Тема 6. Отечественная культура XVIII в. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 6. Отечественная культура XVIII в.

2017-12-12 173
Тема 6. Отечественная культура XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Петровская эпоха как переломный этап в культурном развитии страны. Соотношение между национальными традициями и иноземными заимствованиями. Победа светского направления. Проблема социокультурного раскола, его последствия.

Общественно-политическая мысль первой половины XVIII в.: отказ от средневековой идеологии, наивный рационализм, утилитарное просветительство. Поддержка петровских начинаний и отношение к старине в трудах И. Посошкова и Ф. Прокоповича.

Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в. Русское просветительство, его основные идеи. Теория «просвещенного абсолютизма». Формирование антикрепостнической идеологии. Либеральное (Н. И. Новиков), консервативное (М. М. Щербатов) и радикальное (А. Н. Радищев) направления.

Литература первой половины XVIII в. Развитие тенденций предшествующего времени и новые черты. Утверждение классицизма. Реформа стихосложения 1730-х гг. Творчество М. В. Ломоносова. А. Д. Кантемир – основоположник сатирического направления в русской литературе.

Литература второй половины XVIII в. «Открытие» человеческой личности в поэзии Г. Р. Державина. Элементы сентиментализма в произведениях М. М. Хераскова. Черты стиля. Творчество Н. М. Карамзина.

Театральное искусство. Драматургия (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин).

Отечественная периодика. «Ведомости» – первая печатная газета в России. Расцвет журналистики во второй половине XVIII в. («Живописец», «Трутень», «Пустомеля» и т. д.). Журнальная полемика.

Оформление светского искусства. Архитектура первой четверти XVIII в. Барокко как господствующий стиль. Его черты и особенности на русской почве. «Петровское барокко». Строительство в Петербурге и его окрестностях. Петропавловский собор. Здание 12-ти коллегий. Летний дворец Петра I в Летнем саду. Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове. Дворец Монплезир в Петергофе.

Архитектура второй четверти – середины XVIII в. Расцвет стиля барокко («русское барокко»). Творчество Растрелли-сына (Зимний дворец, перестройка Большого дворца в Петергофе). Постройки М. Г. Земцова (церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы).

Архитектура второй половины XVIII в.: выход на общеевропейский уровень. Господство классицизма. Существование других стилей. Петербургская и московская архитектурные школы, характерные черты. Творчество А. Ринальди (дворец Петра III в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге), Ю. М. Фельтена (ограда Летнего сада, Чесменская церковь), В. И. Баженова (дом Пашкова в Москве), М. Ф. Казакова (здание Сената в Московском кремле, Голицынская больница), И. Е. Старова (Таврический дворец). Представители «зрелого» классицизма: Ч. Камерон (Большой Павловский дворец), Д. Кваренги (здание Академии наук в Петербурге). Эксперименты Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости, Приоратский дворец, «Кулич и Пасха»).

Искусство ваяния в первой половине XVIII в. Барокко как ведущий стиль. Расцвет жанра скульптурного портрета. Работы Растрелли-отца, их художественная значимость и наполнение.

Расцвет искусства скульптуры во второй половине XVIII в. Классицизм. Творчество Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса. «Медный всадник» Э. Фальконе.

Возникновение светской живописи. Портрет как ведущий жанр изобразительного искусства первой четверти XVIII в. Деятельность И. Никитина и А. Матвеева.

Живопись второй четверти – середины XVIII в.: И. Я. Вишняков, А. П. Антропов.

Расцвет русской живописи во второй половине XVIII в. Окончательное складывание национальной художественной школы. Классицизм как ведущий стиль эпохи. Жанр исторической живописи: А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов. Жанр портрета: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Жанр городского пейзажа: Ф. Я. Алексеев.

Музыка. Начало формирования в последней трети XVIII в. национальной композиторской школы. Опера как ведущий жанр (Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский и др.).

Просвещение. Этапы становления и развития светской школы. Утилитарный характер системы образования петровского времени. Подготовка специалистов через сеть школ (цифирные, горнозаводские и т. д.). Создание собственных учебников («Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого и т. д.). Направление дворян для обучения за границу. Усиление сословного характера образования со второй четверти XVIII в. Московский университет как первое высшее светское учебное заведение (1755 г.). Оформление системы воспитательно-образовательных учреждений закрытого характера в эпоху Екатерины II (Смольный институт и т. д.). Школьная реформа 1782 – 1786 гг.: ее задачи и результаты. Книгоиздательство и библиотечное дело. Дискуссия по вопросу о времени зарождения науки в России. Учреждение Академии наук в 1724 г. Географические открытия (Первая и Вторая Камчатские экспедиции, академические экспедиции 1768 – 1774 гг.). Развитие исторических знаний (В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, М. М. Щербатов и др.). Основание Российской академии в 1783 г. Небывалый взлет технической мысли (И. И. Ползунов, И. П. Кулибин и др.). Музейное дело.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.005 с.