Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-12 | 515 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цели, задачи, методы и приемы работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Развитие функций и форм речевого общения. Условия и средства речевого развития детей. Создание речевой среды в образовательном учреждении. Организация занятий по развитию звуковой культуры речи: формирование словаря, грамматического строя речи, связной речи. Развитие монологической и диалогической форм речи; пересказ по иллюстрации и составление рассказа по картине. Формирование культуры речевого общения у старших дошкольников. Роль воспитателя в речевом развитии ребенка.
Цели и задачи литературного образования и воспитания детей 5-6 лет. Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребенка в мир книги. Организация литературных занятий с детьми в разных возрастных группах.
Организация работы с родителями по литературному образованию. Диагностика овладения детьми элементарными книговедческими знаниями.
Планирование воспитательно-образовательной работы по литературному образованию. Диагностика литературной подготовки детей к обучению в школе.
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе изобразительной и конструктивно-художественной деятельности
Цели, задачи, средства изобразительной деятельности. Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Основы цветоведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура). Роль декоративно-прикладного искусства в развитии дошкольника. Орнамент. Виды орнаментов. Элементы кистевой росписи. Народные художественные промыслы. Создание образов на формах и силуэтах. Нетрадиционные художественно-графические техники (оттиск, обрывание бумаги, монотипия, граттаж, кляксография, набрызг).
|
Лепка, аппликация. Виды лепки, аппликации: предметная, сюжетная, декоративная, коллективная.
Конструктивная деятельность - одно из условий формирования у детей общих познавательных способностей. Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения детей разным видам конструирования. Конструирование из строительного материала по чертежу, схеме, по условию. Наглядное моделирование.
Художественный труд. Конструирование из бумаги, природного материала, бросового материала. Флористика. Оригами. Обучение детей анализу выполненных работ.
6. Особенности организации и содержания предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии
6.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии разных категорий.
Представленность детей с отклонениями в развитии в детской популяции. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития. Основные типы психического дизонтогенеза. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта.
Диагностика психического развития и готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.
Цели и задачи диагностики уровня психического развития детей с отклонениями в развитии и готовности к обучению в школе. Скрининг-диагностика психического развития и определение детей группы риска. Комплексная программа диагностики школьной готовности детей с отклонениями в развитии.
6.3.Организационные формы и содержание предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии.
Медико-психолого-педагогические основы организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в развитии, не посещающих дошкольные учреждения. Современные подходы к формам организации предшкольной подготовки детей с отклонениями в развитии. Эффективные модели предшкольной подготовки. Интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии на этапе предшкольного образования. Использование современных информационных и психолого-педагогических технологий в процессе предшкольного образования детей с отклонениями в развитии.
|
Итоговая государственная аттестация
Вопросы к зачету
1. Цели и задачи современного предшкольного образования.
2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность групп предшкольного образования.
3. Цели и задачи функционирования групп для детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольные учреждения.
4. Философские течения и их влияние на развитие современной российской философии образования и предшкольного образования.
5. Сущность аксиологического, антропологического и гуманистического подходов и их значимость для предшкольного образования.
6. Показатели сформированности графического навыка у детей старшего дошкольного возраста.
7. Инновационная деятельность педагога предшкольного образования.
8. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в предшкольном образовании
9. Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий.
10. Общая характеристика школьно-значимых психических и психофизиологических функций.
11. Основные показатели готовности ребенка к обучению в школе.
12. Основные компетенции ребенка в предшкольном образовании: в познавательной, языковой, литературной, художественной, социально-коммуникативной, математической, психомоторной и физической сферах.
13. Преемственность дошкольного и начального общего образования.
14. Формы организации занятий по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
15. Основные этапы занятия по обучению детей старшего дошкольного возраста грамоте.
16. Современные инновационные программы и технологии воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста.
17. Принципы обучения первоначальному письму.
18. Основные принципы и условия построения предметно-развивающей среды в группах предшкольной подготовки.
19. Основные требования к планированию воспитательно-образовательной работы в группах кратковременного пребывания.
|
20. Методы и приемы формирования графического навыка.
21. Дифференцированный подход к обучению детей старшего дошкольного возраста.
22. Функции и структура игры детей 5-6 лет.
23. Условия формирования основ читательской деятельности у старших дошкольников.
