Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена любви — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена любви

2017-12-12 1034
Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена любви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена любви. 6

1.1. Понятие любви в отечественной и зарубежной психологии. 6

1.2. Особенности детско-родительской и супружеской любви. 15

Глава 2. Психологические особенности лиц, страдающих неврозом. 19

2.1. Личностные особенности людей, страдающих неврозом. 19

2.2. Влияние невротического состояния на межличностные отношения. 21

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей представления

о любви у женщин, страдающих неврозами. 24

3.1. Методы исследования. 24

3.2. Обработка данных исследования. 26

3.3. Обсуждение результатов эмпирического исследования особенностей

представления о любви у женщин, страдающих неврозами. 28

Выводы.. 39

Заключение. 42

Литература. 44

Приложения. 47

 

 

Введение

 

Любовь играет огромную роль в становлении отношения к другим людям и самоотношения, выступая высшей формой их реализации (Братусь Б.С., Маслоу А., Петрушин B.C., Роджерс К., Слободчиков В.И., Франкл В. и др.).

Необходимость исследования проблемы любви определяется сегодня напряженной социально-психологической ситуацией: являясь основой создания и функционирования семьи, любовь приобретает большое значение в контексте анализа кризиса современной семьи (Вебер Г., Зуськова О.Э., Левкович В.П., Рюриков Ю., Шнейдер Л.Б., Хеллингер Б. И Др.).

Изучение представлений о любви по своей практической и теоретической значимости относится к одной из актуальных психологических проблем, что подтверждается публикациями в периодических изданиях.

В частности, в статье Розеновой М.И. «Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей», выявлены социальные стереотипы восприятия и понима­ния любви.

В исследовании Е.В. Вараксиной и Л.Д. Деминой «К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты» на основе эмпирического исследования разработана классификация видов любви, характерных для женской ментальности.

В статье Стрижова Е.Н., Лупандин В.И. «Представления о любви у мужчин и женщин разного возраста. Существует ли конфликт поколений?» показано, что, несмотря на некоторые гендерные и возрастные различия, общий профиль предпочитаемых и отвергаемых стилей любви у лиц разного возраста остается практически неизменным.

Таким образом, авторы в основном обращаются к изучению представлений о любви в норме. Хотя есть исследования, которые раскрывают представления о любви в связи с психологической травмой. Например, в статье Аргентовой Т.Е. и Аргентовой Л.В. «Представления женщин из неполных родительских семей о возможности реализации в их личной жизни ценностей «взаимная любовь» и «счастливая семейная жизнь» установлено, что принадлежность женщины к определенному типу неполной родительской семьи обусловливает особенности ее представлений о возможности реализации ценностей семьи и взаимной любви в свой личной, семейной жизни. Это связано с переживанием ею ментального диссонанса ситуации неполноты семьи.

Кроме того, есть публикации, посвященные невротическим личностям и проблемам их межличностных отношений, так, например, в исследовании Духновского С.В. «Изучение параметров социально – психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом» установлено, что у невротиков выраженность астенических, меланхолических чувств приводит к увеличению дистанции в отношениях. Показано, что дисгармония в отношениях больных неврозом приводит к переживанию субъективного неблагополучия и к отдаленности, отчужденности от людей.

Это дает основания обратиться к исследованию представлений о любви у женщин, страдающих неврозом.

Цель работы: исследование представлений о любви у женщин, страдающих неврозом. В рамках поставленной цели сформулированы задачи:

1)изучить теоретические вопросы, связанные с феноменом представлений;

2)изучить психологические особенности лиц, страдающих неврозом;

3)выявить особенности представлений о любви у лиц, страдающих неврозом.

Основная гипотеза: Существуют различия в представлениях о любви у лиц, страдающих и не страдающих неврозом.

Объект исследования: представления о любви.

Предмет исследования: представления о любви у женщин, страдающих неврозом.

Методологической основой исследования являются положения К.Э. Изарда, Э.Фромма, О.Кернеберга, В.Франкла, К.Хорни, Э.Берна, Р.Стернберга и др.

Методы исследования: психосемантический метод в форме оригинального варианта семантическо­го дифференциала, разработанного Розеновой М. И. [Розенова, 2006], метод «Незаконченные предложения».

Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании впервые выявлены различия в представлениях о любви у лиц, страдающих и не страдающих неврозом.

Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в общую и клиническую психологию: интегрированы и структурированы теоретические данные по проблеме представлений о любви и особенностям личностей, страдающих неврозом.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов, в психологическом консультировании по вопросам семейных взаимоотношений, в деятельности психотерапевтов, а также в подготовке и повышении квалификации психологов и психотерапевтов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по клинической психологии.

