Конкуренцияв сфере автосервисных услуг — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Конкуренцияв сфере автосервисных услуг

2017-12-12 235
Конкуренцияв сфере автосервисных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Прианализедеятельностиавтосервиснойорганизации необ- ходимопроведениеоценкиегоконкурентоспособности. Впроцес- сеоценкиконкурентоспособностинеобходимоучитыватьвозмож- ностьицелесообразность:

• выполнениягарантийногообслуживаниянарядуспроведе-

ниемобычных видовобслуживанияиремонта;

• удобстварасположения сервиснойорганизации (близкоот дома илиработыклиентов, наличия развитойинфраструктуры

общественногоавтотранспортадляполученияотремонтирован-

ногоавтомобиляидр.);

• приемлемогоилиболеенизкогоуровняцен(чтохарактерно

дляорганизацийсузкойспециализациейнаотдельныевидыра-

бот);

• индивидуальногоподхода,большеговниманиякпотребнос-

тямклиентуры(чтохарактернодлямелкихавтомастерских,со- здающихусловиядляприсутствияклиентоввпроцессеремонта,

общениясмастерамиит.д.);


• деловых, приятельских или родственных отношений свла- дельцами автосервисных организаций, бесплатного взаимовыгод- ногообмена услугами;

• более длительного периода работы втечение суток (втом числев выходныедни),удобныечасыработыавтосервисной орга- низации дляклиентуры;

• обеспечения высокого качестваисвоевременности выполне- ния сервисных работидр.

Приэтомизучение рынкаиконкурентов имеетособенное зна-

чение вусловиях быстрого расширения спектра услуг, высокой рентабельности идолжно бытьнаправлено натежеобласти, ко- торыеявляются предметоманализасобственного потенциалаорга- низации:

возможные стратегии конкурентов; текущее положение конкурентов; финансовые возможности;

предпринимательская философия икультура;

цели конкурентов.

Дляпрактического сбораданныхможетбытьиспользовано све- дение необходимой информации к четыремэлементам,аименно:

целинабудущее;

текущиестратегии;

представленияовозможностях;

возможностиконкурентов.

Исследованиедеятельностиконкурирующих автосервисных организаций,какианализспроса,осуществляетсявтриэтапа:

выявлениедействующихипотенциальныхконкурентов;

анализ показателейдеятельности, целейистратегииконку- рентов;

выявлениесильныхи слабыхсторондеятельностиконкурентов. Анализконкуренциинарынкеосуществляетсяврамкахобщей системысбораиобработкиинформации,действующейворгани-

зации.

Выявлениедействующих ипотенциальныхконкурентовпро- водится,какправило,наосновеодногоизподходов:первыйсвя-

зансоценкойпотребностейвуслугах,удовлетворяемыхнарынке основными конкурирующимисервиснымиорганизациями; вто- ройориентируетсянаклассификациюконкурентоввсоответствии

стипамиприменяемойрыночнойстратегии.

Припервомподходеконкурирующиесервисныеорганизации группируютсявсоответствиистипомпотребностей,которыеудов- летворяютихуслуги,ивыделяютсяследующиеосновныегруппы конкурентов:

• организации,ориентирующиесянаудовлетворениевсегоком- плексазапросов, предъявляемыхпотребителемкданномувиду услуг;

 


• организации, специализирующиеся наудовлетворении спе- цифических потребностей отдельных сегментов рынкауслуг;

• организации, намечающие выходнарынок саналогичными услугами;

• организации, обслуживающие другиерынкианалогичных ус- луг,выходкоторых наданный рынок является вероятным.

Восновеподобной группировки лежитсоответствующая клас-

сификация услуг,удовлетворяющих тойилииной потребности.

Припроведении анализа конкурентов необходимо ответитьна

вопросы табл.45.1изаполнить еесвободные ячейки.

 

Таблица 45.1

Анализконкуренциииконкурентоввсфереавтосервисныхуслуг(форма)

 

    № п/л   Постановка вопросапри исследовании объектаилиметод егоанализа Харакгеристи- каиоценка фактического состояния дел Прогноз положения дел. Оценкаегопоказате- лямиидействияпоего улучшению.
1. Ктоосновные конкуренты вашейорганизациинарын- кеуслугпокаждому сегменту?    
2. Какиеметодыконкурентной борьбыонииспользуют?    
3. Какуюдолюрынказани- маеткаждыйконкурент?    
4. Каковыперспективы развития конкуренции?    
5. Каковыуконкурентов цены,ценоваяполитикаи качествоуслуг?    
6. Каковысильныеислабые стороныкаждого конкурента?    
7. По отношению ккаким конкурентам выдействуете успешнееипочему?    
8. Каковавозможная реакция конкурентов на: введениеновыхуслуг нарынок? изменение ценваших услуг? увеличениедолирынка вашейорганизации?    

