Блок «Познаем грамоту, развиваем речь» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Блок «Познаем грамоту, развиваем речь»

2017-12-12 344
Блок «Познаем грамоту, развиваем речь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Д. Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой).

Исследования лингвистов, психологов, педагогов, показали, что пятый и шестой годы жизни являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольника в звуковую систему родного языка необходимо уже во время предшкольной подготовки.

Обучение грамоте должно носить общеразвивающий характер, способствовать развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и физических качеств личности ребенка. Особое внимание необходимо уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обучения и развития. Словесные игры включаются в каждое занятие, и их введение дается с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач.

Основная цель блока: развитие умений говорения и слушания, обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Занятия с детьми предшкольной группе по данному блоку, направлены на решение следующих задач:

- развивать фонематический слух, речевое внимание детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слова – первому действию по обучению грамоте;

- совершенствовать навыки звукового анализа слов различной конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков; сформировать представления детей о слоговом строении слов, о словесном ударении;

- познакомить детей со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания;

- развивать способность к овладению слоговым и слитным способами чтения, приучать детей грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Основные требования к уровню подготовки выпускников предшкольной группы

В результате изучения блока «Познаем грамоту и развиваем речь» ребенок может:

- выделять заданный звук в слове, слоге;

- ориентироваться в структуре предложения, определять количество слов, их протяженность;

- знать правила написания предложения;

- составлять звуковую модель слова, работать с кассой букв;

- знать все буквы русского алфавита;

- осуществлять слоговое и слитное чтение, понимать смысл прочитанного;

- изменять слова, образуя однокоренные;

- составлять модель предложения;

- давать характеристику звуков в слове;

- знать элементарные правила написания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».

Содержание

Раздел I. Слово и предложение

Слово. Слова длинные и короткие.

Предложение. Количество слов в предложении. Предложения длинные и короткие. Правила написания предложения. Составление модели предложения.

Раздел II. Звуковой анализ слов

Звук. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Определение звуков. Слог.

Определение места звука в слове. Количество звуков в слове, слоге. Звуковой анализ слова. Составление модели слова. Ударение.

Гласными звуки. Знакомство с буквами «а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и»

Раздел III. Знакомство с согласными буквами и буквами «Ъ» «Ь»

Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки русского алфавита. На что похожа буква? Из каких элементов состоит? Звонкий, глухой, мягкий, твердый звук. Начало слогового чтения.

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Выкладывание и чтение слогов. Формирование навыков слогового чтения. Формирование навыков слитного чтения. Выкладывание и чтение слов. Выкладывание и чтение простых предложений.

Примерная структура занятия

1. Разминка – задания на повторение («Место звука в слове», «На какой звук начинается это слово?», «Только на эту букву» и др.)

2. Звуковой анализ слова, составление модели слова.

3. Знакомство с буквой. Игра с заданиями.

4. Работа с предложением.

5. Игра «Назови слова».

Средства обучения

1. Наглядные: картинки с изображением различных предметов на разные звуки, алфавит магнитный демонстрационный, доска поворотная магнитная.

2. Дидактические игры: «На что похожа буква?», «Буквы - домики», «история в картинках -1», «История в картинках -2», «Кто в домике живет?», «Развиваем речь», «Расшифруй слова», кассы букв, фишки – модели звуков и слов.

3. Настольно-печатные игры: мозаика «Азбука», «Веселый грамотей», «По дорожке слов», «Слоги, слова, фигуры» и др..

4. Тетрадь в линию, в клетку по количеству детей, простые карандаши, ручки, пластилин.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.