Психологическое сопровождение профильного обучения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Психологическое сопровождение профильного обучения

2017-12-12 322
Психологическое сопровождение профильного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность программы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность.

В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.

Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.

Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Программа психологического сопровождения профильного обучения включает в себя два подраздела:

· Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 -9 классы)

· Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 классы)

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки

Цели и задачи:

1. Формирование у учащихся способности к сознательному ответственному выбору (развитие самостоятельности, внутренней свободы, адекватного восприятия действительности, независимости от внешнего окружения)

2. Профинформация

3. Профагитация

4. Профдиагностика

 

Блок «Профдиагностика»

Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику учащихся. Основной целью данного блока является помощь учащимся в самопознании.

Перечень возможных методик:

1. Беседы – интервью (как закрытые – интервью по строго обозначенным вопросам, так и открытые, в ходе которых можно несколько отвлечься от заранее заготовленных вопросов)

2. Опросники профессиональной мотивации

2.1. Анкета «Мои профессиональные намерения»

2.2. Анкета «Природа и я»

2.3. Опросник профессиональной готовности (метод 189/190)

2.4. Методика Йоваши (метод 79/80)

2.5. Методика Голланда (метод 77/78)

2.6. Карта профессиональных интересов (метод 187/188)

2.7. Мотивация профессиональной деятельности (метод 83/84)

2.8. Активизирующий опросник "Перекресток" [2]

3. Личностные опросники

3.1. Опросник эмпатии (метод 51/52)

3.2. Методика Айзенка (темперамент, метод 81/82)

3.3. Мотивация достижения успеха (метод 89/90)

3.4. Мотивация аффилиации (метод 91/92)

3.5. СНС (метод 121/122)

3.6. Методика Ильина и Ковалева (метод 105/106)

3.7. Школьная тревожность (Филлипс, метод 125/126)

3.8. МПДО Леонгарда – Личко (метод 149/150)

3.9. Шкала нервно – психического состояния (метод 109/110)

3.10. САН (метод 97/98)

3.11. Поиск чисел (метод 111/112)

3.12. Опросник Басса – Дарки (метод 107/108)

3.13. Опросник Шуберта (метод 165/166)

3.14. Опросник Кейрси (метод 199/200)

3.15. Уверенность в себе (Райдас)

3.16. Опросник КОС

3.17. Тест К.Томаса

3.18. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ) [2]

3.19. Активизирующий опросник "Справедливость, самооценка, самоуважение, рефлексия (СССР)" [2]

4. Аппаратные методы исследования

4.1. ПСР (методы 53/54 и 55/56)

4.2. Порог восприятия стимула (методы 57/58 и 59/60)

4.3. Аппаратный теппинг тест (метод 221/222)

4.4. Сенсомоторные реакции (ПСР и ССР, метод 223/224)

4.5. Реакция на движение и время (метод 225/226)

5. Проективные тесты

5.1. Тест Люшера (методы: 73/74 и 75/76)

5.2. Цветовой тест отношений (метод 173/174)

6. Тесты способностей

6.1. ШТУР (метод 145/146)

6.2. Тест Амтхауэра (метод 181/182)

6.3. Таблицы Шульте

6.4. Проба Бурдона

6.5. «Лабиринт» (субтест детского варианта Векслера)

6.6. Тест Тулуз – Пьерона

6.7. Теппинг – тест

6.8. Тесты ручной умелости

6.8.1. Диски Вальтера

6.8.2. Прокалывание мишеней

6.8.3. Вырезание

6.8.4. Нанизывание бус

6.8.5. Тест Pointillage

7. Изучение межличностных отношений

7.1. Социограмма

7.2. Оценка отношений подростка с классом

8. Возможные занятия и игровые упражнения

8.1. Занятие «Исследование восприятия времени»

8.2. Занятие «Мои взаимоотношения со временем»

Блок «Личностное развитие»

Целью данного блока является развитие свободы и самостоятельности личности, развитие независимости человека от внешнего окружения, развитие адекватного восприятия действительности. В данном блоке также представлены занятия и игровые упражнения позволяющие развивать способности каждого учащегося.