Окончаниетабл.45. 1

 

  No п/п   Постановкавопросапри исследованииобъектаили методегоанализа Характеристи- каиоценка фактического состояниядел Прогнозположениядел. Оценкаегопоказате- лямиидействияпо его улучшению
9. Какиестратегиистимули- рованиясбытауслугпри- меняютвашиконкуренты?    
10. Чтовызнаетеобихтехно- логиипроизводства сервисных услуг?    
11. Каковы ихофициальные данныеоприбылях и убытках?    
12. Числоработающиху каждого конкурента?    
13. Каконирекламируют новыеуслуги?    
14. Какониподбирают себе управляющих(менеджеров)?    
15. Каковаунихобстановка со снабжением запасны- мичастямииматериала- ми?    

 

Второйподходпредусматриваетпроведениеанализапоказате- лейдеятельности,целейистратегииконкурентов, чтоявляется важнейшимтребованиемпроведенияисследованияконкуренции нарынке.Прогнозповеденияконкурентовстроитсянаосновеучета следующихфакторов:

размера,темповростаиприбыльностиорганизацийконкурен- тов·'.

мотивовицелейихпроизводственно-сбытовойполитики;

текущейипредшествующейстратегии сбыта;

структурызатратнапроизводство;

организациипроизводстваисбытауслуг;

уровняихуправленческой:культуры.

Набазеанализауказанныхфакторовформулируютсявыводыо сильныхислабыхсторонахстратегииконкурентов.Приэтоммо-

гутбытьполученыследующиеприблизительныеданные:

численностьперсонала,структурапрямыхинакладныхрасхо-

дов;

сравнительнаястоимостьсырья,запасныхчастей,материалов

икомплектующихчастей;

 


Таблица 45.2

 

Анализсильныхислабых сторон конкурентовисобственной организации(форма)

 

  Факторы, характеризующие организацию   Преимущества   Недостатки   Оценка
Менеджмент организацииПредпринимательская культураи философия Целииформулируемыестратегии Системамотивациисотрудников      
Производство Оборудование Гибкостьпроизводственных процессов Качествопроизводственного планирования иуправления      
Научныеисследования иразвитие Интенсивностьирезультаты Ноу-хау Использование новых информационных технологий      
Марк:етивrОрганизациясбытауслуг,комплек- тующих,запасныхчастейи материалов Расположение сбытовыхфилиалов Фаза«жизненногоцикла»у важнейшихпродуктов      
КадрыВозрастнаяструктура Уровеньобразования Квалификация имотивация менеджмента      
Финансы Долясобственногокапитала Финансовый баланс Возможностиполучения кредитов      

 

 

капиталовложениявосновнойкапитализапасы;

объемпродажуслуг.

Определениесильныхи слабыхсторондеятельностиконкурен-

тов- этоконечный итогмаркетинговогоисследованияконку-


ренции нарынке, вкотором концентрируется результат анализа всехаспектов производства, финансов истратегии автосервисных организаций-конкурентов и формулируются выводы овозмож- ныхспособах противостояния им.

Всесторонний анализ приведенных характеристик деятельнос- тиконкурентов (см. форму, указанную втабл.45.2), втомчисле

выявление ихсильныхислабыхсторон, позволяет фирме, прово- дящей маркетинговые исследования, сделатьвыводы относитель- новозможных вариантов выходанарынок илидальнейшего рас- ширения рыночной доли сервисных услуг.

 

 

Глава 46

 

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЕМКОСТИ РЫНКА И СПРОСА НААВТОСЕРВИСНЫЕ УСЛУГИ

 

 

Проектирование СТОАвусловияхактивного рынка невоз- можнобезиспользования программныхметодовизучениярын- касреды,в которойпредполагаетсясозданиеорганизацииавто- сервиса.Поэтомунеобходимаскорректированная на рыноксис- темаметодикпредварительной оценки, анализа ирасчетовос- новныхпоказателейпроектируемойстанции,гдеважнанетоль- коточностьполучаемыхпараметров,нострогая логическаяпос- ледовательностьвыполнения работыпообоснованиюирасчету СТОА(рис.46.1).

Сервисноеобслуживаниетребуетопределенныхкапитальных

вложенийипривлечениятрудовыхресурсов.Увеличениеобъема сервисных услугдаетвозможность получениядополнительной

прибыли.Приорганизациисервисного обслуживаниявозникает необходимостьвпроведенииисследований, связанныхсмарке- тинговыманализомиопределениемпредполагаемогообъемасер- висныхуслугвопределенном регионе.Этотобъемдолженбыть освоенсуществующейисоздаваемойсетьюсервисныхорганиза- ций.

