А. Тойнби как теоретик цивилизационных процессов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

А. Тойнби как теоретик цивилизационных процессов

2017-12-12 460
А. Тойнби как теоретик цивилизационных процессов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крупнейшим теоретиком цивилизационных процессов по праву считается английский историк и философ Арнольд Дж. Тойнби (1889-1975), автор 12-томного "Исследования истории". Он не только вслед за О. Шпенглером принял идею уникальности локальных цивилизаций, но и внимательно пытался изучать каждую из них, стараясь уйти от европоцентризма, подчеркивая значение каждой культуры в общем культурном потоке мировой истории. Пытаясь проследить динамику развития отдельных цивилизаций, Тойнби определил этапы жизни каждой из них через: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение. Причину развития цивилизаций Тойнби объяснял формулой "Вызов-Ответ". Вызов обществу могут давать, по его мнению, либо природные условия, либо социальные обстоятельства (историческая ситуация). По тому, какой ответ дает общество, видны его возможности и уровень развития. Согласно А.Тойнби "творческое меньшинство" каждой цивилизации, которое ведет за собой "инертное большинство" берет на себя задачу сформулировать адекватный "вызову" "ответ". Отрыв ведомых от ведущих рождает кризис и надлом, который общество пытается преодолеть через насилие.

Цивилизация (по Тойнби) - это целостная система, все структурные элементы которой (народы, государства, экономика, культура и др.) взаимосвязаны и взаимозависимы. Для него цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура, определенные типы человеческих сообществ, "вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом в области культуры". "Если вы идете от Греции, Сербии или России, пытаясь понять их историю, - писал он, - вы приходите к православному христианству или византийскому миру". Помимо изучения отдельных цивилизаций, Тойнби много занимался проблемой единства истории. Он доказывал, что все известные локальные цивилизации суть ветви "единого древа истории", что "ритмы" (процессы истории) повторяются как циклы развития цивилизаций. Будучи человеком верующим, христианином, Тойнби представлял всю историю как поиск человечеством некоего надприродного Универсума. Он высоко ценил объединяющую роль "мировых проповеднических религий" (имея в виду буддизм, христианство и ислам), которые являлись, по его мнению, высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

Что касается количества цивилизаций, то Тойнби так и не дал какой-то одной цифры. Он называл 21 цивилизацию, позднее - 13 основных, а именно: среднеамериканскую, андскую, шумеро-аккадскую, египетскую, эгейскую, цивилизацию Инда, китайскую, сирийскую, античную, индийскую, православную, западную, исламскую и, кроме того, "цивилизации-спутники" каких-либо из развившихся. Например, российскую цивилизацию до Петра I он считал спутником православной цивилизации, а после Петра I - спутником западной цивилизации. Применительно к XX веку он говорил о 5 цивилизациях, прошедших все пять ступеней развития, называя западную, византийско-ортодоксальную, русско-ортодоксальную, арабскую, индийскую, дальневосточную: китайскую и японо-корейскую.

Помимо изучения отдельных цивилизаций, Тойнби много занимался проблемой единства истории. Он доказывал, что все известные локальные цивилизации суть ветви "единого древа истории", что "ритмы" (процессы истории) повторяются как циклы развития цивилизаций. Будучи человеком верующим, христианином, Тойнби представлял всю историю как поиск человечеством некоего надприродного Универсума. Он высоко ценил объединяющую роль "мировых проповеднических религий" (имея в виду буддизм, христианство и ислам), которые являлись, по его мнению, высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

Что касается количества цивилизаций, то Тойнби так и не дал какой-то одной цифры. Он называл 21 цивилизацию, позднее - 13 основных, а именно: среднеамериканскую, андскую, шумеро-аккадскую, египетскую, эгейскую, цивилизацию Инда, китайскую, сирийскую, античную, индийскую, православную, западную, исламскую и, кроме того, "цивилизации-спутники" каких-либо из развившихся. Например, российскую цивилизацию до Петра I он считал спутником православной цивилизации, а после Петра I - спутником западной цивилизации. Применительно к XX веку он говорил о 5 цивилизациях, прошедших все пять ступеней развития, называя западную, византийско-ортодоксальную, русско-ортодоксальную, арабскую, индийскую, дальневосточную: китайскую и японо-корейскую.

Помимо изучения отдельных цивилизаций, Тойнби много занимался проблемой единства истории. Он доказывал, что все известные локальные цивилизации суть ветви "единого древа истории", что "ритмы" (процессы истории) повторяются как циклы развития цивилизаций. Будучи человеком верующим, христианином, Тойнби представлял всю историю как поиск человечеством некоего надприродного Универсума. Он высоко ценил объединяющую роль "мировых проповеднических религий" (имея в виду буддизм, христианство и ислам), которые являлись, по его мнению, высшими ценностями и ориентирами исторического процесса.

Что касается количества цивилизаций, то Тойнби так и не дал какой-то одной цифры. Он называл 21 цивилизацию, позднее - 13 основных, а именно: среднеамериканскую, андскую, шумеро-аккадскую, египетскую, эгейскую, цивилизацию Инда, китайскую, сирийскую, античную, индийскую, православную, западную, исламскую и, кроме того, "цивилизации-спутники" каких-либо из развившихся. Например, российскую цивилизацию до Петра I он считал спутником православной цивилизации, а после Петра I - спутником западной цивилизации. Применительно к XX веку он говорил о 5 цивилизациях, прошедших все пять ступеней развития, называя западную, византийско-ортодоксальную, русско-ортодоксальную, арабскую, индийскую, дальневосточную: китайскую и японо-корейскую.

Таблица № 2.

