Часть I. Библейское обоснование и цель исследования — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Часть I. Библейское обоснование и цель исследования

2017-12-12 448
Часть I. Библейское обоснование и цель исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гогиашвили Б. И.

ИСТОРИЯ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

 

АРИАН ТРИНИТАРИАНАМИ

 

От ранней христианской Церкви до АСД

 

(в датах, цитатах, фотокопиях)

 

 

«Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне». — ап. Павел. Посл. к Галатам 4.29

 

Рустави 2017

ЧАСТЬ I. БИБЛЕЙСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Библейское обоснование преследования ариан тринитариями

1. Перед тем, как приступить к рассмотрению и анализу исторических фактов, давайте сначала заложим библейское основание этому размышлению, дабы сразу же направить дискуссию в верном направлении. В связи с этим, давайте вспомним пророчество Даниила 7 гл., открывающая историю зарождения, развития, кульминации и упадок пророческого антихриста — папства, представленного Даниилу в символе «малого рога». Давайте обратим внимание на детали о малом роге из самого пророчества: 1. Малый рог вышел из головы 4-го зверя — Римской империи. 2. Выхождение малого рога происходит после десяти рогов, которые существовали до него, и приводит к гибели трех из них. 3. Эти три погибших рога, также существовали до него. Адвентистская, реформаторская и часть ортодоксальной традиции толкования Даниила, ассоциируют эти рога с варварскими племенами, проживавшими на периферии Римской империи, большинство из которых исповедовали арианизм. Три выпавших рога, ассоциируются с тремя арианскими племенами варваров (Вандалы, Остготы и Герулы), погибших в результате религиозной войны между сторонниками тринитаризма и арианизма. 4. Гибель трех рогов приводит к усилению и возвышению малого рога (папства), который начинает полномасштабные преследования святых в течении 3,5 пророческих лет/годов (или 1260 дней/годов). Следовательно, гибель арианства должна была привести к возвышению сторонников тринитаризма, которые получат свободу и силу для полномасштабных религиозных преследований своих оппонентов.

2. Следовательно, этот пророческий образ сообщает нам о том, что папский тринитаризм одержит сокрушительную физическую и религиозную победу над арианством. Но этот же пророческий образ показывает нам, что арианство было до тринитарианства, ибо три рога существовали прежде появления малого рога. Я надеюсь, читатель понимает то, о чем я хочу сказать: согласно пророческому откровению, раннее христианство должно быть скорее близким к арианству, нежели к тринитарианству.

Цель исследования

3. В этом скромном исследовании, я хочу показать исполнение вышеизложенного пророчества в истории догматического и религиозно-репрессивного противостояния между тринитаризмом и арианизмом. Моя цель — показать правду о тринитаризме, как наиболее агрессивной религиозной идеологии, оставившей свой кровавый след в истории, и поражадющий в умах исповедующих его дух крайней религиозной нетерпимости. Также, я ставлю перед собой цель — разоблачить миф о том, что тринитаризм принадлежит к апостольскому духовному наследию. И наконец, я хотел бы поднять свой голос в защиту гонимого, презираемого и поругаемого арианства, которое в действительности является единственной христианской идеологией, наиболее соответствующей апостольскому духовному наследию.

 

ЧАСТЬ II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Время и обстоятельства появления арианизма

4. Многие полагают, что арианство берет начало с Ария[1]. Но это не так. Даже тринитарии признают что основы арианства были заложены в до-никейский период[2]. Историю происхождения арианских идей, невозможно присовокупить к какому-то одному лицу, ибо они, в разных интеллектуальных формах, были присущи многим раннехристианским богословам, жившим в разные периоды и в разных местах. Эти идеи уходит в столь раннее христианство, что сегодня мы не имеем возможности их проследить.

5. Александр Мень[3]пишет о том, что арианизм Ария вышел из Антиохийской Школы Лукиана Самосатского[4] (235-312 гг.), имевшего предшественников, «о которых почти не сохранилось сведений.» [5]По данным Меня, Лукиан унаследовал от них древнейшую, передававшуюся из поколение в поколение, экзегетическую методологию, восходящую к апостолам и иудейской текстовой традиции.

 

ЧАСТЬ III. БОГОСЛОВСКИЕ ОСНОВЫ АРИАНИЗМА И ТРИНИТАРИЗМА

ЧАСТЬ IV. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРИАНСТВА ЧЕТВЕРТОГО ВЕКА. АРИЙ И ЕГО УЧЕНИЕ.

ЧАСТЬ V. НАЧАЛО БОРЬБЫ МЕЖДУ ТРИНИТАРИАНСТВОМ И АРИАНСТВОМ

 

Император Константин

64. Константин имел цель — объединить империю в одной государственной религии. Увидев в христианстве огромный потенциал, его выбор пал на него. Но после того, он увидел, что в самом христианстве существуют разные партии. Он решил сперва объединить само христианство в одной догматике. С этой целью он созвал в 325 году первый Вселенский Собор Никейский.

