Этикет речевых культур. Элитарная, литературно-разговорная речевая культура, просторечие. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Этикет речевых культур. Элитарная, литературно-разговорная речевая культура, просторечие.

2017-12-12 286
Этикет речевых культур. Элитарная, литературно-разговорная речевая культура, просторечие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сферу коммерции и административно – правовых отношений сегодня влились огромные массы самых разных по культурному уровню, образованию и социальному статусу людей.

Специалисты разработали типологию речевых культур, которые сосуществуют в деловом общении.

Самым высоким типом является:

1) Элитарный тип речевой культуры:

а) речь представителя элитарной речевой культуры отличается богатством, выразительностью, аргументированностью, логичностью;

б) не менее важно для элитарной речевой культуры, соблюдение всех этических норм общения: вежливость и кооперация (сотрудничество) в процессе диалога, отсутствие грубых и нецензурных выражений, отсутствие повышенного тона с подчиненными;

в) представители этой культуры должны знать все стили речи и владеть

ими, т.е. он должен с равной легкостью написать научный доклад и статью, выступить с пресс-конференцией, дать интервью, не говоря о профессиональной речевой деятельности (составление докладов, проведение совещаний, переговоров, деловых встреч).

«Тип элитарной речевой культуры характеризует лишь немногих представителей нашего общества». (Д.С. Лихачёв).

2) Средняя речевая культура:

а) характеризуется меньшей строгостью соблюдения всех норм, однако ошибки в устной и письменной речи не носят системного характера;

б) в отличие от носителей элитарной речевой культуры, она владеет 1 или 2-мя (например, разговорным или деловым). Это самый массовый тип речевой культуры Вов всех сферах нашей общественной жизни;

в) она характеризуется не строгим выполнением этикетных требований: переходы на «ты» в общении при каждом удобном случае.

3) Фамильярно–разговорная.

Носители этого типа могут быть разновидностью типа речи, если общение протекает вне официальной обстановки, в сфере близких родственных отношений. Эти же типы могут быть самостоятельными и едиными для носителей языка.

В таком случае их представители не учитывают фактор официального общения, употребления слов прощания (пока, давай, будь) или вместо «здравствуйте» – «здорово».

4) Просторечие

Оно является показателем низкого образовательного и культурного уровня.

Этот тип отличается весьма ограниченным запасом слов, синтаксическая монотонность речи (неумение строить сложные предложения), высокая насыщенность экспрессивных средств, слов – паразитов, ругательств, сознавая ущербность своей речевой культуры. Такие люди включают в свою речь иностранные слов, не зная их значения.

Ошибки в устной и письменной речи носят системный характер, причём в устной форме преобладают и лексические ошибки.

В условиях делового общения просторечие в чистом виде встречается редко, а чаще его разновидность - профессионально ограниченная речевая культура. Её грамматические нарушения речи, не различие сферы «ты» и «вы», а также жаргоны и монотонность речи.

Эти типы речевых культур необходимо знать деловому человеку. Таким образом, точная квалификация речевой культуры собеседника помогает выбрать верную стратегию общения, а также поможет избежать шока при встрече представителей высших и низших речевых культур.

Деловая беседа, совещание, искусство переговоров, публичное выступление в деловом общении: этапы подготовки и проведения; приветствия, заключение взаимовыгодных предложений. Обязательства сторон. Дискуссия, спор, критика. Продуктивные способы размещения деловых партнеров в аудитории.

Деловая беседа.

Чтобы ваша беседа была результативной независимо от того, с кем вы разговариваете необходимо: во-первых понравиться собеседнику, для этого установлены основные правила, которые способствуют достижению данной цели:

ü Искренне интересуйтесь другими людьми.

ü Улыбнитесь.

ü Помните, что имя человека – это самый сладостный для него звук на любом языке.

ü Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

ü Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

ü Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Во-вторых – уметь управлять процессом общения, воздействуя на людей не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Для этого существуют свои правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды:

ü Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

ü Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

ü Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

ü Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

ü Давайте людям возможность спасти свой престиж.

ü Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

ü Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

ü Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

ü Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

В-третьих, выбрав цель вашей беседы, старайтесь склонить людей к вашей точке зрения мягко без давления и не навязывая вою идеологию. Если человек считает вашу точку зрения – своей, он стремиться к достижению вашей цели – как к своей. Для этого надо знать, что:

ü единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него;

ü проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав;

ü если вы не правы, признайте это быстро и решительно;

ü с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

ü заставьте собеседника сразу же ответить вам “да”;

ü пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;

ü пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;

ü искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;

ü относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;

ü взывайте к более благородным мотивам;

ü драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

ü бросайте вызов, задевайте за живое;

Можно ко всему добавить еще следующее:

Кто хочет успешно дискутировать, должен попытаться как можно больше узнать о своем собеседнике.

Великие умы древности знали цену этики общения и придерживались ее, дабы достичь наиболее эффективных результатов. “Никогда не доказывайте своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить”.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.