Безумная погоня за наслаждением чувств — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Безумная погоня за наслаждением чувств

2017-12-12 268
Безумная погоня за наслаждением чувств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Обусловленное живое существо пребывает в состоянии безумия, постоянно ища новых чувственных наслаждений и постоянно удовлетворяя свои чувства. Это – безумие. Живое существо вынуждают действовать дико, иррационально, беспорядочно. С другой стороны, поглощенность духовным также приводит к безумию. Отсутствие стремления к материальному кажется ненормальным, однако этот вид безумия – безумное желание любить Кришну, слушать о развлечениях Кришны и созерцать образ Кришны. Вы думаете, что шуддха-бхакта, чистый преданный, не безумен? Он жаждет слышать о Кришне, он безумно привязан к Кришне. Его единственное утешение – соприкосновение с Кришной. Все прочее не приносит ему никакого удовлетворения.

Мы свободны выбирать, какой из двух видов безумия нам по душе. Мы можем сходить с ума по наслаждению чувств, принуждаемые вожделением и жадностью; попав в ловушку чувств и их объектов, совершать нелепые действия. Другой вариант – быть поглощенным бхакти или премой. Если вы устремляетесь в низшие сферы отделенных энергий Кришны, вам придется столкнуться с последствиями. Наслаждение, основанное на удовлетворении чувств, приятно только вначале, но позже приходят негативные последствия. Именно поэтому мы и говорим, что в материальном мире нет наслаждений. Конечно, удовлетворение чувств оказывает стимулирующее воздействие, однако очень кратковременное. Если каждое, на первый взгляд, приятное ощущение немедленно приводит к наказанию, мы не можем считать это ощущение наслаждением. Занятие всевозможными видами удовлетворения чувств подобно нажатию кнопки, которая приводит в действие страдания. Поэтому мы не можем назвать удовлетворение чувств наслаждением. Каждому греховному действию соответствует определенный вид наказания. Печально, когда живое существо продолжает потворствовать греху, вновь и вновь получая удары судьбы. Зачастую человек думает: “Я получил пинок, потому что не все сделал правильно. Я страдаю, потому что у меня не та профессия; не нужно сменить профессию. Мне не нравится мое тело – я должен быть женщиной, а не мужчиной (или наоборот). У живу не в той части мира – я сделал ошибку. Она - не та женщина, которая мне нужна. Я знал, что не надо жениться на ней – об этом мне говорил и астролог, и моя бабушка”. И живое существо пытается на этот раз сделать все правильно. Предприняв множество попыток, некоторые начинают думать: “Я не нахожу удовлетворения в общении с противоположным полом – мы слишком разные, мы не понимаем друг друга”. И тогда они направляют свое внимание на представителей своего пола, и это им в конце концов тоже начинает приносит одни беспокойства, и тогда они снова ищут чего-то еще. Во многих частях мира все больше людей вступают в связь с животными. Увеличивается число случаев инцеста. Люди знают, что где-то наслаждение существует, но просто они еще не нашли его и жаждут его найти. Эта жажда побуждает их предпринимать все новые и новые попытки, в надежде испытать некоторое счастье. Многие люди работают пять-шесть дней в неделю, просто ожидая, когда наступят выходные. В понедельник они возвращаются на работу в подавленном настроении, поскольку потратили за выходные все свои деньги, но так и ощутили ожидаемого наслаждения. Иногда студенты колледжей не могут даже дождаться выходных и устраивают вечеринки на протяжении всей недели. Когда же приходит время экзаменов, они вынуждены зубрить день и ночь, испытывая большие беспокойства. Истинное счастье невозможно вне связи с атмой, душой.

 

Как перенаправить свои желания

Метод избавления от неблагоприятных желаний состоит в отказе от всего, что не связано с Кришной. Атмосфера, в которой мы сейчас живем, постоянно провоцирует нас, давая нам наставления, в чем мы нуждаемся и чего хотим. Окружающий мир непрерывно навязывает нам вещи, в которых мы в действительности не нуждаемся, как предметы первой необходимости и побуждает признать вредоносные и опустошающие наслаждения благотворными. Эти постоянные попытки возбудить наши чувства приводят к тому, что, желая успокоить чувства, мы позволяем им наслаждаться. Состояние свободы от желаний становится практически недостижимым, когда сознание пропитывается греховными желаниями. Обусловленность может создать для нас еще большие трудности, если наш разум оскверняется представлением, что исполнение этих желаний является высшей целью жизни.

