Модели дистанционного обучения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Модели дистанционного обучения

2017-12-12 328
Модели дистанционного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В деле объединения человечества на основе определенных ценностных оснований и целевых ориентиров, безусловно, одним из приоритетных становится непрерывное образование. Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека. Идея непрерывности образования появилась в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане она была впервые теоретически обоснована и представлена великим чешским мыслителем и педагогом Я. А. Коменским, выстроившим в своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией. Одна ко в полной мере общество смогло приступить к осмыслению и воплощению данной идеи на практике лишь в последней трети XX в.

 

Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе можно встретить такие устойчивые сочетания, как «образование взрослых» (adult education, Feducation des adultes, Erwachsenenbildung); «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education); «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung); «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrent education) как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой; «перманентное образование» (permanent education); «пожизненное образование» (lifelong education); «пожизненное учение» (lifelong learning, Feducation permanente).

 

В каждом из этих терминов сделан акцент на определенной стороне рассматриваемого нами явления, но общей в смысловом отношении оказывается идея пожизненной незавершенности и неза-вершимости образования для взрослого человека, а значит, объективно существующая для него необходимость постоянно оставаться в позиции ученичества.

Проблематику непрерывного образования можно условно разделить на две основные сферы. Первая связана с построением системы непрерывного образования как части социальной практики — социально-образовательный аспект непрерывного образования', вторая — с процессом освоения самим человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта — психолого-андрагогический аспект непрерывного образования. Именно поэтому во второй половине 90-х годов XX столетия в сфере образования взрослых было провозглашено сочетание принципа непрерывности образования с принципом учения в течение жизни и созданием обучающегося общества. Тем самым сделана попытка закрепить в общественном сознании понимание взаимной ответственности общества, государства и личности за развитие образовательных процессов.

 

Среди функций непрерывного образования выделяют: развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста); компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации); интегрирующую в незнакомый культурный контекст; ресоциализации (повторной социализации).

 

В содержании непрерывного образования принято выделять три основные смысловые области, связанные с обучением взрослого населения: обучение грамотности — в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации (Job qualification); общекультурное — дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью (life qualification).

 

В качестве обобщенных социально значимых показателей образованности (как результата получения образования) на стороне личности выступают грамотность, профессиональная компетентность, культура. Остановимся на этих понятиях подробнее.

 

Грамотность — это социально-педагогическая характеристика личности, отражающая способность к прочтению, восприятию и пониманию необходимого объема социокультурной информации, закодированной в определенной знаковой или коммуникационной системе. Уровень грамотности человека обусловливает степень доступности для него той или иной информации, которой владеет общество (социум), а значит — меру адаптивности к окружающим природным и социальным условиям.

Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменяется вместе с требованиями общества. В течение тысячелетий, когда речь заходила о грамотности, имелось в виду лишь умение читать и писать. Двадцатый век породил такие понятия, как «политическая грамотность», «компьютерная грамотность», «грамотность в области СМИ» и др.

 

Различают не только содержательное наполнение грамотности, но и ее уровни. «Уровень грамотности» — понятие, обозначающее степень овладения знаковыми системами естественных или искусственных языков. Главные из них: элементарная, или исходная, грамотность; функциональная грамотность; базовая общекультурная грамотность; надфункционалъная грамотность.

 

К сожалению, современная проблема неграмотности взрослого населения оказывается значительно шире, нежели неумение читать. (Хотя и эта проблема еще не в полной мере решена человечеством. Так, по данным ЮНЕСКО, к началу XXI в. примерно 900 млн взрослых людей в мире были неграмотны. Неслучайно по решению этой организации был провозглашен Международный день борьбы с неграмотностью.)

 

В 90-е годы XX столетия в обиход вошло понятие «функциональная неграмотность». Оно указывает на наличие в обществе категории людей, не имеющих знаний, умений, навыков, которые необходимы для полноценной жизни и взаимодействия с другими членами общества, соответствующего цивилизационно-культурному уровню развития социума. Невозможность функционировать в условиях информационного, поликультурного, открытого общества в той или иной степени обнаруживается по мере появления новых экономических и социокультурных реалий у многих взрослых людей, не прошедших специального обучения. Представители старших поколений нередко не могут стать грамотным потребителем, хозяином бытовой техники, пользователем Интернета, клиентом банка, партнером иностранных организаций. Индикатором масштабности явления функциональной неграмотности в сфере коммуникации и информации служит структура предлагаемых на рынке обучения образовательных услуг, среди которых на первый план вышли подготовка пользователя PC, иностранный язык, психологические тренинги.

