Аутизм как искаженное психическое развитие(по Лебединскому) — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Аутизм как искаженное психическое развитие(по Лебединскому)

2017-12-12 675
Аутизм как искаженное психическое развитие(по Лебединскому) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искаженное психическое развитие. При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований. Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний. Наиболее характерной моделью этого варианта является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма (РДА). ДА проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интелле-го и реч-го развития. Аутизм - «уход» от действит-ти с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Под аутизмом понимается явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Для таких детей характерна эмоциональная отстраненность, нарушение эмпатии. Аутизм, избегание контакта, очевидно, имеет отношение к тому, что эти дети часто эмоционально не дифференцируют неодушевленные предметы от одушевленных, а нередко предпочитают первые, питая к одушевленному значительную неприязнь. Человеческое лицо особенно часто бывает сверхсильным раздражителем, отсюда избегание взгляда, прямого зрительного контакта.

33. Симптоматика РДА: 1) аутизм как таковой, т.е. «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоц-ых контактов, коммуникации и социальному развитию. Характерны: трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией; 2) стереотипность в поведении: стремление сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению; захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, темой в рисовании, разговоре; 3) особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции: 1.мутизм - отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при которой сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов или даже фраз; 2.если же устойчивые речевые формы развиваются, они тоже не используются для коммуникации; 3.характерны эхолалии - немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз; длительное отставание в способности правильно использовать в речи личные местоимения; ребенок может называть себя «ты», «он». Страхи: 1. Сверхценные страхи, кот-ые обусловлены реакцией реб-ка на реальную, значимую опасность (боязнь остаться одному, потерять мать, боязнь чужих людей, незнакомой обстановки); 2. Страхи, аффективной и сенсорной гиперчувствительностью: различных бытовых шумов (пылесос, шум воды и пр.), зрительных, тактильных раздражений (свет люстры, попадание на тело комаров или др. объектов); 3. Неадекватные бредоподобные страхи, что связано с крайней ограниченностью представлений аутичного реб-ка об окруж. мире.

35.Классификация детского аутизма. О.С. Никольской выделены 4 группы РДА, психологическая дифференциация проведена в соответствии с глубиной аутизма и степеньюискажения психического развития. В качестве критериев разделения на группы взяты следующие: • доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми; • качество разработанных им форм защитной гиперкомпенсации -аутизма, стереотипности, аутостимуляции. Т.О, было выявлено 4 формы аутизма. 1. Как полная отрешенность от происходящего, т.е. у детей этой группы наблюдается отрешенность от внешней среды. Эта группа характеризуется наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. 2. Как активное отвержение. Эта группа характеризуется определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипов: двигательных, сенсорных. 3. Как захваченность аутистическими интересами, т.е. у детей третьей группы речь идет о замещении внешней среды. Характеризуете большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Имеются более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая его переживания и страхи. 4. Как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия, то есть у детей этой группы речь идет о сверхтормозимости ребенка окружающей средой. На первом плане в их статусе: неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию.

 

 

36. 1группа: полная отрешенность от происходящего. Наиболее глубокая, агрессивная патология. Харак-ся глубокими наруш-ми психич-го тонуса и произвольной деят-ти. Полевое поведение- постоянная миграция от одного предмета к другому. Мутичны, иногда в речи проявляются нечленораздельные аффективно-акцентированные словосочетания; почти не пользуются центральным зрением, ничего не рассматривают. У них не развиваются активные средства контакта с окруж. миром и активные формы аутичной защиты. Их защита- это уход, пассивное отклонение, ускользание от любой попытки установить с ними контакт. При этом в непроизвольной активности дети обнаруживают замечательную координацию движений. Проявляются задатки зрительно-пространственного мышления на непроизвольном уровне. Попытки научить реб-ка делать что-то произвольно несостоятельны, при этом обнаруживается, что и в крупных и в мелких движений проявляются грубые нарушения мышечного тонуса. Общее нарушение коммуникации: нет жестов, мимики, изобразительных движений. Также не отмечается стремление к постоянству, стереотипным действиям. В быту беспомощны, не владеют навыками самообслуживания. В ходе коррекции могут овладеть элементарными умениями и навыками, но соц-ая адаптация затруднена. Самый неблагоприятный прогноз.