Основными теоретическими источниками при написании данной работы служили монографии и хрестоматии, а также специализированная периодическая литература, посвященные вопросам представлений и невротических состояний в рамках психологии.

 

Методы исследования

 

Исследование проводилось на базе отделения неврозов областной клиническойпсихиатрической больницы№ 1 г. Перми, а также в центре красоты и здоровья «Седьмое небо» г. Перми. В исследовании приняли участие женщины в возрасте от 26 до 34 лет численностью 40 человек. Из них было сформировано 2 выборки по 20 человек, в первую вошли женщины, проходящие лечение неврозов в ОКПБ, во вторую – женщины, посещающие центр красоты и здоровья «Седьмое небо».

Целью эмпирического исследования является изучение представлений о любви у женщин, страдающих неврозом.

Основной гипотезой нашего исследования выступает утверждение, о существовании различий в представлениях о любви у лиц, страдающих и не страдающих неврозом.

Исследование проходило в три этапа:

На первом этапе мы изучили особенности представлений женщинами первой выборки феномена любви.

На втором этапе мы продиагностировали женщин второй выборки, выявили их представления о понятии любви.

На третьем этапе мы занимались обработкой результатов исследования и его анализом.

В нашей работе мы использовали следующие методики:

1. Методика «Семантический дифференциал». «Субъективные оценки близости представленных понятий к понятию любви». Автор И.М. Розенова. Цель данной методики – выявить связи с понятием «любовь».

Основная схема экспериментальной ситуации заключается в том, что испытуемый должен разместить (прошкалировать) тестируемый объект (в данном случае любовь) по градуированным шкалам, задаваемым антонимичными прилагательными типа "сильнее - слабее", "дальше - ближе" и т.п., в соответствии со своей субъективной оценкой значения этого слова.

Подробное описание методики в Приложении 1.

2. Метод «Незаконченные предложения в изучении проблемы любви». Метод незаконченных предложений представляет собой способ самопрезентации личности и ее представлений, опосредованный в тексте. Цель – выяснить некоторые социальные представления или стереотипы в отношении любви, существующие среди данной группы испытуемых. Обработка результатов проводилась методом контент-анализа. Метод позволяет использовать категории, которыми оперируют люди для описания своего жизненного опыта, он позволяет собрать такие личностные значения, субъективные восприятия. Как отмечает С.Ю. Жданова, среди методов, позволяющих изучать нерефлексивный уровень мышления, достаточно распространенным является метод незаконченных предложений или ситуаций.

В нашей работе с целью исследования особенностей восприятия любви мы предлагали женщинам оригинальный вариант метода «Незаконченные предложения», состоящего из 10 предложений, им нужно было продолжить фразы типа: "Любовь - это…" и завершить персонифицированное предложение "Любовь для меня - это…" и т.п.

3. Математические методы анализа при помощи пакета программ статистической обработки данных Статистика 10.0. В работе для оценки достоверности различий между процентными долями двух выборок мы использовали критерий Фишера (угловое преобразование). Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin (), где P - процентная доля, выраженная в долях единицы. При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны.

 

Выводы

 

В межличностных отношениях у лиц, страдающих неврозом, преобладают астенические чувства - слабость, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, недостаточный самоконтроль, частая смена настроения. Их усиление приводит к доминированию меланхолических чувств в отношениях.

Таким образом, в результате нашего исследования представлений о любви женщин, страдающих неврозами, мы получили следующие результаты:

В сознании женщин, страдающих неврозами, присутствуют в основном такие понятия любви, как: Любовь как негативное чувство; Любовь – это манипуляция; Любовь как долг; Любовь – это секс; Любовь как вынужденная мера. То есть в сознании женщин с неврозами любовь воспринимается только как отношение полов, носящее узконаправленный характер, при этом имеющее ярко выраженный негативный характер.

В сознании женщин Центра (группа норма) присутствуют такие понятия любви, как: Идеальная любовь (33%); Любовь – это секс (27%); Любовь – это забота о ближних (25%); Любовь как влюбленность (17%); Любовь как долг (11%). То есть в сознании обычных женщин любовь представляется как отношение полов, а на втором месте любовь – как отношение мать-дитя и носит положительную направленность, связано с позитивными чувствами.

