Сущность и основные характеристики гандбола — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Сущность и основные характеристики гандбола

2017-12-13 2417
Сущность и основные характеристики гандбола 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Курсовая работа

по дисциплине:

на тему: «Методы развития координационных способностей гандболиста»

 

 

Выполнил: ст.гр 313 гандбол

Джаши Д.Б.

Проверил:

 

Волгоград,2017

Содержание

Введение. 3

1.Сущность и основные характеристики гандбола. 6

1.1.О физической подготовке гандболиста. 6

1.2.Характеристика игры гандбол. 10

1.3.Основные правила игры в гандбол. 14

2.Многолятняя подготовка гандболиста. 19

3.Возрастные этапы многолетней подготовки гандболистов. 24

3.1. Этапы базовой подготовки. 24

3.2. Этапы начальной специализации. 29

3.3.Этап углубленной специализации. 33

3.4. Этапы спортивного совершенствования. 38

Заключение. 43

Список литературы.. 46

 


Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития гандбола значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти характеристики специалисты связывают с понятием координационных способностей.

Наиболее успешно в игровой деятельности выступают гандболисты, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство мяча», «чувство соперника».

Процесс обучения соотносится с приобретением знаний, умений и навыков. Конечным результатом двигательного обучения считается выработка высокоуправляемого пластичного навыка, однако для спортивной игровой практики этого оказывается недостаточно. Значительно возросшее спортивное мастерство требует от гандболистов не только высокоуправляемого навыка, но, главным образом, способности быстро (без предварительной тренировки) решать любые двигательные задачи в границах данной координации.

Есть все основания полагать, что методика тренировки в гандболе преследует, прежде всего тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, в месте с тем не создает нужных условий для совершенствования психофизиологических способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей. Общепринятые формы организации занятий хотя и включают деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности, однако, эти условия, как правило, бывают однотипными и в скором времени становятся привычными для занимающихся. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро, поэтому эффект в тренировке координационных способностей определяется не только сложностью применяемых психомоторных задач, но и их новизной и необычностью. В этой связи, с одной стороны, необходимо разумно варьировать условия тренировки, стремясь систематически ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления сообразительности, находчивости, способности к экспронтным действиям, с другой, постепенно повышать объем специализированных упражнений, а это может обеспечить только моделирование условий соревновательной деятельности.

При использовании данного подхода в основе образования новых двигательных умений лежит антиципация и экстраполяция, которые обеспечивают «перенос навыков». Спортсмен, обучаясь ограниченному числу вариантов навыка, приобретает способность выполнять их неограниченное число. Такая специфическая двигательная активность гандболистов позволяет развивать оперативную способность – двигательный интеллект.

Процесс совершенствования координационных способностей гандболистов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Многие исследователи считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность гандболистов предусматривает выполнение двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных).

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к конкретному виду спорта.

Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у гандболистов обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс гандболистов.

Предмет исследования: средства и методы формирования координационных способностей гандболистов.

Цель исследования - обосновать методику формирования координационных способностей у гандболистов на основе моделирования условий соревновательной деятельности.


 

Характеристика игры гандбол

Тактика игры

Тактика игры в гандболе складывается из индивидуальных, коллективных и командных действий игроков, выполняемых как в нападении, так и в защите.

К индивидуальным тактическим действиям в нападении можно отнести: передвижения, выбор места, передачу и ведение мяча, броски воротам, выполнение обманных действий и заслонов.

Индивидуальные тактические действия - это умение игрока быстро целенаправленно переключаться от одного вида передвижения к другому с целью перехвата мяча, блокирования бросков, подстраховки игроков, nepexoда от защиты к нападению.

К групповым тактическим действиям в нападении относятся передача мяча в парах и тройках. В этом случае большое значение имеет умени игроков команды применить одиночный или групповой заслон с целью освобождения нападающего игрока от опеки. Групповые действия направлены: на перехват мяча; своевременное переключение защитника для подстраховки партнера, умение своевременно и согласованно поставить групповой блок игроку, выполняющему сильно и точно броски мяча по воротам.

Командные тактические действия направлены на выполнение игроками комплекса технических приемов, как в нападении, так и в защите

Тактика нападения

В нападении самыми распространенными принято считать позитивную расстановку игроков.