При определении меры профессионализма человека в качестве одного из ключевых сегодня используется понятие компетентности. Компетентность — это интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в об-щесше на настоящий момент нормативами и стандартами. Именно поэтому понятие компетентности носит конкретно-исторический характер. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Будучи динамичной, компетентность проявляется и может быть оценена только в ходе практической деятельности, а ее уровень может повышаться непрерывно (или сходить на нет!) на протяжении всей профессиональной жизнедеятельности.

 

Уровни компетентности — ее качественные состояния, характеризуемые мерой развития способности работника действовать со знанием дела при исполнении совокупности служебных обязанностей.

 

В основе компетентности лежит понимание существа выполняемых задач и их связи с задачами, выполняемыми другими субъектами. Поэтому ее уровни могут быть охарактеризованы исходя из общих представлений о возможностях развития познания и осмысления реалий, сопряженных с процессом деятельности. Среди них принято выделять: а) допрофессионалъный (или дилетантский), основанный на житейском здравом смысле и обыденном сознании; б) эмпирический — понимание дела, сформировавшееся в ходе повседневного практического опыта, обычно тяготеющее к примитивному прагматизму и характеризующееся консервативностью; в) теоретический — понимание, сложившееся в ходе освоения знаний из соответствующих отраслей науки; г) методологический, позволяющий выстраивать собственный концептуальный путь в профессии на основе его осмысления, достигнутый в результате интеграции теоретических знаний и практического опыта.

 

Развитие технологий современного производства, активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни предъявляют новые требования к профессиональной компетентности современного человека. Недостаточная компетентность в этой сфере обусловливает процесс маргинализации специалистов, возникновение группы риска среди занятого населения.

В контексте образовательной проблематики используется также понятие «культура». Это многозначный термин, наиболее употребительный в двух главных смыслах: как объективированный социальный опыт — совокупность достижений человеческого общества в различных сферах его жизнедеятельности: технологии, экономике, политике, социальных отношениях, духовной области; как уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения индивидом накопленного человечеством социального опыта и степенью развития способности к его обогащению.

 

Отражающая своеобразие целостности, присущее внутреннему миру определенного субъекта, культура может трактоваться как результат соединения профессионального опыта человечества в определенной сфере с опытом отдельного субъекта — носителя профессиональной деятельности, достигшего уровня постижения ее смысла и механизмов действия.

 

Культура творится многими людьми, внутренне объединенными по какому-либо признаку. Индивидуальная профессиональная культура производна от опыта субъекта более крупного масштаба и вбирает в себя его специфику. Принадлежность к определенной культуре легко обнаруживается в профессиональном поведении специалиста. Носитель профессионального опыта, становясь творцом культуры, привносит в нее отпечаток своеобразия и уровня профессионально-личностного развития.

 

В структуре непрерывного образования до недавнего времени принято было четко разграничивать его виды: формальное, неформальные, информальное. Формальное образование называется так потому, что оно регламентируется, нормируется (приобретает установленные формы) со стороны государства и общества. Способами такой регламентации являются стандарты, образовательные системы определенного типа, закрепленные законодательно. Люди, получившие формальное образование, приобретают совокупность законодательно установленных прав, основанием для предоставления которых служит документ (свидетельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного образца. Оно открывает доступ к следующей ступени образования в, рамках существующего законодательства. Определенные ступени формального образования утверждаются государством как обязательные для всех граждан. Причем обязательный образовательный ценз, обычно провозглашаемый и закрепляемый конституционно, в определенной степени становится прогностическим показателем качества жизни и образованности населения той или -иной страны.

Понятие неформального образования включает в себя все виды образовательных программ и учебных курсов, не дающих права на получение сертификата, обеспечивающего изменение профессионального статуса. Неформальное образование при желании позволяет осуществлять общекультурное развитие человека на всех этапах его жизни независимо от исходного образовательного уровня. Обычно оно связано со сферой любительских увлечений и реализацией творческого потенциала личности. Иногда неформальное образование играет компенсирующую или адаптивную роль для людей, по тем или иным причинам не сумевших или не желавших получить формальное образование.

