Психотер.методы:Логотерапия. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Психотер.методы:Логотерапия.

2017-12-12 470
Психотер.методы:Логотерапия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человеческое стремление к смыслу жизни вполне может быть фрустрировано, и в таком случае логотерапия говорит об "экзистенциальной фрустрации". Термин "экзистенциальный" мы будем использовать в трех значениях: для обозначения 1) переживаемого существования как такового, т.е. специфически человеческого способа бытия; 2) смысла существования; и 3) личного стремления к выявлению смысла в своем существовании, т.е. воли к смыслу.

Экзистенциальная фрустрация может привести к неврозу. Для невроза такого типа логотерапия изобрела термин "ноогенный невроз", чтобы отличить его от невроза в обычном смысле слова, т.е. психогенного невроза. Ноогенный невроз имеет место не в психической, а ноогенной (от греческого "ноос", "нус" – ум как носитель смыслов) сфере человеческого существования. Это еще один логотерапевтический термин, обозначающий нечто, принадлежащее к "духовному" ядру человеческой личности.

Ноогенные неврозы возникают не из-за конфликтов между влечениями и сознанием, а из-за конфликтов между различными ценностями; иными словами они являются результатом нравственных конфликтов или, говоря более обобщенно, духовных проблем. Значительное место среди таких проблем занимает экзистенциальная фрустрация.

Очевидно, что в случае ноогенных неврозов соответствующей им адекватной терапией оказывается не обычная психотерапия, а логотерапия – терапия, которая затрагивает духовное измерение человеческого существования. В самом деле, "логос" по-гречески означает не только "смысл", но и "дух". Духовные проблемы, такие как стремление человека к осмысленному существованию или фрустрация этого стремления, трактуются логотерапией в духовном ключе.

«Никакой инстинкт более не диктует, и никакая традиция более не подсказывает ему, что делать» ощущение пустоты,скуки.Вспомним, например, о "воскресном неврозе", специфической форме депрессии, которой страдают люди, сознающие бессодержательность своей жизни: когда рабочая суета прекращается, для них становится очевидной их внутренняя пустота.

 

 

К консультанту обратился студент вуза с жалобами на подавленное настроение, неуравновешенное поведение, эмоциональную нестабильность. Известно, что в школе клиент учился на отлично, а в вузе его успеваемость резко снизилась.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

 

Что явл.первопричиной? Подавненное настр, эмоц.нестабильность => снижение успеваемости?

 

Или снижение успеваемости => как следствие подавл.настр.

 

Разные стратегии.

 

1) манифест эндогенного психического расстройства (маниакально-депрессивного синдрома?)

2) Личностные особенности(состояние обусловленное особенностями личности и спровацированно экзагенным фактором).. В институте сложнее учиться, не справляется.

перфекционизм, тревожность — в структуре личности.

 

Дифференциальный диагноз.

- наличие симптомов повышенной тревожности (чувство тревоги, страхи, нарушения сна и вегетативной регуляции и т.д.);

- длительность существования симптомов (при тревожных расстройствах симптомы сохраняются на протяжении нескольких недель или дольше);

 

Тревожные расстройства можно эффективно лечить рациональным убеждением, лекарствами или тем и другим. Поддерживающая психотерапия может помочь человеку разобраться в психологических факторах, которые провоцируют тревожные расстройства, а также научить постепенно с ними справляться. Проявления тревоги иногда уменьшаются с помощью релаксации, биологической обратной связи и медитации.

 

Тревожный тип личности.

Подросток с тревожным типом личности обладает ярко выраженными мотивами избегания неудач, сниженной активностью мотивационных тенденций к достижению успеха. Его самооценка неадекватно занижена, притязания невысоки. Активность тревожных подростков на уроке снижена. Они склонны отказываться от выбора трудных учебных задач и ориентироваться на легкие задачи. Неуверенность в выборе цели сопровождается выраженной нерешительностью. Психические состояния, возникающие при подготовке к учебной работе и ее выполнении, характеризуются преобладанием эмоций отрицательной модальности, слабой концентрированностью внимания, возникновением многочисленных ошибок памяти, затрудняющих фиксацию полезного опыта учебной работы. Время выполнения учебных заданий значительно удлиняется. При столкновении с трудностями, с фактами неудач тревожный подросток склонен к ригидности целеполагания, к неспособности проявлять тактическую гибкость в выборе целей и средств их достижения. Частое переживание неуспеха, в связи с отрицательными социальными оцен-ками результативности, приводит к выраженной неудовлетворенности и накоплению в эмоциональной памяти потенциально негативных переживаний.

 

 

К консультанту обратилась женщина с жалобами на то, у нее участились конфликты с сыном. Сын часто не приходит домой ночевать, избегает общения с ней. Женщина сообщает, что всегда хотела воспитать в сыне настоящего мужчину, и вся ее жизнь была посвящена устройству его судьбы и личной жизни.