Различают несколько систем игры в нападении - нападение быстрым прорывом и позиционное нападение.

Система нападения быстрым прорывом организуется при перехвате мяча, потере его игроком нападающей команды. В этом случае один или, несколько игроков делают стремительный рывок от своих ворот к воротам противника, быстро получают мяч в отрыв и без замедления выходят к воротам противника для завершения броска.

Система нападения быстрым прорывом организуется при перехвате мяча, потере его игроком нападающей команды. При этой системе выбрав момент, когда команда овладевает мячом, один или несколько игроков делают быстрый рывок от своих ворот к воротам противника. Игрок должен перемещаться на максимальной скорости, самом удобном направлении и -не выпускать из поля зрения игрока владеющего мячом, уметь принять.мяч и произвести бросок по воротам без остановок. Система нападения быстрым прорывом рекомендуется при перехвате мяча, при задержке мяча вратарем, при потере мяча противником.

Игровой мяч

Игровой мяч должен быт: изготовлен из кожи или синтетического материала, иметь круглую форму, наружная поверхность его не должна быть скользкой или блестящей. До начала игры судьи выбирают мяч для игры. В случае расхождения мнений решения принимает судья, чья фамилия записана в игровом протоколе первой. Мячи для игры в гандбол должны быть следующих типоразмеров:

Возраст игроков Условное обозначение № мяча Вес мяча Длина окружности мяча
Мужчины старше 16 лет Размер №3 425-475 грамм 50-60 см
Женщины и девушки старше 14 лет.Юноши 12-16 лет Размер №2 325-375 грамм 54-56 см
Девочки 8-14 лет.Мальчики 8-12 лет Размер №! 290-330 грамм 50-52 см
Дети до 8 лет Размер №0 290 грамм 48 см

 

Для каждой игры судьи подбирают два мяча соответствующих по размеру и массе, проверяют их качество. Мяч, которым начинали игру, разрешается менять только в крайних случаях: если он разорвался; потерял форму или изменился его вес. На официальные международные соревнования, а также при проведении игр сборных команд должны использоваться только официальные мячи ИГФ с соответствующим знаком качества.

Время игры

Время игры и для мужчин, и для женщин старше 16 лет составляет два тайма по 30 мин, каждый с 10-ти минутным перерывом между таймами.

Время игры для команд игроков 12-16 лет составляет 2x25 мин, а для команд возраста 8-12 лет - 2x20 мин. Время игры для детей моложе 8 лет 2x10 мин. или 2x15 мин. Во всех случаях между таймами игрокам дается 10- ти минутный перерыв.

Отсчет времени игры начинается по свистку судьи на выполнение начального броска с центра поля и заканчивается заключительным сигналом секундометриста или автоматическим сигналом демонстрационного табло об окончании времени игры.

Нарушение правил или неспортивное поведение, имевшее место до сигнала секундометриста, должны быть наказаны судьями даже после того, как прозвучит сигнал окончания времени игры. Судья в поле заканчивает игру только после того, как будет известен результат назначенного свободного или 7-метрового броска. Ошибки при выполнении этих бросков не могут привести к назначению свободного броска в противоположном направлении.

Если финальная сирена звучит в момент выполнения свободного или 7- ми метрового броска, или если мяч после такого броска уже находится в воздухе, то исполняемый бросок должен быть повторен независимо от его результата. Если перед самым окончанием игрового времени назначается свободный или 7-ми метровый бросок, секундометрист должен подать сигнал об окончании времени игры только после того, как будет известен результат этого броска, даже если время игры истекло раньше.

Нарушения правил игры или неспортивное поведение во время исполнения свободного или 7-ми метрового бросков должны быть наказаны.

Если судьи считают, что секундометрист подал сигнал об окончании времени игры преждевременно, они обязаны оставить игроков на игровой площадке и доиграть оставшееся время. При этом мячом должна владеть та команда, которая владела им до сигнала секундометриста.

Если первый тайм игры длился дольше положенного времени, то продолжительность второго тайма соответственно сокращается.

Если основное время игры закончилось вничью, а победитель игры должен быть определен, то после 5-ти минутного перерыва проводится розыгрыш выбора ворот или начального броска с центра поля.