Это очень большая проблема, но она не является неразрешимой. Если же мы продолжаем взаимодействовать с оскверняющей атмосферой, проблема будет усугубляться. Каждый из нас замечал, что как только мы начинаем серьезно практиковать преданное служение, мы уже не можем общаться с теми же людьми и посещать те же самые места, что раньше. Если нам нравиться общаться с теми, кто завидует Господу, это означает, что в нас не произошло серьезных изменений. Если преданному нравиться общаться с людьми, которые полны материальных желаний, это означает, что у преданного тоже слишком много таких желаний или, по крайней мере, семян таких желаний. Но чем больше мы отказываемся от подобных желаний, тем больше увеличивается наше желание находится в духовной атмосфере. Мы будем стремиться слушать о Господе, посещать святые места паломничества и пребывать в атмосфере служения Кришне, а не служения чувствам.

Желания, отвлекающие нас

 

Желания, лишающие нас возможности наслаждаться святым именем и испытывать на себе безграничное сострадание и любовь Кришны, подразделяются на четыре категории.

Освобождение

Первым идет мокша, освобождение. Что же плохого в желании освобождения? Что плохого в желании избавиться от греха? Проблема состоит в том, что желание это по-прежнему эгоистично, и не имеет ничего общего с бескорыстным служением. Оно представляет собой стремление избавиться от беспокойств, затруднений и страданий. Однако чем мы будем заниматься, поднявшись над этими проблемами? В чем состоит наша позитивная, вечная деятельность?

Похоть

Следующая категория – это кама, вожделение. Что плохого в том, чтобы испытывать вожделение к другому человеку? Хотя в этом случае мы перестаем думать только о себе, так как наше внимание переносится на кого-то другого, в сознании по- прежнему преобладает эгоизм, поскольку мы думаем о том, как наслаждаться другим человеком или отношениями с ним. Но что плохого в том, когда два человека испытывают вожделение друг к другу? Проблема в том, что из-за эгоистических интересов они забывают о Кришне. Кроме того, мы считаем, что вожделение преходяще и не приносит удовлетворения, хотя некоторые люди не соглашаются с этим. Они утверждают, что разумный человек будет искать наслаждений в разных сферах жизни, и благодаря этому будет испытывать постоянное счастье. Другими словами, они считают, что иметь одного партнера или один тип чувственных наслаждений недостаточно. Поэтому, когда один вид наслаждения исчерпал себя, нужно перейти к другому. К сожалению, такой образ мыслей приводит к сильнейшей деградации сознания.

Экономическое развитие

Третья категория – это артха, стремление к экономическому развитию. Что плохого в экономическом развитии? Материалист может возразить: “Вы, преданные, постоянно просите деньги! Вы строите один храм за другим, путешествуете по всему миру и покупаете множество разных вещей!” Да, мы используем деньги, однако разница в сознании. Материалист использует деньги ради собственного удовлетворения, но преданные используют деньги на распространение сознания Кришны

Религиозность

Последняя категория – это дхарма, религиозность. Что же плохого в религиозности? Люди могут сказать: “Вы против религии? Теперь я точно знаю, что вы – секта”. В “Бхагавад-гите” 18.66 Кришна говорит:

 

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва папебхйо

мокшайишйами ма шучах

 

 

“Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего”.

Для человека, привязанного к плодам своего труда и взывающего к Богу лишь в нужде, это может звучать странно. Некоторые люди считают, что Бог находится исключительно в местах паломничества, церквях, храмах или мандирах. Они взывают к Богу, только оказавшись в нужде, а когда их просьба исполнена, снова возвращаются к своей обычной деятельности. В большинстве своих молитв и медитативных посланий к Господу люди буквально приказывают Ему, что нужно сделать. А когда их желание не удовлетворяется, они становятся атеистами.

