Церковь Сент Мадлен в Везуле. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Церковь Сент Мадлен в Везуле.

2017-12-12 462
Церковь Сент Мадлен в Везуле. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В центре тимпана изображен Христос на троне, его ноги повернуты влево. По обеим сторонам мандорлы, под его распростертыми руками, сидят апостолы с книгами в руках. На них нисходит Святой Дух, изображенный в виде лучей, исходящих из пальцев Христа. Апостолы и Христос не обращены лицом к зрителю и не расположены традиционно в ряд. Это создает яркое ощущение индивидуальности фигур. в рельефности одеяний и выпуклости фигур. В соответствии с Деяниями Апостолов на радиальных кессонах изображены необращенные народы, иные из которых имеют не совсем человеческий облик. С правой стороны притолоки Петр и Павел возглавляют процессию паноциан с огромными ушами из Скифии, пигмеев и великанов. Слева язычники ведут на заклание жертвенного быка, а за ними римляне и скифы представляют людей дохристианской эпохи. На объединение Ветхого и Нового завета указывает фигура Иоанна Крестителя на центральном столбе, расположенная на той же оси, что и фигура Христа.

Сюжетные капители внутри храма содержат образы Добра и Зла, нередко отличающиеся иконографической сложностью. Ветхозаветные сцены в центральном и боковых нефах предрекают события Нового Завета, а новозаветные сцены в области нартекса и на фасаде здания дополняют предыдущие сюжеты.

Муасак.

Тимпан Муасака – это Видение Иоанна Богослова, которое он описал в Откровении.

В центре восседает Христос – величественный, недосягаемый, вознесшийся над человечеством, само воплощение Небесного порядка. Его окружают символы четырех евангелистов, а за ними стоят два ангела со свитками. Это единственное напоминание о Страшном суде. Остальное пространство занимают двадцать четыре старца: четыре в верхнем ряду, шесть под ними, и остальные – внизу, под “стеклянным морем”, которе плещется перед престолом. Причудливый меандр, словно, вырастающий из морд бестий и идущий по верхнему краю тимпана, толковался как цепи, которыми Геркулес связал Цербера, стража Аида.

Вся конструкция лежит на двух массивных дверных импостах, по волнистым и зигзагообразным краям которых находятся рельефные статуи – слева святого Петра, покровителя аббатства, справа – пророка Исайи.

Три пары львов, каждая из которых переплетена как бы крестом. Каждый звеь был вздыблен дугою и, стоя на задних лапах, передними упирался в спину другого. Что они означают – вопрос. Сборник “Физиолог” описывает добрые деяния Христа, связанные со львами. В данном положении они могут также означать силу и мощь, поскольку несут на себе притолоку. Но львы, кроме того, изображены на фоне огненных розеток архитрава на центральном столбе, что придает им иное значение – символа зла. Здесь наглядно проявляется амбивалентность романского визуального языка, опасное соседство, близость Добра и Зла, которая столь часто присутствует в романском искусстве.

статуи апостола Павла слева и пророка Иеремии справа.

Последнюю можно смело причислить к шедеврам муасакских скульптур. Она мало напоминает античные статуи. Верхняя часть торса святого полностью совпадает с поверхностью столба, только бедра слегка выступают за его пределы. Кажется, что святой твердо стоит на обеих ногах, но на самом деле левая нога перекрещена с правой, словно бы он танцует. На боковых стенах вестибюля портала в два яруса расположены двойные аркады с сюжетными картинами, а над ними проходят фризы. Слева изображены притча о бедном Лазаре и проклятии Алчности и Роскоши, а справа – сцены из жизни Христа.

. Это первый клуатр, на капителях которого изображены библейские и другие сюжетные сцены. На боковых столбах клуатра – десять мраморных рельефов, которые наряду с 88 капителями делают клуатр Муасака самым богато декорированным романским клуатром, сохранившимся до нашего времени. Двойные колонны чередуются с одинарными, поэтому размеры капителей и их изображения различны: сюжетные сцены чередуются с растительным или иным орнаментом. Угловые столбы украшены рельефами, а прямоугольные столбы находятся в центре каждого флигеля.

Ольн-де-Сентонь (Приморская Шаранта), бывшая коллегиальная церковь Сен Пьер де ла Тур.