Дополнительное время игры для команд всех возрастов составляет 2x5 мин., при этом команды проводят смену ворот, а между таймами устанавливается одноминутный перерыв.

Если же и в дополнительное время игра заканчивается вничью, то после 5-ти минутного перерыва и повторного розыгрыша выбора ворот или начального броска дается второе дополнительное время 2x5 мин.

Если в этом случае победитель игры не будет определен, то решение о победителе принимается в соответствии с положением о данном соревновании.

Команда и ее игроки

Команда состоит из 12 игроков, фамилии которых должны быть записаны в протоколе игры. В любом случае команда должна играть с вратарем. Одновременно на игровой площадке имеют право находиться не более 7 игроков (6 полевых игроков и 1 вратарь). Остальные игроки на данный момент игры являются запасными. На скамейке запасных могут находиться только запасные и удаленные игроки, а также 4 официальных лица команды. Фамилии официальных лиц также должны быть записаны в протоколе игры. Одно из официальных лиц заносится в протокол как руководитель команды. Только это лицо имеет право обращаться в секретариат судейской бригады (к секретарю или секундометристу).

К началу игры каждая команда должна иметь не менее 5 игроков. В любой момент до конца игры, включая и дополнительное время, число игроков команды может быть увеличено до 12. Игра должна продолжаться, даже если число игроков команды становится меньше 5.

Игрок имеет право участвовать в игре, если его фамилия внесена в протокол к моменту начала игры, а сам он находится в зале. Игрок, имеющий право участвовать в игре, может выйти на игровую площадку в любое время игры через линию зоны замены своей команды. Игроки или официальные лица команды, пришедшие в зал после начала игры, должны получить разрешение на участие в игре у секретаря или секундометриста. Если игрок, не имеющий права участвовать в игре, вышел на игровую площадку, то он дисквалифицируется, а команда соперников получает право на выполнение свободного броска.

Замена полевых игроков на запасных может производиться во время игры неограниченное число раз, не ставя в известность об этом секретаря или секундометриста, при условии, что заменяемый игрок вначале покидает игровую площадку и только после этого запасной игрок выходит на нее. Данные правила замены относятся и к замене вратарей.

Выйти на игровую площадку или уйти с нее игроки могут только через линию зоны замены своей команды.

Дополнительный выход на площадку игроков или официальных лиц возможен только с разрешения судей в поле при остановленном времени игры - тайм-ауте.

Каждый неправильный выход на игровую площадку или уход с нее наказывается как неправильная замена за исключением случаев, когда игрок покидает площадку неумышленно.

Неправильная замена наказывается свободным броском с того места, где игрок, нарушивший правила, пересек боковую линию. Если мяч на момент остановки игры находится в месте, более выгодном для продолжения атаки противника, то свободный бросок проводится с того места.

Игрок, совершивший неправильную замену, удаляется на 2 минуты. Если неправильная замена происходит при остановленной игре, то нарушивший правила игрок удаляется, а игра продолжается броском, соответствующим игровой ситуации


 

2.Многолятняя подготовка гандболиста

В теории физического воспитания принято рассматривать подготовку спортсменов на трех уровнях: спорт высших достижений, спортивные резервы и массовые формы физической культуры.

Подготовка юного гандболиста в СДЮШОР:

Вся работа в спортивной школе строится с учетом возраста и подготовленности занимающихся. До 8-9 лет набор детей производится в спортивно-оздоровительные группы (СОГ). В группах начальной подготовки (НП), спортсмены обучаются: НП-1 – 9 лет и НП-2 – 10 лет, в учебно-тренировочных (УТ) группах: УТ-1 – 11 лет, УТ-2 – 12 лет, УТ-3 – 13 лет, УТ-4 – 14 лет, УТ-5 – 15 лет и 16 лет в группах спортивного совершенствования (СС) гандболисты повышают свое мастерство вплоть до 20 лет.