24. Требования, предъявляемые к уровню развития познавательных психических процессов детей при поступлении в школу.
25.Нетрадиционные художественно-графические техники изобразительной деятельности.
26.Основные требования к планированию воспитательно-образовательного процесса в группах предшкольного образования.
27.Диагностика детей старшего дошкольного возраста, ее основное назначение.
28.Цели и задачи основных этапов обучения грамоте.
29.Принципы развивающего обучения.
30.Осуществление медико-педагогического контроля за физической нагрузкой детей.
31.Требования к проведению диагностических процедур.
32. Виды упражнений по выделению нового звука.
33.Условия социально-личностного развития ребенка в группах предшкольного образования.
34.Роль игры в формировании у детей 5-6 лет элементов учебной деятельности.
35.Современные подходы к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
36.Структура и содержание занятия по формирования графического навыка.
37. Методики определения готовности детей к обучению в школе.
38.Разделы математической действительности, изучающиеся в курсе «Развитие элементарных математических представлений».
39.Развитие монологической и диалогической форм речи детей старшего дошкольного возраста.
40. Организация литературных занятий с детьми в группах предшкольного образования.
41. Методы и приемы знакомства детей с произведениями изобразительного искусства.
42.Цели и задачи современного предшкольного образования детей с отклонениями в развитии.
43.Диагностика психического развития и готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.
44.Психолого-педагогическая характеристика детей предшкольного возраста с отклонениями в развитии разных категорий.
45.Формы организации занятий в процессе предшкольного образования детей с отклонениями в развитии.
|
46.Цель и задачи фронтальной и индивидуальной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
47.Современные психолого-педагогические и информационные технологии образования детей с отклонениями в развитии в предшкольной подготовке.
48.Причины травм у детей и меры их профилактики.
49.Современные здоровьесберегающие технологии в предшкольном образовании.
50.Закаливание как основное средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Москва, 2004.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999.
3. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе. М, 2006.
4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. М., 2000.
5. Белая, К.Ю. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. Методические рекомендации для руководителей ДОУ. М., 2000.
6. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание, № 2, 2000.
7. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики / А.В. Белошистая. М., 2004.
8. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.
9. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М., 1999.
10. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья / В.В. Ветрова. М., 2000.
11.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие /Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.
12.Доронова Т.Н. Играем в театр. М., 2004.
13.Дорофеев Ю.Г. Уроки этики, или Поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. М., 2001.
14.Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург, 2000.
15.П.Дурова Н.В., Новикова В.П. 200 упражнений подготовки детей к школе. М., 2000.
16.Н.Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2001.
17.Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
18.Квач Е.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., 2001.
19.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарии занятий по развитию математических представлений. М., 2001
20.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб, 2005.
21.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.
22.Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. М., 2001.
23.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2006.
24.Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения. М, 2002.
|
25.Маханева М.Д., О.Л. Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.
26.Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск, 2003.
27.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов, родителей. М., 2001.
28. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2004.
29.Новикова В.П. Математика в детском саду. М., 2001.
30.Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два - ступенька...: Методические рекомендации. М., 2001.
31.Петерсон Л.Г. Раз - ступенька, два — ступенька...: Учебное пособие для детей 5-6 лет. М., 2000.
32.Предшкольное образование – проблемы и перспективы развития: материалы Международной конференции. Ростов н/Д., 2007.
33.Приглашает детский сад. Методические рекомендации к организации работы групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. М., 2002
34.Программно-методическое обеспечение здоровьесбережения и развитие креативности детей дошкольного возраста в контексте педагогической антропологии /Под общ. ред. Р.Р. Магомедова. Ставрополь, 2006.
35.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986.
36.Ратнер Ф..Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.
37.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. М., 1998.
38.Ромаева Н.Б. Гуманистическая педагогика России середины ХIХ – ХХ веков: методология и метатеория. М., 2003.
39.Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 2002.
40.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя школы. М., 2001.
41.Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольника. М., 1998.
Раздел II. Научно-методические рекомендации по организации предшкольного образования в группах кратковременного пребывания
2.1. Преемственность предшкольного и начального общего образования
Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального образования. В силу этого оно призвано обеспечить мягкий переход дошкольного детства в школьное ученичество. Правовыми основами развития и функционирования предшкольного образования в России являются документы, принятые международными организациями (Международная конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), а также законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»). Для Концепции предшкольного образования важными являются следующие положения этих документов: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.