Характерной чертой романского искусства Западной Франции явилось взаимопроникновение скульптуры и архитектуры, что особенно хорошо видно на примере архивольтов порталов в Ольн-де-Сентонь и в Сенте. Портал паломнической церкви Сен Пьер в Ольне содержит четыре крупных архивольта. На трех из них (кроме внутреннего) помещено множество небольших, радиально расположенных фигур. Каждая фигура высечена так, что каждый камень архивольта выполняет две функции: декоративную и конструктивную (несет арку).

Здесь вьется только звериный и растительный орнамент. Над ним – двадцать четыре фигуры с нимбами, которые держат в руках книги и сосуды и, вероятно, изображают пророков и апостолов.

Фигуры на этих двух архивольтах поддерживаются внизу маленькими атлантами, которых можно увидеть, только если встать под арку.

На четвертом архивольте расположились многочисленные животные и фантастические существа. Некоторые – сирены и сфинксы – пришли из античности. Другие являются персонажами местных легенд и мифов или олицетворением всех пороков, как осел с музыкальным инструментом.

Арка обрамлена торусом (полукруглым фризом), на котором протянулась вереница зверей, их загривки касаются границы арки, а морды обращены к ее центру.

Сен-Жиль-дю-Гар.

Фасад бывшей монастырской церкви – единственный образец романской архитектуры в городе. Он разделен на три части и фланкирован массивными угловыми башнями. Центральный портал выделяется приподнятой притолокой, более широким тимпаном и центральным столбом. Чувствуется влияние не только римской триумфальной арки, но и античной театральной архитектуры, как, например, в ступенчатом фасаде, сохранившемся в Оранже.

Сложная ступенчатая структура здания дополнена фризом, который проходит по всему фасаду, приподнимаясь над боковыми порталами. На фасаде представлен первый законченный и одновременно самый обширный в средневековой скульптуре цикл Страстей Господних, который содержит множество фигур.

Он начинается на левом откосе северного портала и на архитраве над дверью сценой входа в Иерусалим, продолжается на северном участке разделяющей порталы стены получения 30 серебреников Иудой и изгнания торговцев из храма и заканчивается на северном откосе центрального портала предсказанием троекратного отречения Петра.

На архитраве центрального портала изображены сцена омовения ног и Тайная Вечеря, а на южном откосе – “Поцелуй Иуды” и “Взятие под стражу”. “Христос перед Пилатом” и “Бичевание” изображены на южном участке разделяющей порталы стены, а правее располагается сильно поврежденная сцена несения креста. “Распятие Христа” находится на южном тимпане.

На фризе южного портала изображены события, происшедшие после смерти Христа. Некоторые сцены не относятся к Страстям Господним и поэтому представляют особый интерес – это “Воскрешение Лазаря” между северной стеной, разделяющей порталы, и откосом центрального портала, и “Мария Магдалина, омывающая ноги Христа” на откосе южного портала. Ганс Фегерс объясняет эти дополнения желанием включить в скульптурный цикл почитаемых в Провансе жен-мироносиц из Сент-Мари-де-ля-Мер, Лазаря и св. Максимина.

Прямоугольные ниши на разделяющих порталы стенах и откосы центрального портала украшены 12 фигурами в человеческий рост, которые, судя по надписям, все еще различимым на нимбах, символизируют апостолов. В первой нише перегородки, вероятно, находится Матфей, рядом Варфоломей, за ними Фома и Иаков Младший. На южном откосе находятся статуи Иоанна и Петра, а напротив них – Иаков Старший и Павел. Остальных четырех апостолов на южной разделительной стене сегодня установить невозможно. В крайней северной нише изображен св. Михаил, убивающий дракона, а на южном пандане – архангел, сражающийся с демонами.

Тимпан центрального портала был разрушен в 1562 г. протестантами и восстановлен в 17 в. Изображения Христа во славе и символов евангелистов, возможно, повторяют прежний тимпан. Рельефы в боковых тимпанах относятся к романской эпохе. Апостолы в нишах играют роль свидетелей Страстей Христовых на фризе, как бы подтверждая своим присутствием реальность событий, о которых рассказывает скульптурный цикл.

Тимпаны же выделяются на фоне этой сферы сцен. Сцена Распятия, не включенная во фриз на южном тимпане, приобретает характер триумфа Креста, символа римско-католической церкви. Разрушение синагоги, символа иудаизма придает сцене характер прославления христианской доктрины спасения. Считается, что эта скульптурная композиция связана с ересью Петра де Брюи, сожженного на костре в Сен-Жиле в 1143 г. Возможно, она создавалась с целью своего рода средневековой идеологической пропаганды. Богоматерь, восседающая на троне, на северном тимпане перекликается с иератической символикой сцены Распятия. Колонны по бокам отделяют ее от волхвов слева и видения Иосифа справа.