Этап подготовки Возраст(лет) Задачи подготовки Допустимые нагрузки (час),требования
     
СОГ 8-9 лет 1)Набор детей 2)Формирование стойкого интереса к занятиям 3)Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма 4)Воспитание специальных способностей для успешного овладения навыками игры: координации движений, быстроты, гибкости, ловкости, умения ориентироваться в меняющейся остановке 5)Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям 6)Привитие навыков соревновательной деятельности в пределах ДЮСШ 6 часов в неделю Медицинская справка
НП 9-10 лет 1)Воспитание физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости и выносливости 2)Обучение приема игры (школа) совершенствование их в тактических действиях 3)Обучение тактическим действиям (индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Четкой специализации по амплуа 4)Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве города, товарищеских играх 1 год 6 часов в неделю Мед. осмотр 2 год 8 часов в неделю Нормативы, программы медицинский осмотр
УТ 11-16 лет 1)Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости 2)Обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным, специализация по амплуа, официальные соревнования 3)Обучение индивидуальным и игровым действиям и совершенствование их в различных комбинациях и системах нападения и защиты 4)Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа 5)Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях, проводить восстановительные мероприятия 6)Официальные соревнования, матчевые встречи, сборы 3 год 14 часов в неделю 50% II юн. И 50% III юн. 4 год 16 часов в неделю 100% II юн. 5 год 18 часов в неделю50% II юн. и 50% I юн.
СС 16-20 лет 1)Физическая подготовленность до уровня требований в командах высших разрядов 2)Достижение высокой спортивной подготовленности на основе индивидуализации мастерства 3)Достижение стабильности мастерства при выполнении в команде функций своего амплуа 4)Подведение уровня подготовленности к требованиям команд высших разрядов. 5)Большое количество соревнований 20 часов в неделю 100% I юн.

Спортивно-оздоровительная группа:

  1. Физическая подготовка:

· обеспечить развитие опорно-двигательного аппарата и создать предпосылки для дальнейшего развития силовых, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости на последующих этапах;

· повышение общего уровня физического развития, совершенствование выносливости и гибкости;

· развивать быстроту реакции, быстроту движений, ловкость.

  1. Техническая подготовка: в более раннем возрасте легче осваиваются новые, ранее неизвестные движения. Достаточно показа.

В процессе многолетней подготовки гандболисты проходят через ряд возрастных ступеней.

Периодизация возрастных групп детей, подростков и юношей

Все классификации Возраст,лет
9;10;11 12;13;14 15;16;17 18;19;20
По группам СДЮСШОР Начальной подготовки Учебно - тренировочные Спортивного совершенствования
По этапам многолетней подготовки Базовая начальная подготовка Начальная специализация Углубленная специализация Спортивного совершенствования
По правилам соревнований по гандболу Дети-мальчики, девочки Юноши, девушки младшего возраста 12-14 лет Юноши, девушки среднего возраста 15-16 лет Юноши, девушки 18-20 лет
           

 

Физиологическая возрастная периодизация опирается на строение, развитие и становление функций систем организма. Возрастные группы и этапы подготовки в ДЮСШ, СДЮШОР также основаны на возрастной периодизации становления детского организма, а группы определенные правилами соревнований по гандболу, сложились эмпирически и оправданы практикой.

Тренируя юных гандболистов, необходимо учитывать возрастные особенности естественного развития детского организма. Название этих особенностей может привести к низкой эффективности процесса обучения, потере интереса детей к гандболу, нанести вред здоровью еще не окрепшего организма.

Развитие опорно-двигательного аппарата и физических качеств происходит неравномерно, что необходимо учитывать при выборе упражнений преимущественной направленности.

В периоды ускоренного развития тех или иных двигательных качеств под влиянием педагогического воздействия можно добиться наибольших темпов их прироста. Неправильный выбор средств тренировочного воздействия может дать отрицательный результата. Например, чрезмерное применение нагрузок силовой и скоростно-силовой направленности содействует увеличению мышечной массы, но останавливает рост занимающихся в высоту и снижает подвижность в суставах. Насыщенность тренировочных программ упражнениями на совершенствование скоростной выносливости без планомерного предварительного воспитания общей выносливости приводят к нежелательным последствиям, вплоть до перенапряжения.

