Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-12 | 232 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
____________ Е.И.Хаванов
(подпись)
__________
(дата)
Программа дисциплины «История средних веков»
составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
по специальности «история» –
по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестры 3,4
Общая трудоемкость дисциплины 408, в том числе: лекций –136 часов
Автор
Ртищева Г. А., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории
Рекомендовано к печати протоколом заседания
Кафедры всеобщей истории
от _______ № ______.
(дата)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1. Программа учебной дисциплины_ 4
1.1. Пояснительная записка_ 4
1.2. Содержание дисциплины «история средних веков_ 7
(Европа и Византия)»_ 7
1.3.Список рекомендуемой литературы_ 71
1.4. Интернет-ресурсы_ 103
Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «История средних веков»_ 113
2.1. План освоения дисциплины_ 113
2.2. Примерная тематика курсовых и дипломных работ, рефератов_ 124
2.3. Тематический план курса лекций по истории средних веков_ 128
2.4. Контрольные тестовые задания_ 187
Часть 1. Программа учебной дисциплины
Пояснительная записка
Соответствие образовательному стандарту.
Программа дисциплины «История средних веков» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «история» – по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
|
Общая трудоемкость дисциплины «история средних веков»
Семестр 1 | Семестр 2 | Итого | |
Аудиторнных часов | |||
Самост. раб. | |||
Итого |
Общая трудоемкость дисциплины408, в том числе: лекций – 136 часов.
Семестры3,4
Место дисциплины в основной образовательной программе,
межпредметные связи.
Курс истории средних веков является системообразующим в общей структуре гуманитарного знания. Многие теоретические понятия науки истории, разработаны в значительной степени на материале западноевропейского средневековья.
«История средних веков» наиболее тесно связана с такими дисциплинами первого года обучения как «История Древнего мира», «Отечественная история», «Сравнительная история мировых религий».
В дальнейшем, в рамках прохождения других дисциплин курса, таких как «Новая и новейшая история стран Европы и америки», «История России», «Новая и новейшая история Азии и Африки» система знаний по истории и навыков анализа исторических источников значительно расширяется и углубляется. Хронологические рамки курса: конец V – XV вв.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Дисциплина « История средних веков » должна:
§ предоставить студентам знания о наиболее важных событиях и процессах средневековой истории,
§ дать представления о наиболее важных методологических подходах к изучению средневековой истории и наиболее значимых дискуссионных проблемах медиевистики,
§ сформировать современное видение процессов социального, экономического, политического и культурного развития народов в период средневековья,
§ сформировать понимание возможностей деятельности на основе полученных знаний и приобретенных навыков.
Виды деятельности на которые ориентируется дисциплина.
В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности в области истории.
|
Требования к уровню усвоения дисциплины.
По окончании освоения дисциплины «История средних веков»слушатель должен:
§ знать основные факты истории средних веков, уметь характеризовать специфические черты средневекового общества,
§ уметьоперировать основными понятиями в области средневековой истории,
§ иметь представлениео различных методологических основах изучения средневековой истории,
§ уметь проводить сравнительный анализ средневековых цивилизаций различных регионов, определять общие закономерности и национальные особенности социально-политического, экономического и культурного развития народов в эпоху средневековья,
§ иметь первичные навыки применения методов исторического исследования, анализа источников, понимать специфику работы со средневековыми источниками.
§ видеть связи явлений и процессов в истории средневековья,
§ уметьвести занятия по соответствующей дисциплине в средних общеобразовательных заведениях, самостоятельно анализировать вопросы программы дисциплины, ее содержание, мировоззренческую направленность, грамотно использовать понятия и факты в области средневековой истории.
Формы контроля по дисциплине. Итоговый контроль.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение зачета и экзамена в 3-ем семестре и экзамена в 4-ом семестре.
Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, коллоквиумов, компьютерного тестирования, на практических занятиях, при проверке рефератов, конспектов, курсовых работ и письменных контрольных.
1.2. Содержание дисциплины «история средних веков
(Европа и Византия)»
ВВЕДЕНИЕ
Происхождение и понятийное содержание термина "средние века". Хронологические рамки европейского средневековья и проблемы периодизации. Понятие "феодализм", его происхождение и существующие трактовки.
Европа на протяжении средних веков: динамика климатических изменений, характер природных ресурсов, изменение природной среды в результате деятельности человека. Общая характеристика демографических процессов в Европе с V по XV вв.
Литература.
1. Бессмертный Ю.А. Современная западноевропейская историография о развитии производительных сил в средневековом земледелии. Научно-аналитический обзор. М., 1981.
|
2. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.
3. Бессмертный Ю.Л. Структура крестьянской семьи во франкской деревне IX в. // Средние века. М., 1980. Вып. 43.
4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. 1973.
5. Введение в специальные исторические дисциплины. М. 1990.
6. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М. 2002.
7. Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в средние века. М. 2002
8. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.
9. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск., 1994.
10. Дюби Ж. Трёхчастная модель или представление средневекового общества о себе самом. М. 2000.
11. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.
12. История Европы с древнейших времён до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.
13. Культура и общество в средние века: методика и методология зарубежных исследования. Вып. I, II, III. M., 1982, 1987, 1990.
14. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.
15. Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск. 1963 - 1994. Вып. 1 - 21.
16. Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974.
17. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л. 1990.
18. Проблемы развития феодальной собственности на землю. М., 1979.
19. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М., 1976.
20. Словарь средневековой культуры. М., 2003.
21. Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 1 - 4.
22. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М. 1996.
23. Элита и этнос средневековья. М. 1995.
24. Homo Historicus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л.Бессмертного. В двух книгах. М. 2003.
Интернет-ресурсы
http://www.auditorium.ru/p/index.php?a=presdir&c=getForm&r=subdiscDesc&discipline_id=2&subdiscipline_id=305&PHPSESSID=b9e1b13741f65fd4bc30305877f8824a
|
РАЗДЕЛ I. РОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Тема 1. Дофеодальные варварские общества до "Великого переселения народов".
Проблемы этнического происхождения кельтов, германцев и славян. Источники по истории варварских народов до Великого переселения. Места первоначального расселения и пути миграций. Уровень хозяйственного развития кельтских и германских племен; различные точки зрения на эту проблему. Формы социальной организации этих племен. Своеобразие культурного развития народов кельтского и германского этносов. Характер отношений с античным миром. Степень романизации отдельных народов.
Источники, хрестоматии и сборники документив.
Литература.
Интернет-ресурсы
1. Литература по истории, религии и культуре кельтов / портал «Кельтика» //
http://www.celtica.ru/b_celts.html
2. Гуревич А.Я. Древние германцы. // Избранные труды: В 2 т. / Библиотека портала Аудиториум //
http://www.auditorium.ru/books/964/
3. Шкунаев С.В. Германские племена и союзы племен / Библиотека Fiction book // http :// www.fictionbook.ru/en/author/shkunaev_s_v/germanskie_plemena_i_soyuziy_plemien/
4. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm
5. Цезарь Записки о Галльской войне // библиотека Гумер //
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/index.php
6. Филипп Я. Кельтская цивилизация и ее наследие // библиотека Гумер //
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/filip/index.php
7. Гюйонварх К., Леру Ф. Кельтская цивилизация // библиотека проекта Uisce Beatha //
http://www.aquavitae.narod.ru/leru.htm
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!