 

Информальное образование — такое понятие не вполне органично для русского восприятия. Являясь прямым лингвистическим переносом из западной андрагогической практики, оно употребляется лишь в специальной литературе. Под информальным (т.е. находящимся вне какой-либо формы) подразумевается обучение, «встроенное» в течение жизни: осуществляемое в ходе общения, происходящее под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других. Образование взрослых всегда рассматривалось в контексте жизненного пути человека, где «университетами становятся не только учебные аудитории и библиотеки, но и коллеги, друзья, дети, средства массовой информации»1. Недаром многие из состоявшихся личностей «разговор с умным человеком» воспринимают как феномен, имеющий непосредственное отношение к образованию.

 

В современном опыте образования в течение жизни перечисленные три вида все чаще начинают взаимопересекаться, обеспечивая действительную непрерывность учения. Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней формального образования — дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального, высшего, где каждый образовательный уровень предполагает возможность перехода на последующий. Движение по линии «вертикальной интеграции» во многих случаях сопряжено с ориентацией на служебное продвижение, карьерный рост.

Важный содержательный признак непрерывности — «горизонтальная интеграция», т.е. соотнесенность образования, получаемого вне формальной образовательной системы (в том числе спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образованием в рамках учебных заведений и специально организованных образовательных программ. Исследователи андрагогических процессов выделяют также третий вектор образовательного движения, направленный «вглубь», т.е. на осознанное самопознание и духовное развитие человека.

 

Важно понимать, что интеграция результатов всех видов образовательной и просветительской деятельности может произойти только «внутри» взрослого человека, в его субъективном мире. Эта интеграция в какой-то мере осуществляется на основе синергети-ческих процессов, т.е. по принципу самоорганизации поступающей извне информации, имеющей обучающий смысл. Чем осознаннее взрослый человек выстраивает траекторию своего образования, тем более управляемым становится его информационное взаимодействие с миром. Одной из задач андрагога является помощь взрослому человеку в выборе образовательных ориентиров в огромном массиве информации, поступающей по разным каналам.

 

Для андрагога важно понимание того, что непрерывное образование человека — явление более глобальное, нежели просто включение взрослых в организованные формы образования или создание системы непрерывного образования людей в целях развития производства, экономики, социума. Не ограничиваясь конкретными сроками обучения, «стенами» и правилами учебного заведения, непрерывное образование приобретает черты жизнедеятельности, а сама жизнь человека — черты непрерывного образовательного процесса. Именно непрерывность учения на протяжении жизни способствует образованию полноты человеческого качества (иными словами — человеческого образа). С этих позиций сочетание «не-образованный человек» приобретает гораздо более глубокий бытийный смысл: человек, еще не нашедший своего образа.

 

Подобное понимание идеи непрерывности предполагает особую позицию учащегося человека. Он видится полноправным участником образовательного процесса, самостоятельно определяющим, у кого, чему и как ему учиться для выполнения своих жизненных задач и планов. На этом фоне «вести» взрослого учащегося — значит содействовать развитию непрерывности образовательного процесса на всех уровнях государственного и общественного устройства.

Реализация принципа непрерывности образования на практике связана с определением и нормативным закреплением его структуры; обеспечением социальных прав и гарантий каждому, желающему продолжать образование; созданием государственно-общественной системы управления развитием этой структуры; формированием культуры непрерывного обучения у на селения; подготовкой достаточного количества специалистов, способных обеспечить обучение любых категорий и групп взрослого населения на любом из этапов их жизнедеятельности.

 

В социально-образовательной практике ключевое значение для осуществления принципа непрерывности образования имеет наличие преемственности звеньев образовательной системы и разветвленности каналов неформального образования за пределами базового образования.

 

Таким образом, непрерывное образование предстает перед нами одновременно и как общественно-государственная система, обеспечивающая реализацию принципа непрерывности обучения в обществе, и как внутренний процесс, сопровождающий становление субъекта на основе обучения в течение всей жизни. При этом по отношению к жизнедеятельности человека оно выполняет две основные функции: профессионально-личностного развития и адаптации к изменяющейся ситуации.

Формы деловой коммуникации.