Перечень возможных методик, игр и занятий:

1. Тренинг коммуникативной компетентности (тренинг общения)

2. Тренинг «Мои взаимоотношения со временем»

3. Занятие «Исследование восприятия времени»

4. Техники активного слушания

5. Занятие «План моего будущего»

6. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности»

7. Занятие «Эмпатия»

8. Круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы»

9. Социально – психологические игры:

9.1. «Выжить в пустыне»

9.2. «Создание государства»

9.3. «Слепой и поводырь»

10. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»

11. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ) [2]

12. Игровые упражнения:

12.1. «Cобеседование с работодателем»

12.2. «Официант»

12.3. «Покажи настроение»

12.4. «Остров сокровищ»

12.5. «А вот и Я»

12.6. «Человек – профессия»

12.7. «Поступь профессионала»

12.8. «Кто есть кто?»

12.9. «Мигалки»

12.10. «Зеркало»

12.11. «Обезьянки»

12.12. «Эмпатия»

12.13. «Угадай настроение»

12.14. «Муха»

12.15. «Сделайте вместе»

12.16. «Ловушки – капканчики»

12.17. «Светофор»

12.18. «Разговор»

12.19. «Комплимент»

12.20. Продажа лошади (лошадь, ковбой)

12.21. «Слепой и поводырь»

12.22. «Восковая палочка»

12.23. «Я такой же, как ты…»

12.24. «Живые картинки»

12.25. «Путь к цели»

12.26. «5 шагов»

12.27. «Атомы и молекулы»

12.28. «Заросли»

12.29. «Пальцы»

12.30. «Волшебное кольцо»

12.31. «Своя песня»

 

Психологическое сопровождение предпрофильной
подготовки. Учебный план.

Классы

Основной целью данной программы является профинформация и развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность и ответственность. Цикл занятий «Удивительный мир профессий» рассчитан на два учебных года (6 – 7 классы). Данный цикл позволяет познакомить учащихся с разнообразием профессий их классификацией, а также с требованиями, предъявляемыми человеку различными профессиями.

Предполагает (ориентировочно):

6 класс – 12 учебных часов

7 класс – 12 учебных часов

Класс

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
  Увлекательный мир профессий. Викторина «Мир профессий»    
  Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Экскурсия в ботанический сад    
  Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Личностные качества (Любовь к природе, терпение, аккуратность) Анкета «Природа и я» (часть А)  
  Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Экскурсия в зоопарк    
  Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Личностные качества (Любовь к животным, эмпатия, внимательность, заботливость). Игры «Обезьянки», «Эмпатия», Угадай настроение» Анкета «Природа и я» (часть Б)  
  Встреча с людьми профессий типа «человек – природа»    
  Профессии типа «Человек – художественный образ». Поход в театр, в кино    
  Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (воображение, артистизм, трудолюбие). Игра «Покажи настроение» Мяч, карточки с заданиями  
  Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия в музей, на выставку    
  Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (восприятие, самовыражение, наблюдательность). Игра «Что изменилось?».    
  Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия на производство, связанное с художественными промыслами (роспись или резьба по дереву, гончарные мастерские, роспись по фарфору, роспись по ткани, вышивка, чеканка и т.д.)    
  Встреча с людьми профессий типа «человек – художественный образ», «Мастер – класс», игра «Что – откуда?»    

 

Примечание:

1. Занятия, посвященные профессиям типа «человек – природа» позволяют формировать бережное отношение к природе, дают возможность решать вопросы экологического воспитания. Участие учащихся в таких акциях как: «Чистый берег», «Сделаем город зеленым» и т.д. также может быть включено в программу профессионального сопровождения.

2. При знакомстве с профессиями типа «человек – художественный образ» очень увлекательно проходят такие практические занятия как «мастер – класс». Это могут быть занятия организованные в школе совместно с преподавателем ИЗО, музыкальным руководителем, а могут быть занятия организованные непосредственно в художественных мастерских, в театральных студиях и т.д.