Семя греховных желаний

Последний момент - это семя греховных желаний, поскольку иногда даже после прекращения греховной деятельности у нас продолжает сохраняться семя греховных желаний. Хотя мы срубили верхушку сорняка, он прорастет снова, поскольку его корни остались в земле. Что же делать? Вначале мы боролись с греховными поступками, однако позже оказалось, что этого недостаточно. Кому-то может показаться, что Кришна требует от нас слишком многого или что духовная жизнь слишком трудна. Например, наркоман может прекратить употреблять наркотики, однако, вследствие прошлой обусловленности, ему потребуется некоторое время, чтобы полностью искоренить это греховное желание. Не имея достаточно сильной веры, даже прекратив греховную деятельность, не обладая при этом твердой решимостью полностью покончить с грехом. Другими словами, внешне мы перестаем грешить, но внутренне продолжаем думать о своих прошлых занятиях. Например, вспомните о том, как вы стали вегетарианцем. Поначалу у вас могло сохраняться сильное желание поедать мертвые тела и наслаждаться их запахом. Однако сейчас даже сама мысль, вид или запах мертвой плоти отталкивает вас. Таким образом, вы прекратили греховную деятельность, основываясь на глубоком осознании того, насколько она вредна, и это уничтожило также и семя желания. Однако если мы перестаем действовать греховно, не имея твердой убежденности, то желание просто подавляется. Семя желания по-прежнему остается в сердце и ум продолжают наполнять греховные мысли. Такое положение крайне опасно, поскольку в какой-то момент мысли могут привести к физическим действиям. Задача прекращения грубых, а затем и тонких греховных действий, не является неосуществимой. Отказываясь от грубой греховной деятельности и изменяя свои желания, мы лишаем сорняки подпитки и они постепенно заглохнут. Однако, если мы продолжаем питать семя греха, оно будут продолжать доставлять нам беспокойство.

Cохранять невозмутимость

Относительно греховных желаний в “Бхагавад-гите” (2.70) сказано:

 

апурйаманам ачаа-пратиштхам

самудрам апах правишанти йавдат

тадват кама йам правишанти сарве

са шантим апноти на кама-ками

 

“Тот, кого не беспокоит непрерывный поток желаний, подобен океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него впадает множество рек. Только такой человек способен обрести умиротворение, но не тот, кто стремится удовлетворить свои желания”.

 

В комментарии Шрила Прабхупада пишет:

 

“Хотя океан всегда полон, он постоянно пополняется водой, особенно в сезон дождей. Но, несмотря на это, он никогда не выходит из берегов”.

 

Если мы слишком тесно соприкасаемся с материалистическим обществом и следуем принятым в нем стереотипам, эти желания естественным образом поглотят наше сознание. Нам будет чрезвычайно трудно противостоять им. Они будут требовать от нас столь многого. Однако преданного не беспокоят такие желания. В следующем стихе “Бхагавад-гиты” (2.71) говорится:

 

вихайа каман йах сарван

пумамс чарати нихсприхах

нирмамо нираханкарах

са шантим адхигаччхати

 

“Истинное умиротворение обретает лишь тот, кто полностью изжил в себе стремление к чувственным удовольствиям, свободен от желаний, не считает себя обладателем чего-либо и избавился от ложного эго”.

 

Наличие ложного эго, особенно если оно достаточно сильно, автоматически притягивает всевозможные материальные желания, поскольку эго требует к себе постоянного внимания и удовлетворения. Приведем еще один стих из “Бхагавад-гиты” (6.24):

 

са нишчайена йоктавйо

його ‘нирвинна-четаса

санкалпа-прабхаван камамс

тйактва сарван ашешатах

манасаивендрийа-грамам

виниймйа самантатах

 

“Заниматься йогой надо с решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Необходимо избавиться от всех без исключения материальных желаний, возникающих в уме, и с помощью ума подчинить себе все чувства”.

 

Если ум не контролируется, а деятельность чувств не упорядочена, крайне трудно освободиться от нездоровых желаний. Если же ум поглощен трансцендентным знанием, а чувства подчинены, намного легче развить в себе желания более высокого порядка.

 

Вопросы и ответы

Вопрос: Я не совсем понял, что такое эгоизм. Мне кажется, что сознание Кришны – это высший эгоизм, поскольку мы стремимся к самому высшему благу.

Ответ: Давайте рассмотрим семантику и истинное значение этого понятия. Сознание Кришны является истинной деятельностью души. Оно неотлично от самой души. Например, рука является составной частью тела, такой же как плечи, желудок и рот. Если все части находятся в гармонии, рука отправляет пищу в рот, рот пережевывает ее, а желудок переваривает и обеспечивает питание всего тела. Однако если рука решит действовать самостоятельно, не обращая внимания на рот и желудок, все тело обессилеет. В “Бхагавад-гите” (15.7):

 

мамайвамшо джива-локе

джива-бхутах санатанах

манах-шаштханиндрийани

пракрити-стхани каршати

 

“Живые существа в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы. Оказавшись в обусловленном состоянии, они вынуждены вести суровую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум”.

