Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный и производственный контроль за использованием земель — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный и производственный контроль за использованием земель

2017-12-12 297
Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, общественный и производственный контроль за использованием земель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГАРАНТ:

См. схему "Управление в сфере использования и охраны земли"

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ статья 71 настоящего Кодекса изложена в новой редакции,вступающей в силу с 1 августа 2011 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 71. Государственный земельный надзор

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды иФедеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 71 ЗК РФ

 

Статья 72. Муниципальный и общественный земельный контроль

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 1 статьи 72 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту РФ, направленные письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 2 статьи 72 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 2.1 статьи 72 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2.1. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами 1и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

3. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 72 ЗК РФ

 

Статья 73. Производственный земельный контроль

1. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем,арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ пункт 2 статьи 73 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в уполномоченный орган государственного земельного надзора или уполномоченный орган муниципального земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Положение о государственном земельном контроле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 73 ЗК РФ

 

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Под общим названием «платность использования земли» в ст. 65 Зе­мельного кодекса РФ и Законе РФ «О плате за землю» упоминается зе­мельный налог и арендная плата. При этом не указывается на различия этих платежей. Между тем правовая природа их имеет принципиальные различия. Арендная плата устанавливается договором, т. е. соглашением сторон по добровольному желанию участников этого договора. На­лог — властное предписание пользователям земли со стороны государст­ва, и они не вправе изменить размеры этих платежей, которые идут в бюджет. Льготы по налогу могут быть установлены только в законе.

Применяется также нормативная цена (в случаях, установленных за­коном) при выкупе в частную собственность земельных участков, нахо­дящихся в государственной собственности, а также для получения под залог земли банковского кредита по ставкам, устанавливаемым Прави­тельством РФ (периодически пересматриваемым). При сделках куп­ли-продажи определяется рыночная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хо­зяйствования (инфляция, финансовая реформа и т. п.).

Плательщиками земельного налога являются все

ПЛАТЕЛЬЩИКИ физические и юридические лица, которым пре-

НАЛОГА доставлена земля в собственность или пользова-

ние (включая аренду) на территории России.

Объектами обложения земельным налогом служат конкретные зе­мельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование. К ним относятся:

— сельскохозяйственные угодья, предоставленные для сельскохозяйст­

венного производства;

земельные участки, предоставленные гражданам для ведения лич­

ного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства,

индивидуального садоводства, животноводства и огородничества;

земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для

садоводства, огородничества, животноводства;

служебные земельные наделы;

земельные участки, предоставленные для жилищного, дачного, га­

ражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей;

земли промышленности, связи, транспорта, радиовещания, теле­

видения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

земли лесного фонда, занятые лесами эксплуатационного назна­

чения, предоставленных для заготовки древесины;

земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной дея­

тельности;

— земли лесного и водного фондов, предоставленные для рекреаци­

онных целей.

В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленный в собственность или пользование земельный участок независимо от того, чем он занят, если иное не установлено в законе. Например, участок,

 

а также государственные унитарные предприятия и государственные учреж­дения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных сис­тем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взи­мается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Рос­сийской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для от­дельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоря­жении соответствующего органа местного самоуправления.

В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.

При утрате в течение года права на льготу обложение налогом произ­водится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

В случаях перехода в течение года права собственности, права по­жизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками от одного плательщика к другому зе­мельный налог исчисляется и предъявляется к уплате прежнему собст­веннику земли, землевладельцу, землепользователю с 1 января текущего года до месяца, в котором он утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому — начиная с месяца, следующего за ме­сяцем возникновения права на земельный участок.

За земельные участки, обслуживающие жилые дома, нежилые строе­ния и сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог уплачи­вается наследником с момента (времени) открытия наследства. Момен­том (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим — день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Наследникам, приняв­шим наследство до наступления срока налогового учета, налог исчисля­ется с учетом налоговых обязательств наследодателя.

УСТАНОВЛЕНИЕ СТАВОК ЗЕМЕЛЬНОГО

НАЛОГА НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕН-

НОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Налог за земли сельскохозяйственного назначе­ния устанавливается и взимается только за ту их часть, которая числится по государственному ка­дастровому учету сельскохозяйственными угодья­ми (пашня, сенокос, пастбища, многолетние на­саждения). Остальная часть земель сельскохозяй­ственных предприятий и граждан, занимающихся несельскохозяйственным производством (несельскохозяйственные угодья), земельным налогом не облагается. Земельный налог за сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Законом «О плате за землю» установлены фиксированные значения средних ставок налога в расчете на 1 га немелиорированной пашни в раз­резе субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, диффе-

 

."ренцируются ими по видам и подвидам угодий, исходя из их кадастровой оценки. При этом к показателям кадастровой оценки вводятся поправоч­ные коэффициенты на местоположение земель. Конкретная методика дифференцирования ставок земельного налога, а также минимальные раз­меры ставок за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации.