Подводить гандболистов к параметрам тренировочной работы взрослых надо постепенно на протяжении ряда лет. К сожалению, это правило на практике часто игнорируется. Команды 12-13 летних нередко по несколько раз в год выступают в турнирах, к которым должны специально готовиться. Тренеры и организаторы спорта стремятся любыми путями добиться высоких результатов, естественно, копируя методику тренировки взрослых спортсменов. На юных игроков, функционально и морфологически не готовых, к такого рода воздействиям, обрушивается колоссальный объем интенсивной нагрузки с двух и трехразовыми занятиями в день, с узкой специализацией по амплуа, когда даже школа техники освоена слабо. Такое форсирование дает результат, и команда может выиграть какие-либо детские соревнования. Но дальнейший рост мастерства может значительно затормозиться. Частое применение стимулирующих средств и методов в тренировке юных даст адаптацию к их воздействию и исчерпывает приспособленные возможности растущего организма. На более слабые воздействия организм перестает реагировать.

Впервые годы многолетней подготовки нагрузка должна возрастать постепенно. В период перехода гандболиста в стадию спортивного совершенствования можно значительно увеличить объем нагрузки, а далее можно увеличивать и интенсивность, доводя сочетание компонентов до уровня, применяемого во взрослых командах. Такой скачок объема, а затем и интенсивности должен сыграть положительную роль и перевести функциональное состояние молодых игроков на новый уровень.

В детском и юношеском возрасте роль выносливости – обеспечить эффективность учебно-тренировочного процесса. Ни в коем случае не стоит увлекаться нагрузками, которые применяются при совершенствовании специальной соревновательной выносливости у взрослых гандболистов.

Нередко стремление сделать своих учеников как можно сильнее заставляет тренеров СДЮШОР использовать в подготовке детей любого возраста все то, что применяется сегодня в большом спорте. Если на начальных этапах подготовки гандболиста силовые способности улучшаются под воздействием любых упражнений, то для небольших сдвигов в силовом потенциале квалифицированных игроков нужны новые специализированные средства и методы силовой подготовки.

Совершенствование двигательных навыков и физических качеств – единый процесс. Сначала упражнение выполняется неверно и только приблизительно соответствует заданным требованиям.

Двигательные навыки у гандболистов имеют свои особенности. Во-первых, они разнообразны и весьма сложны, так как выполнять их приходиться на высокой скорости перемещения. Во-вторых, если в циклических и ациклических (гимнастика, тяжелая атлетика и др.) видах спорта все действия доведены до автоматизма, то в гандболе автоматизируются только отдельные компоненты сложных движений.

В связи с естественным неравномерным развитием физических качеств у детей не следует торопиться автоматизировать даже основную фазу двигательного навыка до высшей стадии, так как техническое мастерство юного гандболиста находиться в постоянном поиске новых форм в зависимости от физической психической зрелости.


 

3.Возрастные этапы многолетней подготовки гандболистов

3.1. Этапы базовой подготовки

Физическая подготовка:

Базовая тренировка должна обеспечивать в первую очередь развитие опорно-двигательного аппарата и создавать фундаментальные предпосылки для дальнейшего развития силовых, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости на последующих этапах. Направленность базовой тренировки преимущественно на повышение общего уровня физического развития, совершенствование выносливости, гибкости наиболее целесообразна. На начальном этапе можно развивать быстроту реакции, быстроту движений, ловкость.

Мышцы детей до 13 лет, особенно у не занимавшихся ранее спортом, развиты не равномерно. Мышцы спины, передней поверхности бедра, живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы конечностей развиты слабо. Кроме перечисленных основных, у детей слабо развито множество мелких мышц.

Группы мышц, на которые приходятся основная нагрузка в гандболе, будут работать более эффективно, если их окружает соразмерно развитая мускулатура. Поэтому впервые два-три года занятий в СДЮШОР силовая подготовка должна быть всесторонней направленности. Ведь организм ребенка растет и развивается.

Функциональные возможности нервно-мышечного аппарата возрастают быстрее опорно-связочного. У более одаренных юных гандболистов не редко появляются ранние травмы, так как они способны проявлять усилия на тренировке и соревнованиях, к которым их кости, хрящи, связки, суставы еще не подготовлены. Наиболее подвержены травмам высокорослые и сильные от природы дети. Поэтому в первые годы тренировки необходимо особенно щадить и укреплять опорно-связочный аппарат юного игрока, ибо на протяжении всего спортивного пути его возможности определяют величину и характер нагрузки.

Надо подбирать упражнения, которые редко встречаются в жизни и мало применяются на уроках физкультуры в школе. Акробатические, гимнастические упражнения, парные и групповые единоборства, силовые игры прекрасно воздействуют на множество мелких мышц.