 

.Деловой разговор-самый распространенный метод деловой коммуникации. Его цель-обмен информацией по конкретному в-су. Участников минимум 2. Коммуникативные средства типичны для любой беседы – обмен репликами, вопросами и ответами, мнениями и оценками. Результат зависит от продуманности его составляющих: 1.подготовительный этап, когда четко определяется предмет разговора и субъект общения; 2.фактический и эмоциональный компонент – могут меняться и по новому влиять на предстоящий разговор; 3.предварительная ситуация-основанием разговора может быть как спонтанно развивающиеся событие, так спровоцированный инцидент.Эффективность р.зависит от манеры держаться, речевой культуры,умения слушать и т.д.Все акции человеческого взаимодействия осуществляются и завершаются при помощи различных по форме, содержанию и функциям деловых бесед. По форме: беседы равных по положению партнеров и неравных(руководитель-подчиненный).Беседа- это обмен информаций, но в зависимости от предметного содержания носит многоцелевой характер. Структура: 1.начало;2.передача информации;3.аргументирование и опровержение доводов собеседника;4.принятие решения. Важное значение имеет начало б., поскольку необходимо установить контакт и создать благоприятную обстановку. Основная часть беседы начинается с изложения ее инициатором своей позиции, важно так подготовить свой вопрос, чтобы он был коротким, интересным, не дискуссионным, тщательно обосновать свои суждения, проявлять уважение к своему собеседнику и его мнению. Эффективен Вы-подход, предролагающий умение ставить себя на место партнера(Вам будет интересно узнать…., как Вы знаете… и т.д.).Беседа завершается принятием какого-либо решения-взаимоприемлемого или ассиметричного(устраивает только одну сторону). Деловое совещание-форма делового общения группы по обсуждению производственных вопросов и проблем, которые требуют коллективного осмысления и решения.Участники: коммуникативный лидер (руководитель отдела или подразделения, которому поручено провести совещание) и специалисты в чьей компетенции находится данная проблема. Типы совещаний: по планированию; по мотивации труда; по контролю за той или иной деятельностью работников(обсуждение результатов деятельности); специфические для предприятия(оперативные вопросы, конкурентоспособгость и т.д.). При подготовке к совещанию необходимо: сформулировать цель-описать ожидаемый результат, тема совещания(предмет обсуждения) должна быть актуальной и представлять интерес для участников; повестка с., время проведения (не более 2 часов), число участников совместных обсуждений (6-7 чел.), организация пространственной сферы. Решения, принятые на совещании обязательно должны выполняться. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор часто являются составляющими таких форм делового общения, как совещания, собрания и конференции, а могут иметь и самостоятельное значение. Дискуссия представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу. Массовые дискуссии характеризуются тем, что все участники, за исключением председателя находятся в равном положении. Вопрос обсуждается в соответствии с регламентом и под председательством должностного лица. Для групповой дискуссии характерно обсуждение вопроса специально подготовленной группой перед аудиторией от 3 до 10 оппонентов. Основное коммуникативное средство-диалог, который каждый раз ведут 2 участника. Число участников может меняться. Ведущий регулирует ход дискуссии, следит за регламентом, руководит обменом мнений и произносит заключительное слово. Симпозиум – ряд кратких выступлений группы людей по какому-либо научному вопросу. Цель –изложение различных точек зрения для расширения кругозора участников (4-5 чел.) 2-4 короткие речи участников и их комментарии, затем вопросы слушателей, иногда допускаются и их комментарии. Председатель контролирует, чтобы вопросы были кратки и понятны. Процедура симпозиума идентична той, которая принята на массовой и групповой дискуссии. Спор- широко применяется при обсуждении разногласий, когда отсутствует общее мнение по обсуждаемому вопросу, характеризуется борьбой мнений, которая может достигнуть конфликта.Участники имеют равные, пред, предмет обсуждения спорного вопроса четко не определен; спор не регламентирован. Полемика-спор, с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Отличается от всех видов дискуссий своей направленностью. В дискуссии, высказывая противоречивые суждения участники пытаются установить истину и прийти к единому мнению, участники полемики – утвердить собственную позицию.Полемисты решают социально значимые вопросы(выработка новых взглядов, отстаивание прав человека). Дебаты-прения. Дебаты – обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения-публичный спор по какому-либо вопросу. Являются средствами проведения собраний, конференций, заседаний. Пресс-конференция – встреча официальных лиц(руководителей, политических деятелей, представителей гос.власти, бизнесменов и т.д.) с представителями телевидения, радио для информирования общественности по актуальным вопросам. Цель – предоставить точку зрения на какую-либо общественно-значимую проблему. Выбирается дата и время проведения, заранее извещаются СМИ (за 7-10 дн.)Для всех присутствующих готовится необходимая информация или текст доклада, проводится предварительная встреча с представителями прессы. Длительность.-п.-к. не более 60 мин. Структура: вводная часть; приветствие; объяснение причин проведения; программа; представление выступающих;информация о материалах, предоставляемы прессе; выступления (не более 2 выступающих по 10 мин.); обсуждение. Итоги подводятся после публикаций.

