Модуль III. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Модуль III. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста.

2017-12-13 710
Модуль III. Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

6.Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года).

Развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит еѐ освоение в период раннего детства.

Условное действие всегда включает в себя два плана – это то, что делает ребѐнок фактически и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет.

Задача педагога – сформировать у ребѐнка к трѐм годам умение развѐртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом –заместителем и воображаемым предметом, связать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнѐром – взрослым, а затем сверстником.

Для успешного формирования игровых умений у детей раннеговозраста воспитателю необходимо развѐртывать совместную игру с детьми,последовательно изменяя характер участия в неѐ ребѐ нка:

- привлекать к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнѐра – взрослого;

-привлекать к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

- ориентировать на сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом (катать друг другу мяч,тележку,сообщасобирать одну пирамидку и т. д.). Организация условий для совместныхпредметных действий очень быстро даѐт результат, изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слѐзы и крик, реже становятся ссоры, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, педагог должен учитывать не только возраст детей, но и уровень развития каждого ребѐнка, его опыт жизни в детском саду, игровой опыт, приобретѐнный в семье.

Это не должны быть специально организованные игры- занятия, где взрослый с дидактическими целями демонстрирует тот или иной сюжет. Дети должны видеть, что воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам. Такая игра педагога – важное условие втягивания малышей в условную ситуацию.

Не нужно специально организовывать детей, ставить их возле себя. Как правило, дети наблюдают за игрой воспитателя: одни подходят к нему, другие, отвлекаясь от своих игрушек, следят за его действиями издали. Если кто-то из детей занят своей игрой, не надо настаивать на том, чтобы он прекратил еѐ.

Начатая воспитателем игра может продолжаться уже с вовлечением в неѐ какого-то определѐнного ребѐнка, в данный момент наиболее расположенного к общению со взрослыми.

Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: кукла хочет есть – не хочет спать, хочет спать - не хочет спать и т. д. Причѐм ограничивается включением в игру каждый раз двух-трѐх действий в рамках одной сюжетной ситуации.

На этом этапе предполагаются игровые ситуации с предметами, имитирующими реальные, - это помогает детям понять смысл игровой ситуации, включиться в неѐ. Условность подчѐркивается тем, что взрослый в своей комментирующей речи вводит в игру воображаемые элементы: кормит кашей, которой нет, приписывает кукле разные эмоциональные состояния. По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками педагог переходит к игре, включающей уже не одну, а две сюжетные ситуации; связанная друг с другом (варит кашу на плите и кормиткуклу и т. д.).

После того, как дети научились развѐртывать игру с сюжетными игрушками, они могут подключаться к игровым действиям партнѐра- взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к формированию игрового действия с предметом – заместителем. Необходимость самому использовать предмет-заместитель возникает у ребѐнка только тогда, когда он уже включѐн в условную ситуацию игры, хочет еѐ продолжать, и не видит подходящей сюжетной игрушки. При введении в игру предметов – заместителей взрослый должен не только осуществлять игровые действия с ними, но и словесно указывать на условное значение предмета.

Именно в этот период словесные комментарии взрослого особенно необходимы, так как без них действие может остаться непонятным ребѐнку. В это же время следует стимулировать и самих детей обозначать игровые действия словом. Важно иметь в виду, что детям раннего возраста свойственно употреблятьпредмет-заместитель в самостоятельной игре именно в том условном значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому, в дальнейшем необходимо придавать одному и тому же предмету различное условное значении, в котором его использовал взрослый. Поэтому в дальнейшем необходимо придавать одному к тому предмету различное условное значение.

Следует также учитывать тот факт, что дети, особенно раннего возраста, нуждаются для развѐртывания игры в реалистических предметных опорах. По мере работы с детьми педагог должен переходит к более гибкой организации предметно- игровой среды, представляя, самим малышам возможность дополнять еѐ необходимыми игрушками. Задача воспитателя – продумать, какие игрушки заменить, какие на время убрать.

Обычно дети, поиграв ранее с воспитателем или просто понаблюдав его игру, начинают осуществлять игровые действия самостоятельно, они вносят в неѐ изменения, переносят игровые действия на новых персонажей и т. п., такого рода инициатива является показателем усвоения ребѐнком условных действий с предметами.

Если воспитатель замечает, что кто-то из детей обнаруживает «пристрасти» к какой-то одной игрушке, оставаясь на уровне простых манипуляций с ней, он должен подключиться к его деятельности, затеяв как бы параллельную игру.

К двум годам можно приобщать ребѐнка к игре с воображаемым предметом,

которого нет. По мере овладения детьми условным игровым действием воспитатель может переходить от совместной игры с 1-2 детьми к игре, позволяющей включить в неѐ всех желающих.

Итак, дети научились самостоятельно развѐртывать игровые действия. Теперь воспитатель может направлять ребѐнка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета.

Воспитательдолжентакже иметьввиду,чтовсвязи с возрастными особенностями психики дети третьего года жизни ещѐ неспособны к длительному сосредоточению, для них характерно стремление к двигательной активности. Поэтому постоянное перемещение по групповой комнате, смена занятий при кратковременном сосредоточении на сюжетной игре – нормальная картина в период самостоятельной деятельности.

Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующее воздействие взрослого и самостоятельная игра детей не могут быть разведены во времени.

Таким образом, руководство сюжетной игрой детей раннего возраста должно осуществляться в совместной игре воспитателя с малышами, где они ставятся перед необходимостью осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями и взаимодействовать друг с другом.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.