Общаялогикаанализаобъемауслугсводитсякследующему.

1.Врегионевисходный моментвремени t0 имеется определен-

ныйавтомобильныйпарк(J, рис.46.2),которыйдиктуетисходя из его конструкции,технического условия, возраста, условий

эксплуатации идругихфакторов определенныйобъем(потреб- ность)вуслугахпоТОремонту 2 идругимвидамработ.

2.Этапотребностьчастично(илиполностью)покрываетсясу-

ществующейсетьюсервисныхорганизаций 3. Причемчастьавто-

мобилейилиопределеннаяноменклатурауслугможетобслужи-

 


I ПроектированиеСТОЛ

 

1

t t


Оценкапараметроввнешнейсреды регионаразвитияСТО


Определениепараметровпроекти- руемойстанциитехобслуживания


 


Определение потенциальных потребителей услугавтосервиса


Анализконку- рентнойсреды всфереуслуг автосервиса


1 = 1

+

Маркетинговыйанализипрогнози- рованиеемкостирынкаиспроса

наавтосервисныеуслугиврегионе


1

+ + +


 

1


 

Общиепо- ложенияпо определе- ниюпроиз- водственных мощностей

 


 

Расчет ГОДОВЫХ объемов

сто

 

 

,


 

Расчет числа постов

 

 


 

Требованияктерритории,помеще- ниям, планировкеипроизводственной мощностиподразделенийавтосервиса

 

 

Рис.46.1.Структурный графпроектирования станциитехнического обслуживания автомобилей


Показатели


 

    Б...... 2........ б.о,...:;;.....
....--.


 

Рис.46.2.Схемапрогнозирования из- мененияразмерапарка,необходимого ифактическогообъемовуслугсервис- нойсистемырегиона:

А- прогнозизмененияразмерапарка;Б-


 

з»>


в »>


прогнозизменениянеобходимогообъема сервисныхуслуг врегионе;В - прогноз измененияфактическогообъемасервисных


Кратко- срочный


 

11. Средне- срочный


услугврегионе; t0­ исходныймоментвре- мени; t1- окончаниепериодакраткосроч-


прогноз прогноз


ного прогноза; 12 ­ окончание периода

среднесрочногопрогноза;Л- предпола-

гаемыйразрыв


ватьсяиливыполняться вдругихрегионахилисилами самихвла- дельцев.

3.Данная ситуация неявляется стабильной:вперспективе ра-

стетпаркАинеобходимый объемуслугБ;увеличиваются мощ-
ности (засчетрасширения, реконструкции, технического пере-

вооружения) существовавшей висходный момент сети органи-

заций В.

4.Очевидно, длятогочтобырешить, нужноливданном реги- оне ставить сам вопрос оразвитии или строительстве ивводе в эксплуатацию сервисной организации, следует оценить предпо-

лагаемый разрыв Л к моменту времени t1 междунеобходимым объемомуслуг 5 итем,которыйможетобеспечить существующая сетьсервисныхорганизацийприеемодернизации 6.

5.Сложностьданнойзадачиприреальнойеепостановкеиреше- ниисостоитвпрогнозированиипотенциальныхпотребностейифак- тическихвозможностейсуществующейсетисервисныхорганиза- ций,которыефункционируют подвлияниеммногих переменных факторовинеапроксимируютсялинейнымизависимостямиили

<<ОТдостигнутого».

6.Этиреальносуществующиенапрактикесложностирешают-

сяследующимобразом.РазмерпаркаврегионеАпрогнозируется сиспользованиемлогистическойзависимостиисучетом дина- микиегоразвитиявпрошлом,состояниявнастоящемипоказа-

телейнасыщенияавтомобиляминаселениявбудущем.

РазмерпотребныхуслугБпрогнозируетсянаоснованиирос-

таразмерапарка,измененийинтенсивностииусловийэксплуа-

тации, техническогоуровняпарка,долипотенциальных услуг,

удовлетворяемыхсуществующейсетьюсервисных организаций

региона.

Потенциальная возможностьсуществующейсетисервисных

организацийрегионаможетоцениваться:

экспертно;

детальнойпроработкойвозможностей ростапропускнойспо- собностидействующихорганизаций(засчетрасширения,много-

сменной работы,механизации, повышения квалификации пер- соналаит.п.).

Размерлага t~ = t1- t0 воценкепрогнозируемыхпоказателей

(спросанауслуги)определяетсяпродолжительностьюсозданияи

согласованияпроектно-разрешительнойдокументации,строитель-

ствомивводом вдействиеновойорганизации,т.е.2...3годами.