Тесно связанными с понятием любви у женщин с неврозами оказались страх, беспомощность, злость, ревность, секс, напряжение, жизнь; то есть понятия, связанные с сексуальными отношениями и негативной жизненной окраской. В категорию слабосвязанных с понятием любви попали в основном понятия, характеризующие идеальную любовь. В то время как у женщин 2 выборки (из Центра красоты и здоровья) тесно связанными с понятием любви оказались в основном позитивные качества и чувства, (доверие, интимность, взаимность, желание, забота) и отсутствие связи с негативными понятиями. Отсюда получается:

1) У женщин с неврозами по методу «Семантического дифференциала» представление о любви связано с понятиями напряжения, беспомощности, чувством собственной незначительности, подверженности самоистязанию, страхам, ревности, злости. То есть большинство таких женщин представляют любовь как негативное явление. По методу «Незаконченные предложения» любовь представляется как негативное чувство, как возможность для манипулирования окружающими.

2) У женщин с нормальным развитием по методу «Семантического дифференциала» любовь представляется как доверие, близость, взаимность, интимность, материнское чувство. А по методу «Незаконченные предложения» любовь выступает в качестве идеального чувства и заботы о ближних.

3) Выявлены достоверные различия в представлении о любви женщинами двух выборок. Так у женщин с неврозами любовь ассоциируется с негативными чувствами, направлена на удовлетворение своих целей и потребностей. У женщин группы норма любовь представляется как чрезвычайно позитивное чувство, проявляющееся в удовлетворении не только своих желаний, но и потребностей окружающих, а также в заботе и поддержке.

 

Заключение

 

Невроз — самое частое нарушение душевного здоровья женщины, приносящий помимо неприятных ощущений разлад в жизнедеятельности, взаимоотношениях и адаптивных возможностях личности в целом.

В результате нашего исследования мы проанализировали особенности людей, с невротическими особенностями личности, в результате установили тот факт, что у человека, страдающего неврозом, различие между любовью и невротической потребностью в любви заключается в том, что главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство — потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви — лишь вторичное.

Для лиц, страдающих неврозом характерна большая напряженность отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях. Таким образом, у больных неврозом отношения характеризуются большей дисгармоничностью, чем у здоровых.

Невротик, средством защиты которого является стремление к любви, оказывается не способен осознать свою неспособность любить. Большинство таких людей принимают собственную потребность в других людях за предрасположенность к любви.

Тесно связанными с понятием любви у женщин с неврозами оказались страх, беспомощность, злость, ревность, секс, напряжение, жизнь; то есть понятия, связанные с сексуальными отношениями и негативной жизненной окраской. В категорию слабосвязанных с понятием любви попали в основном понятия, характеризующие идеальную любовь. В то время как у женщин 2 выборки (из Центра красоты и здоровья) тесно связанными с понятием любви оказались в основном позитивные качества и чувства, (доверие, интимность, взаимность, желание, забота) и отсутствие связи с негативными понятиями.

У женщин, страдающих неврозами понятие любови искажено и гипертрофировано, из-за их психоэмоциональной сферы, у таких женщины зачастую переживания эйфории сочетаются с депрессивными ощущениями, склонностью к фантазиям, как защитной реакции от нестерпимого напряжения. На фоне общего расстройства психики начинают страдать физиологическое состояние организма, проявляющееся в нарушении сна, аппетита, ощущений своего тела, к этому добавляются общее возбуждение и трудности в концентрации внимания. Данные факторы сказывается на восприятии окружающего через призму недуга, то есть искаженно, у кого-то чрезмерно зациклено и скрупулезно, у кого-то обесценивающе-пренебрежительно и отрешенно. Но, так или иначе, отношение к любви данной категорией женщин носит негативный характер, сопряжено с тревогой, напряжением и страхом.

 

 

Литература

 

1. Аргентова Т.Е., Аргентова Л.В. Представления женщин из неполных родительских семей о возможности реализации в их личной жизни ценностей «взаимная любовь» и «счастливая семейная жизнь // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. № 3. С. 5-10.

2. Берн Э. Секс в человеческой любви/ Пер с англ М.П. Папуша.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 384с. (Серия «Психология для всех»)

3. Вараксина Е.В. Трансформация представлений о смысле любви в процессе жизнеосуществления человека: автореферат. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2008. – 285 c.

4. Вараксина Е.В., Демина Л.Д. К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты//Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 2. С. 12-14.

5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс…канд псиол наук/ А.Я.Варга.-М., 1986.- 206 с

6. Горобец, Т.Н. Любовь – духовная потребность в реализации жизненной стратегии //Мир психологии, 2006, №1.-С. 230-241.

7. Духновский С.В. Изучение параметров социально – психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения.- № 3, 2007. - С. 313-318.

8. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2004.- 160с

9. Изард К.Э. Психология эмоций/Пер с англ.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000.- 464с.: ил (Серия «Мастера психологии») С. 410-425

10. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. СПб.: Медицина, 1982

11. Кернберг, О. Отношения любви. Норма и патология / О. Кернберг.- Независимая фирма «Класс», 2000.- С. 8

12. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний // Пер.с чеш.- М: Медицина, 1991.- С 182-293

13. Кроник АА, Кроник ЕА Психология человеческих отношений.- Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1998.- С 40-145

14. Маслоу, А Психология бытия / А. Маслоу.- М., 2001

15. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие.-М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.-496с

16. Розенова М.И. Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей // Мир психологии. 2006 №1.- С. 241-254

17. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. — М., 1990.

18. Сидоренко Е. В. "Методы математической обработки в психологии". СПб.: ООО "Речь", 2007 г.

19. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том2/А.С. Спиваковская., 2000.-с.398-437

20. Стрижова Е.Н., Лупандин В.И. Представления о любви у мужчин и женщин разного возраста. Существует ли конфликт поколений// Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. Т. 89. № 2. С. 207-214.

21. Франкл В.Э. Доктор и душа.- СПб.: «Ювента».- 1997.- 288с

22. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл.- СПб.: Речь, 2001.- С. 100

23. Фрейд, З. Психоаналитические этюды/З. Фрейд.- Минск, 1996.- С. 448

24. Фромм А. Азбука для родителей, или Как помочь ребенку в трудной ситуации.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.- С. 105

25. Фромм Э. Бегство от свободы / общ.ред. П.С. Гуревича; пер с англ Г.Ф. Швейника.- М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.- 3-е изд.- 248с

26. Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви/Э Фромм. - М., 1990.- С. 95

27. Фромм Э. Человек для самого себя//Фромм Э. Психоанализ и этика.- М., 1993. Гл.4

28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ./Пер с англ. В.В. Старовойтова; Предисловие П.С. Гуревича.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 464с.- (Человек и мир)

29. Юнг, К. Аналитическая психология/ К. Юнг.- СПб., 1994.- С. 90 — 91

30. Юнг, К. Либидо, его метаморфозы и символы/ К. Юнг.- СПб., 1994 С. 134—135

 

Приложения

Приложение 1

 

Методика «Семантический дифференциал»

 

Уважаемая участница исследования, прежде, чем заполнять бланк, внимательно ознакомьтесь с инструкцией, отвечайте первое, что приходит в голову (нет верных или неверных ответов). Данное исследование анонимно.

Укажите, пожалуйста, ваш возраст

Ниже представлен список из 42 понятий, расположенных в случайном порядке. Ваша задача заключается в том, чтобы оценить каждое из них по степени близости и связанности с понятием любви. Оценка проводится по шкале от 1 до 4, где 1 баллов означает отсутствие связи с понятием любви, 4 балла — максимально выраженную связь. Вам необходимо обвести выбранную цифру.

 

Доверие        
Взаимность        
Интимность        
Близость        
Желание        
Жизнь        
Ответственность        
Ребенок        
Секс        
Открытость        
Страсть        
Привлекательность        
Романтика        
Влюбленность        
Обязанности        
Активность        
Самопожертвование        
Симпатия        
Созидание        
Интерес        
Дружба        
Страдание        
Долг        
Ревность        
Совершенство        
Тревога        
Ненависть        
Потери        
Бог        
Напряжение        
Печаль        
Смерть        
Одиночество        
Неизбежность        
Самоубийство        
Страх        
Самоистязание        
Месть        
Пассивность        
Беспомощность        
Гнев        
Злость        

 

Приложение 2

 

Стимульный материал к методике «Незаконченные предложения»

(оригинальный вариант)

 

1. Любовь для меня – это …

2. Когда я думаю о любви, то …

3. Любовь проявляется в …

4. Моя любовь …

5. Любовь как чувство …

6. У любви есть …

7. Настоящей любовью можно назвать …

8. В целом любви характерно …

9. Я считаю, что любовь относится …

10. Любовь тесно связана с …

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена любви. 6

1.1. Понятие любви в отечественной и зарубежной психологии. 6

1.2. Особенности детско-родительской и супружеской любви. 15

Глава 2. Психологические особенности лиц, страдающих неврозом. 19

2.1. Личностные особенности людей, страдающих неврозом. 19

2.2. Влияние невротического состояния на межличностные отношения. 21

Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей представления

о любви у женщин, страдающих неврозами. 24

3.1. Методы исследования. 24

3.2. Обработка данных исследования. 26

3.3. Обсуждение результатов эмпирического исследования особенностей

представления о любви у женщин, страдающих неврозами. 28

Выводы.. 39

Заключение. 42

Литература. 44

Приложения. 47

 

 

Введение

 

Любовь играет огромную роль в становлении отношения к другим людям и самоотношения, выступая высшей формой их реализации (Братусь Б.С., Маслоу А., Петрушин B.C., Роджерс К., Слободчиков В.И., Франкл В. и др.).