 

37. 2группа: активное отвержение окружающего мира, харак-ся определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет аутостимуляции «+»-ых ощущений при помощи многочисленных стереотипий: 1.двигательные (покачивание, взмахи руками); 2.сенсорные (самораздражение зрения и слуха- капание воды). Такие афферентно насыщенные действия повышают + тонус и приглашают неприятные воздействия из вне. Манерность поведения, стереотипность, многочисленные движения, гримасы, позы, особые интонации речи. Малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, что-то шепчут себе под нос. Произвольно вырабатываются лишь стереотипные простейшие реакции и навыки. Часто примитивная, но тесная связь с матерью. При адекватной длительной коррекции дети могут быть подготовлены к обучению в школе, иногда даже массовой.

 

38. 3группа: захваченность аутистическими интересами (замещение внешней среды). Большая произвольность противостояние своей афферентной патологии, прежде всего страха. Имеют место более сложные формы афферентной защиты, проявляющиеся в формировании патовлечений. В компенсаторных фантазиях с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой реб-ом как психодрамма. В то же время эти фантазии снимают его переживания и страхи. Поведение ближе к психоподобному, харак-на более развернутая речь и более высркий уровень когнитивного развития. Менее афферентно зависимы от матери и не нуждаются в примитивном тактильном контакте, недостаточно тесные эмоц-ые связи с близкими, низкая способность к переживанию. Характерен монолог, не слушают собеседника. Аутостимуляция носит особый хар-р: реб-к не заглушает неприятные, пугающие впечатления, а наоборот, взбадривает себя ими (однотипные монологи, рисунки, игры). Могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, в учебной деят-ти часто отказываются от чего-то нового.

 

39. 4группа: сверхтормозимость окруж. средой. На 1-ый план выступают неврозоподобные расстройства- робость, пугливость, тормозимость, что ведет к усилению соц-ой дезадаптации. Значительная часть защитных реакций носит не гиперкомпенсаторный хар-р (при плохом контакте со сверстниками ищут защиты у взрослого). Усваивают поведенческие штампы, стараются быть хорошими, выполнять требования. Сильная связь с матерью (эмоц-ый симбиоз с постоянным афферентным заражением). Психическое развитие может быть охарак-но как своеобразная ЗПР, иногда обнаруживая парциальную одаренность. Речь спонтанная, самопроизвольная. На 1-ый план выступают повышенная ранимость и тормозимость в контактах. Недоразвитость самих форм общения, аутизм проявляется как загадочный уход от мира или его отвержение, а не как увлеченность аутистическими интересами. Центральной проблемой явл-ся невозможность организации взаимодействия со сверстниками; дети физически хрупки, легко утомляемы, движения угловаты, неловкие. На лице выражение тревоги, растерянность, речь замедленная, затухает к концу фразы. Возможен контакт глаз, но он прерывистый. При попытке вступить в диалог- аграмматизмы(непонятливость). Наблюдается беспокойство и суетливость. Могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

 

48. Тифлопсихология. Изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатка информации, дефицит кот-ой связан с нарушением деят-ти зрительного анализатора, а также влияния этого дефицита на психическое развитие детей с нарушением зрения. «тифлос»- слепой. Сначала изучались лица только со слепотой. Задачи: 1)изучение общих и специфических закономерностей психич-го развития детей с глубокими наруш-ми зрения и механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения; 2)изучение зависимости психич-го развития от степени хар-ра и времени возникновения дефекта зрительной функции; 3)выявление потенциальных возможностей лиц с наруш-ем зрения и их способности к преодолению отклонении й в формировании психич-их процессов и личностных отклонений; 4)разработка психол-их основ эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с недостатками зрительных фнкции; 5)разработка социально-психологических основ эффективной интеграции лиц с нарушениями зрения в обществе.

