Экономическая сущность налогов, функции налогов и их взаимосвязь — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экономическая сущность налогов, функции налогов и их взаимосвязь

2017-12-13 217
Экономическая сущность налогов, функции налогов и их взаимосвязь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйствен­ное и политическое явление. Он представляет собой обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах соб­ственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определен­ных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орга­низаций и физических, лиц, уплата которого является одним из усло­вий совершения в интересах плательщика государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разреше­ний (лицензий).

Признаками налога являются:

· императивность (безусловность, категоричность), которая озна­чает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае невыполнения обязан­ности последуют определенные законов санкции по ее прину­дительному изъятию;

· смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность госу­дарства (субъекта Федерации, местного самоуправления); обезли­чивается и используется государством по своему усмотрению;

· безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохо­да, которые означают, что отданная часть дохода не возвратит­ся субъекту налога и он не получит никаких прав, в т.ч. право на участие в распределении отданной части своего дохода;

· легитимност ь, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с за­конных операций.

Налоги как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплателыциков).

Экономическая сущность налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на '' народное хозяйство как единое целое.

Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доход­ных источников пополнения казны, которые, во-первых, безвозмезд­но изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государ­ство не затрачивает средств.

Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влия­ние на экономическую и политическую жизнь государства опреде­ляются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуата­ции общества и по своей сути выступают одним из элементов гра­бежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это харак­терно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение нало­говой базы, повышение налоговых ставок и т.д.). С точки зрения формирования бюджетов налоги являются эко­номической составляющей, обеспечивающей решение задач (функ­ций), возлагаемых на государство, а именно:

· удовлетворение общественных потребностей на содержание ап­парата управления, органов безопасности, обороны, правопо­рядка, решение социальных проблем и т.д.;

· регулирование экономической деятельности субъектов хозяй­ствования и развитие инфраструктуры;

· решение вопросов освоения новых технологий, программ и про­изводств;

· обеспечение международных договорных обязательств и т.д.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в спо­собе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:

· фискальная (фиск — государственная казна);

· экономическая, или регулирующая.

Фискальная функция предполагает, что налоги являются дохо­дом государства и формируют доходную часть бюджетов различ­ных уровней государственной власти. Эта функция налогов являет­ся главной, т.к. она формирует основную часть бюджетов всех уровней.

Экономическая, или регулирующая, функция налогов заключа­ется в воздействии налогов на общественно-экономические отно­шения в государстве. Налоги оказывают влияние на платежеспособ­ный спрос, предложение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.

Изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникнове­нию противоречия между потребностями государства в увеличе­нии налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполне­ния им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их мате­риальное положение. Это противоречие является основным и счи­тается внешним по отношению к самой налоговой системе. Сущест­вуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.

Во-первых, многочисленность видов налогов и высокий уровень налогообложения не способствуют развитию экономики или про­изводительных сил.

Во-вторых, несправедливое распределение налогового бремени между различными группами налогоплательщиков ведет к возник­новению противоречий между ними. Так, неодинаковый уровень доходов может сопровождаться одинаковым уровнем (ставкой) обложения, или предоставление отдельным группам и налогопла­тельщикам различных льгот ставит в неравные условия налогопла­тельщиков на едином экономическом пространстве и в конечном счете усиливает противоречие между самими налогоплательщи­ками.

В-третьих, многоуровневая налоговая система перераспределе­ния налоговых ставок между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами, с одной стороны, и между бюджета­ми регионов и бюджетами местного самоуправления, с другой стороны, усиливает противоречие в сфере разделения налогов и на­логовых ставок по уровням бюджетных систем.

В-четвертых, анализ видов налогов и их структуры (элементов налогов) свидетельствует, что введение новых налогов (при неиз­менном количестве ранее принятых) ведет к росту цен на товары (продукты), особенно облагаемых данным видом налога, а бремя налогов распределяется в конечном счете между продавцом и поку­пателем с учетом соотношения спроса и предложения. Повышение налоговых ставок ведет к сокращению поступлений налогов в бюд­жет ввиду усиления тенденций ухода налогоплательщиков от упла­ты налога и т.д., что в последующем приводит к усилению противо­речия между налогоплательщиком и системой власти.