Техническая подготовка:

Наилучший возраст для обучения двигательным действиям 8-12 лет. В эти годы легко осваиваются новые ранее неизвестные занимающимся движения. Достаточно показа и объяснения, чтобы новое упражнение было ими выполнено.

На этом этапе необходимо обучить основам техники. Основные задачи обучения состоят в том, чтобы:

1 создать общее представление о двигательном действии и дать установку на овладение им;

2 сформировать общий ритм двигательного акта;

3 предупредить ошибки;

4 устранять только грубые ошибки.

Овладевая техникой на данном этапе, занимающемуся достаточно освоить правильную структуру движений, выполнять прием без напряжения. Не следует требовать идеальной точности и быстроты движений, на этом этапе они еще недоступны занимающимся.

Задачей начального этапа технической подготовки является приобретение «школы» техники движений. Главное в постановке «школы» - это формирование структуры движения с соблюдением общих закономерностей выполнения основных элементов.

Юные гандболисты должны осваивать биодинамическую структуру двигательных навыков в режиме, который требуется в будущей соревновательной деятельности. Для решения этой задачи на занятиях с юными гандболистами необходимо пользоваться специальным инвентарем и оборудованием.

Высота ворот не должна превышать 170 см. Этого можно добиться, загородив верхнюю часть обычных ворот. Уменьшение размера ворот положительно скажется на совершенствовании техники вратаря, так ему чаще придется вступать в контакт с мячом, и на совершенствование техники нападающего, поскольку уменьшение цели стимулирует меткость броска. Размер мяча должен соответствовать развитию антропометрических и силовых характеристик юного гандболиста. Это позволит с самого начала формировать структуру движения, так что ее не нужно будет менять.

Дети 9-10 лет производят метание теннисного мяча весом 200 г толчкообразным способом. Они еще не могут перепрограммировать сложные действия, а потому после разбега останавливаются и выполняют бросок почти с места. В 11-12 лет появляется хлесткость движений, обеспечивающее нарастание силовой волны.

Тактическая подготовка:

Основная задача на этом этапе – воспитание игрового мышления. Оно заключается в умении реагировать на смену обстановки, выбирать наиболее рациональное решение несложной задачи, ориентироваться на сигнал. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения. Применяются различные игры со звуковыми и зрительными сигналами, с выбором вариантом решения простейших игровых задач. Передача мяча в различных перестроениях (по кругу, в треугольнике, встречном) помогает воспитывать необходимую гандболисту ориентировку. А включение в упражнения нескольких мячей одновременно значительно усложняет решениезадачи. Кроме того, применяются упражнения в передаче мяча, где направление движения игрока не совпадает с направлением полета мяча. Ведение активного и пассивного сопротивления условного противника значительно усложняет упражнения и делает их более эффективными.

На этом этапе начальной подготовки необходимо вводить и специально-подготовленные средства – знакомить учеников с простейшими схемами перестроения, изображенными на плакатах, просматривать вместе с ними игры старших ребят и мастеров гандбола, заострять внимание на сложнейших действиях игроков.

Мышление детей 10-12 лет отличается конкретностью. Им еще недоступно решение задач на базе широкой информации. Поэтому тактическая подготовка ребят этого возраста должна носить конкретный характер. Целесообразно ставить задачу выбора не более чем из двух вариантов.

Главное в тактической подготовке на начальном этапе – это усвоение индивидуальных и частично групповых действий. Причем групповые действия нужно доводить до такой степени, чтобы в игре дети узнавали изученные ситуации и решали их автоматически. Сначала нужно освоить поточные упражнения по тактике групповых действий, а затем выполнять их на различных позициях и меняться ролями.

Овладение командными действиями сводиться к знакомству с расстановкой на площадке, для проведения двусторонней игры. Дети выступают в игре во всех амплуа поочередно. Двусторонняя игра проводиться с целью применения в ней индивидуальных групповых действий.

Психологическая подготовка:

Основы, заложенные именно на этом этапе, очень важны для дальнейшего становления личности гандболиста, и много зависит от того, какой человек примет руководство группой. Дети копируют движения тренера, слепо верят в авторитет своего наставника, его слово является законом.

Чтобы суметь воздействовать на ребенка, необходимо знать особенности его психики в различные возрастные периоды.

