Вопрос. Показатели общего уровня цен (индексы цен). — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос. Показатели общего уровня цен (индексы цен).

2017-12-12 244
Вопрос. Показатели общего уровня цен (индексы цен). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инфляция - это чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного ден. обращения по сравнению с реальным предложением Тов; - снижение покупательной способности денег; - общее длительное повышение цен.

Измерение инфляции. Инфляция, в соответствии с монетаристской теорией денег, должна измеряться излишком ден. массы в обращении. Однако на практике это сделать сложно. Поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно, к определению основных видов индексов цен. Показатели инфляции призваны дать колич-ую оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен, в том числе индексы цен в потребительском секторе эк-ки. Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Индекс цен (I) - это отношение цены t-го года (Рt) к цене базисного года (Рb), т.е.: I=(Pt/Pb) x 100%

Различают следующие основные виды индекса цен:- индекс потребительских цен; - индекс оптовых цен; - индекс цен - неявный дефлятор ВНП; - индекс экспортных и импортных цен. Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные Ты и У, а только те, которые составляют так называемую "потребительскую корзину", приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные Ты, набор основных непродовольственных Тов (одежда, обувь, бытовые Ты) и основных услуг ('медицинские, транспортные У, связь, отдых, культура, личная гигиена). Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор Тов, приобретаемых фирмами. Если нам надо рассчитать соотношения цен по набору Тов, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора Тов и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых Тов изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен).

При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода. Один из них основывается на применении индекса (формулы) Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (Рt) и базового (Рb) на одинаковый набор Тов (Тную корзину) (Оt). Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная Тная корзина становится дороже в текущем периоде.

Индекс роста цен по формуле Ласпейреса (Il): Il=(Pt x Ot)/(Pb x Ob)

Др. метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная Тная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде: индекс роста цен по формуле Пааше или неявный ценовой дефлятор ВНП (Ip ): Ip=(Pt x Ot)/(Pb x Ot)Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских Тов, а значит, не отражаются сдвиги в Тных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает. Чтобы точнее отразить с помощью ценовых индексов динамику цен и соответственно динамику ст-ти жизни (реальные затраты потребителей на приобретение определенных наборов Тов и услуг), используют индекс Фишера: индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса. Индекс роста цен по формуле Фишера: If=Il x Ip;If=[(Pt x Ot)/(Pb x Ob)] x [(Pt x Ot)/(Pb x Ot)] ИПЦ рассч-ся на основе ст-ти рын-ой потребительской корзины, к-ая включает набор Тов и услуг, потребляемых типичной городской семьей в теч.года. ИЦП рассчитывается как ст-ть корзины Тов произв-го назначения. Дефлятор ВВП рассчит-ся на основе ст-ти корзины конечных ТУ, произведенных в эк-ке в течение года. Дефлятор ВВП =Номинальный ВВП/Реальный ВВП

Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем: ИПЦ рассчитывается на основе только цен Тов, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все Ты, произведенные экономикой; при подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские Ты, а при определении дефлятора ВВП только Ты, произведенные нац-ой экономикой; для определения общего уровня цен и темпа инфляции мо. использоваться и дефлятор ВВП, и ИПЦ, но ИПЦ служит также основой для расчета темпа изменения ст-ти жизни и «черты бедности» и разработки на их основе программ социального обеспечения.Если дефлятор ВВП > 1 или 100%, то в стране наблюдаются инфляционные процессы. Ур-нь цен выражается в виде индекса. Наиболее распространены индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор. ИПЦ – это соотношение между совокупной ценой определенного набора ТУ данного временного периода и совокупной ценой сходной группы ТУ базового периода. ИПЦ= Цена рын-ой корзины текущего года/ (Цена аналичной корзины в базовом году*100%). Дефлятор ВВП, к-ый можно считать общим индексом инфляции, показывает изменение общего уровня цен в стране.

9вопрос.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос ( AD ) - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим ур-нем цен в эк-ке (см. рис.1).

Кривая совокупного спроса показывает нам кол-во Тов и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном ур-не цен (Р). Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые - ее сдвижку. Отметим, что факторы, влияющие на кривую спроса на отдельный Т, не имеют смысла при рассмотрении совокупностей. На макроур-не совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

- эффект процентной ставки, смысл которой заключается в том, что при увеличении цены процентная ставка увеличивается, следовательно, величина инвестиций, согласно кривой инвестиционного спроса - уменьшается, отсюда, по основному макроэкономическому уравнению: Y=C+I+G+X

- эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков. При росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

- эффект импортных закупок. Суть этого эффекта в том, что изменение цен в одной стране приводит к изменениям объема экспорта при неизменных ценах за рубежом, что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например, при росте цен на отечественные Ты население станет больше покупать импортные Ты, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных Тов - с др.;

- убывающий наклон кривой совокупного спроса можно объяснить через колич-ую теорию денег, которая выражается равенством: М х V=Р х Y где: М - кол-во денег, V - скорость обращения денег, Р - ур-нь цен, Y - реальный объем пр-ва.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (см. рис.2-4). Рис.2

Совокупный спрос можно отразить через основное макроэк-ое уравнение: Y=C+I+G+Xn

Изменение любого из четырех компонентов при P приводит к изменению Y.

Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя: 1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, нали; 2) изменения в инвестиционных расходах (I) - когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, нали с предприятий, технологии, избыточные мощности; 3) изменения в гос-ных расходах (G); 4) изменения в расходах на чистый объем экспорта (Xn): национальный дох. в зарубежных странах, валютные курсы.

Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и ур-нем цен в эк-ке. Можно сказать, что совокупное предложение - это общее кол-во благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном ур-не цен. Объем выпуска фирм, разумеется, зависит от цен, которые устанавливаются на их Ты и У на рынке. Предложение в макроэк-ке отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (Р) и кол-вом предлагаемого продукта (Y).

Совокупное предложение следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов пр-ва.

На графике совокупное предложение имеет несколько необычный вид. Можно выделить три участка кривой (рис.3).

Р ис. 3 Совокупное предложение Горизонтальный отрезок отражает совокупное предложение в краткосрочном периоде. Горизонтального характера этого участка - рассмотрена экономика в период спада, т. е. когда имеются в наличии зрительные запасы факторов пр-ва, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального пр-ва без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов пр-ва.

В долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой. Считается, что в долгосрочном периоде в эк-ке всегда будет естественный ур-нь занятости и будут использоваться все имеющиеся рес-ы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального пр-ва, так как все факторы пр-ва используются полностью. На графике имеется промежуточный участок, который говорит о том, что здесь ур-нь цен на прод-цию и объем пр-ва растут одновременно. Это объясняется тем, что не все отрасли и предприятия достигают полной загрузки имеющихся рес-ов и не во всех отраслях.

Рис.4 Влияние неценовых факторов на совокупное предложение

Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, включают в себя (рис.6): - изменения цен на рес-ы: земля, трудовые рес-ы, капитал, предпринимательские способности; - изменения в производительности; - изменения правовых норм: нали с предприятий и субсидии, государственное регулирование.

Изменения в совокупном предложении в виде сдвижек кривой мо. оказывать существенное воздействие на экономику. Эк-ая политика, ориентированная на совокупное предложение, например, на рост производительности факторов, способна привести к увеличению объема выпуска и сокращению инфляционного давления на экономику.

Макроэк-ое равновесие

Равновесие - это такое положение в эк-ке, при котором лица, принимающие эк-ие решения, не имеют никаких побудительных мотивов к изменению своих планов.

Исходя из данного определения и учитывая вышеизложенный анализ равновесия в теории спроса и предложения, рассмотрим равновесное состояние нац-ой эк-ки (макроэк-ое равновесие). Следует отметить, что и здесь будет прослежена та же тенденция взаимосвязи спроса и предложения на макроэкономическом ур-не.

В теории макроэкономического равновесия выделяют 2 подхода: классический и кейнсианский.

1. Классическая модель макроэкономического равновесия Равновесие в макроэк-ке между ур-нем цен и реальным объемом пр-ва определяется точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэк-ое равновесие предполагает взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения для определения общего уровня цен и валового национального продукта в условиях свободного рынка.

Воздействие совокупного спроса АD и совокупного предложения АS показано на графике (рис.5), где на кривой АS выделены кейнсианский отрезок - I, классический - III и промежуточный - II. В точке пересечения А фирмы нанимают столько рабочей силы, сколько считают необходимым при данной реальной стоимости труда, которая, в свою очередь, зависит от текущего размера з/п и существующего уровня цен. Ни один эк-ий субъект не имеет стимула отклоняться от A - точки равновесия, которая определяет одновременно и Рис.5 Макроэк-ое равновесие общий ур-нь цен, и размеры ВНП.

Если равновесие будет нарушено: фирмы производят столько Та, сколько считают нужным при существующем ур-не цен в В, т.е. они производят меньше Та, чем в А, получая меньшую цену за свою прод-цию. Следовательно, в В занято меньше рабочих и выше ур-нь безработицы. Можно сделать вывод, что экономика сама, без вмешательства извне, будет двигаться к точке равновесия, если предложение окажется ниже спроса. Совершенно очевидно, что если экономика будет находиться выше А, "невидимая рука" рынка будет способствовать созданию положения равновесия на национальном рынке.

2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию Специфика данного подхода заключается в следующем:

- равновесие национального дох.а возможно и в условиях полной занятости; - жесткость цен; - сбережения являются функцией дох.а, т.е. S=Сo+(1-МРС) х Y, то инвестиции и сбережения определяются разными факторами. Если вспомнить, что произведенный национальный дох. определяется как Y=С+S, а используемый НД-Y=С+I, то тогда С+I=С+S, и можно записать, что I(r)=S(Y), где r - рын-ая норма процента. Данное равенство и является условием макроэкономического равновесия.

Точка Е0 на рис. 6 показывает такое положение равновесия нац-ой эк-ки, когда НД равен потребительским расходам, а S=0, т.е. ситуация стагнирующей эк-ки. При добавлении частных инвестиций (Y=С+I), а затем и гос-ных расх-ов (Y=С+I+О) нац-ая экономика будет стремиться к состоянию полной занятости (Р).

Макроэк-ое равновесие возможно Ep, при HД=Yр, где АS=АD и I=S.

Свойства макроэкономического равновесия: 1. Инфляция всегда является следствием превышения совокупного спроса над совокупным предложением, так как при отсутствии превышения совокупного спроса нет основания для роста цен. 2. Макроэк-ое равновесие не гарантирует полной занятости. 3. В состоянии макроэкономического равновесия объем импорта может превышать объем экспорта, следовательно государство накапливает внешний долг. В противоположной ситуации увеличиваются валютные запасы. 4. В условиях макроэкономического равновесия правит-во несет расходы по предоставлению общ-ных Тов и услуг своим гражданам. Если гос-ные затраты превышают поступление от нал-ов, дефицит финансируется или за счет внешних займов, или за счет дополнительной эмиссии денег. Такое положение сказывается на состоянии совокупного спроса и совокупного предложения.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.