За участки, предоставленные гражданам для ве-НАЛОГ ЗА ЗЕМЛИ дения личного подсобного хозяйства, садоводст-

НАСЕЛЕННЫХ ва> огородничества, животноводства, сенокоше-

ПУНКТОВ ния и выпаса скота (как в пределах границ на-

селенного пункта, так и вне их), земельный налог взимается со всей площади участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйствен­ного назначения данного административного района. Для этого устанав­ливаются средние ставки налога по району.

Законом РФ «О федеральном бюджете на 2002 год»1 установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель.

Основанием для установления и взимания зе-

ВЗИМАНИЕ мельного налога является документ о праве на

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ землю.

СРЕДСТВ Учет налогоплательщиков и начисление налога

ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Контроль за правильностью учета налогоплательщиков, а также правильностью и своевременностью его начисления и уплаты осуществ­ляют органы государственной налоговой инспекции. Налог уплачивается в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября каждого года равными долями. При неуплате налога в указанные сроки начисляется пеня в раз­мере 0,7% от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Указанные сроки уплаты налога являются рекомендательными и мо­гут изменяться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в зависимости от кон­кретных условий.

Налог за земли лесного фонда взимается одновременно с взиманием платы за древесину.

Суммы платежей за землю зачисляются на бюджетные счета соответ­ствующих органов местного самоуправления: сельских, поселковых, рай­онных - в зависимости от подведомственности облагаемых земель. Часть указанных средств централизуется в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Средства, образуемые в бюджетах за счет взимания платы за землю, имеют строго целевое назначение.

В соответствии со ст. 24 Закона «О плате за землю» указанные сред­ства используются исключительно на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, земельному када­стру и мониторингу земель;

финансирование мероприятий по охране земель, повышению их пло­дородия и освоению новых земель;

на компенсацию собственных затрат землепользователя или собст­венника земли по охране земель и повышению их плодородия, а также

РГ. 2001. 31 дек.

 

освоению новых земель, включая погашение ссуд под указанные меро­приятия и процентов за их использование;

инженерное и социальное обустройство территорий.

Эта цена земли является одним из способов уча-

НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА сгтя государства в регулировании рыночныхзе-

ЗЕМЛИ мелъных отношений. Она представляет собой

фиксированную, нормативно устанавливаемую цену на землю, применяе­мую в определенных законодательством случаях с целью обеспечения госу­дарственных интересов. Она применяется как нижний предел стоимости земли при продаже земель, находящихся в государственной или муници­пальной собственности. Так, например, она применяется в качестве цены земли при выкупе незастроенных земельных участков в населенных пунк­тах, при продаже участков для индивидуального предпринимательства и т. д.

Нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполни­тельной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по специально установленным оценочным зонам. В качестве таковых мо­жет быть принята территория административного района, населенного пункта или их группы. Границы и размеры оценочных зон устанавлива­ются органами исполнительной власти субъектов РФ по предложению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановле­нием Правительства РФ от 15 марта 1997 г. «О порядке определения нор­мативной цены земли», в соответствии с которым нормативная цена, уста­новленная органом исполнительной власти субъекта РФ, не должна превы­шать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Таким образом, нормативная цена земли имеет региональное значение и действует в пределах территории ка­ждого субъекта РФ. Но и в пределах территорий субъектов РФ норматив­ная цена может дифференцироваться в зависимости от местной специфики. Такое дифференцирование может осуществляться органами местного само­управления, которые по мере развития земельного рынка могут своими ре­шениями уточнять количество и границы оценочных зон и повышать или понижать установленную нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Официальная выдача заинтересованным лицам документа о норматив­ной цене земли конкретных земельных участков возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

Земельный налог

Земельный налог является формой платы за землю и устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует в городах федерального значения.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки:

  • изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка) определяется в отношении каждого земельного участка (долей в праве общей собственности на земельный участок) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении земельных участков, собственниками которых признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Организации и индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности) определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им. Налоговая база для каждого физического лица определяется налоговыми органами.

В отношении участков, находящихся в общей долевой собственности, база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей собственности.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА

Арендная плата взимается за земельные участки, переданные в аренду. Согласно ч. 3 ст. 65 ЗК РФ арендная плата является существенным условием договора аренды земельного участка, т.е. договор аренды земельного участка без этого условия не будет считаться заключенным.

Размер арендной платы за частные земли определяется по соглашению сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно ставки арендной платы устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка, размер ставки арендной платы зависит от зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования размер арендной платы на год устанавливается уполномоченными органами в зависимости от вида земельного участка в пределах: трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте; двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

Размер арендной платы за земельный участок, в отношении которого принято решение о развитии территории, предоставленный в аренду лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, определяется в размере земельного налога за соответствующий земельный участок.

Возможно изменение размера арендной платы по соглашению сторон (но не чаще одного раза в год), если договор аренды не содержит условия, не допускающего пересмотра арендной платы.

Арендная плата может быть в денежной, натуральной или комбинированной форме. Арендная плата может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.