Величиналага t; =t2- t0 припрогнозированииразмерапарка

дляполученияболееустойчивыхрезультатовдолжнасоставлять

неменее5лет.

Однимизглавныхфакторов,определяющихмощностьитип

сервиснойорганизацииявляетсячислоисостававтомобилейпо

моделям,находящимся взоне обслуживания развиваемой или


вновьпроектируемой станции, атакжечислоихзаездовнаобслу- живание иремонт (загод,месяц, сутки).

Приобосновании мощности иразмеров какдействующей, но

развиваемой, так ивновь проектируемой СТО необходимо учи- тыватьналичиеипропускную способность действующих органи- заций автосервиса вданном регионе (районе), возможность их совершенствования иразвития.

Развитие мощности действующих организаций автосервиса, а также проектирование ипоследующее строительство любой но-

войСТОнеобходимоувязыватьс перспективой увеличения парка автомобилейинасыщенности населенияими,изменениями вкон- струкции автомобилей, условийихэксплуатации идругимифак- торами.

Отграмотного технико-экономического обоснования вомно- гомзависитпоследующаяработаСТО.МощностьСТОдолжнабыть такой, чтобыобеспечивалась прибыльность ипривлекательность еедляклиентурыСТО.Приэтомпривлекательностьнарядусуров- нем цен и составом предоставляемых услуг определяется каче- ством ипродолжительностью обслуживания. Поэтому организа- ция автосервиса должна иметьопределенный резерв мощности, который позволяет погасить сезонную неравномерность потреб- ности вТОиремонте автомобилей.

Общаяпостановка задачимаркетингового исследования иана- лизаразвития илистроительства новой организации автосерви-

сасводитсякследующему:в определенном регионе (районе,тер- ритории) для обслуживания и ремонта легковых автомобилей имеется рядсервисных организаций - СТО.Требуется провести оценкуцелесообразности развития илисоздания вэтомжереги- оне (районе, территории) ещеодной СТО, определить еенеоб- ходимуюмощностьитипприусловии,чтовнастоящий моменти наперспективу будетобеспечен спросклиентуры науслугиавто- сервиса.

Маркетинговый анализспросанауслугиврегионе вупрощен- номвидеможетсодержатьследующиеосновные этапы:

1 этап - определение основных показателей, характеризую-

щихпотребность региона вуслугахавтосервиса;

2этап- оценка спроса науслугиавтосервиса врегионе;

3 этап- прогнозирование динамики изменения спросанаус- лугиавтосервиса врегионе.

Определениеосновныхпоказателейпотребностирегионавуслу- гах автосервиса. Наосновании исходныхданных(численности жителей региона, насыщенности региона легковыми автомоби- лями, динамики ихизменения идр.)дотекущего момента ина перспективу определяются следующиепоказатели:

числолегковых автомобилей врегионе;

годовыепробеги автомобилей (помоделям);


наработка, тыс.км,наодин заездавтомобиля наСТО; годовоечислозаездовавтомобилейрегионанаСТО. Числолегковыхавтомобилейврегионе


н.1 = А- 1 п- 1 /1000,


 

(46.1)


 

где А;­ численностьжителейрегионавi-ймоментвремени; п,­ насыщенность регионалегковыми автомобилями вi-й момент времени(i= 1 - текущиймомент; i = 2- перспектива).

Например:для i =1,А1=48000жителей, п, =100автомобилей N1 =

=48000·100/1000=4800автомобилей;для i =2,А2 =78000жителей,

п2 =150автомобилейN2=78000·150/1000=11 700автомобилей.

Приопределениидинамики изменения числалегковыхавто-

мобилейврегионеилинасыщенности имирегионазадаваемый временнойлаготмоментавремени t; = т долженсоставлятьне менее5лет.

Решениеданнойзадачиможетбазироватьсянаиспользовании логистическойзависимости, учитывающейдинамикуизменения насыщенностинаселениярегиона легковымиавтомобилямив прошлом,состояниянасыщенностивнастоящемибудущем.

Произведемрасчетвусловияхэтогопримеравремени,необ-

ходимогодлядостижения насыщенности населения автомоби- лями п2 = птах =150авт./1000жит.

Изменениенасыщенностиотвремени t имеетвид:


 

n1 =


nmaxnm

'
пт +(nmax -nn,)exp[-qnntax(t- т)]


(46.2)


 

где п,,,- насыщенностьнаселениярегионалегковымиавтомоби- ляминатекущийгод(t= т);птах ­ предельноезначениенасы- щенности; q ­ коэффициент пропорциональности, характеризу- ющийинтенсивностьизменениянасыщенности; т­ индекс(но- мер)текущегогода.