 

Вопрос: Каковы действия консультанта?

 

 

1. семейная психотерапия

2. работа с женщиной (свои цели и интересы, отличные от реб.расширение репертуара ролей)

 

Возможно кризис сепарации. Сепарационные процессы протекают непросто, этапы сепарации могут сопровождаться семейными кризисами.

Подростковый кризискризис идентичности, когда перед подростком встает масса вопросов (Кто я? Где мое место в жизни? Почему?...) и ответить он на них может только отделившись от семьи. Сепарация (отделение) не всегда проходит гладко.

Выстраивание нового типа отношений. Границы. Слияние — неэффективный способ общения, взаимодействия, при котором границы между людьми стираются и происходит эмоциональное слияние. Результатом такого взаимодействия становится утрата индивидуальности, непонимание своих целей в жизни, отсутствие своих желаний, чувств, взглядов, планов — потеря себя из-за постоянного присоединения к другим.

Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, - жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом обычно факт своего обращения за помощью они хотят сохранить в тайне от детей. Это значит, что с самого начала беседы психолог должен быть ориентирован на разрешение конфликта "силами присутствующих", без привлечения дополнительной информации, не имея возможности взглянуть на данную ситуацию глазами "обвиняемых" - детей.

Естественно, какой бы ни была жалоба клиента, первая задача консультанта - разобраться в сути проблемы, понять, насколько претензии и оценки родителя соответствуют действительности, поставить свой диагноз проблемы. Наиболее очевидный путь для этого - сбор конкретных фактов. Чаще всего пришедший на прием родитель - словоохотливый клиент, с готовностью, без наводящих вопросов рассказывающий свою историю. И все же, для того чтобы получить информацию о конкретных ситуациях, консультанту приходится специально задавать вопросы о том, как именно разворачивается взаимодействие ребенка с родителем, что они говорят друг другу, почему и как вспыхивают ссоры, что именно служит основанием для беспокойства и подозрений. Важными моментами в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:

а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, является ли ребенок "нормальным", т.е. являются ли его трудности, странности или особенности поведения проявлениями независимости, самостоятельности, представлениями о жизни, отличными от родительских, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социальных отклонениях;

б) понимание того, какова действительно позиция родителя по отношению к ребенку, что лежит в основе прихода в консультацию - собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д.

Нередко встречаются ситуации, когда верно и то и другое.

оррекция позиции родителя по отношению к ребенку

За страхами и переживаниями родителя, за жалобами на отсутствие контакта (т.е. прежде всего за случаями обращения (1) и (2) чаще всего кроется гипердоминантная, опекающая позиция родителя по отношению к ребенку, стремление руководить, советовать, рекомендовать без понимания истинных потребностей ребенка. В этом случае особенности поведения ребенка, лежащие в основе жалоб - невнимательность, резкость, скрытность, есть способы борьбы за собственную независимость, попытки избежать гиперопеки. Таким гиперопекающим родителям свойственно либо не замечать доминантности собственного поведения, либо воспринимать его как нечто нормальное и естественное: "Я же хочу ему только добра", "Я же лучше знаю, как надо поступать в таких ситуациях".

Неадекватность клиента, его некритичное отношение к собственному поведению требует от психолога особой осторожности во время беседы.

 

 

Коррекция позиции, отношения к ребёнку.

Разговор о собственных чувствах и переживаниях

Эта задача несколько более сложная хотя бы потому, что, прежде чем родитель начнет выражать свои чувства ребенку, он должен сам постараться в них разобраться. Для этого консультантом должна быть проведена специальная работа, направленная на выявление того, что скрывается за родительской гиперопекой. Здесь не имеет смысла вдаваться в "психоанализ" родительских чувств, и поэтому достаточно, задав вопрос "А почему вы его (ее) так опекаете, так руководите им (ею)?", удовлетвориться первым ответом, который для большинства клиентов однозначен: "Я за него боюсь", "Я тревожусь за нее". С точки зрения глубинной психологии, безусловно, этот ответ не полон. Здесь можно было бы говорить и о потребности родителя, как всякого человека, контролировать и управлять другими, и о реализации проблем собственной значимости, и о страхе одиночества, и о многом другом, что в случае рефлексирующего клиента и достаточного количества времени для обсуждения вполне может быть затронуто, и что очевидно гарантировало бы гораздо больший успех намечающимся изменениям.

 

 

На консультацию матерью приведена молодая женщина. Она жалуется на тоску, чувство пустоты и не желание жить. Из анамнеза известно, что около года тому назад у нее в автомобильной катастрофе погиб муж.

 

Вопрос:


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.