Класс

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
  Профессии типа «Человек – человек». Экстраверсия – интроверсия    
  Профессии типа «Человек – человек». Личностные качества (эмпатия, сенситивность). Игра «Мигалки»    
  Умеем ли мы общаться. Игра «Официант»    
  Встреча с людьми профессий типа «человек – человек»    
  Профессии типа «Человек – техника». Экскурсия на какое – либо производство (строительство, в автопарк)    
  Профессии типа «Человек – техника». Внимание, переключаемость внимания, объем внимания Таблицы Шульте, Проба Бурдона  
  Профессии типа «Человек – техника». Координация движений, ручная умелость. Тест Pointillage, нанизывание бус, вырезание  
  Встреча с интересными людьми профессий типа «Человек – техника».    
  Профессии типа «Человек – знаковая система». Игра «Остров сокровищ»    
  Тренируем логику    
  Конкурс «День защиты профессии»    

 

Класс

Цель работы психолога:

Создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной образовательной траектории.

Задачи:

  • Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
  • Сформировать у учащихся представление о своих психофизиологических качествах.
  • Сформировать у учащихся умение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
  • Развитие у учащихся самостоятельности и ответственности.

 

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
  Свойства нервной системы. Исследование типа нервной системы. СНС, Теппинг - тест Опросник СНС,  
  Тип нервной системы и выбор профессии    
  Исследование моторной ловкости. Профессии, требующие высокого уровня развития моторной ловкости.    
  Исследование ощущений (тактильных, зрительных)    
  Исследование восприятия времени. (метод 225/226- отмеривание времени или тест «восприятие времени»)    
  Исследование памяти (объем кратковременной памяти, преобладающий тип запоминания). Профессии, требующие высокого уровня развития памяти.    
  Исследование внимания (концентрация внимания, переключаемость внимания). Методика «Лабиринт». Профессии, требующие высокого уровня развития внимания.    
  Исследование воображения    
  Исследование эмоционально- волевых процессов (тревожность, настроение). Профессиональный успех и эмоциональное состояние. Метод 125/126 (Тест школьной тревожности Филлипса)  
  Психологический тип. Опросник Кейрси Опросник Кейрси (метод 199/200)  
  Профессиональные предрасположенности для каждого типа    
  Всего часов    

 

Класс

Цель программы:

Создать психолого-педагогические условия для сознательного ответственного выбора учащимся своего дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи:

  • Определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса
  • Расширение знаний учащихся о квалификационных требованиях предъявляемых профессией.
  • Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.
  • Развитие самостоятельности, независимости от внешнего окружения
  • Развитие навыков общения
  • Психологическое просвещение родителей об актуальных проблемах учащихся 9-го класса

Курс рассчитан на 36 часов (34 часа - работа со школьниками, 2 часа – работа с родителями)

 

 