65. Тринитарная партия сразу же уловила насторение императора Константина, который желал объединить империю под одной государственной религией, и решила использовать это с выгодой для себя. Носители тринитарных идей с самого начала стремились сыскать расположение императоров, чтобы с их помощью распространять свое влияние над вселенской церковью.

 

Польские Братья

134. Огромная колония ариан существовала в XVII веке вПольше. Советские историки сообщают что по укладу и принципам христианской жизни, Польские братья имели много общего с Моравскими братьями: «...примкнувшие вначале к кальвинизму демократические элементы из мещан и крестьян [Польши] отошли от него, образуя своё особое направление реформации — арианство, или антитринитаризм (т. е. отрицание троичности божества), последователи которого называли себя «польскими братьями... Радикальные общины ариан по образцу «Моравских братьев» ввели у себя общее потребление.» [154]

135. «Польские братья» имели уклад жизни подобный укладу Моравских братьев, и по сути, были частью их движения. В кн. Великая Борьба Е. Уайт приводит небольшой отрывок из жизни Уэсли, когда он впервые повстречал Моравских братьев, и какое сильное впечатление произвела на него их духовность и простота. [155]

 

 

Изменение оснований веры

156. В 1930-ых годах в официальных изданиях АСД появляется другой текст принципов вероучения Церкви, в котором уже говорится о Троице. Этот текст был составлен М.К. Уилкоксом (M. C. Wilcox) в 1913 году, но до 1930-ых годов не был задекларирован в официальных церковных документах (ибо выше мы уже видели, что текст У. Смита продолжали публиковать в денаминационном Ежегоднике даже в 1914 году. См. пункт №148 данной статьи).Лерой Фрум сообает, что этот новый свод веры был внесен в официальные документы деноминации без официального утверждения и без общего голосования (т.е. он — не был задекларирован Церковью! Следовательно, его внесение в официальные Церковные документы было — незаконно!) Это сообщение мы находим в его книге Движение, предначертанное Богом, стр. 419:

157. «14 января 1942 года комитет Генеральной конференции проголосовал за то, чтобы “Основы веры”, сформулированные Уилкоксом, были изданы и широко распространены в виде листков. Этот документ появилось в нашем официальном Церковном руководстве ещё в 1933 году [175]без какого бы то ни было официального утверждения, и так было в каждом последующем издании. Таким образом, предложенные Уилкоксом “Основы веры” стали нашим вероисповеданием с общего согласия, а не путём общего голосования.» [176]

158. Вот как выглядел текст составленный М.К. Уилкоксом:

ЧАСТЬ XIII. ВЫВОДЫ

 

194. АСД в точности повторила путь раннего христианства, начавшегося как нетринитарное движение, и за тем переродившись в тринитарное, — начало преследование приверженцев раннехристианского наследия.

195. Так и в АСД, начавшись как нетринитарное движение (со всеми признаками арианства) оно впоследствии переродилось в мощную тринитарную организацию и начало преследовать хранителей исторического Адвентизма седьмого дня.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

«Книги иного порядка» [207]

1. Я убежден, что в категорию книг «иного порядка», о которых предсказывала вестница Божья входят следующие книги:

ü Книги Лероя Фрума: «Пришествие Утешителя», «Движение предначертаное Богом» и «Пророческая вера наших отцов». В этих книгах проводится обработка Церкви АСД для закрепления догмата о Троице.

ü Церковное Руководство.

ü Все современные книги, в которых содержится доктрина о Троице, либо в которых занижается авторитет трудов Духа пророчества, святилища, и других отличительных наше движение доктрин.

2. Хочу отдельно сказать о замечательной книге адвентистского проф-ра Бенжамина Г. Уилкинсона[208], «Триумф Истины». Но к сожалению, она имеет в себе следы тайной редакции, с целью переопределения авторского смысла книги, дабы предать ей тринитарный окрас. В ней прослеживаются явные «вставки», которые входят в противоречие с самой логикой изложения и сутью книги, которую автор хотел донести читателю. Уилкинсон приводит в качестве героев веры таких христианских учителей, как Лукиан Самосатский и епископ готов Ульфила, о которых общеизвестно, что они исповедовали арианизм.

3. О. Давыденков в своем труде «Догматическое Богословие» поместил отдельную главу, озаглавленную «Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский» [209], где он утверждает что истоки учения Ария исходят из Антиохийской школы Лукиана Самосатского, учеником которого были все представители арианской партии, включая и самого Ария. Это подтверждает и проф-р Поснов в своей «Истории Христианской Церкви» (с. 330-332), где он ссылается на ряд историков и современников Ария в подтверждении данной мысли.