 

67. Психическое развитие при ДЦП. (Психич-ое развитие при ДЦП. Особен-тью двиг-ых нар-ий при ДЦП явл-ся то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными расстр-ми, особенно с недостат-тью ощущений соб­ственных движ-ий. Двигательные нар-я при ДЦП представ-ют собой своеобразную аномалию мотор-го развития, кот-ая без ранней кор­рекции оказывает неблагоприятное влияние на форм-ия нервно-психических функций и личности реб-ка. У детей с ЦП пре­обладают следующие: церебрастенический с выраженными нар-ями умственной работоспос-ти, синдромы локальных на­р-ий отдельных ВПФ, отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, что проявл-ся прежде всего в отсутствии у большинства детей личностной готовности к обучению. Задержка в развитии личностной саморегуляции и не­равномерность развития различных ВПФ, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-мо­торной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике. Слабо формируется мотивационная основа психич-ой деят-ти, произвольность и адекватная самооценка. Отличительной особен-тью мыслит-ых процессов детей с ЦП явл-ся взаимосвязь недостаточности как содержательной, так и организационной сторон мышле­ния. Характерной особен-тью псих-го развития детей с ЦП явл-ся задержанное формир-ие регуляторной функции псих-их процессов (с замедленным созреванием переднелобных от­делов коры гол. мозга). Недостаточная сформированность наглядно-дей­ственного и образного мышления в сочетании со стойки­ми реч-ми расстрой-ми обуславливает отставание в разв-ии словесно-логического мышления. Т.О, у детей с ЦП наиболее задержанными в развитии явл-ся те высшие корковые функ­ции, кот-ые в своем формировании тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором. Нар-ия эмоц-но-волевой сферы прояв­ляются в повышенной эмоц-ой возбудимости, истощаемостью нервной систе­мы. Дети с нарушений двигательной сферы психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т.п.).

 

 

68. ДЦП, основные формы, особенности проявлений. Формы: Спастическая диплегия - повышение мышечного тонуса верхних и нижних конечностей, в большей степени ног, дети начинают сидеть и ходить в более позднем возрасте, двигательное развитие навыков верхних конечностей может быть не нарушено. Возможно сочетание с задержкой психич-го и речевого развития. Судороги отмечаются реже, чем при других формах ДЦП. Уровень поражения: пирамидный путь (отростки двигательных клеток коры головного мозга на уровне спинного мозга либо подкорковых и стволовых структур). Спастическая гемиплегия - повышение мышечного тонуса на одной стороне, в большей степени поражена верхняя конечность. Рука согнута во всех суставах и приведена к туловищу. Интеллект может быть сохранен или нерезко снижен. Уровень поражения: двигательные клетки моторной зоны коры противоположного полушария. Двойная гемиплегия- повышение мышечного тонуса и двигательные нарушения во всех конечностях, при этом в руках больше чем в ногах. Возможны так же расстройства глотания, сосания, дефекты речи. Выраженная задержка психоречевого развития часто усугубляется невозможностью контактировать с другими детьми и обездвиженностью.Уровень поражения: двигательные клетки моторных зон коры обоих полушарий. Атонико-астатический синдром- мышечный тонус снижен, преобладает мышечная слабость, медленно вырабатываются навыки статические (дети не могут удерживать голову, сидеть, стоять), динамические (ходить, бегать, четко брать предметы и т.д.).Уровень поражения: мозжечок, лобные отделы головного мозга, либо пути их соединяющие. Гиперкинетическая форма- мышечный тонус изменчив (колеблется от пониженного до повышенного), движения неловкие с излишними двигательными реакциями. Отмечаются гиперкинезы (непризвольные мышечные спазмы) в мышцах шеи, лица, рук и ног. Часто присутствуют речевые расстройства.Уровень поражения: подкорковые образования (стриопаллидарная система).