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Выбор профессии
  Вводное занятие. Заполнение анкеты. Анкета «Мои профессиональные намерения» Анкета «Мои профессиональные намерения» 1 час
  Практическое занятие «Мой выбор». Основные ошибки при выборе профессии. Анализ «Как я делаю свой выбор?»   2 часа
  Опросник профессиональной готовности (или методика Йоваши) ОПГ (метод 189/190) или опросник Йоваши (метод 79/80) 1 час
Понятие о профессиях и специальностях. Требования, предъявляемые профессией к человеку
  Многообразие профессий. Игра «Профессия на букву», упражнение «Человек – профессия»   1 час
  Классификация профессий по предмету труда. Игра «Цепочка профессий»   1 час
  Образ «Я» и профессия. Игра «Кто есть кто?», игровое упражнение «Советчик»   1 час
  Схема анализа профессии, игра «Угадай профессию»   2 часа
  Свойства личности и выбор профессии. Опросник Голланда. Опросник Голланда (метод 77/78) 2 часа
  Игра «Самая – самая». Здоровье и выбор профессии   1 час
  Труд в жизни человека. Игра «Один день из жизни»   1 час
  Стереотипы восприятия определенных профессий. Игра«Поступь профессионала»   1 час
Самооценка и притязания
  Самооценка и ее значение в профессиональной деятельности. «Мотивация достижения успеха» (Мехрабиан). Мотивация достижения успеха (метод 89/90) 1 час
  Влияние уровня притязаний на выбор профессии. Карьерный рост. Престижность профессии. Методика «Оценка уровня притязаний» Хоппе 1 час
  Значение мотивации в профессиональной деятельности. «Мотивация аффилиации» (Мехрабиан). Путь к успеху. Мотивация аффилиации» (метод 91/92) 1 час
  Карьерный рост и умение преодолевать препятствия. Игровое упражнение «Ловушки – капканчики»   1 час
  Притязания и способности. Тест Амтхауэра Тест Амтхауэра (метод 181/182) 2 часа
Пути приобретения профессии
  Современный рынок труда и ученических мест. Сведения о возможных путях получения образования по выбранной профессии. Информация о различных типах учебных заведений и предприятиях района и города.   1 час
  Ярмарка вакансий   2 часа
  Профильное обучение в школе. Презентация элективных курсов   2 часа
  Знакомство с условиями приема в учебные заведения. Работа со справочной литературой   1 час
  Знакомство учащихся с информационно-поисковыми системами (ИПС), обучение учащихся современным методам поиска профессий, учебных заведений, рабочих мест   2 часа
  Предварительное построение индивидуального профессионального плана   1 час
  Вариант 1 - Родительское собрание: «Выбор профиля» Вариант 2 – индивидуальное собеседование с родителями учащихся Анкета для родителей 2 часа
  Индивидуальное консультирование по вопросам выбора дальнейшего образовательного маршрута   4 часа
  Заключительное занятие курса.   1 час

 

 

Психологическое сопровождение профильной
подготовки. Учебный план

Класс

Цель программы:

Создать психолого-педагогические условия для развития самостоятельной ответственной личности

Задачи:

· Исследование и развитие у учащихся коммуникативных навыков

· Развитие у учащихся ответственности и самостоятельности

· Развитие у учащихся навыков работы в коллективе

Курс рассчитан на 36 учебных часов.

 

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
  Исследование внутригрупповых отношений во вновь сформированных профильных классах социометрические методики 1 час
Формирование сплоченности в коллективе
  Социально-психологическая игра "Выжить в пустыне"   4 часа
  Доверие. Игровое упражнение «Комплимент».   1 час
  Формирование доверительных отношений в группе. Игровые упражнения: «Я такой же, как ты…», «Восковая палочка»   2 часа
Коммуникативная компетентность
  Исследование социального интеллекта (или опросник КОС)   1 час
  Невербальные сигналы (мимика, жест). Игровые упражнения: «Светофор», «Сделайте вместе»   2 часа
  Поза и качество общения. Игровое упражнение «Разговор»   1 час
  Умение договариваться с другим человеком. Социально-психологическая игра «Продажа лошади (лошадь, ковбой)». Фазы беседы. Техника установления контакта.   2 часа
  Формирование навыков успешного общения. Эмпатия. Присоединение по позе, по дыханию. Игровое упражнение «Живые картинки». Игровое упражнение «Волшебное кольцо» Опросник эмпатии (Юсупов), метод 51/52 4 часа
Личность, жизненные ценности
  Уважение, дружба, любовь, самовыражение. Исследование ценностных ориентаций. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности» Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (или «Особенности формирования ЦО» 2 часа
  Ответственность. Способность заботиться о другом. Способность доверять партнеру. Психологическая игра «Слепой и поводырь».   2 часа
  Оценка уровня развития морального сознания.   1 час
  Нравственный выбор. Отношение к нравственным нормам. Методика «Закончи предложение» Методика «Закончи предложение» 2 часа
  Уверенность и самоуверенность. Тест «Уверенность в себе» Тест «Уверенность в себе» 1 час
  Как высказать свое собственное мнение. Как сказать «нет». Игровое упражнение «Своя песня»   2 часа
  Зависимости. Виды зависимостей. Как не попасть в зависимость. Пути выхода из зависимости.   2 часа
Принятие решений в группе
  Социально-психологическая игра «Создание государства». Нормы и ценности группы (класса, школы). Игровое упражнение «Пальцы»   6 часов
       

 

Класс

Цель программы:

Создать психолого-педагогические условия для профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

· Развитие навыков планирования

· Развитие навыков самопрезентации

· Расширение знаний учащихся о рынке труда

· Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.