4. Следовательно, Бенжамин Уилкинсон представил в своей книге героем верв человека, стоявшего в основании арианизма! Это свидетельствует лишь об одном — что автор книги «Триумф Истины» выступал в поддержку арианства и именно с этой целью написал свой труд. Он пытался представить историю христианства с непопулярной точки зрения — показать что арианизм представлял в то время истинное христианство. В книге встречаются цитаты, критикующие догмат о Троице, и тут же, мы находим в ней высказывания в поддержку троицы. Все это заставляет задуматься над тем, что данный труд подвергся тринитарной редакции.

5. В ютубе есть видеосвидетельство одной адвентистки по имени Джун Рик (JuneRieck), которая лично знала Б. Уилкинсона. Она дала интервью Дэни Виере, руководителя служения «Манна наших дней». В этом интервью она рассказывает о том, как Бенжамин Уилкинсон написал свою книгу, и как сильно Лерой Фрум препятствовал ему в том, чтобы она увидела свет. Уилкинсон рассказывал, как Фрум звонил в издательство и настоял на том, чтобы они уничтожили матрицы книги. Будучи уже пожилым человеком, Уилкинсон не имел финансовых возможностей, чтобы восстановить матрицы. Следовательно, тот материал книги, который мы имеем сегодня — скорее всего не полный и подвергшийся серьезной редакции. Я рекомендую читателям посмотреть это видео по указанной ссылке[210].

 

 

 


[1] Арий (256-336 гг). Пресвитер из Александрии. Считается основоположником арианства. Родом из Ливии. Этническое происхождение — бербер. Воспитание получил под руководством Лукиана Антиохийского, основателя Антиохийской школы.

[2] См. Давыденков О. Догматическое Богословие, Часть II, Раздел II, Гл. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский.Также: Мень А. Библиологический словарь: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Том 1: А—И. — С. 67—68. // Антиохийская школа экзегезы.

[3]См. там же.

[4]Также известен как Лукиан Антиохийский, по имени г. Антиохии, где была его школа (Антиохийская школа)

[5]А. Мень там же.

[6] William Whiston. Primitive Christianity Revived, London 1711, Vol. 1,iv.https://archive.org/stream/primitivechristi01whis#page/n25/mode/2up

[7] Дан. 7 гл. «три исторгнутых рога».

[8] Филосторгий, «Церковная история», книга II, 5

[9] Вольфрам Х. Готы СПб Ювента 2003, С. 119).

[10] Это важно помнить, когда мы будем рассматривать историю зарождения христианства на Руси. См. Часть VI данной статьи, «Арианство в России».

[11]Поснов М.Э. История Христ. Церкви (до разделения церквей — 1054 г.), Брюссель 1964, с. 231, 232.

[12]Поснов М.Э. там же..

[13] «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:9-11)

[14] «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным» (Петра 1:1).

[15] Вольфрам Х. Готы СПб Ювента 2003, С. 115.

[16] Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011.

[17] Вольфрам Х. там же, С. 112.

[18] Беликов Д. Христианство у готов. — Православный собеседник, 1886. — С. 71

[19] См. Поснов. История Христ. Церкви, Брюссель 1964, с. 232-233.

[20] Свящ. В.П.Данилов. История католических миссий до начала XX века, 2003 // ГЛАВА 1. Христианская древность (до 800 г.) // § 2. Обращение в христианство германских народов.

[21] Поснов М.Э. там же, с. 232.

[22] см. Метофраст, PG, 115, col. 705. III.

[23]Поснов. История Христ. Церкви, Брюссель 1964, с. 232-233.

[24] См. Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011.

[25]См. рассмотрение термина «единосущный» в пунктах №23—26 данной статьи.

[26] К. Армстронг. История Бога, с. 127.

[27]Поснов. там же, с. 241-242.

[28]Поснов. там же, 243.

[29] Найт Кристофер, Ломас Роберт. Ключи Храма.

[30]«Субординациони́зм — учение о неравнозначности и соподчинённости ипостасей Троицы в ранней христианской теологии (II—III века), согласно которому Сын-Логос и Дух Святой происходят от Бога-Отца и подчинены Ему. В ранних формах субординационизма утверждалось, что Сын и Дух Святой являются творениями Бога-Отца. Ранними представителями этого течения являются Иустин Философ (100-165 гг.) и его ученик Татиан: согласно их учению, Сын-Логос не существовал предвечно, а был порождён или рождён Богом-Отцом. Порождение Логоса Богом-Отцом связывалось у них с сотворением мира: Бог-Отец, порождая Сына, сотворяет через Него всё сущее.По Иустину Философу ипостаси Троицы находятся в состоянии иерархического подчинения Мы чтим Творца вселенной, сущего Бога; знаем Сына Его и имеем Его на втором месте, и Духа пророческого имеем на третьем месте. Элементы этого учения восходят к апостолу Павлу: "Христу глава — Бог" 1Кор. 11:3. В дальнейшем крупнейшими представителями субординационизма в Римской Империи были Тертуллиан (2-3 вв.) на западе и Ориген на востоке, последним крупнейшим течением в христианстве, включавшим элементы субординационизма, было арианство» (Процитировано из Википедии)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