Много споров ведется вокруг датировки; до недавнего времени была распространена точка зрения, высказанная Ричардом Хамманом, согласно которой цикл был закончен не позднее 1129 г. Однако современные ученые отвергают ее. Сбивает с толку надпись, оставленная скульптором на заднем плане рельефа апостола Варфоломея, которая гласит “Бруно сделал меня”. Имя мастера Бруно упоминается в письменных источниках 1171-1186 гг. Изучение стиля позволило ученым предположить, что среди всех мастеров, работавших над циклом, наибольшее влияние на оформление фриза и тимпана оказал скульптор, выполнивший архангела Михаила. Однако ни один из аргументов не пролил свет на проблему датировки цикла. В настоящее время принято считать, что работа над скульптурами была начата во второй четверти 12 в. Но значения Сен-Жиля, многократно перепланировавшегося, несомненно, хотя споры не прекращаются и сегодня.

Сен Трофим в Арле.

Самый богатый скульптурами портал после Сен-Жиль-дю-Гар находится в бывшем соборе Сен Трофим в Арле. Портал, выполненный в виде одноарочных триумфальных арок, как и в близлежащем Сен-Реми-де-Прованс, не встроен, как обычно, в стену, а выступает вперед из плоского и неукрашенного фасада. Ансамбль необычайно хорошо сохранился, а реставрационные работы, законченные летом 1995 г., вернули ему оригинальный облик.

Иконографическая программа портала несет идею Страшного суда без того педалирования, которое присутствует в Муасаке или Отёне. На тимпане – мандорла с фигурой Христа и символы евангелистов. Его окружают сонмы ангелов на внутреннем архивольте. По притолоке проходит широкий фриз с сидящими фигурами апостолов. С северного края фриза начинается картина грехопадения, которая продолжается на фасаде изображением избранных, обращенных лицом к центру портала. На среднем откосе они встречаются с фигурой Авраама.

На противоположном откосе начинается изображение мук грешников, которые уходят от Христа прочь и попадают через врата в ад. На небольшом фризе внизу представлены сцены Рождества Христова. Слева апостолы Петр и Иоанн, справа – Павел и Андрей, в нишах на стене с северной стороны апостолы Иаков Старший и Варфоломей, с южной – Иаков Младший и Филипп. Возле двери с левой стороны изображен покровитель храма святой Трофим, а напротив него – избиение камнями святого Стефана, чьи реликвии хранились в Арле.

Ансамбль портала (вторая треть 12 в.) обладает необычайно цельным обликом. Во многом этому способствуют фриз, проходящий вдоль всего портала, и монотонная однообразность фигур на нем. Очевидно, что романская скульптура здесь не обладает прежней выразительностью и живостью, кроме того, не раз отмечалась определенная стилистическая зависимость от раннеготического стиля Шартра.

Портал – не единственная достопримечательность монастыря Сен Трофим. Он обладает самым экстравагантным клуатром с самым богатым скульптурным декором в Провансе. С романских времен сохранились лишь два крыла – северное и восточное. Они относятся к 1150-1170 гг. или, возможно, к концу 12 в. Иконографические темы сюжетных капителей северного крыла сосредоточены вокруг Страстей Христовых, между которыми вставлены ветхозаветные сцены. Они же чередуются со сценами детства Христа в восточном крыле клуатра. Вместе с фризом на фасаде это придает особую значимость христианской идее искупления.

Особенность клуатра в Арле и его главное отличие от Муасака состоит в том, что каждая из парных колонн увенчана собственной капителью, которые затем соединены вверху импостом, чтобы нести вес аркады. В результате фигуры занимают всю высоту капители, а орнамент, напоминающий декор портала, больше не покрывает пространство, заполненное фигурами, а выполняет индивидуальную, как правило, обрамляющую функцию. Это основные черты, свидетельствующие об особой адаптации античных форм на протяжении позднероманского периода в Провансе.

Ансамбль в Арле также свидетельствует об интенсивном обмене художественными идеями с романскими скульпторами Италии. Львы, поддерживающие колонны и пилястры, подобно львам в Сен-Жиль-дю-Гар, - всего лишь иконографический мотив. Об этом свидетельствуют капители с изображением видения волхвов и “Бегства в Египет” в восточном крыле клуатра. Считается, что это ранние работы Бенедетто Антелами – одного из важнейших мастеров итальянской романики.