Курс рассчитан на 34 учебных часа

 

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
  Практическое занятие «План моего будущего», 1 часть. Вариант.2: круглый стол «Путь к профессиональной карьере», «Мое профессиональное будущее» Карточки для девизов (в соответствии с количеством участников) 1 час
Профессиональная успешность
  Формула успеха. Интерес. Способности. Подготовка.   3 часа
  Как я принимаю решения   1 час
  Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации. Игровое упражнение «Заросли». Факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта Тест К.Томаса 4 часа
  Воля. Психологическая устойчивость. Игровое упражнение «Как стать неудачником»   1 час
Планирование
  Тренинг «Мои взаимоотношения со временем»   4 часа
  Путь к своей цели. Правила планирования. Игровое упражнение «Путь к цели», «5 шагов»   5 часов
  Усталость. Оценка своего состояния. Планирование отдыха. САН (метод 97/98) или методика «Поиск чисел» (метод 111/112) 3 часа
  Внешний контроль и самоконтроль. Исследование уровня субъективного контроля Тест- опросник УСК 2 часа
Трудоустройство (поступление в учебное заведение)
  Игра «А вот и Я»   1 час
  Знакомство учащихся с техниками активного слушания Раздаточный материал: техники активного слушания 2 часа
  Письмо работодателю. Резюме   1 час
  Формирование у учащихся практических навыков общения с работодателем. Ролевые игры «Cобеседование с работодателем» Видеокамера, телевизор (желательно) 4 часа
Подведение итогов
  Практическое занятие «План моего будущего», часть 2. (Индивидуальное собеседование с каждым учеником).   1 час
  Заключительное занятие. Что такое «Портфолио»   1 час

 

Описание профориентационных игр, практических
занятий

Викторина «Мир профессий»

Цель занятия: В увлекательной форме сформировать у учащихся представление о многообразии профессий.

Игра проводится с целым классом. Весь класс делится на команды (например, по колонкам).

Основная игра.

Инструкция: «Молодцы. А теперь мы будем с вами отвечать строго по очереди, за каждый правильный ответ вы можете заработать для своей команды 1 балл. Сейчас я буду называть одну характеристику профессии. Ваша задача назвать профессию, отвечающую данной характеристике. Например, как вам кажется, какие профессии связаны с огнем? (Правильными ответами могут быть: пожарный, кочегар, металлург, сталевар, повар). Команды будут называть профессии по очереди. За каждую правильно названную профессию команда получает 1 балл. На первый вопрос отвечать начинает команда №1, на второй вопрос начинает отвечать команда №2 и т.д.

Итак, начинаем. Первый вопрос, начинает отвечать первая команда: Какие профессии связаны с природой?».

Вопросов должно быть кратно количеству команд. Если участвует 2 команды, то вопросов – 4 или 6. Если 3 команды, то вопросов – 3 или 6. Больше 6 вопросов задавать не стоит, так как игра может надоесть.

Варианты вопросов:

1. Какие профессии связаны с искусством?

2. Какие профессии связаны с риском?

3. Какие профессии связаны с историей?

4. Какие профессии связаны с водой?

5. Какие профессии связаны с общением с другими людьми?

6. Какие профессии связаны с большими физическими нагрузками?

Для наглядности баллы, заработанные командами, лучше всего писать на доске.

Обсуждение.

