для создания некоторых игрушек. Чтобы береста была скрученной, ее достаточно опустить на несколько минут в горя­чую воду и просушить. По мере высушивания береста будет скручи­ваться. Ветки. Разнообразные ветки используются при изготовле­нии некоторых частей поделки: рук, ног, шеи и т. д. С этой целью луч­ше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток — работа, требующая времени, терпения, аккуратно­сти. При этом необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для игрушек собирать и использовать только сухие, но не слишком пересохшие ветки. Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают раз­личных животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука и т. д. Множество старых корней или их отростков можно найти у бере­гов рек. При сборе этого материала надо также напомнить детям, что корни живых деревьев неприкосновенны. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с уме­ренной влажностью. Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода. Листья можно также использовать для изготовления крыльев бабочки, плавников рыбки (эти игрушки делаются из шишек и листьев). Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы. Для сохранения и последующего использования листьев их необходимо правильно заготовлять. Для этого собранные листья растений кладут между бумажными листами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или тонким картоном и положить сверху груз. При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки. Из них можно сделать крылья для стрекозы, уши для зайца, плавники для рыбки, а из семян липы хорошо получаются антенны для космонавтов, лапы животных; из семян арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян таких цветов, как зорянка, лазоревые цветы, можно смастерить глаза. Собирать семена лучше осенью. Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная. Работать с материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками. Дляхранения ягоды непригодны, так как при высыхании они твер­деют итеряют форму. Из плодов шиповника и ягод рябины можно сделать различные игрушки: гномиков и маленьких человечков, собачек и котят, ослика, яркие бусы и др. Кувшинки. Плоды кувшинки по форме напоминают кувшинчик с узким горлышком. Кувшинки используют для изготовления голов животных, посуды и других игрушек и их деталей. Собранные плоды перед работой просушивают. Запас этого материала хранят в сухом и прохладном помещении. Кукурузные початки. Для изготовления игрушек исполь­зуют и кукурузные початки. Работу с этим материалом можно организовать, если дети вырастят кукурузу на своем участке. Початки следует использовать без зерен! Из них делают различные фигурки: птички, лошадки и др. Для ра­боты лучше использовать початки в период созревания кукурузы, то­гда все необходимые операции дети смогут выполнить самосто­ятельно, без помощи взрослого (сделать надрезы, обрезать, проколоть, склеить и т. д.). После высыхания этот материал труднее поддается обработке, поэтому использование его при изготовлении игрушек ста­новится нежелательным. Листья, отделенные от початков, также пригодятся в работе. Они мягкие и легко поддаются обработке. Из них можно сделать зайца, мышку, стрекозу, куклу, а также разнообразные сумочки, пояски, ленты, отделки для платья куклы, закладки для книг и т. д. Перед ра­ботой листья просушивают, закатывают в мокрую отжатую ткань (листья раскладывают при этом тонким слоем) на 2 — 3 часа, после чего вынимают то количество, которое необходимо для изготовления игрушки. Солома. Мочало.С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, па­хучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. Ее можно собрать во время экскурсий на хлебное поле после сбора урожая. Стебельки соломы, предназначенные для работы, должны быть неизмятыми. Их разрезают на части, согласно имею­щимся коленцам, которые для работы не пригодны и вырезаются. Сортировать солому лучше по длине, ширине и так хранить до следующего летнего сезона. Перед работой солому вымачивают в кипятке и оставляют в воде на сутки в закрытой посуде, после чего она становится гибкой и эластичной. Игрушки из соломы делают способом связывания и сшивания пучков, плетения из целой полосы, плетения из гладкой, прогла­женной соломы и наклеиванием. Для аппликации солому после упа­ривания разрезают на две части вдоль и наклеивают на кальку. Чтобы получить различные оттенки, наклеенную солому проглаживают утюгом, нагретым до разной температуры. Наклеивают солому акку­ратно, тщательно прикладывая одну часть к другой, не оставляя про­светов. В результате получают целые куски соломы. На них каранда­шом наносят контур изображения (птицы, животного, цветов и др.) и вырезают, фигурки наклеивают на какую-либо ткань или бумагу, дерево (желательно темного цвета). Это наиболее простой способ ра­боты с соломой. Для получения более художественного изображения контур избранной фигурки наносят на бумагу. После этого изображе­ние складывают по частям с учетом основных рельефных линий, что достигается путем варьирования направлений соломки. (С помощью воспитателя дети выполняют все виды работы.) Если соломка с оттенками, то необходимо учитывать не только на­правление волокон, но и оттенки. Соломку можно окрашивать в различные цвета. Она хорошо на­клеивается клеем ПВА. Из соломы получаются оригинальные, кра­сочные и привлекательные игрушки: куклы, звери, персонажи ска­зок и др. Рогоз. Многие жители юга хорошо знают яркое, коричне­вое мягкое и нежное соцветие рогоза, заросли которого распростра­нены по берегам озер, прудов, рек. Соцветия рогоза — интересный материал, легко поддающийся обработке. Из него получаются за­бавные фигурки животных (мишки, котята и др.), а также различные предметы. Листья рогоза (узкие и длинные) также могут быть использованы при изготовлении игрушек, но только после обработки, как и листья кукурузы. Декоративные тыквы. Они бывают разной формы и оттенков. Тыквы используются для изготовления различных поделок, например фигурки бабы-яги, девочки и т. п.; этот материал легко обрабатыва­ется и, высыхая, хорошо сохраняется. Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать раз­личные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки. Мох. При изготовлении игрушек мох чаще используют с целью передачи фона, изображения растительности и т. п. Мох легко при­клеивается различным клеем. Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гу­синые, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья про­мывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида. Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых инте­ресны по внешнему виду, оригинальны по форме — овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п. Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Су­хие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре. Из ракушек можно делать фигурки животных (белочки, собачки, кошки, зайцы, куры, крокодил и др.). Ракушки используются также и как дополнительный материал (уши у Чебурашки, крылья у птиц, лепестки цветка и т. п.). Способы соединений частей, установка фигур. Самый простой и доступный способ соединений частей поделки достигается при помощи пластилина. Пластилин используется для временного скрепления деталей: для соединения головы и туловища лисы делают небольшой шарик из пластилина, диаметром около двух сантиметров, в центр которого внизу вдавливается шишка-туловище, а сверху – голова. Пластилин дети используют тогда, когда у них ещё не выработался навык работы с природным материалом. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки – склеивание. Для этого кисточкой набирают клей и смазывают места соединения (например, при изготовлении человечка клей наносят на нижнюю часть желудя–головы и верхнюю часть желудя-туловища), затем обе части прикладывают одну к другой и на 8-10 секунд крепко прижимают, после чего осторожно кладут на подставку до полного высыхания. Пока обе части игрушки сохнут, ребенок заготавливает остальные детали (руки, ноги, шапочку и т.д.). Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек (без головок), палочек с применением шила. Но с этим инструментом следует обращаться очень осторожно, поэтому основную работу с шилом выполняет учитель, а дети могут выполнять такую работу только под контролем учителя. Например, чтобы соединить голову и туловище ослика при помощи веточек, сначала в желуде-голове и желуде-туловище делается по одному отверстию. Желудь ставят на подставку и придерживают за боковые стороны пальцами левой руки. В правую руку берут шило, вставляют его в центр желудя (самое мягкое место) и, слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте накола, чтобы оно не соскочило. Поэтому на начальном этапе обучения лучше брать мягкие плоды (шиповник). После того, как отверстия будут сделаны, в них вставляют концы веточки, продвигая до середины между желудями – так получается шея. Чтобы соединение было прочным, концы веточек сначала смазывают клеем, а затем вставляют их в отверстия желудей. Детали можно соединять нитками, проволокой (особенно часто используют их в работе с соломкой). Приклеивание готовых игрушек к подставке осуществляется способом приклеивания (клеем или пластилином). Для этого места крепления игрушки к подставке обильно смазывают клеем, дают подсохнуть (5-10 секунд), а затем присоединяют к подставке. Безопасность в работе с природными материалами. При работе с природным материалом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности как детям, так и руководителям:
  1. Занятия проводят в специальном помещении, оборудованном рабочими местами, безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормальное освещение.
  2. Перед началом работы с природным материалом учитель должен провести беседу по уточнению названий инструментов, умеют ли дети им пользоваться, если нет – объяснить и в ходе урока помогать тем детям, которые впервые работают с инструментами.
  3. Также обратить внимание на рабочее место ребёнка.
  4. Все необходимые материалы и инструменты должны быть индивидуального пользования для каждого ребёнка.
  5. Учитель постоянно напоминает, что поворачиваться с ножницами, шилом, ножом и другими опасными инструментами нельзя.
  6. Для резания веток и корней использовать хорошо заточенный с тупым концом перочиный нож.
  7. В сухих каштанах и желудях не нельзя делать отверстия шилом – их надо сверлить.
  8. Обрабатывать природный материал нужно на деревянной доске.
  9. После окончания работ обязательно убрать рабочее место.
Коллаж из засушенных растений - от простого к сложному В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, трав, листьев, так называемая флористика. Работа с этим материалом вполне доступна даже детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Надо иметь богатую фантазию, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины - грибы, из листьев тополя - репку, а из зелени моркови - деревья. Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Заготовка природного материала Собирать растения можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои возможности: семена ясеня, клена собирают зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья дикорастущих растений, в начале лета собрать тополиный пух, а в разгар его заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже - осенние листья. Особенно богатую палитру красок дает осень. Сбор и заготовку растений можно проводить в любое время дня. Не следует превращать заготовку растений в истребление зеленых насаждений - ломать ветки деревьев, кустарников ради сбора листьев. Осенью листьями будет покрыта вся земля. Для сбора растений надо использовать любую встречу с природой: прогулки в скверы, выезды на дачу, загородные поездки, туристские походы. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать.   Технология засушивания растений Подготовить растения для выполнения из них аппликаций можно по-разному: засушить их под прессом или сушить под горячим утюгом. Засушивают растения под прессом так: заготавливают оберточную или фильтровальную бумагу (эти сорта бумаги хорошо впитывают влагу). Затем складывают лист пополам (в виде книжки), приготавливают несколько газет для прокладок и груз. Прокладка кладетс
Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.