Структурирование учебного материала — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Структурирование учебного материала

2017-12-13 381
Структурирование учебного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приступая к созданию систем, реализующих технологии обучения, следует уделить внимание тем международным стандартам, которые разработаны в области приложений. Техническую поддержку Международной организации по стандартизации оказывает Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике (TheInstituteofElectricalandElectronicsEngineers, IEEE). Один из научных комитетов IEEE занимается проблемами стандартизации образовательных технологий. Результатом деятельности этого комитета является рабочий стандарт IEЕЕ P1484.1/D8, который посвящен архитектуре систем, реали­зующих технологии обучения (LearningTechnologySystemsArchitecture - LTSA). Этот стандарт охватывает обучающие, тренинговые, интеллектуальные системы, системы компьютерного тестирования.

Основные задачи стандарта:

  • структуризация архитектуры систем, реализующих технологии обучения, выделение типовых, функциональных базовых блоков, что позволяет выработать единые подходы, требования, критерии для оценки существующих систем и формирует представления о будущих системах;
  • определение требований к интерфейсу;
  • определение технических перспектив на ближайшие несколько лет.

Исходя из анализа международных стандартов разработки компьютерных систем, реализующих технологии обучения, можно сделать вывод, что успешное создание и использование компьютерных технологий обучения должно начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований к технологиям обучения с точки зрения обучения конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности.

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидак­тического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи.

Проектирование педагогически эффективных электронных учебников невозможно без учета психологических аспектов взаимодействия учащегося с компьютером. В настоящее время это осуществляется в основном на интуитивном уровне. Необходим переход к научно-обоснованной реализации психологических требований. Необходима совместная работа психологов, педаго­гов и программистов.

Можно определить следующие задачи, решаемые электронным учебником:

  • конспективное представление полного текста учебного материала;
  • структуризация учебного материала;
  • визуализация содержательной части учебного материала с помощью текстово-графических элементов, облегчающих восприятие и запоминание;
  • систематизация представления всего комплекса учебных дисциплин, которые предлагаются в процессе обучения.

Сформулируем принципы построения электронных учебников:

 

1. Нелинейное и многоуровневое представление учебной информации.

2. Нацеленность на личность (личностно-ориентированное обучение), на самостоятельную и индивидуальную работу.

3. Интеграция линий развития психической деятельности личности: наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий (демонстрация, моделирование, информативность, интерактивность).

Учебник должен быть гибким, чтобы «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого. Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебник позволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не только интенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий, но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира.

А теперь отметим два вида электронного учебника: закрытый электронный учебник и Интернет-учебник.
Первый представляет уже ставший традиционным учебник по предметной области, который является закрытым для внешнего вмешательства, неизменяемым. Он используется на отдельных компьютерах или в локальных сетях. Создается автором (группой авторов), имеет версии и, как правило, распространяется на дискетах или компакт-дисках.

Под Интернет-учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из www-серверов глобальной сети.
Принцип открытого учебника заключается в следующем. Вначале создается структурная схема учебника, включающая модель представления знаний (семантический граф понятий), иерархический многоуровневый каталог модулей и понятий, навигатор гиперссылок и связей с приложениями. Далее содержательное наполнение созданной структуры учебника формируется экспертами и разработчиками-программистами в данной образовательной области по какому-либо коллективному экспертному способу. Сама структура (граф понятий) может быть расширена путем добавления новых модулей, понятий или дальнейшей детализацией модели знаний, а также изменена за счет удаления, корректировки отдельных элементов модели.

В связи с многообразием и сложностью задач разработки ин­формационной структуры для образовательных серверов естественно возникает проблема кооперации родственных учебных и научных заведений для их решения и последующего распространения удачных находок. В 2002 году Министерством образования РФ начата реализация проекта по созданию и развитию Российского общеобразовательного портала, в рамках которого уже разработаны определенные подходы к представлению информации на образовательных сайтах.
В ходе выполнения данного проекта предполагается вести работу в следующих основных направлениях: оказывать поддержку педагогам в создании авторских сайтов, разрабатывать и внедрять стандарты, позволяющие формировать единую образовательную среду России, объединить в рамках Российского образовательного портала лучшие образовательные web - ресурсы, ориентированные на потребности учащихся, родителей, педагогов, администрации общеобразовательных учебных заведений.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.