При обсуждении важно обратить внимание ребят на то, что у совсем разных профессий (например, сталевар и пожарник или водолаз и сантехник) может быть нечто общее. Можно предложить ребятам придумать, как такая профессия как музыкант может быть связана с риском (музыкант военного оркестра или артист цирка, который играет на скрипке стоя на проволоке и т.д.). Если остается время, можно предложить ребятам нарисовать человека какой-либо интересной профессии (кому какая профессия нравится). Это задание можно оставить в качестве домашнего, а затем устроить выставку рисунков.

Остров «Профессии неба».

Задание 1. «Напишите все летательные аппараты, которые вы знаете. За каждый правильный ответ – 1 балл. Можно писать и самые древние летательные аппараты»

Задание 2. «Напишите, какие вы знаете профессии, связанные с небом. За каждый правильный ответ – 1 балл»

Задание 3. «Я сейчас буду зачитывать вопрос и несколько вариантов ответа, выберите тот вариант ответа, который, по вашему мнению, является правильным. В своих листочках около номера вопроса проставьте букву, обозначающую выбранный вами вариант ответа».

1 вопрос – В Москве в музее Чуковского, под самым небом висит планер. Этому планеру больше:

а) 100 лет (+)

б) 200 лет

в) 300 лет

2 вопрос – На холме, с которого в последний раз спускался на своем планере Отто Лилиенталь, стоит:

а) часовня

б) памятник (+)

в) макет планера

3 вопрос – Первый эскиз вертолета был сделан более 500 лет назад. Его сделал:

а) Аристотель

б) Пифагор

в) Леонардо да Винчи (+)

4 вопрос – Первый космический корабль с человеком на борту был запущен в:

а) Англии

б) Америке

в) Советском Союзе (+)

5 вопрос - Николай Егорович Жуковский – известный ученый в области:

а) авиации (+)

б) космоса

в) ракетостроения

Процедура проведения.

Весь класс разбивается на несколько команд (можно по колонкам). Каждая команда получает два листочка, на одном листочке табличка с 2 столбцами, в первом столбце написаны географические названия населенных пунктов, второй столбец пустой. На втором листочке записаны предметы народного промысла, которые изготавливаются в одном из тех мест, которые перечислены в первом листочке.

Инструкция: «Перед вами листок с таблицей, в одном столбце которой записаны географические названия населенных пунктов. Ваша задача для каждого населенного пункта подобрать предмет, который прославил это место, из второго списка и записать его во втором столбце таблицы напротив названия населенного пункта. Начинаем работать по команде».

На выполнение задания отводится 5 – 7 минут.

Название населенного пункта  
Владимир  
Вологда  
Гжель  
Нижний Новгород  
Дымков  
Жостов  
Оренбург  
Палех  
Иваново  
Ростов  
Тула  
Хохлома  

 

Список предметов народного промысла:

1. Ситец

2. Матрешка

3. Финифть

4. Самовар

5. Вышивка гладью

6. Пуховый платок

7. Роспись по фарфору

8. Роспись по дереву

9. Кружева

10. Лаковая миниатюра

11. Глиняная игрушка

12. Поднос

Обсуждение результатов. Давайте подсчитаем правильные ответы (за каждый правильный ответ – 1 балл). Какие еще художественные народные промыслы вы знаете? (за каждый правильный ответ – 2 балла)

Варианты ответов: Богородицкая игрушка – резьба по дереву, плетение из бересты – Вологда, Каргопольская игрушка, Гусь хрустальный – художественное стекло и т.д.

«Покажи настроение»

Цель игры: Познакомить учащихся с эмоциональными состояниями человека, научить их распознавать эти состояния.

Процедура проведения: Игра проводится в круге. Лучше всего проводить эту игру в подгруппах с количеством участников не более 10 человек, чтобы каждый участник мог выполнить задание и у участников игры не пропадал интерес.

Перед игрой проводится небольшая разминка, чтобы вспомнить какие бывают у человека эмоциональные состояния. Ведущий кидает мяч и называет какое-либо состояние. Тот, кто поймал мяч, должен назвать следующее состояние и т.д. После завершения разминки ведущий может еще раз перечислить основные эмоциональные состояния человека и перейти к основному упражнению.