Необходимость разработки Концепции предшкольного образования актуализируется в связи с недостатками, которые имеют место в подготовке детей к школе. Демократические преобразования государственных ступеней дошкольного и начального образования коснулись их организационной и содержательной сторон: гибкость и многофункциональность сети ДОУ, предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом, новые формы обслуживания дошкольников, вариативность моделей ДОУ и пр. Однако система подготовки детей к школе в контексте современных реалий имеет ряд недостатков, которые существенно препятствуют вхождению дошкольника в пространство начальной школы.
Основным недостатком в подготовке ребенка к школе является ошибочное представление о предшкольном периоде в жизни ребенка, который является периодом более раннего изучения программы первого класса начальной школы, сведение подготовки к формированию узкопредметных знании и умений. Вариативность образовательных программ привнесла в дошкольное воспитание неоправданное увлечение предметным обучением, а в начальную школу - многопредметность (обилие одночасовых предметов), что привело, по мнению авторов Содержания образования в двенадцатилетней школы (под ред. А.Ф. Кисилева, 2000), к перегрузке детей, к росту требований к поступающим в начальную школу, когда готовность будущего школьника определяется не развитием качеств, необходимых для осуществления новой деятельности и сформированностью ее предпосылок, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей психического развития ребенка - сензитивности разных возрастных периодов, роли ведущей игровой деятельности. В дошкольных образовательных учреждениях применяются «школьные» технологии, фронтальные занятия, систематический контроль за усвоением знаний и умений, вербальные методы обучения, что приводит к «овзрослению» дошкольного образования и искусственной акселерации развития ребенка. В начальной школе интенсивность процесса обучения (курсивное письмо, беглое чтение и пр.) не только не способствуют, но тормозят развитие, что усугубляется недостаточным вниманием к физическому воспитанию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста, охране и укреплению их здоровья. Ведущей идеей предшкольного образования должна стать идея развития ребенка и, в первую очередь, его эмоционально-нравственное развитие, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (коммуникативному, интеллектуальному, эмоциональному, творчески-деятельному).
По данным Министерства образования и науки, сегодня в целом по России чуть более 55% детей дошкольного возраста посещают детские сады или специально созданные дошкольные группы, и соответственно около 45% детей по разным причинам не получают дошкольного образования. Кроме того, сегодня резко обострились противоречия между основными ведущими пиниями образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вследствие этого в настоящее время дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к новой школьной форме жизни. Зачастую из-за того, что отсутствуют единые правила предшкольной подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Тем временем дошкольное (предшкольное) образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. По мнению экспертов, из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16-20 млрд. рублей ежегодно.
Цель предшкольного образования - создание благоприятных условий для развития у ребенка качеств, необходимых для будущей новой учебной деятельности (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности), развития фантазии, воображения, творческого самовыражения, интереса, а также положительной мотивации к встрече со школьным миром, умений самостоятельно добывать и применять знания, накопления опыта жить среди людей.
Содержание программы предшкольного образования должно учитывать опыт российского образования, образ жизни и ценности народов, населяющих регионы. В качестве признанных в современной педагогике основных ценностей предшкольного образования могут быть следующие:
· гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому ребенку; исключение принуждения и насилия;
· открытость растущего человека окружающему миру;
· самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижение предыдущего этапа развития, отказ от инфантилизации в образовании и преждевременной акселерации;
· индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка, создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности;
· образ учителя, его личностный пример в воспитывающем обучении.
Знакомство со школой, учебным процессом осуществляется в игровой форме, в решении учебных задач используются проективные технологии. Учитель, организуя учебное пространство, создает различные ситуации для продвижения детей, предоставляя им возможность выбирать задания и накапливать опыт учебной деятельности в своем темпе. Применительно к предшкольному образованию целесообразно говорить не об образовательной области, а о введении в образовательную область.
