Монархические или республиканские, унитарные или федеративные — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Монархические или республиканские, унитарные или федеративные

2017-12-12 149
Монархические или республиканские, унитарные или федеративные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5. Постоянные или временные: временные характерные для переходных периодов, напр.: военные переворот.

 

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (РФ)

 

В России попытки создать писаную конституцию предпринимались, в частности, декабристами и императором Александром II. Неким прообразом конституционного законодательства стали «Основные государственные законы», принятые самодержавием в 1906 г., а также ряд важных правовых актов в период существования Временного правительства. Однако первой писаной конституцией стала Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. пятым Всероссийским съездом Советов и закрепившая победу Октябрьской революции, диктатуру пролетариата и основы социалистической экономики.

После образования Союза ССР была принята Конституция СССР 1924 г., а РСФСР и другие союзные республики привели в соответствие с ней свои основные законы.

В 1936 г. VIII чрезвычайный съезд Советов СССР принимает следующую Конституцию СССР, призванную закрепить построение основ социализма. В 1937 г. все союзные и автономные республики страны также принимают свои новые конституции. Наконец в 1977 г. принимается третья по счету Конституция СССР, закрепившая провозглашенный Коммунистической партией этап построения развитого социализма и общесоюзного государства, а в 1978 г. вновь принимаются конституции союзных и автономных республик.

С конца 80-х гг. в конституционное законодательство стали вноситься многочисленные изменения, отвечавшие реалиям периода перестройки, когда же распался Союз ССР и рухнула авторитарная командно-административная система, строившаяся на безраздельной власти КПСС, встал вопрос о подготовке новой Конституции РСФСР, равно как и других бывших республик Союза. С принятием Декларации о государственном суверенитете приступили к пересмотру своего конституционного законодательства также бывшие автономные республики.

Проект новой Конституции РСФСР подготовило образованное по Указу Президента РСФСР Конституционное совещание; 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование (референдум), посредством которого и была принята действующая Конституция Российской Федерации.

ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ

 

Государственно-правовые реформы начались с создания органов народного представительства (Съезд народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР). Съезд выявил демократический потенциал страны, выдвинул плеяду решительных борцов за демократические перемены (А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев, Г.Х. Попов, А.А. Собчак, Ю.А. Афанасьев и др.). Съезд народных депутатов избрал Президентом СССР М.С. Горбачева.

Начался процесс расширения прав союзных республик. В апреле 1990 г. был провозглашен суверенитет РСФСР, а 12 июня 1991 г. впервые всенародно избран ее президент – Б.Н. Ельцин. Августовский путч 1991 г., организованный сторонниками возврата к прошлому, закончился провалом, он дал толчок суверенизации всех союзных республик, произошел распад СССР на 15 независимых государств, образовалось СНГ.

После провозглашения России суверенным государством появились важные новеллы в механизме государственной власти: введение институт президентства, учреждение двухпалатного Верховного Совета и Конституционного Суда.

В 1992-1993 гг. между Президентом и Верховным Советом стали назревать серьезные разногласия, которые завершились острым конституционным кризисом. 21 сентября 1993 г. Президент издал Указ №1400, которым приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. 3-4 октября произошли трагические события с применением силы обеими сторонами, после чего на всенародное голосование была вынесена Конституция, которая и была принята 12 декабря 1993 г. (59% - за) Одновременно были проведены выборы в новые органы государственной власти (Государственную Думу и Совет Федерации).

 

ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК

 

Внесение поправок регулируется:

- конституция РФ (гл.9)

- ФЗ "О порядке вступления в силу поправок к Конституции РФ" #33 от 4 марта 1998 г.

 

Могут вносить поправки: президент, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные органы власти субъектов РФ, группы численностью не менее 1/5 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

 

Порядок внесения поправок в главы 1, 2, 9 Конституции РФ (означает принятие новой конституции):

1) предложение о поправках должно быть поддержано не менее 3/5 от общего числа членов СФ и депутатов ГД;

2) созывается Конституционное Собрание: 2/3 + референдум (50%+1 голос) (при условии, что в референдуме приняли участие не менее 1/2 зарегистрированных избирателей)

 

Порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции РФ = ФКЗ:

1) одобрение поправки не менее чем 2/3 от общего числа депутатов ГД;

2) одобрение поправки не менее чем 3/4 от общего числа членов СФ;

3) одобрение поправки органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (в срок не позднее 1 года).

 

Статья 65 изменяется в особом порядке (она перечисляет наименование субъектов РФ):

- изменения определяющие состав РФ

- изменения наименований субъектов РФ

Постановление Конституционного суда РФ #5-П от 28 ноября 1995 г.: новое наименование субъекта включается в текст ст.65 Конституции РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конституции РФ в соответствие с решением самого субъекта РФ.

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ

 

Целям охраны Конституции служит положение ч. 5 ст. 13: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя…». Гарантируется деятельность только тех объединений, которые признают конституционные порядки.

Также от каждого гражданина требуется:

· Уважать конституционные права других граждан;

· Подчиняться правовым актам, изданным конституционными органами государственной власти, а также вступившим в законную силу судебным решениям и приговорам;

· Уважать конституционные порядки, ни при каких условиях, кроме необходимой самообороны, не применяя насилие;

 

Конституция РФ предусматривает также активные формы охраны ее гражданами. Так, ч. 2 ст. 46 устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединение и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

+ Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. регламентируется право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ.

 

Граждане также могут охранять конституцию, если речь идет о чрезвычайных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции путем совершения государственного переворота. Народ, вправе противостоять таким действиям антиконституционных сил. Об это ничего не говорится в тексте конституции РФ, но народ обладает таким право в силу своего суверенитета и естественных прав.

 

Основная ответственность за охрану конституции в России падает на Президента, который является ее гарантом (ч. 2 ст. 80). Он клянется «соблюдать и защищать конституцию» при принятии присяги (ч. 1 ст. 82).

Конституция не возлагает специальных обязательств по ее охране на Федеральное Собрание, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды, но в силу своих конституционных полномочий и при чрезвычайных ситуациях, они обязаны будут действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту. Такая же обязанность действует по отношению к Вооруженным силам и правоохранительным органам, находящихся в ведении исполнительной власти.

 

Конституция также предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека (ФКЗ от 26 февраля 1997г.), который призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

 

Конституционный Суд РФ: разрешает дела о соответствии Конституции РФ всех нормативных актов государства, разрешает споры о компетенции, дает толкование конституции РФ, осуществляет ряд иных полномочий, призванных обеспечить неуклонное соблюдение Конституции.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.