 

Все мы изначально являемся вечными неотъемлемыми частицами Кришны, однако из-за того, что наши желания не связаны с Кришной, мы страдаем. Если прибор неправильно подключен к источнику питания, в его деятельности либо происходят сбои, либо он становится полностью неисправным. То же самое происходит с нами, когда мы забываем о Кришне. Однако как только соединение налажено, вся система приходит в порядок. В каком-то смысле вы правы, поскольку в данной молитве говорится, что мы не нуждаемся ни в чем временном. Фактически, здесь сказано, что мы не хотим ничего посредственного, временного и второсортного – мы стремимся к самому высшему. Можно сказать даже, что сознание Кришны является высшей формой удовлетворения чувств, поскольку оно дает чувствам истинное удовлетворение. По существу, мы готовим себя к наивысшему чувственному удовлетворению, которое никогда не закончится. И хотя сейчас мы должны внести небольшую плату, наши усилия, направленные на то, чтобы стать полностью сознающим Кришну, оправданы, поскольку всего за одну жизнь мы можем завершить материальную главу своей жизни. У нас есть шанс положить конец всем своим страданиям и скорбям. Поэтому все испытания, трудности и неудобства мы должны рассматривать как цену, которую необходимо заплатить за это. Трудности появляются тогда, когда мы посвящаем себя миссии проповеди; наша цель состоит в том, чтобы стать чистыми преданными, а не йогами или тапасви.

Аскеза начинается тогда, когда мы хотим преобразовать отрицательную энергию в положительную. Отрицательная энергия, как правило, приводит к незамедлительной стимуляции чувств, к которой мы так привыкли, однако впоследствии приходят страдания. Высший вкус, с другой стороны, не всегда приходит так уж легко. Вначале он может быть связан с борьбой или беспокойством, может казаться чем то искусственным или даже неинтересным, но если мы не оставляем своих попыток, в нас зарождается искра высшего сознания. Современное общество привыкло к тому, что все можно получить быстро, используя механические средства; все хотят чего-то “быстрорастворимого” - размешал и готово. Мы подъезжаем к ресторану, составляем заказ и немедленно получаем целый пакет пищи. Затем мы можем поехать в автомагазин, выбрать машину и тут же уехать на ней. Сегодня можно сменить все, что угодно, включая свою внешность. Если вам не нравится ваше тело или лицо, просто измените его. Пластические хирурги сегодня нарасхват, поскольку все больше и больше людей хотят изменить свою внешность. Они хотят сделать нос выше, губы полнее, а груди придать другую форму. Некоторые меняют даже пол. Люди постоянно изменяют свою внешность, как одежду. Однако даже после всех этих процедур они не способны осознать, что не являются телом. Вместо того, чтобы помочь им понять свое отличие от тела, эти перемены еще больше усиливают их отождествление с телом. Доступность различных форм стимуляции делает людей неспособными думать о чем-либо, помимо немедленного удовлетворения чувств.

Таким образом, все вращается вокруг желания. Сегодня у нас есть супермаркеты, в которых можно купить все, что угодно. Вы можете просто приехать в супермаркет и провести там целый день, делая покупки. Как только вы входите внутрь, со всех сторон на вас обрушивается реклама, разжигающая ваши желания. Не успели вы осмотреться, как вам говорят: “Этот костюм просто создан для вас! Он сидит на вас безупречно! Это ваш цвет и он подчеркивает вашу естественную красоту. Это именно то, что вам нужно!” В следующем магазине вам говорят: “Эта стереосистема просто создана для вас. Она в совершенстве удовлетворит ваши потребности”. Когда вы возвращаетесь домой, к вам обращается рекламный щит: “Наслаждайтесь этим продуктом, и он исполнит все ваши желания”.*

Каждый ищет наслаждений и любви, и поскольку люди склонны отождествлять любовь с сексом, практически вся реклама направлена на то, чтобы стимулировать наши сексуальные желания. В рекламе автомобилей или домов обычно присутствует полуобнаженная женщина, намекая на то, что из одного следует другое, хотя, как правило, между рекламируемым продуктом и женщиной нет ничего общего. Например, жевательную резинку может быть рекламировать прекрасная фотомодель, одетая в роскошное платье. Ей потребовалось несколько часов, чтобы подготовиться к этой короткой рекламной съемке. Идея состоит в том, что купив эту жевательную резинку, вы сможете наслаждаться также и другими вещами. Реклама напитка может содержать чудесный карибский пейзаж с водопадами, намекая вам, что купив этот напиток вы сможете оказаться на карибских островах и испытать всевозможные наслаждения