Обоснование цели предшкольного образования является дискуссионным. По мнению В.Т. Кудрявцева, форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, к тому же возводя барьеры для гармоничного включения детей в школьную жизнь. Это означает, что реализация указанной цели требует адекватных способов. Так, говоря словами самого В.Т. Кудрявцева, ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя и форсированная подготовка дошкольников к школе на специальных «тренировочных» занятиях, даже если они и проводятся в «игровой форме». Обоснование процессуальной составляющей предшкольного образования, реализующего указанные цели без ущерба физическому и психическому здоровью детей, - важная задача. С нашей точки зрения, развитие российского образования в компетентностной парадигме требует пересмотра и концептуальных идей предшкольного образования, которые влекут за собой определение его цели как набора компетенций, которыми необходимо овладеть дошкольнику, готовясь к школе.
Анализ существующих на сегодняшний день нормативно-правовых актов по предшкольному образованию, опыта его построения в различных Регионах, а также точек зрения ученых-психологов и педагогов позволяет обозначить следующие возможные модели предшкольного образования:
образование детей старшего дошкольного возраста, подготавливающее их к поступлению в школу в условиях дошкольных образовательных учреждений. По реализации данной модели на сегодняшний день накоплен богатый опыт, который носит как положительный, так и негативный характер Усилившийся в последний годы акцент на обучении детей в процессе их подготовки к школе, имеющий зачастую отрицательные последствия, позволяет говорить о необходимости модернизации данной модели в плане ориентировки ее на развивающее построение предшкольного образования в частности, развитие у детей предпосылок к овладению чтением, письмом и счетом;
образование детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательных учреждений-комплексов («детский сад-школа», «дошкольное гимназическое образование-прогимназия—гимназия»). Предшкольное образование в комплексе «детский сад-школа» по сути не отличается от соответствующего в ДОУ, однако обладает более благоприятными условиями для достижения преемственности в личностном развитии детей-дошкольников и младших школьников. Что касается модели «предгимназия», то она ставит целью сформировать у ребенка не предпосылки к овладению чтением, письмом, счетом, но умения читать, писать, считать на достаточно высоком уровне в условиях развивающего построения образовательного процесса;
образование детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования, в полной мере реализующих идею амплификации детского развития в процессе их подготовки к школе;
образование детей старшего дошкольного возраста на базе средней общеобразовательной школы в условиях групп кратковременного пребывания. В процессе построения и реализации данной модели важно не допустить «перекосов» в сторону школьного содержания и технологий.
Предшкольное образование реализуется в вариативных моделях: пред-школьные группы в ДОУ, в школе, в Центрах развития, в учреждениях дополнительного образования. Однако независимо от этого необходимо иметь разработанный стандарт предшкольного образования, имеющий инвариантное ядро, а также вариативную часть, отражающую социально-культурные особенности региона и специфику модели предшкольного образования.
Модель 1. Стационарное ДОУ (ДОУ полного рабочего дня).
Модель 2. Группы кратковременного пребывания (функционируют в утреннее время вместо стационарного ДОУ).
Модель 3. Центры поддержки развития ребенка в вечернее время в дополнение к стационарному ДОУ.
Модель 4. Центры поддержки развития детей, не посещающих ДОУ (на базе начальной школы).
На современном этапе в экспериментальном режиме апробируются различные модели предшкольного образования. Под руководством академика РАО, Д.И. Фельдштейна предлагается модель обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев (грант № 293 Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета). Коллектив авторов - Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев, Ю.Р. Силкин, А.С. Большое, Ю.В. Филиппов, Е.В. Прима и др. - разработали методические материалы по внедрению модели обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования в условиях полного пребывания ребенка дошкольного возраста в ДОУ, в Центре развития, с кратковременным пребыванием в образовательном учреждении, на базе начальной школы. Достоинством данной модели является детализация форм организации деятельности детей, включенных предшкольное образование, основных направлений линий развития ребенка (интеллектуально-математическое, интеллектуально-художественное, физическое, социальное, эмоциональное и т.п.), педагогических технологий содействия развитию детей дошкольного возраста.
Авторы программы сформулировали следующие показатели, которыми должен обладать ребенок дошкольного возраста, идущий в школу.
Развитие познавательной активности включает овладение знаковой системой (чтение, письмо, счет, измерение, музыкальная грамота, иностранный язык), овладение механизмами декодирования и кодирования зна-ково-символической информации, овладение представлениями и способами анализа различных свойств объектах и явлениях окружающего мира и перевода их в знаковую форму - образно-символические, условно-схематические, абстрактно-отвлеченные, запрещающе-разрешающие, указательные, универсальные (дорожного движения, учебные действия).