Элементы и структура налогов. Налог считается установлен­ным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогопла­тельщик) и элементы налога.

В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущ­ность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога.

Основными элементами налога являются:

· объект (предмет) налогообложения;

· налоговая база;

· источник налога;

· налоговая ставка;

· налоговый оклад;

· единица (масштаб) налога;

· сумма налога;

· налоговая льгота;

· налоговый период;

· порядок и сроки уплаты налога и др.

Объект (предмет) налогообложения — этоимущество, при­быль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характе­ристика объекта (предмета) налогообложения.

Источник налога — доход субъекта налога, из которого вно­сится оклад налога (взимается налог).

Налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад — сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в со­ответствующий бюджет.

Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта (пред­мета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и вы­раженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и дру­гих единицах, измерения.

Сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.

Налоговая льгота— снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к дру­гому плательщику налога.

Налоговый период календарный год или иной период време­ни, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма на­лога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.

Срок уплаты налога — срок, в который уплачивается налог. Он оговорен в законе; за.его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового пла­тежа. Элементы налога составляют структуру налога, которая харак­теризуется: зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов; влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога; зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т.д.

Принципы налогообложения. Среди множества принципов, по­ложенных в основу налогообложения, выделяют наиболее харак­терные и существенные, к которым можно отнести следующие.

Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законом налого­вый период.

Принцип всеобщности означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.

Принцип безвозмездности означает, что налогоплательщик пе­редает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.

Принцип возвратности означает, что налоги должны быть исполь­зованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.

Принцип территориальности налогообложения субъектов на­лога как юридических и физических лиц означает, что налогом об­лагаются только те доходы (объекты налогообложения) налогопла­тельщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный прин­цип не соблюдается ни одним из государств.

Принцип справедливости означает, что каждый налогоплатель­щик должен платить с дохода только1 законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминаци­онного характера по отношению к субъекту налога.

Принцип социальной справедливости означает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем организации и граждане с малыми доходами, в т.ч. с уче­том налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства.

Принцип пропорциональности означает, что с каждого налого­плательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т.е. взимание налога производится в равных долях от дохода.

Принцип прогрессивности означает, что с ростом доходов нало­гоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с пря­мой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (до­ход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.

Принцип дифференцированности взимания налогов с субъек­тов налога предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собствен­ности, гражданства и места происхождения капитала, носит диск­риминационный характер и находится в противоречии с принци­пом пропорциональности взимания налогов.

Принцип регрессивности взимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увели­чения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.

Принцип самообложения заключается в том, что субъект нало­га самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех выче­тов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.

Принцип соразмерности означает, что налог с дохода налого­плательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного минимума.

Принцип резидентства предусматривает деление всех налого­плательщиков на резидентов и нерезидентов, т.е. в системе налого­обложения действует принцип проживания или нахождения субъек­та налога на территории данного государства.

Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления налоговых средств в бюджет.

Способы и методы уплаты пологов. Существуют следующие способы уплаты налогов:

1) кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов);

2) декларационный способ предусматривает подачу налогопла­тельщиком в налоговые органы официального заявления — дек­ларации о величине объекта обложения, В налоговую деклара­цию включают сведения о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядок исчисления налогового оклада;

3) административный способ предполагает исчисление и изъя­тие у источника образования объекта обложения. Данный спо­соб применяется при исчислении налога на доходы физических лиц, налога с доходов по ценным бумагам и т.д.

Методы уплаты налога:

1) наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;

2) безналичным платежом, при котором существует перечисле­ние через банк со счета клиента на счет бюджета

3) гербовыми марками, т.е. оплата налога посредством покупки плательщиком специальных марок и наклейкой их на официальный документ, после чего он имеет законную силу;

4) продукцией, произведенной1 налогоплательщиком или специаль­ными действиями (например, посадка лесных саженцев в счет лесного налога).

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.