Ввыражении(46.2) q лриметвид:

 

т т
L (Лпiп,2)- птахL (Лn;n,)


q =_ t=I t=I

L L
т т т

n~ax n,2 ­ 2nmax L,п; + n;

t=I t=It=I


(46.3)


 

где п,­ значениенасыщенностив t­м году; Ьп,­ приростнасы- щенностиот(t - 1)-годо t­го года,т.е.

Ьп, = п,­п,_1• (46.4)

 

Например,дляисходныхданных,представленныхвтабл.46.1, характеризующихизменениенасыщенностизагоды,предшеству- ющие текущему(т.е.за t < т) инатекущийгод(t= т), значения

коэффициента q инасыщенности п, (для t~т) равны


(2· 502+10· 602+17·752 +25· 1002)-150(2 · 50+17· 60+

q =- 1502(502 +602+752+1002)- 2· 150(503+603 +753+1003) +

 

+17·75+25· 100) =О 0024673·

+(504 +604 +754+1004) ' '

для2003г.,т.е.для t = т =4,насыщенность равна

п, = п; = 100авт./1000 жит.;


ДЛЯ t =5(2004Г.)

 

 

nr­s =


 

150· 100

=


- 100+(150-100)ехр[-0,0024673· 150(5-4)]

=115,5авт./1000жит.;

для t =6(2005г.)

 

150· 100

-
. nr­6 =100+(150- lOO)exp[-0,0024673· 150(10-4)]=

=121,1авт./1000жит.;


 

для t =10(2009г.)


 

150·100


п,-10 ==

- 100+(150- IOO)exp[-0,0024673·150(6- 4)]

=142,3авт./1000 жит.

 

Таким образом,заданная(перспективная) предельнаянасы- щенность населения автомобилями п2 =пmзх = 150авт./1000жит. можетбытьдостигнута через(11- 4)=7лет.

Таблица 46.1

 

Пример динамики изменения насыщенности регионалегковыми автомобилями натекущий ипредшествующие ему годы"

 

Годы т, Годы t;, (1,= т,­ 1999) Насыщенность п, авт./1ООО жит.   Прирост насыщенности Л п,
  о   о
       
       
       
  4=т    

 

*Насыщенностьрегиона п, для t s т определяетсянаосновестатистических отчетныхданных.


nt> авт./1000 жит.

 

 

п = 121,1(насыщенность намомент запуска СТО)   Кратко срочный Среднес прогноз про
--------------------------------------~-~-----.-..------,

 

-

рочный гноз

 


t=4 t=6

(расчетныйгод (год запуска

текущего проектируемой периода) СТО)

 

Рис.46.3.Прогнознасыщенности регионаавтомобилями


t, годы


 

Графическая иллюстрация прогноза изменения насыщенности регионаавтомобилями представлена нарис.46.3.

Годовое количество обращений (заездов) автомобилей регио- нанадействующие СТОравно


N N с;


 

 

(46.5)


 

Г·I


= iвi~'

Е,


где i ­ индекс текущего (1)периода иперспективы (2); Bi­ доля

владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО; Lr; ­

среднегодовой пробег автомобилей; Е,­ средняя наработка ав- томобиля наобращение наСТО.

Например, для i = 1 (2003 г.), В1=0,3, Lr, =15тыс. км,Lt=

= 8тыс. км Nr, = 4800· 0,3· 15/8= 2700 обращений; для i = 2

(после2009г.),~2 =0,45, Lr2 =15 тыс.км, Е: =8тыс. км Nr2=

= 11 700·0,45·15/8=9872обращения.

Оценкаспросанауслугиавтосервисаврегионе.В упрощенном

видеоценка можетбазироваться нарезультатахэкспертной оцен-

ки текущего состояния спроса и перспектив развития для рас- сматриваемой совокупности СТОрегиона.

Врамкахтекущегосостояния спросадлядействующих СТОре- гиона оценка осуществляется последующим показателям:

фактическое годовоечисло обращений на k-ю СТО, Mk;

удовлетворение спроса на k­й СТО, Wk, %.

Втожевремянеобходимо проведение экспертной оценки дей-

ствующих СТОсточки зрения ихближайших перспектив разви-


тия навременном лаге, равном =2...3 годам,втечениекото- рыхпредусматривается созданиеисогласованиепроектно-раз- решительной документации, строительствоивводвдействие новой,конкурирующейснимиорганизациив рассматриваемом регионе.

