Вопрос 49. Социализация личности: сущность, подходы к пониманию, механизмы, направления, факторы. Соц-педагогическая деятельность по социализации личности школьника. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос 49. Социализация личности: сущность, подходы к пониманию, механизмы, направления, факторы. Соц-педагогическая деятельность по социализации личности школьника.

2017-12-09 181
Вопрос 49. Социализация личности: сущность, подходы к пониманию, механизмы, направления, факторы. Соц-педагогическая деятельность по социализации личности школьника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социализация - процесс и результат усвоения индивидом соц. опыта. Процесс усвоения знаний, умений, навыков,установок, принятых обществом в данное время, в данной историч. эпохе. Вхождение чел-ка в общ-во.

Признаки: 1)Происходит на протяжении всей жизни;2)усваивается соц.опыт;3)первичная (в детстве) и вторичная (спец.знания, обучен.профессии);4)стихийная (в повседневной жизни) и упорядоченная (учеба);5)в процессе соц-ии усваивается соц.статус (положен.в обществе) и соц.роль (ожидаемое поведение, обусловленное статусом).

Соц-ия осуществляется в процессе взаимодействия чел.и окр.среды- меняет себя или среду.Происходит:

- соц.адаптация -приспособление чел.к измен.условиям;

- интеграция -проникновение в общество и определение своей соц.ниши.

Сущность соц-ии -формирует чел-ка как члена того общества, к которому он принадлежит.

Соц-ия может быть успешная (у чел-ка высокий уровень развития, стремится удовлетворять свои творч.потребности и интересы, постоянно расширяет свой кругозор) и неусп-ая (вызывается неблагопол.условиями- преступление, стресс, смерть близкого, увольнение с работы.У чел-ка пропадает желание развивать себя).

Механизмы соц-ии:

- подражание -воспроизведение опыта других людей;

- внушение - неосознанное усвоение и воспроизведение мыслей, чувств и опыта других людей;

- фасилитация - у чел-ка возникает желание быть лучше в присутствии определенных людей.

- ингибиция - противопол.процессу фасилитации-торможение в проявлениях личности в присутствии кого-то.

- идентификация - определение своей принадлежности к кому-либо.

- индивидуализация - проявление качеств, присущих только одному человеку.

- конформизм - стремление быть как все.присуще подросткам (одежда,прическа,поступки).

Так как соц-ия происходит во взаимодействии с разл. факторами, выделяют универсальные механизмы:

- традиц-ый - через семью-нормы,эталоны поведения,взгляды,характерные для данной семьи.

- стилизованный - действует в рамках субкультуры (молодежной,профессион-й)-стиль общения, речь, вн.вид.

- межличностный -общение со значимыми личностями.

Влияние всех механизмов опосредуется рефлексией - внутр.диалог.Соц-ия человека происходит под влянием всех механизмов,но соотношение роли механизмов различно-в селе большую роль играет традиц.механизм;в условиях города-стилизованный,институц-ый. Задача соц.педагога-выявить процесс соц-ции,определить его позитивные и негативные возможности,найти способы использования и усиления позитивных возможностей.

Факторы, влияющие на социализацию:

1.Микро- семья, соседство, группа сверстников,религиозные организации, воспитательные организации.

2.Мезо – регион, СМИ, субкультура,тип поселения (сельские - сильный соц. контроль за поведением чел-ка; город - соц.мобильность, огромное кол-во альтернатив, выбора; поселок - перекресток между традиционным механизмом, свойственный селу, и городским образом жизни).

3.Макро - страна (влияет на рождаемость и плотность населения, состояние здоровья),этнос, общество (совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми), государство (фактор стихийной соц-ии,т.к. политика,идеология создают условия для жизни граждан,их развития).

Соц.педагог появился в первую очередь в школе, т.к. возникла необходимость (опекаемые, сироты, дети с дев.повед.).В соответствии с гос.обр.стандартом деят-ть направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитат-й и коррекц. работы с ними в разл социумах. Сферы деят-ти: соц-пед-кая, правозащитная, культурно-просветит-я, организационно-управленч., методическая, исслед-ская, агитационно-пропагандистская.

Социализация происходит благодаря усвоениям ценностей за счет закладывания в структуре личности норм, которые свойственны семье в целом или ее отдельным членам.Это доказано эмпирически: процент лиц с отклоняющимся поведением выше, когда соц-ция происходит в условиях семейных конфликтов или в неполных семьях. Поэтому основной этап первичной социализации - семья, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Дальнейшее развитие происходит в школе. Процесс соц-ции должен быть начат с изучения и понимания справедливости, равенства, свобода, демократии, личности, правосудия.Они изучаются в процессе реализации соц. проекта «Юный друг милиции»,курсов «Знаешь ли ты свои права», «Закон и мы».В школах проблема соц-ции решается совместными усилиями учителей, родителей, уч-ся.

Проблемы связанные с соц-цией уч-ся: отсутствие единых норм и ценностей в развитых соц. институтах;нежелание понять и признать ценности «иных» людей;отсутствие своевременной помощи со стороны службы сопровождения, родителей, педагогов, товарищей и т. д.

Для успешной соц-ции реб-ка должны взаимодействовать все соц. структуры. Работа строится исходя из анализа условий, в которых проживает, воспитывается, общается реб-к. В начале каждого года составляются соц. паспорта классов, исходя из которых, строится соц. паспорт школы. Выявляются различные категории уч-ся и их семей. Это позволяет определить первичное звено соц-ции и увидеть проблемы, которые можно помочь решить. Следующий шаг выявления проблем - социометрия каждого классного коллектива, что позволяет выявить проблемы соц-ции на этом этапе. Проведение анкет, диагностик об интересах, друзьях и т.д. позволяет найти проблемы на третьем уровне соц-ции. Выявление проблем ведет к практич. действиям по оказанию помощи уч-ся, родителям, педагогам. Только совместными усилиями можно помочь детям преодолеть проблемы соц-ции.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.