Каждому участнику раздаются карточки с заданием. На карточках написано несколько стихотворных строчек и указано настроение, которое надо показать, читая эти строчки. Например, прочитайте с гневом следующий текст: «Мороз и солнце, день чудесный, еще ты дремлешь друг прелестный?».

Инструкция: Представьте, что вы все артисты. Сейчас я каждому из вас раздам карточки с заданием. Вы эту карточку никому не показывайте. Каждый из вас в соответствии с заданием должен будет прочитать несколько строчек и при этом показать какое-либо состояние человека. Один участник выполняет задание, а остальные стараются угадать, какое состояние человека он показывал.

Ведущий раздает карточки с заданием, предлагает каждому ознакомиться со своей карточкой, спрашивает, есть ли у кого-нибудь вопросы. Дает 2- 3 минутки на подготовку, а затем предлагает начать. Участники показывают свое задание по очереди (например, слева направо).

Для заданий лучше всего использовать такие состояния, которые достаточно легко показать, иначе ребенок может отказаться от выполнения задания, или никто не узнает, что он показывал.

Варианты заданий:

· Прочитайте с радостью

· Прочитайте со злостью

· Прочитайте с отвращением

· Прочитайте с пренебрежением

· Прочитайте с удивлением

· Прочитайте со стыдом

· Прочитайте с восторгом

· Прочитайте с нежностью

· Прочитайте со страхом

· Прочитайте с гневом

Лучше всего для заданий брать достаточно известные стихотворные строчки. В нескольких карточках могут быть одинаковые тексты, но не во всех.

«Зеркало»

Цель игры: Развитие эмпатии, развитие наблюдательности, развитие способности владеть своими мимическими реакциями.

Процедура проведения. Игра проводится в парах. Все участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один участник просто молча сидит, не стараясь ничего изображать, а второй участник старается отразить все, что он видит. Принять такую же позу, повторить мимику. По мере выполнения задания мимика и поза первого участника будет меняться, задача второго максимально точно повторять происходящие изменения, быть зеркальным отражением первого участника. Работать молча. Через 5 – 7 минут партнеры меняются ролями. Первый участник становится зеркалом второго.

Обсуждение. При обсуждении обращается внимание на то, насколько легко было быть «зеркалом», что было сложнее – быть «зеркалом» или смотреть на свое «отражение», какие чувства испытывал каждый из участников, находясь в каждой из ролей.

«Обезьянки»

Цель игры: В веселой непринужденной обстановке научить учащихся владеть своей мимикой. Формирование доброжелательной обстановки в группе.

Процедура проведения.

  1. Ведущий проводит разминку: массаж лица, различные мимические движения (поднимание бровей, надувание щек, различные движения губ и т.д.).
  2. Все участники разбиваются на пары. Один участник пары – строит различные рожи, используя только мимику, второй «обезьянка» - полностью копирует первого участника.
  3. Через 5 -7 минут участники меняются ролями.

Обсуждение. При обсуждении ведущий обращает внимание участников на следующие вопросы: насколько хорошо каждый из участников владеет своей мимикой, легко ли было повторять мимику другого человека, какие были сложности, что мешало.

«Эмпатия»

Цель занятия: познакомить учащихся с понятием эмпатии, создать условия для развития эмпатических навыков.

Рекомендуется для проведения в 6 - 7 классах.

Процедура проведения. Ведущий предлагает учащимся прослушать стихотворение Ю.Саакяна «Горе козла». Предлагает обсудить, о чем это стихотворение, какое качество отсутствует у козла. Дает определение понятию «эмпатия». Ведущий предлагает учащимся обсудить, зачем нужна эмпатия. На доске записывают идеи учащихся. Каждый учащийся записывает у себя на листочке, в каких его поступках проявляется такое качество как эмпатия.

Ю.Саакян «Горе козла»

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я, бессонница мучит меня!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка: «В конце концов

Осталась я в мире одна, без птенцов!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Плакала мышка: «Беда, беда!

Мышиную норку разрыла сова!»

Козел не ответил,


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.