По мере роста влияния Кали-юги будет все труднее противостоять эгоистическим желаниям. Эти желания оказывают все большее влияние на сознание людей, и потому нам нужно быть крайне осторожными, чтобы не скатиться до их уровня. В то же время, мы не пытаемся спрятаться от людей, живя в монастырях или пещерах, или изолировать себя от общества. В “Нектаре преданности” объясняется, что следует избегать ситуаций, которые побуждают нас вернуться к старым привычкам, особенно на начальных этапах духовной жизни. Позже, когда мы станем более зрелыми, мы сможем находиться в любом месте, не подвергаясь оскверняющему влиянию. Майя имеет в своем распоряжении много средств. Она знает наши слабости, и как только мы оказываемся в определенной ситуации, она тотчас же воспользуется этим. Поэтому сознанием Кришны часто привлекаются люди, страдающие от психических расстройств. Почему? Многие из этих людей – подходящие кандидаты на преданное служение, поскольку причиной их расстройств является сильное беспокойство, причиняемое материальной природой. Обычно это происходит из-за привязанности, которая позже может привести к развитию духовности.

Тот же, кто считается нормальным в этом безумном мире, находится в наиболее трудном положении. Крайне редко можно увидеть человека, у которого хватает смелости пойти наперекор общественным нормам. Даже если взглянуть на материальный прогресс, то наибольший вклад в развитие общества вносили те, кто не боялся быть непохожим на других. Если бы эти люди оставались частью серой массы, они бы не стали выдающимися людьми. Мы не должны бояться того, что отличаемся от общей массы людей, поскольку тот, кто привязан к материальной энергии, никогда не станет серьезным преданным. По сути дела, материальные привязанности являются величайшей помехой.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет:

 

“Если садхак не откажется от привязанности к наслаждению чувств, его духовная природа не сможет проявиться, и, соответственно, бхакти, которая суть вкус, присущий энергии хладини, не сможет быть преобразована в бхаву, чувства духовной любви”.

Шри Шикшаштака, 39-40

 

Если мы будем держаться за свои материальные желания, нам придется снова вернуться в материальный мир и снова столкнуться с материальной природой, стремясь удовлетворить эти желания. Это не позволит нам обрести свою сиддха-сварупу (в оригинале шуддха-сварупа?), свою истинную форму в духовном мире. Следует относиться к своим многочисленным материальным желаниям как к проклятию, поскольку они побудят Сверхдушу создать условия для осуществления этих желаний, что уведет нас в сторону от цели. Можно продолжать преследовать такие материальные цели на протяжении многих жизней. Иногда мы встречаем людей, одержимых жаждой славы. Даже некоторые преданные очень хотят стать прославленными музыкантами, однако это сугубо эгоистическое желание, желание славы. Может случиться так, что им придется рождаться множество раз, чтобы осуществить это желание. Кому может хотеться стать могущественным менеджером, и ему тоже придется придется рождаться снова и снова. Верхом мечтаний такого человека может быть положение полубога, способного повелевать материальной природой.

Мы должны быть очень внимательны к своим желаниям и честно отдавать себе отчет в том, что с нами происходит. Мы можем также припасть к лотосоподобным стопам Радхи-Дамодары и попросить Их забрать у нас свободу воли. Такого рода молитва может показаться материалисту странной, однако в сознании Кришны высшей молитвой является обращение к господу с просьбой забрать назад нашу свободу воли. Почему? Потому что именно злоупотребление своей свободой воли стало причиной нашего пребывания в материальных телах на протяжении множества жизней. Мы обманываем сами себя и продолжаем нести бремя заточения в материи. И поскольку Кришна любит нас, а Его план в отношении нас намного превосходит любые наши планы, став рабами Кришны, мы ощутим безграничное счастье и удовлетворение. Обычно рабство считается чем-то ужасным, однако такая форма духовного безумия ведет в высочайшему удовлетворению и счастью. Необходима огромная вера для того, что поступить так и сказать: “Кришна, я полностью принадлежу Тебе”. Господь Чайтанья возносит такую молитву в последнем стихе “Шикшаштаки”. Когда мы полностью избавимся от желаний, не связанных с Кришной, и от всего, что затемняет наше сознание, мы сможем сказать:

 

“Дорогой Господь, я знаю свои желания, но Ты знаешь, в чем я действительно нуждаюсь. Я меня есть множество желаний и идей, которые крайне неблагоприятны для меня. Я не знаю о грехах, совершенных мной в прошлых жизнях, и не знаю о том, что ждет меня в будущем, однако Тебе известно все. Поэтому сегодня я обращаюсь к Тебе с просьбой. Я постоянно использовал свободу воли для принятия неверных решений и совершения неправильных поступков, из-за чего я лишился Твоего божественного сострадания. Сегодня я прошу тебя забрать мою свободу воли назад”.

 

Хотя кажется, что мы должны от чего-то отказаться, в действительности речь идет о том, чтобы обрести все. Отказ от свободы воли означает, что больше нет никаких ограничений, никаких преград и никакой отчужденности – одно лиишь чистое единство желаний.

В “Гитавали” Шрила Бхактивинода Тхакур говорит:

 

“О милосердный Господь, у меня есть особая просьба к Тебе. Я не прошу ни телесного счастья, ни знаний, ни богатства, ни последователей…Я прошу лишь о том, чтобы моя нынешняя привязанность к материальным наслаждениям превратилась в преданность Твоим лотосоподобным стопам. И я молю, чтобы эта преданность не только оставалась неизменной при любых обстоятельствах, будь то счастье или горе, но и росла день ото дня под влиянием повторения Твоих святых имен. Где бы я ни родился, будь то среди животных, в раю или в аду, пусть ахайтуки бхакти озаряет сердце Твоего слуги, Бхактивиноды”.

 

Юноши и девушки влечет друг к другу естественным образом, поэтому им нет необходимости заниматься какой-либо физической или умственной гимнастикой, чтобы развить это влечение. Аналогичным образом, мы можем молиться о том дне, когда наше влечение и любовь к Кришне станут такими же естественными и спонтанными, как это материальное влечение к противоположному полу. Мы всегда будет оставаться безумными – либо материально, либо духовно. Либо нас будет хватать, тащить, насиловать и пинать кама, вожделение, либо мы будем захвачены премой и полностью погрузимся в нее, вступив в удивительное общение с Кришной и Его замечательными спутниками. Лучше быть не таким, как все, в этом мире безумия, но обрести высшее здравомыслие, сойдя с ума от любви к Кришне. Мы гордимся тем, что отличаемся от остальных, потому что не ищем счастья в ограниченном материальном мире. Мы страстно желаем обрести вечную свободу.

.

Стих 5

Океан рождения и смерти

айи нанда-тануджа кинкарам

патитам мам вишаме бхавамбудхау

крипайа пада-панкаджа

стхита-дхули-садришам вичинтайа

 

“O сын Махараджи Нанды, Кришна, я – Твой вечный слуга, но так уж случилось, что я пал в океан рождения и смерти. Прошу Тебя, вызволи меня из этого океана смерти и сделай одной из пылинок у Твоих лотосных стоп”.

 

Тема пятой шлоки одновременно и очень проста, и сложна, поскольку речь идет о познании изначальной духовной сущности дживы, сварупа-гьяне.

Этот стих, описывающий океан рождения и смерти, а также опасное положение дживы, упавшей в этот океан, помогает нам понять свое незавидное положение. Осознать это нетрудно, достаточно проанализировать то, какое беспокойство доставляют нам ум и чувства. По сути дела, тело – это просто упаковка. Некоторые наши критики говорят: “Вы, кришнаиты, очень угрюмы и не способны оценить красоту тела”. Мы ценим красоту, но нам не интересует временное тело, которое постоянно причиняет нам беспокойство, и, в конце концов, утрачивает всякую привлекательность. Независимо от наших достижений и от того, насколько тщательно мы заботимся о своем теле, конечный результат всегда один и тот же. Независимо от такого богаты мы или бедны, знамениты или безвестны, высокого роста или маленького, толстые или худые, мужского пола или женского, в конце всех нас ожидает смерть. В некоторых странах средняя продолжительность жизни составляет 42 года. В других странах эта цифра колеблется от 54 до 75. В Америке средняя продолжительность жизни достигает 75-78 лет. Если считать, что продолжительность нашей жизни будет равняться среднестатистической, будь то 40, 50 или 70 лет, в любом случае становится ясно, что времени очень мало. Большинству из нас 35, 45 или 55 лет, и это означает, что половина жизни уже позади и жить нам осталось совсем немного. Когда телу придет конец, его сожгут или похоронят в земле, где его будут есть черви. В некоторых культурах мертвое тело помещают на вершину горы, где его склевывают птицы. В других культурах тело просто бросают в реку. В любом случае, конец один и тот же. Итак, мы не питаем особых иллюзий насчет тела, поскольку оно существует на протяжении определенного периода времени, затем приходит в упадок и распадается. Мы хотим заглянуть за пределы временного, за пределы быстро приближающейся смерти.