К основным особенностям поведения детей относится высокая эмоциональная возбудимость. У детей младшего школьного возраста восприятие окружающего мира имеет предметный характер. Отсутствие устойчивого внимания и сосредоточенности требует при проведении занятий разнообразного учебного материала, частой смены заданий. При объяснении заданий полезно использовать сравнения с поведением животных, птиц. Наряду с образным объяснением необходим неоднократный показ упражнений.

На детей 7-12 лет существенно влияет присутствие зрителей. Благожелательные замечания и указания, похвала и поощрение активизируют деятельность, благоприятствуют выполнению поставленной задачи.

На тренировке детей приучают к игровой деятельности, а затем к соревновательной. Для этого юных гандболистов необходимо специально готовить к встрече со зрителями, сказав им, что энергии у них прибавиться, а вот точность действий несколько уменьшится. До встречи со зрителями, на тренировках, можно приучать ребят к проведению игры под шум болельщиков, записанный на магнитофон.

Игровая подготовка:

На этом этапе в основном решаются вопросы соединения физической, технической и индивидуальной тактической подготовленности юных гандболистов. Основными средствами являются общеподготовительные упражнения и игры по упрощенным правилам. Комплексными упражнениями на начальном этапе будут топочные упражнения в передаче мяча, соединение нескольких приемов в единую систему действий, применение их в простейшей двусторонней игре.

Требованиям игры в гандбол отвечает площадка длиной 40м и шириной 20м. Но проводить занятия, обучать игре можно на площадке и значительно меньших размеров. В зале 24х12м линию площадки вратаря можно провести на расстоянии 5м от ворот, а линию свободных бросков – 7-8м. Если в группе занимающиеся ученики с очень сильным броском, то им нужно разрешать бросать не ближе чем с расстояния 7-8 м.

В зале с площадкой 20х10м зону вратаря можно ограничить 3-4м, а линию свободных бросков провести на расстоянии 1-2 м от зоны вратаря. Вместо гандбольных ворот можно использовать различный инвентарь (стойки, гимнастический козел или конь, набивные мячи, какой-нибудь ящик и пр.). Играть в таком случае можно и без вратаря; начинать игру не с центра, а от ворот; применять личную защиту по всему полю; ограничить состав команд до 3-5 человек.

Для того чтобы увеличить игровую площадку, можно разрешить игрокам заходить в зону вратаря, но броски производить только с площадки вне зоны. Это позволит игрокам разнообразнее комбинировать тактические действия. Чтобы не мешать игре вратаря, нужно, обозначить, коридор напротив ворот, в который игроки не имеют права заходить.

Заключение

Координационные способности отражают в основном образовательную сторону педагогического процесса и позволяют своевременно совершать точные движения и двигательные действия.

Двигательные умения - это эффективная реализация «двигательного потенциала» в изменяющихся, сложных условиях деятельности. Двигательный навык можно назвать выработанный в процессе многократного повторения «динамический вариант». Представленные понятия позволяют считать, что координационные способности начинаются с двигательного умения.

Процесс обучения соотносится с приобретением навыков, знаний и умений. Конечным результатом двигательного обучения считается выработка высокоуправляемого пластичного навыка. Однако для спортивной практики этого оказывается недостаточно. Значительно возросшее спортивное мастерство требует от гандболистов не только высоко-управляемого навыка, но, главным образом, способности быстро (без предварительной тренировки) решать любые двигательные задачи в границах данной координации.

Образование новых двигательных умений на основе имеющеюся опыта является наиболее важным критерием проявления координационных способностей. В его основе лежит аптиципация и экстраполяция, которые обеспечивают «перенос навыков». Спортсмен, обучаясь ограниченному числу вариантов навыка, приобретает способность выполнять их неограниченное число. Специфическая двигательная активность позволяет развивать оперативную способность - двигательный интеллект.

Таким образом, онтогенез человека связан с развитием способности обучаться обучению и способности совершенствовать свои методы обучения. Поэтому тренировка является «тренировкой тренируемости», при которой организм спортсмена приспосабливается к существующим условиям выполнять движения в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Координация движений, уровень пространственной и временной точности движений, тонкость дифференцировки мышечных усилий, вестибулярная устойчивость, скор


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.