Заведующий кафедрой всеобщей истории — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Заведующий кафедрой всеобщей истории

2017-12-12 232
Заведующий кафедрой всеобщей истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

____________ Е.И.Хаванов

(подпись)

__________

(дата)

Программа дисциплины «История средних веков»

составлена в соответствии с требованиями национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

по специальности «история» –

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестры 3,4

Общая трудоемкость дисциплины 408, в том числе: лекций –136 часов

Автор

Ртищева Г. А., к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории

Рекомендовано к печати протоколом заседания

Кафедры всеобщей истории

от _______ № ______.

(дата)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 1. Программа учебной дисциплины_ 4

1.1. Пояснительная записка_ 4

1.2. Содержание дисциплины «история средних веков_ 7

(Европа и Византия)»_ 7

1.3.Список рекомендуемой литературы_ 71

1.4. Интернет-ресурсы_ 103

Часть 2. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины «История средних веков»_ 113

2.1. План освоения дисциплины_ 113

2.2. Примерная тематика курсовых и дипломных работ, рефератов_ 124

2.3. Тематический план курса лекций по истории средних веков_ 128

2.4. Контрольные тестовые задания_ 187


Часть 1. Программа учебной дисциплины

Пояснительная записка

 

Соответствие образовательному стандарту.

 

Программа дисциплины «История средних веков» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «история» – по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Общая трудоемкость дисциплины «история средних веков»

  Семестр 1 Семестр 2 Итого
Аудиторнных часов      
Самост. раб.      
Итого      

 

Общая трудоемкость дисциплины408, в том числе: лекций – 136 часов.

Семестры3,4

 

 

Место дисциплины в основной образовательной программе,

межпредметные связи.

Курс истории средних веков является системообразующим в общей структуре гуманитарного знания. Многие теоретические понятия науки истории, разработаны в значительной степени на материале западноевропейского средневековья.

«История средних веков» наиболее тесно связана с такими дисциплинами первого года обучения как «История Древнего мира», «Отечественная история», «Сравнительная история мировых религий».

В дальнейшем, в рамках прохождения других дисциплин курса, таких как «Новая и новейшая история стран Европы и америки», «История России», «Новая и новейшая история Азии и Африки» система знаний по истории и навыков анализа исторических источников значительно расширяется и углубляется. Хронологические рамки курса: конец V – XV вв.

Цели и задачи учебной дисциплины.

 

Дисциплина « История средних веков » должна:

§ предоставить студентам знания о наиболее важных событиях и процессах средневековой истории,

§ дать представления о наиболее важных методологических подходах к изучению средневековой истории и наиболее значимых дискуссионных проблемах медиевистики,

§ сформировать современное видение процессов социального, экономического, политического и культурного развития народов в период средневековья,

§ сформировать понимание возможностей деятельности на основе полученных знаний и приобретенных навыков.

Виды деятельности на которые ориентируется дисциплина.

В результате усвоения материалов дисциплины, студенты получают знания и навыки, необходимые для самостоятельной исследовательской и преподавательской деятельности в области истории.

 

Требования к уровню усвоения дисциплины.

По окончании освоения дисциплины «История средних веков»слушатель должен:

§ знать основные факты истории средних веков, уметь характеризовать специфические черты средневекового общества,

§ уметьоперировать основными понятиями в области средневековой истории,

§ иметь представлениео различных методологических основах изучения средневековой истории,

 

§ уметь проводить сравнительный анализ средневековых цивилизаций различных регионов, определять общие закономерности и национальные особенности социально-политического, экономического и культурного развития народов в эпоху средневековья,

 

§ иметь первичные навыки применения методов исторического исследования, анализа источников, понимать специфику работы со средневековыми источниками.

§ видеть связи явлений и процессов в истории средневековья,

 

§ уметьвести занятия по соответствующей дисциплине в средних общеобразовательных заведениях, самостоятельно анализировать вопросы программы дисциплины, ее содержание, мировоззренческую направленность, грамотно использовать понятия и факты в области средневековой истории.

 

Формы контроля по дисциплине. Итоговый контроль.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрено проведение зачета и экзамена в 3-ем семестре и экзамена в 4-ом семестре.

Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, коллоквиумов, компьютерного тестирования, на практических занятиях, при проверке рефератов, конспектов, курсовых работ и письменных контрольных.

 

 

1.2. Содержание дисциплины «история средних веков

(Европа и Византия)»

 

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение и понятийное содержание термина "средние века". Хронологические рамки европейского средневековья и проблемы периодизации. Понятие "феодализм", его происхождение и существующие трактовки.

Европа на протяжении средних веков: динамика климатических изменений, характер природных ресурсов, изменение природной среды в результате деятельности человека. Общая характеристика демографических процессов в Европе с V по XV вв.

 

Литература.

1. Бессмертный Ю.А. Современная западноевропейская историография о развитии производительных сил в средневековом земледелии. Научно-аналитический обзор. М., 1981.

2. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.

3. Бессмертный Ю.Л. Структура крестьянской семьи во франкской деревне IX в. // Средние века. М., 1980. Вып. 43.

4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М. 1973.

5. Введение в специальные исторические дисциплины. М. 1990.

6. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М. 2002.

7. Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в средние века. М. 2002

8. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

9. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск., 1994.

10. Дюби Ж. Трёхчастная модель или представление средневекового общества о себе самом. М. 2000.

11. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.

12. История Европы с древнейших времён до наших дней. В 8 т. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа.

13. Культура и общество в средние века: методика и методология зарубежных исследования. Вып. I, II, III. M., 1982, 1987, 1990.

14. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992.

15. Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск. 1963 - 1994. Вып. 1 - 21.

16. Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. Избранные труды. М., 1974.

17. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л. 1990.

18. Проблемы развития феодальной собственности на землю. М., 1979.

19. Самаркин В.В. Историческая география Западной Европы в средние века. М., 1976.

20. Словарь средневековой культуры. М., 2003.

21. Средневековая Европа глазами современников и историков. М. 1995. Ч. 1 - 4.

22. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М. 1996.

23. Элита и этнос средневековья. М. 1995.

24. Homo Historicus. К 80-летию со дня рождения Ю.Л.Бессмертного. В двух книгах. М. 2003.

 

Интернет-ресурсы

  1. Пиков Г.Г. Публичные чтения по истории Средних веков в НГУ. // библиотека НГУ //http://students.gf.nsu.ru/medieval/progr.html
  2. Егер О. Всемирная история (том 2. Средние века) // Библиотека Гумер //http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eger2/index.php
  3. Библиотека средневековых исторических источников «Восточная литература» //http://vostlit.info/
  4. Библиотека средневековой литературы Gremlin’s treasure//http://gremlinmage.narod.ru/medieval.html#german
  5. Портал auditorium, книги по истории средних веков //

http://www.auditorium.ru/p/index.php?a=presdir&c=getForm&r=subdiscDesc&discipline_id=2&subdiscipline_id=305&PHPSESSID=b9e1b13741f65fd4bc30305877f8824a

 

РАЗДЕЛ I. РОЖДЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Тема 1. Дофеодальные варварские общества до "Великого переселения народов".

Проблемы этнического происхождения кельтов, германцев и славян. Источники по истории варварских народов до Великого переселения. Места первоначального расселения и пути миграций. Уровень хозяйственного развития кельтских и германских племен; различные точки зрения на эту проблему. Формы социальной организации этих племен. Своеобразие культурного развития народов кельтского и германского этносов. Характер отношений с античным миром. Степень романизации отдельных народов.

Источники, хрестоматии и сборники документив.

  1. Древние германцы. Сб. документов. М., 1937.
  2. Ирландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.
  3. Похищение быка из Куальнге. М., 1985.
  4. Старшая Эдда. М.-Л., 1963.
  5. Хрестоматия по истории средних веков. В 3-х томах. М., 1961., Т. 1.

 

Литература.

  1. Вольфрам Х. Готы. От истоков до середины VI в.: Опыт исторической этнографии. СПб. 2003
  2. Диллон М., Чедвик Н.К. История кельтских королевств. М.,2006.
  3. История Европы с древнейших времён до наших дней. В 8 т. М., 1988. Т. 1. Древняя Европа. С. 203 -211, 594 - 617.
  4. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3-х томах. М., 1985. Т.1. Глава 3.
  5. Кельты и кельтские языки. М., 1974.
  6. Мифы народов мира. Т. 1 - 2. М., 1980 - 1982.
  7. Филип Я. Кельтская цивилизация и её наследование. Прага. 1961.
  8. Фюстель де Куланж. История общественного строя древней Франции. СПб, 1904-Пг,1916.
  9. Широкова Н.С. Кельтские друиды. Л. 1984.
  10. Широкова Н.С. Культура древних кельтов. Л. 1983.
  11. Шкунаев С.В. Община и общество западных кельтов. М., 1989.

Интернет-ресурсы

1. Литература по истории, религии и культуре кельтов / портал «Кельтика» //

http://www.celtica.ru/b_celts.html

2. Гуревич А.Я. Древние германцы. // Избранные труды: В 2 т. / Библиотека портала Аудиториум //

http://www.auditorium.ru/books/964/

3. Шкунаев С.В. Германские племена и союзы племен / Библиотека Fiction book // http :// www.fictionbook.ru/en/author/shkunaev_s_v/germanskie_plemena_i_soyuziy_plemien/

4. Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tacit.htm

5. Цезарь Записки о Галльской войне // библиотека Гумер //

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/cezar/index.php

6. Филипп Я. Кельтская цивилизация и ее наследие // библиотека Гумер //

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/filip/index.php

7. Гюйонварх К., Леру Ф. Кельтская цивилизация // библиотека проекта Uisce Beatha //

http://www.aquavitae.narod.ru/leru.htm

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.