Приэтомэкспертизапроводится попоказателям,оцениваю- щимвозможность увеличениячислаобращенийпослеразвития конкретногоСТО,чтоопределяется:

какправило,сложившейсяконъюнктуройрынкауслугпоТО

иремонтуавтомобилейврегионеидинамикой ееизменения, выявляемойнаосновеопытакомпетентныхпредставителей(экс- пертов)рассматриваемыхСТО;

финансовымивозможностямиразвитияСТО;

наличиемземельногоучастка,егодостаточнойплощадью,про- изводственнымиплощадямииихрезервом,техническойвозмож- ностьюреконструкцииирасширенияСТО.

Экспертамиввыбранныхорганизацияхвыступаюткомпетент-

ныеспециалисты,занимающиесявопросами менеджмента,мар- кетинга,управленияпроизводством(техническийдиректор,ком- мерческийдиректор,егозаместители,специалистыпланирую-

щихподразделений,сервис-менеджерименеджер поприемкеи выдаче автомобилей,мастера,начальникпроизводства,началь- никисменидр.).

Оценкаудовлетворенного инеудовлетворенногоспросапро- водитсянаосноведанных,характеризующихфактическоегодо-

воечислообращений М, ипроцентудовлетворенияспросана

k­й сто wk.

В данномслучаеподудовлетвореннымспросомпонимается

числообслуженныхнаСТОавтомобилей(числообслуженныхза-

ездов).Причемнеобходимоиметьввиду,чтообщийгодовойспрос

М, т.е.фактическоечислозаездовнарассматриваемыеСТО,мо- жетпревышатьгодовоечислозаездовавтомобилейрассматривае-


могорегиона Nr.,


(для i = 1),посколькуданныеСТОмогутобслу-


живатьавтовладельцевдругихрайонов.

Удовлетворенныйспроспоk-йСТО

м., = мkwk/ 100, (46.6)

где k- индекс(номер)СТО; Wk- удовлетворенныйспрос,%.

Общийгодовойспрос


к

M=LMk.

k=l

ОбщийудовлетворенныйгодовойспроснавсехСТО

к

н; = rмYk"

k=I


 

(46.7) (46.8)


Неудовлетворенный спрос повсем СТОдля всехмоделей ав- томобилей

Мну= М­ Му.( 46.9) Есливеличины общегогодовогоспроса М большегодового числаобращений Nг,натекущийпериод,томожноопределить

годовойспросклиентурыиздругихрегионов,т.е.

М'=М- Nг1•1•(46.10) Максимальныйгодовойспроснадальнююперспективу (i =2)

сучетомобслуживанияклиентурыдругихрегионовможетбыть приближенноопределенизвыражения

м >Nr·,.2 + М', если М'> О;

~ - {NГjc2,если М'­5. о. (46.11)

 

Примеррезультатоврасчетадляпредварительновыявленных наосновеэкспертизы значений М, и Wk подвумдействующим СТОпредставленвтабл.46.2.

Величинанеудовлетворенного спросанатекущийпериодрав- наМну= 5000- 3720= 1280обращений.Этосоставляет25,6%от общегогодовогоспроса.ЧислообращенийнаСТОклиентурыдру-

гихрегионовсоставляет М' =5000-2700=2300.Максимальный годовойспроснадальнююперспективу (i =2),т.е.через t?.. 8лет,

будетравен: м~?.. 9872+2300,т.е.болеечем12172обращения.

Такимобразом,через7лет,посравнениюссегодняшнимсо-

стоянием,появляетсянеобходимостьвпотенциальномдополни-

тельномудовлетворенииТОиремонтаавтомобилейнаСТОре-

гионавразмере(12172- 720)=8452обращения.

Наосновеполученныхрезультатов ииханализаможетбыть приняторешениео строительственовойСТО,посколькунатеку-

щиймоментвремениимеетместозначительныйнеудовлетворен- ныйспроснауслуги.Темболее через8летзначениеспросана услугивырастетзначительно,т.е.болеечемв2,4раза.Однакодля полученияболееточныхрезультатовтребуетсяпроведениерасче- тов,связанныхсоценкойдинамикиизмененияспросанауслуги

 

Таблица 46.2

 

Оценкаудовлетворенногоспроса, числообращений,науслуги автосервиса врегионенатекущийпериод(пример)

 

  NоСТО   Годовой спрос М1с   Удовлетворение спроса W., % Удовлетворенный спрос МУ1с
       
       
Итого      

 

13 Власов 385


автосервиса врегионеинаегоосновеопределения рациональной мощности строящейся СТО.