[31] Иустин Мученник (100-166) «Сын рожден от Отца; а что рожденный отличен по числу от родившего, с этим согласится всякий». (Диал. с Триф. 129). Ириней Лионский (130-202) «Таким образом, Отец есть Господь и Сын — Господь, и Отец есть Бог и Сын — Бог, ибо от Бога Рожденный есть Бог.» (Доказательство апост. проповеди, 47). Также учили и после-никейские учителя, например Иларий Пиктавийский (315—367) «Я осознаю, что моим Творцом был Бог, рожденный Богом... и вера наша в Твою безграничность пребывает нерушимой, доколе утверждаем, что Он родился прежде всех век» (о Троице). Из этих цитат мы видим, что учение о рождении Сына было присуще как до-никейским, так и после-никейским учителям; как арианам, так и тринитарианам. Это свидетельствует в пользу того, что данное учение — от апостолов. Спор велся о деталях: единосущный или подобосущный, вечно рождающийся или завершенно рожденный, и т.д. Тринитарии предложили идею о безначальности Сына, придумав учение о «вечном рождении» Сына.

[32] Тертуллиан (165-225 гг.) — «Ведь Он [Бог Отец] не мог стать ни Отцом прежде появления Сына, ни Судьей прежде сотворения греха. Было же время, когда не было ни греха, ни Сына, сделавших Бога Судьей и Отцом». (Против Гермогена, гл. 3.) http://homlib.com/read/tertullian/protiv-germogena/5195

[33] Подробнее см. в пунктах № 66—68 данной статьи.

[34] Ульфила О Троице он учил так: «Святой Дух не есть ни Отец, ни Сын, но от Отца через Сына раньше всего сотворенный, не есть Первый и не есть Второй, но от Первого через Второго на третьем месте установленный, не есть ни Нерожденный, ни Рожденный, но от Нерожденного через Единородного сотворенный на третьем месте» (Авксентий Доросторский о вере, жизни и кончине Ульфилы). Авксентий Доростровский сообщает, что Ульфила «никогда не скрывал, что это есть второй Бог и Создатель всего от Отца, и после Отца, и из-за Отца, и к славе Отца. Он в соответствии со Святым Евангелием всегда свидетельствовал о Великом Боге, Великом Господе, Великом Царе, Великом Таинстве, Великом Свете... Предвидящем и Законодателе, Искупителе, Спасителе... Создателе, Праведном Судье живых и мертвых, имеющем Отца, Который более Его... И он говорил, что Сын подобен Своему Отцу» (Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы, Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011)

[35]Субордиционистская позиция Антиохийской школы дала начало учению Ария. — См. Henry Melvill Gwatkin. The Arian Controversy. Также: Мень А. Библиологический словарь, Т. 1: А—И. — С. 67—68.К субордиционистам принадлежали почти все христианские писатели до-никейского периода.

[36]Триединство выражает сл. математический абсурд: 1+1+1= 1, когда три единицы сливаются в одну единицу.

[37]Трио — это простое математическое «три» 1+1+1= 3, не сливающее три единицы в одну. «Трио» в трудах Елены Уайт является субординационистской, а не тринитарной концепцией.

[38] Профессор В.В. Болотов, комментируя учение Иустина Мученника (100-166 г) о Святом Духе, пишет: «Учение св. Иустина о Св. Духе очень неполно. Оно сводится к следующим немногим пунктам: Дух Св. есть источник вдохновения священных писателей; Он говорит в св. писании; Он — пророческий Дух. Он имеет третье место в Св. Троице. Он называется ангелом и силою Божиею.» (Учение Оригена о Святой Троице, Гл. Св. Иустин Философ). Этот штрих в учении Иустина совпадает с учением о Духе арианина Ульфилы — «но от Нерожденного через Единородного сотворенный на третьем месте». Григорий Низианзин признавал, что догмат о Божестве Святого Духа считался "новой истиной " и был "добавлен" в вероучение Церкви гораздо позже эпохи апостолов: «Григорий Назианзин, который считал, что развитие догмы предполагает добавлениеновых истин, например догмата о божестве Святого Духа». (Стюарт Дж. Холл, "Учение и жизнь ранней церкви", Глава 22. Раннебогословское Наследие).