Сент Фуа в Конке.

В тимпане над западным порталом церкви аббатства Сент Фуа (Святой веры) в Конке, выполненном во второй четверти 12 в., Христос восседает в центре на троне, с нимбом вокруг головы. Нимб окружен венком из звезд и облаков, что указывает на небеса как местопребывание фигуры на престоле. В этой сфере изображены и четыре ангела, двое из которых держат ленты с надписями с обеих сторон от головы Христа, а еще двое держат факелы у его ног.

В соответствии с видением Страшного суда, описанного в Евангелии от Матфея, Христос “поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую”. Такое разделение мира на добро и зло господствовавшее во всем христианском искусстве Средневековья, остается определяющим фактором культуры вплоть до нынешнего времени.

Христос из Конка – это строгий судья, делящий весь мир на рай и ад. Вертикальная разделительная линия проходит по стволу Креста, перед которым разместились нимб и трон, и по сцене взвешивания душ внизу. Его левая рука опущена вниз, правое предплечье вытянуто горизонтально, а согнутая в локте рука вертикально устремлена вверх. Своей позой Христос как бы представляет систему координат. Справа к нему приближаются прямые фигуры Марии, Петра и, возможно, основателя монастыря, а за ними следуют святые, которых трудно опознать, хотя считается, что среди них есть и Карл Великий. Непосредственно слева от Христа – четыре ангела, один из которых держит перед ним Книгу жизни, а другой размахивает кадилом. Двое ангелов, стоящих спиной к Христу, вооружены щитом и копьем с флажком, дабы защищать его от сил ада, занимающих правый край сцены.

В правой нижней части изображено строение с арками, увенчанное фронтоном и символизирующее райский дом в Новом Иерусалиме, как он описан в Апокалипсисе. В центре одной аркады сидит Авраам с двумя спасшимися праведниками, а в боковых аркадах видны святые мужи и жены по двое. В левой пазухе Рука Бога простирается к молящейся Святой Вере (лат. Санкта Фидес, фр. Сент Фуа). За фигурой святой видны цепи, свисающие с аркад. Они сковывали узников, помилованных по ее просьбе. В правой пазухе ангелы разверзают могилы, откуда встают мертвые, чтобы после взвешивания душ попасть или в рай, или в ад. Двери в оба загробных мира широко распахнуты; они особенно хорошо заметны благодаря натуралистичному изображению рам и замков, причем одну от другой отделяет прочная связь.

Левая рука судьи указывает по диагонали вниз, на осужденных, корчащихся в аду. Упорядоченность рая контрастирует с хаосом преисподней. Из адских врат высовываются раскрытые челюсти Левиафана, который глотает проклятых и извергает их в ад. Это чудище из финикийской мифологии служило в Библии олицетворением хаоса. Именно его Бог победил в начале творения, однако это же чудище легко пробудить и вновь вызволить из плена, если изрыгнуть проклятье существующему порядку. На конкском портале Левиафан изображен в виде адских челюстей, за которыми властвует дьявол. Сидя внутри фронтона как антипод Авраама, дьявол с короной на голове вершит свой адский суд, распределяя наказания в зависимости от тяжести совершенных грехов.

Висельник с мешком на шее по левую руку от дьявола указывает на Иуду, тогда как изображенные по другую сторону нагая женщина и монах (то есть человек церкви) ожидают своих адских мук. За ними рыцарь вместе с лошадью летит в ад вниз головой. Здесь не просто выставляют напоказ адские пытки: каждая из этих мук для человеческой плоти служит наказанием людских пороков и грехов. Низвергнутый рыцарь олицетворяет высокомерие, а монах и обнаженная женщина – прелюбодеяние. В верхней полосе показан даже епископ, которого обвиняют в злоупотреблении церковной должностью, а обжору подвесили за ноги.

 

Билет 19.

Романская скульптура Франции. Алтарная преграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе, капители Клюни, скульптура капителей Отена и Везле, скульптура Суйяка.

 

Монументальная скульптура появилась во Франции не сразу. Первая романская скульптура представляла собой скорее ряд отдельных элементов, которые, возможно, даже не были созданы в рамках архитектурного контекста. В частности, Бернард Рупрехт считает, что знаменитая дверная притолока в Сен-Жени-де-Фонтен является работой цеха пиренейских мастеров, которым принадлежит целый ряд декоративных элементов в разных церквях.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.