За пределами тела

 

За пределами тела находится атма, душа. Если задуматься о том, что когда-то нам придется покинуть тело, то можно понять, что в какой-то момент, мы вошли в него. Это заставляет нас задаться вопросом о природе тела и его предназначении, а также о природе наших ощущений, о нашем долге и об истинном положении души.

Здесь Господь Чайтанья восклицает: “Я – Твой вечный слуга”. Чайтанья Махапрабху выступает в роли преданного. “Хотя я вечно Твой и нас связывают вечные узы любви и преданности, каким-то образом я пал”. Душа есть сач-чид-ананда виграха – вечная и исполненная знания и блаженства. “И тем не менее, каким-то образом я пал”. Я не просто пал, а пал в океан – бездну рождения и смерти. Затем Он молит: “Пожалуйста, вытащи меня из этого океана смерти и сделай одной из пылинок у Твоих лотосных стоп”.

Все постоянно стремятся к счастью и наслаждению. В этой связи Прабхупада приводит пример рыбы, которую вытащили из воды. Рыба не сможет обрести счастья, пока не окажется снова в своей естественной среде обитания.

Тюрьма материи

Шрила Бхактивинода Тхакур также указывает на некоторые моменты. Он говорит: “О сын Махараджи Нанды, я – Твой вечный слуга, но вследствие своих прошлых поступков я оказался в этом ужасном океане материального существования” (“Шри Шикшаштака”, 47). Например, человек, совершивший серьезное преступление, оказывается в тюрьме, иногда даже в одиночной камере. Предполагается, что тюремное заключение исправит его, однако, как правило, преступник просто отбывает наказание. Оказавшись в тюрьме, осужденный начинает сожалеть о своем жалком положении, и иногда даже просит о помиловании. Но поскольку проступок уже совершен, приходится отбывать срок наказания. И хотя иногда сознание человека может действительно измениться, и его освободят досрочно, принцип таков, что за греховные поступки приходится расплачиваться. Изначально тюремная система была задумана как место для преступников и грешников, где они могли бы обдумать свои действия и измениться в лучшую сторону, однако сегодня эта система оказывает прямо противоположное воздействие. В некоторых случаях заключенный, совершивший незначительное преступление, действительно исправляется, и, выйдя на свободу, больше не нарушает закон. Однако в большинстве случаев гнетущая атмосфера тюрьмы, пропитанная гневом, безысходностью и напряжением, делает людей еще хуже. Многие преступники выходят из тюрьмы, “набравшись опыта” и совершают еще более тяжелые преступления.

Современное уголовное право, по сути, делает преступников еще более жестокими, поскольку акцент делается на наказании, а не на исправлении. Исправление подразумевает искупление, прайашчитту, что включает в себя осознание своей вины и совершение действий, способствующих избавлению от кармы. Это не вопрос одного лишь наказания. Принцип вайшнавской философии состоит в том, что человека сначала наказывают, а затем прощают. Если совершивший дурной поступок не будет наказан, это повлечет за собой ряд последствий. Во-первых, человек не сможет избавиться от кармы, связанной с совершенным проступком. Во-вторых, другие люди перестанут бояться совершения подобных проступков. И, наконец, общество не будет поставлено в известность о недопустимости подобных действий. Нарушитель будет продолжать действовать в том же духе, и другие члены общества тоже начнут следовать его примеру. Если не существует свода законов и определенных последствий для тех, кто его нарушает, рост преступности и соответствующего мышления будет продолжаться. Одна из проблем правовой системы состоит в том, что наказание зачастую зависит от того, насколько хитер и искусен адвокат. Иногда наказание может даже зависеть от того, в какой части мира проходит процесс, от связей подсудимого или от размеров взятки. Если в обществе существует уважение к букве закона, то правильное поведение быстро вознаграждается, а дурное – наказывается.