[39] Догмат о троице сформулирован тринитариями следующим образом: «Троица, Триединство, или Триединый Бог — христианское учение о вере: три божественные личности: Отец, Сын, Святой Дух как единое божественное существо» (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, издание 1989 г., Т. 18, стр. 291).Афанасьевский Символ веры, написанный около 400 г. н. э. и названный по имени Афанасия, защитника учения о Троице, говорит, что три Личности – не три Бога, а один Бог: «Кафалическая вера такова: мы чтим единого Бога в Троице, и Троицу в единстве, не смешивая ипостаси и не разделяя на части божественную сущность... Однако ж не трое вечных, но один вечный; равно как и не трое несотворенных или трое непостижимых, но один несотворенный, и один непостижимый.»

[40] Ориген предпологал, что рождение Сына — это непрерывный процесс, никогда не завершающийся.

[41] «Вера в единосущие» — решающий постулат тринитарианства. Тринитарии делили мир на «верующих в единосущие» и на «не верующих в единосущие». Это хорошо видно из Церковной истории у Сократа Схаластика.

[42] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Мовсковского и всея Руси Кирилла. См. также Поснова Ист Христ. Церкви, Брюссель 1964, С. 344 — «Для поражения арианства употреблены не библейские термины...».

[43] См. там же.

[44] Концепция Оригена о т.н. "вечном рождении Сына", была усилена термином "единосущный", предложенном на Никейском Соборе (325 г.), что и стало причиной последующих тяжелейших богословских диспутов и крайних выводов.

[45] В котором, Отец вечно рождающий Сына и испускающий Святого Духа; Сын — вечно рождающийся от Отца; а Святой Дух — вечно исходящий от Отца (по католич. пониманию, — и Сына также). Все три лица единосущны друг другу, что делает их со-равными и со-вечными, обладающими одной сущьностью, которая и есть — «истинный Бог».

[46]См. Дан. 11:38-39

[47]Подобосущие ('ομοιούσιος) — «подобие по сущности» — важный в церковной истории IV века богословский термин. Его предложили полу-ариане. Во время борьбы между тринитарианством и арианством, особенно обострившейся при покровителе ариан имп. Констанции (сыне Константина Вел.), явилась средняя партия; которая, соглашаясь в прочих пунктах с никейским символом, предлагала вместо термина "единосущный" (όμοούσιοί) предложенный Константином для Сына Божьего, использовать близкий по звукам, хотя весьма различный по содержанию термин "подобосущный" (όμοιούσιος — от όμοιος — подобный и ουσία — сущность). На это могли согласиться умеренные ариане, но не тринитариане. Радикальная партия ариан была также не согласна.

[48]Сократ. Ц. История, кн. I, гл. 36; Созомен, I, 33

[49] Термин "подобосущий" происходит от древнееврейского имени Михаэль - "равный, подобный Яхве (Богу)"

[50] Поэтому Христос — «есть образ Бога Невидимого» Кол. 1:15; 2Кор. 4:4.

[51] Джеймс Уайт, Янв. 4, 1881, «Ревью энд Геральд»

[52] Поэтому, ариане признавали Сына — Богом. См. Исповедание Ульфилы, пункт 44.

[53] 1Кор. 11:3

[54] См. Евр. 2:11

[55] Созомен. Церковная история, Книга 3, Глава 18. См. по ссылке http://www.sedmitza.ru/lib/text/433519/

[56]Поснов. История Христ. Церкви, Брюссель 1964, с. 330, 332

[57]По этой прчине также известен как Лукиан Самосатский.

[58]Б.Уилкинсон. «Триумф Истины», гл. 5.

[59]Ориген использовал метод аллегорического толкования библейского текста. Подр. См. у Нестерова О. Е. AllegoriaProTypologia: Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннепатристическую.

[60] Имеется ввиду Ориген. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил Александрийскую школу и был её наставником в 217—232 годы.

[61] W. Walker. «А History of the Christian Church», New York, 1918, c. 106.См. по ссылке: https://archive.org/stream/historyofthechri00walkuoft#page/106/mode/2up

[62] Я склонен полагать, что «предшественники», от которых Лукиан унаследовал принципы экзегезы, легшей в основу его школы, были апостолы и их приемники (христ. учителя второго поколения). Это выражение Меня указывает на апостольскую традицию толкования, чья ветвь развивалась не через Александрийских богословов, а через Антиохийских библейских учителей.

[63] Это еще одно указание на исконно библейскую принадлежность Антиохийской экзегезы, которая была носителем опыта текстологии Израильтян и апостолов.