Развитие социальных способностей и навыков предполагает получение знаний о том, как необходимо договориться, сотрудничать друг с другом, достигать согласия в общем деле, принимать позицию другого, определять цель совместных действий, предвидеть конечный результат, развитие социально-коммуникативных умений в общении со сверстниками, взрослыми, развитие эмоционально-эффектной сферы и чувства принадлежности к группе, сформировать представления о себе.
Интеллектуально-математическое развитие - закрепление элементарных математических представлений, практических умений и навыков (выделять, распознавать, анализировать, сравнивать, осуществлять сериацию, классификацию, обобщать сенсорные свойства, качества, признаки предметов и фигур по различным основаниям), развитие основных познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), а также конструктивные способности - визуально-пространственный образ цифр, конструкция цифр, конструктивные элементы цифр, развитие представлений о геометрических фигурах (характерные признаки, видовое многообразие), знаково-символических средствах (цифра как зна-ково-символическое средство обозначения количества), о математических отношениях (количественный и порядковый счет, количественно-числовое и математическое отношение между объектами - часть, целое, половина, четверть, больше, меньше, равенство), о симметрии и асимметрии, развитие умений пользоваться эталонами измерения (условными мерками - величина, длина, высота, объем, масса, площадь, глубина), пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве (двух- и трехмерном), временные представления.
Развитие речи - формирование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте, навыков звукового анализа, сенсорных координаций (слухомоторных, ритмических), моторных компонентов речи, словарного запаса и культуры устной речи, внимания к собственным ощущениям ПРИ произнесении звуков, развитие красивой и разнообразной речи, регулярные функции речи.
Интеллектуально-художественное развитие представлено комплексом умений, специфичных для различных видов деятельности: рисование линейная графика - умение образно мыслить, ориентироваться на листе' пользоваться приемами письма кистью, использовать знания о цвете, работать самостоятельно, творчески, владение твердыми графическими материалами, восприятие линий и умение ими пользоваться; лепка, аппликация - развитие уровня сенсомоторной координации, глазомера, зрительно-пространственной ориентации в микропространстве, чувства симметрии.
Развитие конструктивного мышления и творческих способностей представлено умениями сознательно регулировать силу нажима руки, осуществлять латерализированные движения рук, сознательно подбирать фактуру и цвет материала на основе ассоциаций для создания выразительного образа, сознательно находить способы изготовления поделки, работать по схемам и чертежам и зрительно-пространственными ориентациями.
Физическое развитие включает неврологическую зрелость нервно-мышечной системы, наличие онтогенетических, тонических шейных влияний на функцию движения, основные навыки правильной осанки, оптимальные двигательные стереотипы, основные локомоторные движения (движения, связанные с перемещением в пространстве), манипуляционные движения (владение действиями с предметами на уровне моторики), развитие двигательных координации и пластичности нервной системы.
Психомоторное развитие представлено умениями свободно владеть своим телом (ориентировка в пространстве), ориентироваться в окружающем пространстве, четко реагировать на сигналы в соответствии с речевой инструкцией, поддерживать и произвольно регулировать двигательный образ, выполнять творческие движения (двигательные композиции), владеть мышцами руки (манипулятивные действия), осознавать выполняемые действия.
Музыкальное развитие связано с развитием слухового восприятия при прослушивании музыки, восприятием музыки с элементами музыкального анализа, выполнением артикуляционных и дыхательных упражнений, упражнений для свободного интонирования, умений пения хором и индивидуально, вокальной и инструментальной импровизации, участием в музыкально-дидактических, музыкально-двигательных и игре на музыкальных инструментах.