Современные тюрьмы – очень прибыльный бизнес, сопоставимый с другими видами коммерции, связанными с грехом. В этом отношении можно привести интересные факты, связанные с Америкой. Около 8 миллионов человек находятся в исправительных учреждениях по всему миру, и более половины из них приходится на Соединенные Штаты, Китай и Россию. В Соединенных Штатах на 100 000 жителей приходится 680 заключенных. То, что для поддержания порядка в обществе необходимо держать в заключении столько граждан, указывает на наличие серьезных проблем. Проблема может быть в гражданах, в руководителях, либо в тех и других, поскольку преступность – это продукт атмосферы, царящей в обществе. В соответствии с информацией, предоставленной Управлением правосудия, содержание одного преступника обходится в среднем от 20 000 до 30 000 тысяч долларов в год. Это неплохая зарплата. Большинство заключенных, будь они на свободе, не смогли бы заработать таких денег. Однако их пребывание в тюрьме обходится ежегодно в такую сумму. Отсюда можно сделать вывод, что тюремный бизнес – весьма прибыльное дело. Множество преступников остаются безнаказанными, но даже если им и случится оказаться в тюрьме, они не будут возражать, поскольку после того, как они проведут несколько лет в шикарной тюрьме, они выйдут и получат свои деньги. К сожалению, у людей создается впечатление, что быть преступником выгодно и это приводит к еще большему росту преступности и преступного образа мыслей. В некоторых странах, если у вас достаточно денег, вы можете откупиться, совершив любое преступление, даже убийство.

Все мы – заключенные, и срок нашего заключения определяется степенью нашей привязанности к удовлетворению чувств, которая является нашими оковами и нашим наказанием. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает материальное существование как страшный океан, в который из-за своих преступлений падает живое существо. Господь Чайтанья объясняет наше положение аналогичным образом. Он говорит от имени каждого, описывая наше жалкое положение. Шрила Бхактивинода сравнивает вожделение (каму), гнев (кродху), зависть (матсару) и другие виды осквернения с кровожадными крокодилами, которые ждут возможности проглотить нас. Просто представьте себе эту картину: человек оказался в океане рождения и смерти, где, кроме всего прочего, ему угрожают кровожадные крокодилы – гнев, зависть, вожделение и т.п. Подобно этим крокодилам, майя просто выжидает момент, когда вы утратите бдительность, и нападает на вас. Майя всегда начеку, ища возможности схватить нас и воспользоваться нашими слабостями. Она всегда наносит удар туда, где вы наиболее слабы. Поэтому мы всегда стремимся распознать свои слабости, чтобы либо избавиться от них, либо, по крайней мере, лучше защитить и самих себя, и росток нашей преданности. Нам нужно глубоко задуматься над тем, как улучшить качество и увеличить количество нашего служения, как добиться серьезных изменений в сознании. Если мы ожидаем нападений майи и готовимся к ним, они не будут столь опустошающими.

Волны океана рождения и смерти

Шрила Бхактивинода Тхакур продолжает объяснять, что нас бросают волны несбывшихся надежд и ненужных беспокойств. Он приводит потрясающее описание волн страшного океана рождения и смерти, в котором находится обусловленная душа. Волны – это надежды, которые безжалостно бьют нас. Люди стремятся ко многим ненужным и бессмысленным вещам. Далее Бхактивинода Тхакур говорит: “Порывы штормового ветра дурного общения усугубляют страдания еще больше”. Порывы ветра хлещут живое существо, а повсюду вокруг вздымаются волны. Ветер сравнивается с дурным или неправильным общением, которое поглощает наше сознание и создает огромные беспокойства. Оказавшись в таком положении, он говорит: “Я вижу, что кроме Твоей безграничной милости у меня нет иного прибежища. Иногда я вижу, как мимо проплывает пучок сорной травы – карма, гьяна, йога, аскетизм и прочее – однако пересекал ли кто-либо океан неведения с помощью такого жалкого “спасательного круга?” Он видит, что эта трава – лишь иллюзия спасения, поскольку сама находится во власти ветра, волн и течения. Люди ищут прибежища в таких ненадежных методах, как поклонение полубогам, но это не поможет им переправиться через океан материального существования. Когда мы начне<


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.