Тема 4.11 Закономерности и принципы процесса обучения — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема 4.11 Закономерности и принципы процесса обучения

2017-12-12 172
Тема 4.11 Закономерности и принципы процесса обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика понятия «закономерности обучения». Анализ закономерностей обучения ведущими педагогами-учеными: М.А.Даниловым, М.Н.Скаткиным, И.Я.Лернером, В.В.Краевским, Ю.К.Бабанским, И.Ф.Харламовым и др.

Понятие о принципах и правилах обучения как категории дидактики. Вклад Я.А.Коменского, Ф.А.Дистервега, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.В.Занкова в теорию обучения, в совершенствование системы дидакти­ческих принципов. Нормативные функции принципов обучения. Характе­ристика принципов обучения.

Наглядность обучения. «Золотое правило дидактики». Я.А.Коменского. Современные психолого-физиологические основы принци­па наглядности. Виды наглядности.

Принцип сознательности и активности в обучении. Педагогические приемы организации самостоятельной деятельности учащихся; обучение приемам творческой деятельности. Мотивация учения школьников.

Принцип доступности и посильности как отражение закономерностей возрастного развития. Понятие о развивающем обучении. Идеи Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности. Систематичность и последова­тельность в обучении. Системность как признак научного знания. Необходимость планирования учебной деятельности учителем и учеником.

Принцип прочности, осознанности обучения.

Принцип учета возрастных особенностей в процессе обу­чения.

Принцип создания положительного эмоционального фона обучения. Роль учите­ля в создании комфортной психологической обстановки на уроке.

Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Взаимосвязь принципов обучения. Идеи и принципы обучения в педагогике сотрудничества.

Тема 4.12 Методы обучения

Понятие о методах обучения. Структура методов обучения. История развития методов обучения. Приемы и средства обучения: природные, тех­нические, символические, простые и сложные. Функции методов обучения.

Различные подходы к классификации методов в современной дидактике. Линейный подход: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (объяснительно-иллюстративные, репро­дуктивные, проблемные, частично поисковые, исследовательские); по спосо­бам организации упорядоченной учебной деятельности учащихся (методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков и применение на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков).

Комплексный подход к классификации методов обучения (по Ю.К. Бабанскому): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффек­тивностью учебно-познавательной деятельности. Современные подходы к классификации методов обучения (А.В.Хуторской, В.В.Краевский).

Тема 4.13 Формы организации обучения в современной школе.
Классно-урочная система обучения

Понятие о системах и формах организации обучения. Развитие органи­зационных форм обучения, их характеристика. Индивидуальное и индивиду­ально-групповое обучение. Формы массового обучения детей (бел-ланкастерская, батавская, мангеймская) и индивидуализированного обучения (дальтон-план, «метод проектов», бригадно-лабораторный метод).

Возникновение и обоснование классно-урочной системы обучения в трудах Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского.

Характерные признаки классно-урочной системы. Урок как основная форма обучения. Структура урока. Типы уроков. Обучающая, развивающая и воспитательные цели урока. Требования к современному уроку: воспитательные, дидактические, психологические, ги­гиенические.

Другие формы организации обучения: учебная экскурсия, факультативные занятия, занятия в учебных мастерских, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, кон­курсы, поддерживающие и стимулирующие занятия).

Домашняя учебная работа школьников как форма обучения. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.

Тема 4.14 Диагностика школьной успеваемос­ти.
Учет, проверка и оценка знаний, умений и навыков в современной школе

Понятие об успеваемости школьников и ее учете. Сущность учета знаний. Функции учета и проверки знаний: воспитывающая, контролирующая, обучающая, развивающая, организующая, стимулирующая. Виды учета и контроля знаний: текущий, периодический, тематический, итоговый, самоконтроль.

Методы диагностики и контроля школьной успеваемости. Анализ сущности категорий «контроль», «проверка».

Формы проверки знаний и их педагогическая целесообразность. Педагогические требования к проверке и оценке знаний: объективность, систематичность, регулярность, всесторонность, гласность, мотивированность, использование контроля в интересах всех учащихся с целью обучения, воспитания и развития.

Сущность педагогической оценки школьных достижений. Оценка и отметка. Методика оценивания. Влияние оценки и отметки на развитие лич­ности школьника. Отрицательная оценка (отметка), её последствия. Критерии оценки знаний, умений, навыков по десятибалльной сис­теме в практике современной школы.

Диагностика школьной успеваемости в зарубежных школах.

Тема 4.15 Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в зависимости от типа их нервной системы, стиля учения. Классификация стилей учения. Психологическая сущность обучаемости, ее структура, требования к диагностике

Индивидуальные различия в учебной деятельности. Подход к учащимся с позиции оценки особенностей их нервной системы. Трудности и требования к организации учебной работы учащихся со слабой или инертной нервной системой. Характеристика основных метастилей познания (аналитический и синтетический). Стиль преподавания и стиль учения. Конфликтный стиль учения, пути его преодоления. Понятие обучаемости. Структура обучаемости (по З.И.Калмыковой и А.К.Марковой). Обучаемость и обученность. Комплексность как основное требование диагностики обучаемости.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.