 

ПСИХОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВА.

 

Группа – форма социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения, является самостоятельным субъектом деятельности.Анализ группы рассматривается по следующим параметрам: композиция группы,структура и групповые процессы. Композиция г.(состав)-совокупность характеристик членов группы(численность,национальность,соц.положение и т.д.) Структура г.-рассматривается в зависимости от функций, которые выполняют ее члены и с точки зрения межличностных отношений.Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура) власти и коммуникаций. Групповые процессы-показатели развития и сплоченности группы, система статусов и ролей. Статус – психологические характеристики, которые определяют место человека в группе, реализуется через функции, выполняемые человеком, в соответствии с его положением. В отношении каждого члена группы существует система ожидания. Поощряется поведение, соответствующее образцу, а не соответствующее наказывается. Большие по численности группы – возникают стихийно, существуют недолго: толпа, публика, аудитория; длительно существуют и обусловлены исторически:этнические образования,профессиональные или социальные группы. Под влиянием м больших групп формируются нрмы и ценности малых.Их анализ необходим для понимания смысла социальных процессов. Малая социальная группа немногочисленна, члены объединены общей целью своей деятельности, непосредственно общаются и на основе этого группа развивается как целое. По поводу численности нет общего мнения (от 3 чел.).Социометрическая структура – система предпочтений и отвержений, эмоциональных симпатий и антипатий между членами группы (социометрические звезды,высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные,принебрегаемые, изгои). Факторы, влияющие на величину статуса: внешний вид, успехи в ведущей деятельности, умственная одаренность, некоторые свойства темперамента. Для динамики статусов членов группы необходимо разнообразить формы групповой деятельности, в процессе чего происходит перераспределение функций, что раскрывает личностные возможности членов группы. Коммуникативная структура гр.-позиции членов группы в системе информационных потоков, связывающих ее членов. Человек, являющийся информационным центром считается коммуникативным лидером. При анализе информационных групповых связей используется термин «коммуникативная сеть». Она бывает 2 является видов: 1.централизованного, когда один из членов группы находится в центре информационных потоков и через него осуществляется общение остальных участников;целесообразность применения – для решения задач, возложенных на группу и в случае необходимости простимулировать лидерство; 2.децентрализованная-предполагает равенство участников сети, все могут принимать, передавать и перерабатывать информацию, вступая в прямое общение с участниками совместной деятельности.Применяется при решении нестандартных задач, когда деятельность должна служить развитию межличностных отношений. Структура социальной власти-система взаиморасположенийчленов группы в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Ее формы-лидерство и руководство. Лидер-лицо, облеченное властью, пользуется авторитетом, имеет право на влияние и оценку,является носителем и активным проводником в жизнь ценностей и целей группы. Его установки и ориентации являются эталоном для других. Руководство – процесс управления группой, осуществляется руководителем, который наделен властью и полномочиями. И лидерство и руководство решают задачи стимулирования группы для выполнения определенных задач, но лидер больше ориентирован на внутренние интересы группы. Групповые процессы-правила, которые регулируют взаимоотношения между членами группы, вырабатываются группой и принимаются ее большинством. Для их соблюдения вырабатывается система функций: поощрительных, когда поощряются члены, исполняющие требования группы и запретительных, которые ориентированы на наказание невыполняющих нормы членов группы. вынужденное принятие норм и ценностей группы под угрозой ее потери или своего положения в ней называется конформизм и является одним из главных механизмов поддержания целостности группы.Важный показатель в характеристике состояния группы ее сплоченность. Это процесс, который сопровождает ее на всех этапах развития и делает ее психологической общностью. На сплоченность влияют: эмоциональная привлекательность членов гр., межличностная совместимость(включает структурную с.-совместимость темперамента, характера, личностных качеств и функционально-ролевую –соответствие представлений о тех ролях, которые будут реализовываться в процессе взаимодействия); срабатываемость-такое взаимодействие, которое позволяет добиться успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и порождает высокий уровень взаимопонимания. Сплоченность зависит от характера руководства и стиля принятия решений. Коллегиальный стиль руководства способствует сплочению группы.ПСИХОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА. Производственный коллектив занимается производительным трудом. Его основные характеристики: это реальная группа, где люди знают друг друга и объединены совместной деятельностью и целью; их цель –общественно-полезная трудовая деятельность.Эта цель принимается большинством коллектива как личностно значимая; для проявления творчества в труде создаются благоприятные условия; взаимоотношения носят не только формальный характер, а учитываются индивидуальные особенности членов коллектива и поощряется индивидуальный стиль труда; коллектив рассматривается как целостный субъект трудовой деятельности,который реализует собственные идеи по постановке и выполнению производственных задач. Главная нерешенная проблема психологии производственного коллектива-это проблема соотношения и взаимоотношения личности и группы.Она осложняется тем, что личности и коллективы сильно разнятся по своему общекультурному уровню. Общественное мнение – отношение социальных групп, которое выражено в суждениях, идеях и представлениях к явлениям и проблемам социальной жизни.