[64] Мень А. «Библиологический словарь»: Фонд имени Александра Меня, 2002. — Том 1: А—И. — С. 67—68. // Антиохийская школа экзегезы. См. по ссылке: http://predanie.ru/men-aleksandr-protoierey/book/72703-bibliologicheskiy-slovar/#toc1

[65] Арий понимал библейские слова — "Сын", "рождение", "происхождение", "основание", "первородство", "единородство", — в прямом, а не в аллегорическом смысле. Для Ария евангельские слова «Христос — Сын Бога Живого» звучат в прямом и в истинном, а не в метафорическом значении. Арий принимал Христа как Истинного, а не метафорического, Сына Божьего.

[66] В своей книге «О началах» Ориген признавал Иисуса Христа рождённым, «однако без всякого начала». Он пишет: «Это рождение — вечное и непрерывающее, наподобие того, как сияние рождается от света»; «Отец, не только родил Сына и перестал рождать, но всегда рождает Его». Не смотря на то, что некоторые труды Оригена были осуждены, все же в католической и православной литературе истина о рождении Сына представлена с точки зрения философских спекуляций Оригенова учения. Вот цитата из Катехизиса РКЦ: «Иисус Христос открывает нам, что Бог есть "отец" не только потому что Он сотворил вселенную и человека, но, прежде всего, потому что вечно рождает в Своем недре Сына, который есть Его Слово, "сияние славы и образ ипостаси Его" (Евр. 1,3).» Катехизис Католической Церкви, Конпендиум, Культурный центр "Духовная библиотека", 2007, Часть 1. Второй раздел, Гл 1, пункт 46 с. 33.

[67]«Профессор В. В. Болотов в своих "Лекциях по истории древней церкви", и в своих работах «Учение Оригена о Троице» утверждает, что Арий и Ориген исходили из совершенно разных предпосылок, и основные интуиции их троичного богословия различны. Пожалуй, точка зрения Болотова в данном вопросе более обоснованна. Действительно, Арий не был оригенистом, по своему богословскому образованию он был антиохиец" (Антиохийская [Лукиановская] и Александрийская [Оригеновская] школы были в оппозиции друг другу, — коммент мой). См. Давыденков О. Догматическое Богословие, Часть II, Раздел II, Гл. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский https://www.e-reading.club/chapter.php/86106/80/Davydenkov_-_Dogmaticheskoe_Bogoslovie.html

[68] Соратников Ария называли «солукианистами», — т.к. они все были сокурсниками в Антиохийской шклое Лукиана.

[69] Поснов М.Э. История Христианской Церкви, Брюссель 1964, с. 332

[70] Термин «Сущий от начала» (τον απ’ αρχης), применяемый ко Христу в 1Ин. 2:12-13 является специальным термином, которым новозаветние авторы определяли Сына Божьего. Этот термин указывает на происхождение чего либо от какого-то начала. Подтверждением тому, что выражение "от начала" (απ’ αρχης) означает буквальное и определенное начало, служит использование этого выражения в следующих словах Иисуса Христа: «[…]он (дьявол) был человекоубийца ОТ НАЧАЛА...» (Ин.8:44). В других текстах того же послания, в которых ап. Иоанн использует данный термин, подтверждает вышеизложенное утверждение (см. 1Ин. 1:1 и 2:24). Другие евангелисты используют термин απ’ αρχης в том же смысле (см. Луки 1:2,3; Мф. 24:21. ср. с Мк. 13:19; 2Петра 3:4). Также см. в Септуагинте - Втор 11:12; Ис. 43:13.

[71] 1Ин. 2:12-13.

[72] Феодорит Кирский «Церковная история» Книга 1, Глава 5, Письмо Ария к Евсевию, епископу Никомидийскому.

[73] Сульпаций Север, «Хроника» [ок. 410 г], Книга II, Гл. XXXV. п. 1.

[74] Тертуллиан против Гермогена, гл. 3 http://homlib.com/read/tertullian/protiv-germogena/5195

[75] Татиан (120-180), Речь против Эллинов, 5.

[76]Татиан, см. там же.

[77]«Произнесение Отцом Слова, понимаемое как рождение Сына, мыслится ими [ до-никейскими писателями ] не как момент внутреннего самооткровения Бога, а как начало [самого] откровения adextra... причем самое рождение представляется делом воли Отца: восхотел Бог сотворить мир и родил Сына — произнес Слово... С этого момента рождения, Логос становится действительною, отдельною ипостасью, тогда как в первый момент своего бытия, как Λόγος, он мыслится более как свойство лишь духовной природы Отца» — Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, статья «Троица».

[78] Триумф Истины, Глава VII, Патрик, основатель «Церкви в пустыне» в Ирландии

[79] Всю книгу А.Г.Кузьмина – «Начало Руси» читайте по сл. ссылке https://yadi.sk/i/d1ql-7T4tdGAG

[80]Сульпаций Север, «Хроника» [ок. 410 г], Книга II, Гл. XXXV. п. 1. «То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына...».