 

9. Классификация форм олигофрений по М.С. Певзнер: 1. Неосложненная форма олигофрении, харак-ся диффузным поражением гол. мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Дети обычно спокойные их легко организовать. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различны личностные особенности, уровень достижений в интеллект-ой и трудовой деят-ти, работоспособность. Дети быстро адаптируются в условиях корр-ой школы. Детей эмоционально привязана к семье, сверстникам, учителям. В эмоц-ой сфере достаточно сохранны. Это помогает ориентировке в окруж. мире, способствует усвоению навыков поведения; 2. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами, интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. Процесс активного возбуждения психич-ое развитие в целом страдает от двигат-ой расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности. Дети неусидчивы, отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых. Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные. Дети слабо проявляют интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности. Учебный материал запоминают плохо. 3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными формами поведения, наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям. Вид наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые заболевания (менингит, энцефалит), ЧМТ с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований. Склонности к воровству, прожорливости, повышенной сексуальности. Дети могут быть опасны в момент аффекта. В тяжелых случаях применяют медикаментозные препараты. Если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение; 4. Олигофрения, осложненная тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга, наблюдается грубое нарушение познав-ой деят-ти, целенаправленности деят-ти. Одни дети вялые, двигательно заторможенные, пассивные. Другие расторможенные, импульсивные. В поведении проявляются несоциальные наклонности. Интеллектуальная недостаточность глубокая, достигает степени имбецильности. Потребность в еде, сексуальность повышена, неадекватное восприятие окружающей действит=ти. Речь своеобразна, смысл речи до конца не понимается. Грубое недоразвитие личности. Больные некритичны к себе, к ситуации, в которой они находятся. Отсутствует чувство страха, обиды, стеснительности не бывает; 5. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдельных анализаторов Наличие у реб-ка сложного дефекта очень резко замедляет и изменяет ход его интеллектуального и физического развития. При данном виде, общее недоразвитие мозга сочетается с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недоразвитием речевых систем. К этиологическим факторам относят генетические формы, связанные с нарушениями обмена, внутриутробного развития плода, асфиксии новорожденных, родовые травмы, ранние постнатальные поражения.

 

 

2. Норма и аномалия. Эти понятия мультидисциплинарны, каждая наука дает свое определение. «Нормы-аномалии» одна из острейших проблем современного чел-ка знания. Этот вопрос не однозначен (левшество). N – состояние, при котором индивид не проявляет признаков патологии. Патология – отклонение от N, нарушение общих закономерностей развития. Аномалия – состояние, при кот. индивид проявляет признаки патологии. При определении нормы необходимо учитывать биологические, социально-пед. условия, самостоятельность и активность ребенка. Виды: Предметная N – определенный объем ЗУНов, кот. необходим для овладения тем/иным материалом. Соц.-возрастная N – показатели интеллектуального и возрастного развития, кот. должны слоиться к определенному периоду. Индивидуальная N - особенности развития и саморазвития личности. Статистическая N – уровень психосоциального развития человека, кот. соответствует средним качественно-количественным показателям, получ. при обследовании группы популяции людей того же пола, возраста, культуры. Функциональная N – неповторимость пути развития каждого человека, свидетельствует о том, что любое отклонение можно считать таковым только в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого человека. Идеальная N – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее условиях.

 

20. Классификация ЗПР. Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. ЗПР - один из видов дизонтогенеза развития, характеризующийся прежде всего нарушением работоспособности, нарушениями темпа развития а также нарушениями предпосылок интеллекта (эмоционально-волевая сфера, память, внимание, восприятие) при его потенциальной сохранности. В спец-ой лит-ре представлено несколько классификаций задержки психического развития. Выделяют 4 основных типа ЗПР: 1)задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм); 2)задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери); 3)задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка); 4)задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.