Ilрогнозированиединамики измененияспросанауслугиавто­ сервисаврегионе. Приоценкепрогнозируемыхобъемовуслуграз- мервременноголагаопределяетсяпродолжительностьюсоздания исогласованияпроектно-разрешительнойдокументации,строи- тельствомивводомвдействиеновойСТОи,какправило,со- ставляет2...3года.Приэтомрешениеданнойзадачитакже может базироватьсянаиспользованиилогистическихфункцийсучетом текущего Ми максимального перспективногогодового Mr спро- совнауслуги,атакжескоростиизмененияспроса,выражаемой черезкоэффициентпропорциональности<р, достигнутыйспрос у ипотенциальнуювеличинунеудовлетворенногоспроса Mr- у. При заданнойилиимеющейсядинамикеизмененияспросаУр = f{ti) наретроспективномпериоде,т.е.за т летдорассматриваемого текущегомомента{tj$ т, имеетсявозможностьвопределении для задаваемого временного лага коэффициента пропорцио- нальности ипрогнозныхзначенийизмененияспросанауслуги поТОиремонтулегковыхавтомобилей у1 наСТОрассматривае- могорегиона.

Приэтомкоэффициент изначенияспросанауслугипого- дам у1 определяютсяизвыражений:

 

(46.12)


и

 

 

Yr =


 

 

МпМ

-------------


 

(46.13)


М +(Мп-М)ехр[-<рМп(t-т)}

 

где номерагодов,относительнокоторыхопределяетсядинами- каизмененияспроса; т­ номертекущегогода(2003г.); у1- значениеспросав t­м году; Лу1­ приростспросаот(t- 1)-годо t­го года,т.е.

Луr = Yr- Yt-1· (46.14) Например,дляисходныхданных,представленныхвтабл.46.3, характеризующихизменениеиприростспросанауслугипоТОи

ремонтунатекущий t = т ипредшествующие t < т емугоды,

значениекоэффициентаер равно:

 

(0,1· 3,12)+(0,4·3,52)+(0,5· 4,02)+(1· 5,02)-

ср =- 12,172(3,12+3,52 +4'02 +5,02) -2. 12,17х ~

 

~ -12,17(0,1 ·3,1 +О,4· 3,5+О,5· 4+1 ·5) =ооl6S2. х(З,13+3,53 +4,03+5,03)+(3,14 +3,54+4,04 +5,04) '


Таблица 46.3

 

ПримердинамикиизмененияспросанауслугипоТОиремонту автомобилейнатекущийипредшествующиеему годы"

 

    Годы л:     Годы t; (t,=~ -1999)   Изменение спросанауслуги У,, тыс. обращенийвгод Приросты измененияспроса Лу1,тыс. обращенийвгод
  о   3,0 о
      3,1   0,1
      3,5   0,4
      4,0   0,5
    4=m 5,0   1,0

 

*Изменение спроса у, для t~ т определяется наосновестатистическихот- четныхданных.

 

 

Прогнознаяоценкадинамикиизмененияспросанауслуги у1 в регионенавременномлаге, соответствующем окончаниюстрои- тельстваизапускаСТО,равном2годам(т.е.для f= 4, t==f =6):

спроснаконецтекущегогода (t == т= 4)

 

=
_ 12,17·5,О

Yr­4­

- 5,О+(12,17-5)ехр[-О,О1652· 12,17(4-4)]

=5,Отыс.обращенийвгод;

 

спроснаконец 1-гогодапослепроектнойотработкииначала строительстваСТО(для t= 5)

 

_ 12,17·5,О


Yr=s ­


5,О+(12,17-5)ехр[-О,01652· 12,17(5- 4)]=


= 5,6тыс.обращенийвгод;

 

спроснаконец2-гогодаиокончаниястроительстваСТО(для

t =6)

 

_ 12,17·5,О

У,=б ­ 5,0+(12,17-S)exp[-0,01652·12,17(6-4)] =

=6,21тыс.обращенийвгод.

 

Такимобразом,разрывмеждуспросомнаб-йгодитекущим удовлетвореннымспросом (для t = т =5)составляет(6210- 3720)=

=2490обращений.


Всвоюочередь,прогнозируемый спрос науслугипо k­й СТО наближайшуюперспективусучетомееразвития(наосновеэкс- пертизы,проводимойсучетом требований,изложенныхранее) определяетсяизвыражения

 

(46.15)

 

где ak- возможноеувеличениечислаобращенийнаСТОнабли- жайшуюперспективусучетомееразвития,полученноенаосно- веэкспертныхоценок.

Например,дляпредварительноопределенных ak для1-йи2-й СТО,равныха1=1,3иа2=1,4соответственно,значения Мпk будут: Мп1=1760·1,3=2288обращенийиМп2 =1960·1,4=2744обраще- ния.