[81] Сократ. Ц. История, кн. IV, гл. 33

[82] Milman. «TheHistoryofChristianity», т. 3, с. 58, прим

[83] Мецгер Б.М. Ранние переводы Нового Завета. — М.: ББИ, 202. — С. 404

[84] Мецгер Б.М. там же. — С. 410

[85] См. Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы, пункт 44, Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 4 (41). 2011

[86]Многие библейские тексты подтверждают эту евангельскую истину. Новый Завет: Евреям 1:5; 5:5; 2Петра 1:17; Матфея 16:16; Ин. 1:14; 3:16,18; 1Ин. 4:9; Гал. 4:4; 1Фес. 1:9-10; 1Ин. 5:1; Колос. 1:15. Ветхий Завет: Притчи 8:24-26; Притчи 30:4; Пс. 109:3. Подробнее тему о Сыне Божьем см. по ссылке https://drive.google.com/open?id=0B59f4HfGJzLQc0xuRW9rcUhrYVE

[87] См. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/5

[88]«Осий Кордубский — епископ Кордовский (256—359), играл большую роль в церковной жизни первой половины IV века. Он был специальным посланником императора Константина в Александрию по умиротворению арианской ереси, являлся председателем Первого Вселенского собора и целого ряда поместных соборов.» (процит. из Википедии).

[89] Поснов, История Христианской Церкви, Брюссель, 1964, с. 343-344

[90] см. там же, с. 344

[91] Афедрон — отхожее место.

[92] Сократ Схоластик. Церковная История. книга I. гл. 38. См. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/1

[93] Императоры Констанций II (337-361) и особенно Валент (364-378) открыто покровительствовали арианам.

[94] Соправитель Флавия Гациана.

[95] Медиолан, — древнее название Милана.

[96] Эдикт был издан в Фессалониках, во время войны с готтами.

[97] Gibbon's " Decline and Fall," chap. xxvii, par. 6.

[98]CodexTheodosianus, XVI, 5. 11—12

[99]Сократ. Ц. История, кн. V, гл. 10. См. по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-istorija-socrata/5

[100]Македоний исповедовал Божественность Христа, однако учил, что Дух Святой есть творение (κτίσμα) из рода служебных духов, не имеющий участия в Божестве и славе Отца и Сына, и потому поставленный на третьем месте (см. Сократ Ц. История. Кн. II. гл. 45). Сократ Схаластик указывает на широкую распространенность идей македония, сообщая что — «македониан особенно много в Геллеспонте» (римская провинция Геллеспонт на побережье пролива Геллеспонт Дарданеллы). — см. там же. Подобные взгляды мы находим и у некоторых ранних апологетов, например у Иустина Мученика (см. Диалг с Триф., 116 и 1Апология, 6), а также среди группы варварских народов (готов, вандалов и др.), исповедовавших христианство не связанное с римской тринитарной догматикой. См. учение Ульфилы, епископа готов по ссылке http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/IV/380-400/Avksent_Dorostor/frametext1.htm

[101]См. Gibbon, "Decline and fall", chapt. xxvii, par. 11, процитированноА.Т.Джоунсомвкн. «Две Республики»

[102] Б.Уилкинсон, Триумф Истины, гл. 10.

[103]См. там же.

[104] Adeney. «The Greek and Eastern Churches», c. 306

[105] Hodgkin. «Italy and Her Invaders», т. 1, pt 2, c. 931, 932

[106] «влияние "варварских" германских народов становилось на Западе все заметнее.» Лозинский С.Г. 'История папства' - Москва: Политиздат, 1986, Гл. Образование папского государства, III.

[107] Был коронован папой Иоанном I (523-526) в Византии.

[108] С.Д. Сказкин. История Средних веков. Том 1, 1966, гл. 69, Внешняя политика и войны Юстиниана. См. по ссылкеhttps://www.e-reading.club/book.php?book=148423

[109] Связь между религиозными взглядами Юстиниана и его курсом внешней политики, видел известный византинист Г. А. Острогорский. По его мнению, Юстиникн, как приверженец [тринитарного] христианства, рассматривал Римскую империю как единое христианское государство, основанное на никейской [тринитарной] ортодоксии, и победа тринитарной религии была для него столь же священной задачей, как и восстановление римского могущества. — см. Острогорский, 2011, с. 122.

