Психология социально - депривированного ребенка. Роль общения в психическом развитии ребенка — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Психология социально - депривированного ребенка. Роль общения в психическом развитии ребенка

2017-12-12 307
Психология социально - депривированного ребенка. Роль общения в психическом развитии ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

20. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы при различных вариантах дизонтогенеза

Личность – социальное образование, формирующееся под влиянием воспитания в конкретных условиях жизни.

1.При УО: Большую часть контингента детей с УО составляют дети, не имеющие родители, и дети из неполных и неблагополучных семей. Такой ребенок лишен полноценного общения с своей семьей, что неблагоприятно складывается на формир-ии его личности. В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям. Выготский, высказавший мысль мысль о тесном взаимодействии интеллектуальной и эмоц сфер, считал что у ребенка с УО соотношение между интеллектом и аффектом иное, чем в норме. В зав-ти от клинического дефекта дошкольники ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же бросают. Движения у них быстрые, речевок сопровождение громкое, эмоц реакции неустойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно и не контролируются детьми. Заторможенные дети с УО дей-ют вяло, нерешительно. Развитие эмоций у ум.отсталых опредляется правильной организацией всей их жизнедея-ти, наличием спец педагогич воздействия, осуществляемого воспитания. В более старшем школьном возрасте эмоц сфера отсталых детей также хар-ся незрелостью и недоразвитием. Их эмоции поверхностны, неустойчивы, подвержены резким изменениям. У некот детей с УО наблюд затянутость, инертность эмоу реакций, часто имеющих ясрко выраженный эгоцентр характер. УО ребенок, а тем более подросток, оказавшись в доступной его пониманию ситуации, способен к сопереживанию, к эмоц отклику на переживания др человека. Присущие импульсивные проявления обиды, злости, радости постепенно сглаживаются под воздействием обучения и воспитания. Волевая сфера отсталых дошкольников находится на самых начальных этапах развития. Ее становление связано с появлением речи, к-ая позволяет ребенку понять необходимость того или иного действия. Однако формирование произвольной регуляции поведения уо ребенка затруднено. Они не могут контролировать свои поступки, желания. Дей-я детей носят импульсивный характер, а их поведение не соответствует правилам и нормам. Младшим школьникам свойственна безынициативность, несамостоятельность, слабость внутр побуждений, внушаемость, сниженная мотивация. Их ставит в затруднение любое препятствие и неудача. Обучение в спец школе приводит к существенным сдвигам в развитии УО: появляется умение сдерживать свои импульсивные реакции и подчинять требованиям ситуации.

ЗПР: эмоц лабильность, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностна незрелость в целом. Неустойчивость настроений и эмоций, быстрая их смена, легкое возникновение эмоц возбуждения или плача. Выделяют группы с проявлением психи неустойчивости и психич тормозимости. Дети 1 группы шумные, подвижные, громкие, чувства раскаяния и обиды у них неглубоки и кратковременны. При тормозимости проявляется несамостоятельность, нерешительность, робость, медлительность, симбиотич привязанность к родителям. Для всех детей с ЗПР характерны частые проявления беспокойства и тревоги, неуверенность в себе. Эти дети осттают по сформированности произвол поведения. Чаще, чем у нормально развивающихся сверстников наблюд импульсивное поведение. Уровень произвол зависит от сложности дея-ти. Наибольш затруднения вызывает контроль за своей дея-тью. Для них характерна низкая самооценка, неуверенность. В подростк возрасте наблюд слабость, уязвимость, некорректность в отношение с окружающими. Не проявляется острая потребность в объединении со сверстниками.

Наруш зрения: эмоции и чувств, служа отражением реальных отношений человека к значимым для него объектам, не могут не изменяться под влиянием наруш зрения, при кот-х сужаются сферы чувственного познания, изменяются потребности и интересы. Отмечается большое неблагополучие слепых в эмоц отражении своих отношений с миром вещей и людей. Они боле ранимы. Развитие эмоц сферы зависит от воспитания, не все имеют эмоц нарушения. При нарушениях многие становятся пассивны, погружаются в фантазии, возникают страхи. Особое место в появлении тяжелых эмой состояний занимает понимание своего отличия от обычного ребенка, возникающее в возрасте 4-5 лет, понимание и переживание своего дефекта в подр возраст. Для лиц, недавно потерявших зрение, также имеет место низкая самооценка. Волевые качества слепых развиваются в процессе дея-ти, характерной для каждого из возрастов. Для младшего дошкол возраста характерным явл-ся мотив общения со взрослыми. При опоре на этот интерес осущ-ся введение новых форм мотивации дея-ти младшего слепого дошкольника. В среднем дошк возрасте мотивация поведения и дея-ти приобретает более сложный характер, поощрения со стороны взрослоо, оценка становятся важным мотивом поведения и непременным условием определения слепым ребенком своей позиции в семье или дет саду если создать благоприят условия воспитания, то у слепого ребенка создасться предпосылки для понимания важности активной дея-ти.

Дисгармонич психич развитие: Как отмечается большинством исследователей дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями эмоциональной сферы, возможно, е физиологической основы – вегетативной и вегетативно-эндокринной систем. Внутри эмоц сферы наблюд различ варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. При психопатиях и патологич развитии наблюдается также дисгармония между эмоц и интеллектуальной сферами. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоц сферу. Дисгармония в аффективной сфере проявляется в сохранности влечений, непосредственно связанных с инстинктивными побуждениями. Инстинктивно-аффективная сфера обладает повышенной возбудимостью и интенсивностью воздействий на интеллект в целом. В ре-те перестраивается вся система отношений интеллект-аффект. Интеллектуальные процессы начинают обслуживать требования базального аффекта.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.