Общеевозможное(прогнозируемое)числообращенийнасу-

ществующиеСТОрегионасучетомихразвития

к


и; = rмПk'

k=l


(46.16)


Длянашегопримера М; равно: М; =2288+2744=5032обра- щения.

Сучетомспросанауслугинаконец2-roгода,т.е.окончания

строительстваивозможноговводавдействиеновойСТО(Уп= Yr= 6),

дополнительныйспроснауслугисоставит:

Мд.у =Уп- М; ( 46.17) Длярассматриваемогопримерадополнительныйспроссоста-

вит: Мд.у =621О - 5032= 1178обращений.

Такимобразом,окончательнопринимается: Мд.у:5 1200обра-

щений.

Графическаяиллюстрацияизмененияспросанауслугипред-

ставленанарис.46.4.

Анализрезультатов,представленныхнарис.46.4,показывает,

чтоприперспективноммаксимальномгодовомспросе Mr =12172 обращения,намоментзапускастроящейсяСТО(t=6, Т;= 2005г.) общийспросврассматриваемомрегионесоставит Уr=б = Уп =6210 заездов.Втожевремявозможноепрогнозируемоегодовоечисло обращенийнасуществующиеСТОсоставит М; = 5032.Следова- тельно,потенциальныйдополнительныйспроснауслугивреги- оненамоментзапускапроектируемойСТО Мд.у составит1178об- ращений.

Наданном рисунке М; = 3720представляетсобойвеличину удовлетворенногогодовогоспросаврегионенатекущийпериод

(t=4).

Всвоюочередь, условноприкрепленноечислоавтомобилейк

проектируемойСТОсоставит:


 

   
Мж= 12 172     .  
   
   
   
   

 

у

 

 

  Уп =у6 =6210 Мду=1178 --------~---------- Mn =5032 ------------------ М=у4 =5000------   2 3 4 5 6 7 8 9
о 1

 

Рис.46.4.Графическая иллюстрация прогнозного изменения спросана услугиврегионепообслуживаниюподвижногосоставанамножествеСТО

 


 

 

Длярассматриваемогопримера: А =

билей.


 

(15/8)0,45


(46.18)

 

 

=1396автомо-


Среднеечислозаездоводногоавтомобилянапроектируемую

СТОвгодсоставит:


 

 

Длярассматриваемогопримера:

год.


(46.19)

 

--
=
d
- 11786=О,844обращенияв

139


Аналитические параметрыоценки потенциала истепени освое- ниярынкаавтосервисных услуг. Паркавтомобилейрегионаиди- намикаегоизмененияявляютсяпотенциальнымрынкомдляреа- лизации услугпообслуживаниюиремонту,запасныхчастейи принадлежностей. Наданныхопаркеиспросенауслуги может бытьоснованрасчет некоторыхоценочныхпоказателей,вкаче- ствекоторыхмогутвыступать:

сервисныйпотенциалрынка;

степеньосвоениярынка;

дополнительный потенциалрынка сервисныхуслугидругие

показатели.


Так сервисныйпотенциалрынка определяется:

длятекущего периода (i = 1),при п1 = пт:

 

SП,Р1::: Mtp' ( 46.20)

 

дальней перспективы (t =2)привыходенамаксимальную на- сыщенностьнаселениярегионалегковымиавтомобилями (п2 =nmax):

 

Sn.p2= Mr..fp, ( 46.21)

ближайшей перспективы, т.е.намоментвводавдействиепро- ектируемой СТО:

 

SП,Р(rп)=Упfр.(46.22) ВданныхвыраженияхtPестьсредняятрудоемкостьТОиремон-

та,приходящаяся наоднообращение автомобиля наСТО.

Степеньосвоения рынкаможетбытьопределена:

длятекущего периода (i =1):

S0.p, = Mytp. (46.23) Вданном примере S0.p1=3720tPчел.-ч;

прогноза наближайшую перспективу, т.е.намомент вводав

действие проектируемой СТО:

 

S0.p=Мпfр.(46.24) Вданном примере S0.p= 5032tPчел.-ч.

Длявсехсервисных предприятий сучетомвновьсоздаваемого

прогноз степениосвоения рынканаближайшую перспективу оп- ределяется извыражения:

 

SO,P(rn>~ Ynfp.( 46.25) Например, для t = 6S0.p= 6210tPчел.-ч.

Выражение (46.24) справедливо для действующих сервисных

организаций безучетавновьсоздаваемого.

Дополнительный потенциал рынка сервисных услугопределя- етсякакразность междусервисным потенциалом истепеньюос-

воения рынкадлясоответствующего периода времени, т.е.:

 

(46.26)


D п.р


=S П,Р(Уп) -S о.р·


(46.27)


 

Глава 47

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.288 с.