Таблица "Одновременных" духовных эпох (согласно О. Шпенглеру)

Индийская культура с 1500 Античная культура с 1100 Арабская культура с 0 Западная культура с 900
  В Е С Н А Ландшафтно-интуитивная стихия, мощные творения пробуждающейся, опутанной снами души, сверхличное единство и полнота 1. Рождение мифа большого стиля как выражение нового богочувствования. Мировой страх и мировая тоска.
  1500-1200 Религия вед Арийские героические сказания   1100-800 Эллинско-италийская "деметрийская" народная религия. Олимпийский миф Гомер Сказание о Геракле и Тесее   0 - 300 Первохристинство. Мандейцы, Маркион, гносис. Синкретизм (Митра, Баал). Евангелия Апокалиптика Христ., мазд., языч., легенды   900 - 1200 Германский католицизм. Эдда (Бальдур). Бернард Клервоский Иохим Флорский Франциск Ассизский Народный эпос (Загфрид), рыцарский эпос (Грааль) Западные легенды о святых
2. Ранее мистико-метафизическое оформление нового взгляда на мир, высокая схоластика.
  Содержится в древнейших частях вед   Древнейшая изустная орфика, этрусская дисциплина Последействие: Гесиод, космогония   Ориген (+ 254) Плотин (+269) Мани (+ 276) Ямвлих (+330) Авеста, Талмуд, патристика   Фома Аквинский (+1274) Дунс Скот (+1308) Данте (+1321) Экхарт (+ 1329) Мистика и схоластика
Л Е Т О Созревающая сознательность. Первые ростки гражданско-городского и критического движения 3. Реформация: в рамках религии народный протест против великих форм ранней эпохи.
  Брамины, древнейшие элементы упанишад (X-IX вв.)   Орфическое движение Религия Диониса "Религия Нумы" (УПв.)   Августин (+430) Несторианцы (ок. 430) Монофизиты (ок. 450) Маздак (ок.500)   Николай Кузанский (+1464) Гус (+1415), Савонарола, Карштадт, Лютер, Кальвин (+ 1564)
4. Начало чисто философской формулировки мирочувствования. Противоположность идеалистических и материалистических систем.
  Содержится в упанишадах   Великие досократики (VI-V вв.)   Византийская, иудийская, сирийская, коптская персидская литература (VI-VII вв.)   Галилей, Бэкон, Декарт, Бруно, Беме, Лейбниц (XVI-XVII вв.)
5. Создание новой математики. Концепция числа как отражения и сущности формы мира.
  Утрачено   Число как величина (мера) (геометрия, арифметика) Пифагорейцы с 540   Неопределенное число (алгебра) Развитие не исследовано   Число как функция (анализ) Декарт, Паскаль, Ферма ок. 1630, Ньютон, Лейбниц ок. 1670
6. Пуританизм: рационалистически-мистическое скудение религиозного начала.
  Следы в упанишадах   Пифагорейский союз с 540   Мухаммед 622 Павликиане Иконоборцы с 650   Английские пуритане с 1620, французские янсенисты с 1640 (Пор-Рояль)
  О С Е Н Ь Интеллигенция больших городов и кульминация строго умственного творчества 7. "Просвещение": вера во всемогущество рассудка. Культ "природы". "Разумная религия".
  Сутры, санкхья, Будда Относительно поздние упанишады   Софисты V в. Сократ (+399) Демокрит (+ок.360)   Мутазилиты Суфизм Наццам, аль-Кинди (ок. 830)   Английские сенсуалисты (Локк) Французские энциклопедисты (Вольтер), Руссо
8. Кульминация математического мышления. Высветление мира форм чисел.
  Утрачено (Значимость положения. Ноль как число)   Архит (+ 365), Платон (+346) Евдокс (+355) (Конические сечения)   Не исследовано (теория чисел, сферическая геометрия, тригонометрия)   Эйлер (+1783), Лагранж (+1813), Лаплас (+1827) (Проблема бесконечно малых)
9. Великие завершающие системы.
  Идеализма: иога, веданта теории познания: Вайшешика логики: Ньяя   Платон (+346) Аристотель (+322)   аль-Фараби (+ 950) Авиценна (+1000)   Гете, Шеллинг Гегель Кант, Фихте
З И М А Начало космополитической цивилизации. Угасание душевной творческой силы. Сама жизнь становится проблематичной. Этико-практические тенденции иррелигиозного и неметафизического космополитизма 10. Материалистическое мировоззрение. Культ науки, пользы, счастья.
  Санкхья, Чарвака (Локаята)   Киники, киренаики, последние софисты (Пиррон)   Коммунистические, атеистические, эпикурейские секты эпохи Аббасидов: "Братья Чистоты"   Бентам, Конт, Дарвин, Спенсер, Штирнер, Маркс, Фейербах
11. Этико-общественные жизненные идеалы: эпоха "философии без математики". Скепсис.
  Течения эпохи Будды Эллинизм   Эпикур (+ 270) Зенон (+ 265)   Течения в исламе   Шопенгауэр, Ницше. Социализм, анархизм. Геббель, Вагнер, Ибсен
12. Внутреннее завершение математического мира форм. Заключительные мысли.
  Утрачено   Евклид, Аполлоний (ок. 300), Архимед (ок. 250)   аль-Хорезми 800 ибн-Курра 850 аль-Кархи, аль-бируни X в.   Гаусс (+1855), Коши (+1857), Риман (+1866)
13. Спад абстрактной мыслительности до профессионально-научной катедер-философии. Литература конпендиумов.
  "Шесть классических систем   Академия, перипатетика, стоики, эпикурейцы   Школы Багдада и Басры   Кантианцы. "Логики" и психологи"
14. Распространение последнего миронастроения.
  Индийский буддизм с 500   Эллинистическо- римский стоицизм с 200   практический фатализм ислама с 1000   Этнический социализм, распространяющийся с 1900

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.