[110] Иордан. О происхождении и деянии гетов. Getica. СПб.: Алетейя, 1997. § 312—313. С. 121

[111] Иордан. Указ. соч. § 315. С. 121

[112] Иордан. Указ. соч. прим. С. 374—375

[113] Bower. «The History of the Popes», т. 1, с. 334

[114] Gibbon. «Decline and Fall of the Roman Empire», c. 47, c. 24

[115] См. по ссылке https://www.ok.ru/bibliaiprorochestva/topic/63873408251324

[116] Протестантские источники утверждают о том, что время происхождения Вальденского движения восходит к 4-му веку, и каким-то образом связано с тем, что происходило на Никейском Соборе (325 г.), где имело место великое докринальное противостояние между арианами и тринитарианами. Энциклопедический Словарь Религоведения, изданный Протестантами в 1844 году, ссылается на Дэвида Крантза (Crantz, David, 1723-1777), который в своей «Истории Объединенных Братьев» (HistoryoftheUnitedBrethren, p. 16), пишет об этой группе христиан следующее:

«"Эти древние христиане, которых упрекали всякими обвиняющими их именами, наконец сформировались в движение Вальденсов, благодаря одному из их выдающихся учителей, Петра Вальдуса, который датировал их происхождение с начала четвертого века, когда какой-то Лео, во время великой революции религий во времена Константина, воспротивился нововведению Сильвестра, епископа Римского". Новатийские церкви Катар, или Чистых (Puritan), также существовали с того самого периода (примерно 325 г.по Р.Хр).» (Энциклопедический Словарь Религоведения от 1844 г., с. 1147; ссылка на D. Crantz`s, HistoryoftheUnitedBrethren, p. 16).

[117]См. Benedict. «А General History of the Baptist Denomination», 1813, Том. 1, с. 112,113.

[118]См. у Adeney, op. cit., pp. 666, 667

[119] в перев. — «Против Валленсов и Ариан».

[120]Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont by Pierre Allix, pp. 168-169.

[121] Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont by Petere Allix, p. 169.

[122]См. Acts and Decrees of the Synod of Diamperby Michael Geddes, p. 158, London 1694. См. также: Ecclesiastical History of the Ancient Churches of Piedmont by Pierre Allix, p. 224, 225.

[123]См. Mr. Benedict, General History Baptist Denomination, 1813 ed., Vol. 2, p. 414.

[124] Пассагинов относили к числу раннего вальденства — Робинсон и Д. Эндрюс. См. Mr. Robinson. Eccl. Researches, chap. X. pp. 305, 306. См. также: J.N. Andrews. History of the Sabbath and First Day of the Week, Battle Creek, Mich. 1873, p. 417

[125]Mr. Robinson. Eccl. Researches, chap. x. pp. 305, 306. – пишет, что название «Пасагины» (Passaginians) было дано той части Вальденского движения, которые «жили в высокогрных местах, и служили гидами для путешественников, либо сами путешествовали для торговли.» Другие исследователи связывают название «Пасагины» с их миссионерской деятельностью.

[126]Mosheim. Eccl. History cent. xii, part ii. chapt. Vsect. 14.

[127]по ссылке http://www.vehi.net/brokgauz/

[128]Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона,СПб, 1880. См. статьи: "Патарены", "Кафары" (катары), "Альбигойцы".

[129]См. по сслыке https://egwwritings.org/?ref=ru_%D0%92%D0%91.97.1&para=1800.417

[130] В 1179 г. Петр Вальдо и его сторонники попытались получить от римской курии разрешение проповедовать, но не получили внятного ответа. Около 1205 г. среди этой группы Вальденсов произошел раскол на французских и ломбардских «бедняков». В 1208 г. группа под руководством Дуранда из Оски (DurandusdeOsca) примирилась с Римской Церковью и создала религиозный орден («pauperescatholici»); двумя годами позже этому примеру последовали сторонники Бернара Примо («pauperesreconciliati»). В 1218 г. представители французских и ломбардских Вальденсов встретились в Бергамо, но так и не смогли вновь объединить движение. Вслед за этом, в 1229-1235 гг. эта группа Вальденсов подверглись жесточайшим репрессиям, от которых они впоследствии так и не смогли оправиться. См.: MerloG.G. Op. cit. Р. 52-56

[131]Немного о расправе над ними вы можете увидеть в подборке слайдов по этой ссылке https://www.ok.ru/bibliaiprorochestva/album/52426941464764

[132] С лат. InquisitioHaereticaePravitatisSanctumOfficium, «Святой отдел расследований еретической греховности».

[133] См. Григулевич И.Р. Инквизиция. М.: Политиздат, 1985. С. 59-60.

[134] См. там же, с 62.

[135] См. «Триумф Истины», Глава VI

[136] См. Джемс С.Робертсон и Герцог И.И., «История христианской церкви от апостольского века до наших дней», Петроград 1916., Том 2, С. 297

[137] Одно из самых авторитетных исследований о «колдовских» инквизиционных судебных процессах, написанное Расселом Хоупом Роббинсоном в середине XX века утверждает, что в средние века в Европе было убито 200 000 «ведьм», что можно классифицировать как — «женский холокост». Часто в ведовстве обвиняли маленьких девочек, сжигая и


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.