Содержание акмеологической концепции

Проведенный теоретико-методологический анализ возможностей применения акмеологических знаний и подходов в решении проблемы развития субъекта до уровня профессионала, профессионализма личности или деятельности, обобщение проведенных акмеологических теоретических исследований позволили приступить собственно к задаче разработки акмеологической концепции развития профессионала. Ее качественно строгое описание будет представлено ниже. Данная концепция носит обобщающий характер и содержательно представляет собой систему взглядов, руководящую мысль о путях и методах развития субъекта труда до уровня профессионала.

Предлагаемая акмеологическая концепции имеет две плоскости представления данной системы взглядов: содержательную и структурно -процессуальную.

Содержательно развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного «обогащения», включающего повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных личностных установок и стандартов.

В данном понимании опора осуществляется на методологический принцип субъектности, который сейчас весьма полно представляет акмеологические «интересы». Признаками субъектности, согласно данным акмеологических исследований, являются следующие «параметры активности» человека:

♦ активная ориентировка (в новой ситуации, материале);

♦ осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути);

♦ инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение;

♦ интенсивная включенность в деятельность;

♦ стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приемами саморегуляции;

♦ осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии;

♦ постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление;

♦ стремление к самореализации и творческому созиданию;

♦ интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других.

Эти субъектные параметры были учтены при формировании концепции развития профессионала.

Процессуальное развитие субъекта труда до уровня профессионала, согласно проведенному анализу, следует рассматривать с системных позиций, а именно в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, рефлексивной самоорганизации и в плане раскрытия творческого потенциала личности. Их содержание раскрывается на уровне общего с конкретизацией на уровне особенного для определенных видов профессиональной деятельности (для иллюстрации взяты государственные служащие систем федерального и регионального управления, представляющие один из самых сложных видов управленческой деятельности).

Рассмотрим данные системные представления в виде качественно строгого описания психолого-акмеологического содержания подсистем и связей между ними.

Подсистема профессионализма деятельности. Подсистема профессионализма деятельности профессионала характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства, а также акмеологических инвариантов профессионализма, выступающих в качестве специальных базисных умений.

Главным когнитивным компонентом подсистемы профессионализма деятельности является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность в психологии труда и профессиоло-гии определяется как сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов. Профессиональная компетентность прямо связана и с профессионализмом личности – собственно сфера ведения, круг знаний имеют самое непосредственное отношение к ней. К подструктуре же профессионализма деятельности относится лишь та ее составная часть, которая связана с умениями эффективно действовать в сфере этого профессионального ведения. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяются спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежностью к определенным типам. Результаты конкретных акмеологических исследований проблемы профессиональной компетентности будут представлены во втором разделе книги.

В структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек – человек», «человек – группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы», особая роль принадлежит психологической компетентности, которая позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.

Психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидульную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность в самом общем виде состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов1:

♦ гностического, включающего систему необходимых психологических знаний;

♦ проектировочного, связанного с процессами прогнозирования и предвосхищения;

♦ регулятивного или конструктивного, заключающегося в умении оказывать влияние;

♦ коммуникативного, проявляющегося в эффективном общении.

Принято считать, что существует пять основных взаимосвязанных видов психологической компетентности:

1) социально-перцептивная компетентность (знание людей, ее основу составляют наблюдательность и проницательность);

2) социально-психологическая (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу, коллектив);

3) ауто-психологическая (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

4) коммуникативная (знание различных стратегий и методов эффективного общения);

5) психолого-педагогическая (знание методов осуществления влияния).

Заметим, что в данной типологии отмечен главным образом гностический компонент, хотя и другие должны быть представлены также, если дать более развернутое описание.

Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.