Необходимость исследования проблемы любви определяется сегодня напряженной социально-психологической ситуацией: являясь основой создания и функционирования семьи, любовь приобретает большое значение в контексте анализа кризиса современной семьи (Вебер Г., Зуськова О.Э., Левкович В.П., Рюриков Ю., Шнейдер Л.Б., Хеллингер Б. И Др.).

Изучение представлений о любви по своей практической и теоретической значимости относится к одной из актуальных психологических проблем, что подтверждается публикациями в периодических изданиях.

В частности, в статье Розеновой М.И. «Опыт психологического исследования представлений о любви на уровне обыденного сознания людей», выявлены социальные стереотипы восприятия и понима­ния любви.

В исследовании Е.В. Вараксиной и Л.Д. Деминой «К проблеме психологического исследования смысла любви: методология, гипотезы, методы, результаты» на основе эмпирического исследования разработана классификация видов любви, характерных для женской ментальности.

В статье Стрижова Е.Н., Лупандин В.И. «Представления о любви у мужчин и женщин разного возраста. Существует ли конфликт поколений?» показано, что, несмотря на некоторые гендерные и возрастные различия, общий профиль предпочитаемых и отвергаемых стилей любви у лиц разного возраста остается практически неизменным.

Таким образом, авторы в основном обращаются к изучению представлений о любви в норме. Хотя есть исследования, которые раскрывают представления о любви в связи с психологической травмой. Например, в статье Аргентовой Т.Е. и Аргентовой Л.В. «Представления женщин из неполных родительских семей о возможности реализации в их личной жизни ценностей «взаимная любовь» и «счастливая семейная жизнь» установлено, что принадлежность женщины к определенному типу неполной родительской семьи обусловливает особенности ее представлений о возможности реализации ценностей семьи и взаимной любви в свой личной, семейной жизни. Это связано с переживанием ею ментального диссонанса ситуации неполноты семьи.

Кроме того, есть публикации, посвященные невротическим личностям и проблемам их межличностных отношений, так, например, в исследовании Духновского С.В. «Изучение параметров социально – психологической дистанции в межличностных отношениях больных неврозом» установлено, что у невротиков выраженность астенических, меланхолических чувств приводит к увеличению дистанции в отношениях. Показано, что дисгармония в отношениях больных неврозом приводит к переживанию субъективного неблагополучия и к отдаленности, отчужденности от людей.

Это дает основания обратиться к исследованию представлений о любви у женщин, страдающих неврозом.

Цель работы: исследование представлений о любви у женщин, страдающих неврозом. В рамках поставленной цели сформулированы задачи:

1)изучить теоретические вопросы, связанные с феноменом представлений;

2)изучить психологические особенности лиц, страдающих неврозом;

3)выявить особенности представлений о любви у лиц, страдающих неврозом.

Основная гипотеза: Существуют различия в представлениях о любви у лиц, страдающих и не страдающих неврозом.

Объект исследования: представления о любви.

Предмет исследования: представления о любви у женщин, страдающих неврозом.

Методологической основой исследования являются положения К.Э. Изарда, Э.Фромма, О.Кернеберга, В.Франкла, К.Хорни, Э.Берна, Р.Стернберга и др.

Методы исследования: психосемантический метод в форме оригинального варианта семантическо­го дифференциала, разработанного Розеновой М. И. [Розенова, 2006], метод «Незаконченные предложения».

Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании впервые выявлены различия в представлениях о любви у лиц, страдающих и не страдающих неврозом.

Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в общую и клиническую психологию: интегрированы и структурированы теоретические данные по проблеме представлений о любви и особенностям личностей, страдающих неврозом.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов, в психологическом консультировании по вопросам семейных взаимоотношений, в деятельности психотерапевтов, а также в подготовке и повышении квалификации психологов и психотерапевтов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по клинической психологии.

Основными теоретическими источниками при написании данной работы служили монографии и хрестоматии, а также специализированная периодическая литература, посвященные вопросам представлений и невротических состояний в рамках психологии.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения феномена любви


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.