В данных разработках представлено содержание и технологии всех видов деятельности, как для образовательных учреждений, так и для семьи и по взаимодействию воспитателей и учителей школы. Комплексная образовательная программа содействия развитию детей 5-6 лет «12 месяцев» представляет расширенный спектр образовательных услуг, характеризуется личностно-ориентированным подходом, обладает дифференцированным и адаптивным характером, учитывая особенности детей, имеющих разный темп продвижения и различный уровень интеллектуального развития. Программа ориентирована на формирование адаптивных механизмов, обеспечивающих преемственность предыдущей и последующей ступеней образования. Основными задачами развития, обучения и воспитания детей 5-7 лет являются:
педагогическое обеспечение максимального соответствия особенностям и потребностям целостного развития всех воспитанников;
психолого-педагогическое обеспечение реализации ранней диагностики, профилактики и преодоления ситуаций и состояний риска в детском развитии силами педагогов и родителей;
разработка психолого-педагогических основ образовательной программы, обеспечивающей интеграцию общеразвивающих и адаптивных задач, которая может быть воплощена двумя способами:
а) адаптивные задачи включаются в образовательную программу и пронизывают ее уже на уровне исходных целей, а средства их реализации (виды деятельности) служат одновременно решению общих задач воспитания и развития детей, являясь движущей силой развития ребенка в данном периоде онтогенеза;
б) сложение целей общеразвивающей и адаптивной деятельности на уровне организации педагогического процесса: диагностика, профилактика и коррекция ситуаций и состояний риска в развитии в этом случае выступа ют как дополнительные составляющие образовательной деятельности.
Предложенная авторами модель предшкольного образования имеет следующие характеристики:
временная - 1 год перед поступлением в школу;
пространственная - ДОУ и расширенным спектром образовательных услуг (ДОУ полного дня, группы кратковременного пребывания, Центры поддержки и др.);
внешняя - максимальное осуществление принципов социального партнерства и сотрудничества (семья, школа, дополнительное образование);
внутренняя - педагогический процесс, в структуре которого целостно и во взаимосвязи реализуются цели образования, воспитания, развития детей предшкольного возраста в условиях педагогических систем;
структурно-содержательная - анализ, диагностика, прогноз, проектирование;
организация - единство функционального, операционного, мотивационного блоков развития личности; просвещение, организация деятельности и общения;
контроль и оценка - выявление и оценка результатов форм и способов организации педагогического взаимодействия, обеспечивающих индивидуальный темп продвижения развития воспитанника;
результативная - вариативный образовательный комплекс как условие обеспечения преемственности перехода к школьному обучению.
Разработанные методические основы реализации программы включают:
недельное планирование педагогической работы (14 занятий в неделю), включающее познание окружающего мира, приобщение к социальному миру, художественно-творческая деятельность (рисование, рисование-линейная графика, аппликация, лепка, конструирование), приобщение к культуре речи и подготовку к освоению грамоты, подготовку к физической культуре, психомоторные умения и способности, музыку; тематическое планирование работы, представленное сюжетно-тематическими занятиями недельных циклов, объединенных единым информационно-тематическим полем программы, которое постепенно раскрывается на каждом организованном занятии и в нерегламентированных видах деятельности (игровой, опытнической, художественно-творческой, театрализованной, оздоровительной, на прогулках, развлечениях, в беседах и др.). тематическое планирование позволяет максимально опираться на познавав тельный опыт ребенка, активизировать образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти, устанавливать ассоциативные связи, формировать предпосылки целостного представления об окружающем мире;
цели и задачи работы детализированы на 12 месяцев. Они содержат показатели телесного, социально-эмоционального, когнитивного развития детей по всем видам занятий, рекомендации к проведению занятий и конспекты занятий, а также нерегламентированные вида деятельности.
Анализ данной модели предшкольного образования при полной ее детализации не позволяет обнаружить, на каких концептуально-теоретических положениях строится данная модель. Педагогическая технология содействия развитию детей 5-7 лет представляет собой комплекс форм организации детской деятельности и методов развития детей в учебных и внеучебных видах деятельности: дидактические и сюжетно-ролевые игры, экспериментирование, развлечения, проектирование, экскурсии, имитации, схемы и модели, ведение календаря, комплекс игровых имитационных упражнений и т.п. Уровень развития детей осуществляется специальной диагностикой.
В рамках внутривузовского гранта ЮФУ кафедрой дошкольной педагогики проводятся исследования по разработке концепции и программы развития предшкольного образования. Основными методологическими позициями в их разработке определились положения о компетентностном и ценностно-смысловом подходах. Анализ современных исследований по проблеме компетентностного подхода позволил определить его значимость в обеспечении качества образования и понятийном аппарате, обусловивших разработку критериальных характеристик - компетенций, которых необходимо достичь выпускнику ДОУ на ступени предшкольного образования. Разработка компетенций предшкольного образования стыкуется с предложенными В.В. К
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!